Украина, 270100, Одесса, ул. Пастера, 16
ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ И АТТЕСТАЦИИ ПЛАВСОСТАВА
ОДЕССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОРСКОЙ АКАДЕМИИ
УПРАВЛЕНИЕ
БОРЬБОЙ С ПОЖАРОМ
НА СУДНЕ
(учебное пособие)
Одесса
STCW-CONVENTION 78/95
STCW-CODE 95
Управление борьбой с пожаром на судне. Одесса: ЦПАП, 1997-122 с.
В учебном пособии изложены материалы по классификации судовых пожаров, основам горения, особенностям пожаров в жилых помещениях, машинных отделениях, грузовых трюмах и танках. Приводятся сведения о способах обнаружения и разведки пожара, об организации и руководстве тушением пожара, сохранении остойчивости судна. Уделено внимание эвакуации и спасению людей.
Книга рассчитана на капитанов, старших помощников капитана, старших механиков, офицеров и ключевых лиц экипажа судна, руководящих борьбой с пожаром. Она может быть полезной преподавателям, инструкторам и экзаменаторам, осуществляющим подготовку и оценку знаний плавсостава. Рассмотрена и рекомендована Специальной комиссией от имени Морской Администрации Украины и комиссией по направлению высшего образования "Судовождение и энергетика судов" в качестве основного учебного пособия для учебных Центров плавсостава.
Авторы книги: В.В. Демидов,
А.А. Петраков,
В.Г. Абрахманов,
М.А. Колегаев,
И.А. Мамкичев,
В.В. Олейник,
А.Ф. Володин,
В.В. Пономаренко,
под обшей редакцией А.Н. Пипченко.
Рецензент А.А. Ильчук.
Редактор А. Пипченко
Технические редакторы: А. Романенко, Н. Чернозубова
Литературный редактор: Н. Чернозубова
Сдано в набор 10.07.1997
Подписано в печать 10.07.1997
Формат 60х34/16
Гарнитура Times New Roman, Arial
Печать высокая.
Условных листов 6.5 Тираж 1000 экз.
ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ И АТТЕСТАЦИИ ПЛАВСОСТАВА
Украина, 270100, Одесса, ул. Пастера, 16
Телефон (0482) 23-83-59
Телефон/Факс (0482) 23-01-96
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ. 5
Раздел 1. Классификация пожаров. 7
1.1 Пожары класса "А" 7
Древесина и древесные материалы.. 7
Текстильные и волокнистые материалы.. 8
Пластмассы и резина. 9
1.2 Пожары класса "В" 10
Легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. 10
Краски и паки. 11
1.3 Пожары класса "С" 11
Газы.. 11
1.4 Пожары класса "D" 13
Металлы.. 13
1.5 Пожары класса "Е" 14
Электрооборудование. 14
Раздел 2. Основы горения и его прекращения. 15
2.1 Горение. 15
2.2 Пожар. 15
2.3 Треугольник горения (" пожарный треугольник") 15
Раздел 3. Способы обнаружения пожара. 17
Раздел 4. Развертывание аварийных партий. 18
Раздел 5. Организация руководства тушением пожара. 19
5.1 Руководитель тушения судового пожара. 19
5.2 Обязанности руководителя. 19
5.3 Взаимодействия с прибывшими подразделениями. 19
5.4 Порядок замены руководителя тушением пожара. 19
5.5 Штаб пожаротушения. 20
5.6 Организация связи на пожаре. 20
Судовая радиотрансляционная сеть. 20
Портативные радиостанции. 20
Судовая телефонная сеть. 21
Береговые средства. 21
Связь посыльным. 21
Раздел 6. Разведка пожара. 22
Раздел 7. Эвакуация и спасение людей. 23
Раздел 8. Сохранение остойчивости судна при пожаре. 24
Раздел 9. Пожар в жилых помещениях. 25
9.1 Первоочередные действия. 25
9.2 Тушение пожара в закрытых помещениях. 25
Раздел 10. Особенности пожаров в грузовых трюмах. 27
10.1 Активное воздействие на очаг горения. 27
10.2 Объемное тушение. 28
10.3 Затопление трюма. 28
10.4 Выбор огнегасительных средств. 28
Раздел 11. Особенности пожаров грузовых танков наливных судов. 30
11.1 Факельное горение. 30
11.2 Горение в пределах корпуса судна. 30
11.3 Горение в танках и на поверхности воды. 30
