Бои за Ямбург. Разгром белофинских банд