Раздел 12. Тушение пожаров в машинных помещениях. 31
12.1 Первоочередные действия. 31
12.2 Активный способ тушения. 31
12.3 Объемное пожаротушение. 31
12.4. Общие рекомендации. 32
Приложение 1. Рекомендации по расчетам и применению огнетушащих средств. 33
1. Водотушение. 33
2. Пенотушение. 34
3. Углекислотное тушение. 35
4. Паротушение. 36
5. Тушение хладонами. 36
6. Огнетушащие порошки. 36
7. Рекомендации по выбору оптимальных огнетушащих средств при тушении судовых пожаров. 36
Приложение 2. Рекомендации по организации спасения людей при пожаре. 38
Приложение 3. Рекомендации вахтенному помощнику по организации тушения пожара на судне при отсутствии на борту капитана и старшего помощника. 40
Приложение 4. Рекомендации по борьбе с пожаром на ремонтируемых судах. 42
Приложение 5. Условные и фактические действия экипажей судов при проведении практических занятий (учений) 43
5.1 Средства имитации. 43
5.2 Применение первичных средств пожаротушения. 44
5.3 Стационарные системы пожаротушения. 44
5.4 Системы пожарной сигнализации. 45
5.5 Организационные вопросы. 46
Приложение 6. Инструкция. 47
Приложение 7. Разбор случаев борьбы с пожарами на судах. 49
Сообщение №1. 49
Сообщение №2. 49
Сообщение №3. 50
Сообщение №4. 51
Сообщение №5. 52
Сообщение №6. 52
Сообщение №7. 53
Сообщение №8. 54
Сообщение №9. 55
Сообщение №10. 55
Сообщение №11. 56
Сообщение №12. 57
Сообщение №13. 57
Сообщение №14. 58
Сообщение №15. 59
Сообщение №16. 59
Сообщение №17. 60
Сообщение №18. 61
Сообщение №19. 61
Сообщение №20. 62
Приложение 8. Контрольные вопросы по курсу "управление борьбой с пожаром на судне" для аттестации специалистов. 63
Раздел 1. Классификация судовых пожаров. 63
Раздел 2. Основы горения и его прекращения. 63
Раздел 3. Способы обнаружения пожара на судне. 63
Раздел 4. Развертывание аварийных партий. 63
Раздел 5. Организация руководства тушением пожара. 64
Раздел 6. Разведка пожара. 64
Раздел 7. Эвакуация и спасение людей на пожаре. 64
Раздел 8. Сохранение остойчивости судна при пожаре. 65
Раздел 9. Тушение пожаров в жилых помещениях судов. 65
Раздел 10. Особенности тушения пожара в грузовых трюмах. 65
Раздел 11. Особенности пожаров в танках наливных судов. 66
Раздел 12. Тушение пожаров в машинных помещениях. 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 67
ПРЕДИСЛОВИЕ
Моряки, назначенные руководить операциями по борьбе с пожаром, должны пройти подготовку по методам борьбы с пожаром по расширенной программе, обращая особое внимание на организацию, тактику и управление и показать компетентность, позволяющую им принять на себя выполнение задач, обязанностей и ответственности согласно требованиям раздела A-VI/3 Международного Кодекса STCW-CODE 95.
К основным задачам сферы компетентности относятся:
– руководство операциями по борьбе с пожаром на судах;
– организация и подготовка пожарных партий;
– проверка и обслуживание систем и оборудования для обнаружения пожара и пожаротушения;
– расследование и составление докладов об инцидентах, связанных с пожаром.
Для методологического обеспечения прохождения одобренного курса подготовки Международная морская организация (IMO) рекомендует руководствоваться специальной моделью курса 2.03 "Advance training in fire fighting". При этом имеется в виду, что моряки до этого курса успешно прошли базисную подготовку по борьбе с пожаром "Basic fire fighting" являющуюся одной из составных частей курса "Выживание и безопасность на море" согласно подразделу A-VI/1-2 "Спецификация минимального стандарта компетентности в области противопожарной безопасности и борьбы с пожаром" Кодекса STCW-CODE 95.
Одним из основных требований при освидетельствовании морских учебных пожарных центров является наличие учебника или учебного пособия для обучающихся, охватывающего все разделы программы курса "Advance training in fire fighting". Для решения этой задачи, поставленной Морской Администрацией Украины (Приказ №155 от 06.05.97 г.), при Центре подготовки и аттестации плавсостава был создан авторский коллектив, в который вошли компетентные представители от науки, преподавания и практики, а именно:
– Демидов Вячеслав Владимирович, кандидат технических наук, доцент, инструктор-экзаменатор, председатель Государственной квалификационной комиссии по специальным типам судов (танкера, РО-РО пассажирские суда), основные работы в области выживания на море и профессиональной безопасности;
– Петраков Александр Алексеевич, руководитель сектора противопожарной безопасности флота ЮжНИИМФ, инструктор-офицер по пожарной безопасности, основные работы в области предотвращения пожара и управления борьбой с пожаром;
– Абрахманов Виктор Григорьевич, начальник ВОХР ГСК ЧМП, основные работы в области предотвращения пожара и управления борьбой с пожаром;
– Колегаев Михаил Александрович, кандидат технических наук, директор Центра выживания на море, инструктор-офицер по выживанию и безопасности на море;
– Мамкичев Николай Анатольевич, капитан 1-ранга, инструктор-офицер учебного пожарного центра, основные работы в области выживания и безопасности на море;
– Олейник Вячеслав Валентинович, капитан 1-ранга, инструктор-офицер учебного пожарного центра, основные работы в области выживания и безопасности на море;
– Володин Анатолий Федорович, механик 1 разряда, начальник отдела технической инспекции Главной государственной морской инспекции Украины, председатель Государственной квалификационной комиссии судомехаников (электромехаников), основные работы в области судовых технических средств;
– Пономаренко Виталий Владимирович, кандидат технических наук, доцент, инструктор-офицер, основные работы в области технических средств безопасности мореплавания и защиты окружающей среды.
При работе над данным учебным пособием авторы стремились дать систематизированное представление о современных способах и средствах обнаружения и разведки пожара, тактике развертывания аварийных партий, сохранения остойчивости судна при тушении пожара.
Поэтому в приложении к основному тексту имеются рекомендации по расчету и применению огнетушащих средств; по организации спасения людей; по борьбе с пожаром на ремонтируемых судах; по проведению учений с экипажем судна.
В Приложении 8 в помощь инструктору-экзаменатору, проводящему проверку знаний и учащемуся в порядке самоконтроля знаний, приводятся контрольные вопросы по курсу.
Большое внимание авторы уделили разбору случаев борьбы с пожаром на судах (Приложение 7). При этом примеры подбирались с таким расчетом, чтобы охватить по возможности широкий круг аспектов в отношении ситуации, примененной стратегии и тактики, повреждений судна и увечий пострадавших, анализа причин пожара и выводов. В качестве источников информации использовались данные Международной палаты торгового флота, а также архивные материалы о пожарах на отечественных судах. Всего анализируется двадцать ситуаций на различных типах судов, с различными классами грузов, во время рейсов, стоянки в порту и в ремонте.
Материалы книги и разбор приведенных ситуаций, могут служить хорошим методическим пособием для проведения учебно-тренировочных занятий на судне, поскольку Международным комитетом по безопасности мореплавания особый акцент для предотвращения и успеха в борьбе с пожарами отводится подготовке судового экипажа.
В этом главная цель книги, и на наш взгляд, она достигнута благодаря стараниям авторского коллектива и рецензента книги - Ильчука Анатолия Антоновича, ведущего специалиста отдела охраны труда и пожарной безопасности ГДМРТУ, внесшего существенные поправки и рекомендации, реализация которых обогатила содержание книги. В заключение я хочу выразить благодарность всем, кто помог конструктивными замечаниями во время написания этой книги.
Директор Центра A.H. Пипченко
Пластмассы и резина
При изготовлении пластмассы используется огромное количество органических веществ, в том числе фенол, крезол, бензол, метиловый спирт, аммиак, формальдегиды, мочевина и ацетилен. Пластмассы на основе производных целлюлозы состоят главным образом из хлопчатобумажных компонентов, для изготовления многих типов пластмасс применяется древесная мука, древесная масса, бумага и ткани.
Исходными материалами при производстве резины являются натуральный и синтетический каучуки.
Натуральный каучук получают из каучукового латекса (сока каучукового дерева), соединяя его с такими веществами как углеродная сажа, масла и сера. Синтетический каучук по некоторым характеристикам аналогичен природному каучуку. Примерами синтетических каучуков являются акриловый, бутадиеновый и неопреновый каучуки.
Характеристики горючести.
Характеристики горючести пластмасс очень различны. Поведение пластмасс в процессе пожара также зависит от их химического состава, назначения, а также причины загорания. Многие пластмассы горючи и в случае сильного пожара способствуют его интенсификации.
В зависимости от скорости горения пластмассы можно разделить на три группы:
1) материалы, которые вообще не горят или прекращают гореть при удалении источника воспламенения: в эту группу входят асбонаполненные фенолоальдегидные смолы, некоторые поливинилхлориды, нейлон и фторированные углеводороды;
2) материалы, которые являются горючими, горят сравнительно медленно; при удалении источника воспламенения горение их может прекратиться, а может и продолжаться; эта группа пластмасс включает формальдегиды с древесными заполнителями и некоторые производные винила;
3) материалы, которые легко горят и продолжают гореть после удаления источника воспламенения; в состав этой группы входят полистирол, акрилы, некоторые ацетилцеллюлозы и полиэтилен.
Отдельный класс образует старейшая, хорошо известная разновидность пластмасс - целлулоид или нитроцеллюлоза, которая является самой опасной из пластмасс. При температурах 121°С и выше целлулоид очень быстро разлагается, не нуждаясь в поступлении дополнительного кислорода и воздуха. При разложении выделяются воспламеняющиеся пары. Если эти пары будут скапливаться, может произойти сильный взрыв. Горение целлулоида протекает очень бурно, тушить такой пожар очень трудно.
Многие виды резины и каучук при горении размягчаются и текут, способствуя тем самым быстрому распространению пожара. Резина из натурального каучука при первоначальном нагревании разлагается медленно, но затем, примерно при 232°С и выше, она начинает быстро разлагаться, выделяя газообразные вещества, что может привести к взрыву. Температура воспламенения этих газов примерно 260°С. Резина из синтетического каучука ведет себя аналогично, но температура, при которой она начинает быстро разлагаться, несколько выше.
Для большей части пластмасс в зависимости от компонентов температура разложения составляет 350° С и выше.
Продукты сгорания.
Горящие пластмассы и резины выделяют газы, теплоту, пламя и дым, при этом образуются продукты сгорания, воздействие которых может привести к интоксикации или смерти.
При горении пластмасс, содержащих хлор, например поливинилхлорида, который является основным изоляционным материалом кабелей, основным продуктом сгорания является хлористый водород. Он имеет едкий раздражающий запах. Вдыхание хлористого водорода может вызвать смерть.
Горящая резина выделяет плотный черный дым, содержащий два токсичных газа - сероводород и двуокись серы. Оба они опасны; в определенных условиях вдыхание их может привести к смерти.
Тушение пожаров класса "А" лучше всего производить водой - самым распространенным огнетушащим веществом, а также пеной.
1.2 Пожары класса "В"
Материалы, загорание которых может принести к пожарам класса "В", можно подразделить на две группы: легковоспламеняющиеся (ЛВЖ) и горючие (ГЖ) жидкости, краски и лаки. Степень опасности горючих жидкостей принято считать в зависимости от температуры вспышки их паров и газов.
Температурой вспышки называется самая низкая температура горючего вещества, при которой над ее поверхностью образуются пары или газы, способные воспламениться от источника зажигания.
Однако, скорость их образования еще не достаточна для устойчивого горения, которое устанавливается при нагреве ГЖ до температуры воспламенения.
Температурой воспламенения называется наименьшая температура вещества, при которой оно выделяет горючие пары или газы с такой скоростью, что после их зажигания возникает устойчивое пламенное горение.
Краски и паки
Хранение и использование большинства красок, лаков и эмалей, кроме тех, которые имеют водяную основу, связано с высокой пожарной опасностью. Масла, содержащиеся в масляных красках, сами по себе не являются легковоспламеняющимися жидкостями. Но в состав этих красок обычно входят воспламеняющиеся растворители, температура вспышки которых может составлять всего 32°С. Все остальные компоненты многих красок также являются горючими. То же относится к эмалям и масляным лакам.
Даже после высыхания большинство красок и лаков продолжает оставаться горючими, хотя воспламеняемость их значительно снижается при испарении растворителей. Воспламеняемость сухой краски фактически зависит от воспламеняемости ее основы.
Характеристики горючести и продукты сгорания.
Жидкая краска горит очень интенсивно, при этом выделяется большое количество густого черного дыма. Горящая краска может растекаться, так что пожар, связанный с горением красок, напоминает горение масел. В связи с образованием плотного дыма и выделением токсичных паров при тушении горящей краски в закрытом помещении, следует пользоваться дыхательными аппаратами.
Пожары красок часто сопровождаются взрывами. Поскольку краски обычно хранятся в плотно закрытых банках или барабанах вместимостью до 150-190 л, пожар в районе их хранения может легко вызвать нагревание барабанов, в результате чего эти емкости могут разорваться. Краски, содержащиеся в барабанах, при наличии источников воспламенения мгновенно воспламеняются и при наличии кислорода в воздухе взрываются.
Тушение.
Поскольку жидкие краски содержат растворители с низкой температурой вспышки, для тушения горящих красок вода не всегда эффективна. Для тушения пожара, связанного с горением большого количества краски, необходимо применять пену. Воду можно использовать, чтобы охладить окружающие поверхности. При загорании небольших количеств краски или лака можно употреблять пенные, углекислотные или порошковые огнетушители. Для тушения сухой краски можно пользоваться водой.
1.3 Пожары класса "С"
Газы
Любой газ, который способен гореть при нормальном содержании кислорода в воздухе (около 21 %), следует считать горючим газом. Воспламеняющиеся газы и пары горючих жидкостей способны гореть только тогда, когда их концентрация в воздухе находится в пределах диапазона горючести, а смесь (горючий газ + кислород воздуха) подогрет до температуры воспламенения.
В газах молекулы не связаны друг с другом, а находятся в свободном движении. Вследствие этого газообразное вещество не имеет собственной формы, а принимает форму той емкости, в которую оно заключено.
Как правило, горючие газы хранят и перевозят на судах в одном из следующих трех состояний: сжатом; сжиженном; криогенном.
Сжатый газ - это газ, который при нормальных температуре и давлении (+20°С; 740 мм.рт.с) полностью находится в газообразном состоянии в емкости под давлением
Сжиженный газ - это газ, который при нормальных температурах частично находится в жидком, а частично в газообразном состоянии в емкости под давлением.
Криогенный газ - это газ, который сжижен в емкости при температуре значительно ниже нормальной и при низких и средних давлениях.
Основные опасности.
Опасности, которые представляет газ, находящийся в емкости, отличаются от тех, которые возникают при выходе газа из нее. Остановимся на каждой из них в отдельности, хотя они могут существовать одновременно.
Опасности ограниченного объема. При нагревании газа в ограниченном объеме (баллон, цистерна, танк и др.) его давление возрастает. При наличии большого количества теплоты давление может повыситься настолько, что станет причиной разрыва емкости и утечки газа. Кроме того, при соприкосновении с огнем может уменьшиться прочность материала емкости, что также может привести к разрыву емкости.
Взрыв может произойти при отсутствии предохранительных устройств или в случае, если они не сработают. Причиной взрыва также может быть быстрое повышение давления в емкости, когда предохранительный клапан не в состоянии обеспечить снижение давления с такой скоростью, которая предотвратила бы создание давления, способного вызвать взрыв. Танки и баллоны могут, кроме того, взрываться при снижении их прочности в результате соприкосновения пламени с их поверхностью. Орошение поверхности емкости водой позволяет предупредить бурный рост давления, но не гарантирует предотвращения взрыва, особенно если пламя воздействует и на стенки емкости.
Разрыв емкости. Разрывы емкостей, содержащих сжиженные воспламеняющиеся газы, под воздействием пожаров нередки. Этот тип разрушения называется взрывом расширяющихся паров кипящей жидкости. При этом, как правило, разрушается верхняя часть емкости, где она соприкасается с газом.
Большинство взрывов происходит, когда емкость заполнена жидкостью от половины до примерно трех четвертей высоты. Небольшая емкость, не имеющая изоляции, может взорваться через несколько минут, а очень большая емкость, даже если она не охлаждается водой, лишь через несколько часов. Неизолированные емкости, в которых находится сжиженный газ, можно защитить от взрыва, орошая их водой. На верхней части емкости, где находятся пары, должна поддерживаться водяная пленка.
Опасности, связанные с выходом газа из ограниченного объема. Эти опасности зависят от свойств газа и места их выхода из емкости.
Токсичные или ядовитые газы опасны для жизни. Если они выходят наружу вблизи пожара, они преграждают доступ к огню людям, которые ведут борьбу с огнем, или вынуждают их пользоваться дыхательными аппаратами.
Кислород и другие газы-окислители не являются горючими, но они могут вызывать воспламенение горючих веществ при температуре ниже обычных.
Попадание газа на кожу вызывает обморожение, которое может иметь серьезные последствия при длительном воздействии. Кроме того, при воздействии низких температур многие материалы, такие как углеродистая сталь и пластмассы, становятся хрупкими и разрушаются.
Выходящие из емкости воспламеняющиеся газы представляют опасность взрыва и пожара или того и другого одновременно. Выходящий газ при скоплении и смешивании с воздухом в ограниченном пространстве взрывается. Газ будет гореть, не взрываясь, при скоплении газовоздушной смеси в количестве, недостаточном для взрыва, или при очень быстром воспламенении, или если он находится в неограниченном пространстве и может рассеиваться. При вытекании горючего газа на открытой палубе может произойти пожар. Но при вытекании очень большого количества газов в окружающий воздух, судовая надстройка может настолько ограничить его рассеивание, что произойдет взрыв. Этот тип взрыва называется взрывом на открытом воздухе. Так взрываются сжиженные не криогенные газы, водород и этилен.
Тушение.
Пожары, связанные с загоранием воспламеняющихся газов можно тушить с помощью огнетушащих порошков или компактных струй воды. Для некоторых видов газов следует применять углекислый газ и хладоны. При пожарах, вызванных возгоранием горючих газов, большую опасность для людей, ведущих борьбу с огнем, представляет высокая температура. Кроме того, существует опасность, что газ будет продолжать выходить и после тушения пожара, что может вызвать возобновление пожара и взрыв. Порошок и струя воды создают надежный тепловой экран, в то время как углекислый газ и хладоны не могут создать барьера для теплового излучения, образующегося при горении газа.
Рекомендуется дать газу возможность гореть до тех пор, пока его поток можно будет перекрыть у источника. Не следует делать попыток потушить пожар, если это не приведет к прекращению потока газа. До тех пор, пока поток газа к пожару нельзя остановить, усилия людей, ведущих борьбу с пожаром, следует направить на защиту окружающих горючих материалов, которые могут воспламениться под воздействием пламени или высокой температуры, развивающейся во время пожара. В этих целях обычно используют компактные или распыленные струи воды. Как только прекратится поступление газа из емкости, пламя должно потухнуть. Но если пожар был потушен до окончания истечения газа, необходимо следить за предупреждением возгорания выходящего газа.
Пожар, связанный с горением сжиженных воспламеняющихся газов, таких как сжиженные нефтяной и природный газы, может быть взят под контроль и потушен посредством создания плотного слоя пены на поверхности растекшегося горючего вещества.
1.4 Пожары класса "D"
Металлы
Принято считать, что металлы не воспламеняются. Но в ряде случаев они могут способствовать усилению пожара и пожарной опасности. Искры от чугуна и стали могут воспламенить находящиеся вблизи горючие материалы. Размельченные металлы могут легко воспламениться при высоких температурах. Некоторые металлы, особенно в размельченном виде, при определенных условиях склонны к самовоспламенению. Щелочные металлы, такие как натрий, калий и литий, бурно реагируют с водой, выделяя водород, при этом образуется теплота, достаточная для воспламенения водорода. Большинство металлов в форме порошка могут воспламениться подобно облаку пыли; при этом возможен сильный взрыв. Кроме того, металлы могут стать причиной травм людей, ведущих борьбу с пожаром, в виде ожогов, увечий и отравлений токсичными парами.
Многие металлы, например кадмий, под воздействием высокой температуры, возникающей во время пожара, выделяют ядовитые пары. При тушении любых пожаров, связанных с горением металлов, всегда следует пользоваться дыхательными аппаратами.
Характеристики некоторых металлов.
Калий.
Это легкий серебристо-белый металл, мягкий, легкоплавкий (плотность 0,862 г/см3, температура плавления 63.6°С). Калий относится к группе щелочных металлов. На воздухе быстро окисляется: 4К + О2 = 2 К2О. В контакте с водой реакция проходит бурно, со взрывом: 2К + 2 H2O = 2 КОН + Н2. Реакция протекает с выделением значительного количества тепла, которого достаточно для поджигания выделяющегося водорода.
Алюминий.
Это легкий металл, хорошо проводящий электричество. В обычной форме он не представляет никакой опасности в случае возникновения пожара. Его температура плавления 660°С. Это достаточно низкая температура, так что при пожаре может произойти разрушение незащищенных элементов конструкций, изготовленных из алюминия. Алюминиевые стружки и опилки горят, а с алюминиевым порошком связана опасность сильного взрыва. Алюминий не может самовоспламеняться и считается нетоксичным.
Чугун и сталь.
Эти металлы не считаются горючими. В составе крупных изделий они не горят. Но стальная «шерсть» или порошок могут воспламениться, а порошкообразный чугун под воздействием высокой температуры или пламени - взорваться. Чугун плавится при 1535°С, а обычная конструкционная сталь при 1430°С.
Магний.
Это блестящий белый металл, мягкий, тягучий, способный деформироваться в холодном состоянии. Он используется как основа в легких сплавах для придания им прочности и пластичности. Температура плавления магния 650° С. Порошок и хлопья магния легко воспламеняются, но в твердом состоянии его надо нагреть до температуры превышающей его температуру плавления, прежде чем он воспламенится. Затем он горит очень сильно, сверкающим белым пламенем. При нагревании магний бурно реагирует с водой и всеми видами влаги.
Титан.
Это прочный белый металл, легче стали. Температура плавления 2000°С. Он входит в состав стальных сплавов, обеспечивая возможность применения их при высоких рабочих температурах. В небольших изделиях он легко воспламеняется, а его порошок - сильное взрывчатое вещество. Однако большие куски представляют малую пожарную опасность.
Титан не считается токсичным.
Тушение.
Тушение пожаров, связанных с горением большинства металлов, представляет значительные трудности. Часто эти металлы бурно реагируют с водой, что приводит к распространению пожара и даже взрыву. Если горит небольшое количество металла в ограниченном пространстве, рекомендуется дать возможность ему выгореть до конца. Окружающие поверхности следует защитить, используя воду или другое подходящее огнетушащее вещество.
Для тушения пожаров металлов используют некоторые синтетические жидкости, но на судне их, как правило, нет. Определенного успеха при борьбе с такими пожарами позволяет добиться применение огнетушителей с универсальным огнетушащим порошком. Такие огнетушители обычно имеются на судах.
С разным успехом для тушения пожаров металлов употребляют песок, графит, различные порошки и соли. Но ни один из способов тушения нельзя считать полностью эффективным для пожаров, связанных с горением любою металла.
Вода и огнетушащие вещества на водяной основе, такие как пена, не должны применяться для тушения пожаров горючих металлов. Вода может вызвать химическую реакцию, сопровождающуюся взрывом. Даже если химической реакции не происходит, капли воды, попадающие на поверхность расплавленного металла, будут разлагаться со взрывом и разбрызгивать расплавленный металл. Но, в некоторых случаях, можно осторожно применять воду: например, при горении больших кусков магния можно подавать воду на те участки, которые еще не охвачены огнем, для их охлаждения и предупреждения распространения пожара. Воду никогда не следует подавать на сами расплавленные металлы, ее нужно направлять на районы, находящиеся под угрозой распространения пожара.
Это связано с тем, что вода, попавшая на расплавленный металл, диссоциируется, выделяя водород и кислород 2H2O ® 2H2 + O2. Водород в зоне пожара сгорает со взрывом.
1.5 Пожары класса "Е"
Электрооборудование
Неисправности электрооборудования, которые могут стать причиной пожара.
1. Короткое замыкание.
Когда повреждается изоляция, разъединяющая два проводника, происходит короткое замыкание, при котором сила тока велика. В сети возникает электрическая перегрузка и опасный перегрев. При этом возможен пожар.
2. Дуга.
Это пробой электрическим током воздушного зазора в цепи. Такой зазор может быть создан умышленно (включением выключателя) или случайно (например, при ослаблении контакта на клемме). В обоих случаях при возникновении дуги происходит интенсивный нагрев и возможно разбрасывание горячих искр и раскаленного металла, при попадании которых на горючие вещества возникает пожар.
Кроме того, в процессе эксплуатации судового электрооборудования могут быть другие причины возникновения пожара, такие как переходное сопротивление, перегрузки, а также пожары, вызванные нарушениями правил технической эксплуатации электроустановок и агрегатов: оставление без надзора включенных электронагревательных приборов, контакт нагретых частей электроприводов к сгораемым предметам (ткани, бумага, древесина) и другие причины.
Опасности, связанные с пожарами электрооборудования.
1. Электрошок.
Электрошок может наступить в результате соприкосновения с предметом, который находится под напряжением. Смертельной величиной силы токи, протекающего через человека, является 100 mA (0,1A). Людям, ведущим борьбу с пожаром, угрожают две опасности: во-первых, передвигаясь в темноте или в дыму, они могут дотронуться до проводника, находящегося поя напряжением; во-вторых, струя воды или пена может стать проводником электрического тока от находящегося под напряжением оборудования к людям, подающим воду или пену. Кроме того, опасность и сила электрошока возрастают, когда люди, тушащие пожар, стоят в воде.
2. Ожоги.
Во время пожара электрооборудования значительная часть травм приходится на ожоги. Ожоги могут быть следствием непосредственного контакта с горячими проводниками или электрооборудованием, либо попадания на кожу искр, разлетающихся от них, либо воздействия электрической дуги.
3. Токсичные пары, выделяющиеся при горении изоляции.
Изоляция электрических кабелей обычно изготовляется из резины или пластмассы. При горении они выделяют токсичные пары, а поливинилхлорид, известный также под названием ПВХ, выделяет хлористый водород, воздействие которого на легкие может иметь очень серьезные последствия. Кроме того, считается, что это способствует интенсификации пожаров и увеличивает опасности, связанные с такими пожарами.
Тушение.
Если пожар распространился на какое-либо электрооборудование, необходимо обесточить соответствующую цепь. Но независимо от того, обесточена цепь или нет, при тушении пожара нужно использовать только вещества, не проводящие электрический ток, такие как огнетушащий порошок, углекислый газ или хладон. Люди, ведущие борьбу с пожаром класса "Е", должны всегда считать, что электрическая цепь находится под напряжением. Применение воды ни в какой форме не допускается. В помещении, где горит электрооборудование, следует пользоваться дыхательными аппаратами, поскольку горящая изоляция выделяет токсичные пары.
Горение
Горение - экзотермическая химическая реакция, протекающая в условиях ее прогрессирующего самоускорения. Горение часто сопровождается ярким свечением (пламенем). Горением является, например, высокотемпературное окисление различных видов топлива (нефти, нефтепродуктов, газов и др.)
В упрошенном виде горение можно представить как химические реакции окисления углерода и/или водорода: С + O2 = СO2 / 2H2 + O2 = 2Н2O
В действительности при горении происходят гораздо более сложные физико-химические процессы.
Продукты горения.
Как видно из приведенных реакций продуктами горения являются углекислый газ и вода (водяной пар). Они и в действительности являются основными продуктами горения, присутствуя практически во всех реакциях горения. Вместе с тем при горении образуется целый ряд других продуктов сгорания. Их состав зависит от вида горючих веществ и материалов, а также условий, в которых протекает горение.
Например, при спокойном сгорании углеродистых соединений (нефть, дерево) на открытом воздухе происходит, в основном, их полное сгорание, где в качестве газообразного продукта образуется углекислый газ. Если горение происходит в условиях, когда приток воздуха будет ограничен, например, в закрытых судовых помещениях: каюты, трюма, кладовки и др. происходит не полное сгорание и образуется наряду с другими газами высокотоксичная окись углерода, называемая часто угарным газом. 2C + O2 = 2 CO.
Окись углерода (угарный газ) - ядовитый горючий газ, бесцветный и без запаха. Он несколько легче воздуха, его относительная плотность 0,97. В смеси с воздухом образует взрывоопасные концентрации в широких пределах: 12-75 % объемных. Предельно допустимая концентрация (ПДК) 20 мг/м3.
Возможность образования окиси углерода следует учитывать при организации тушения судовых пожаров особен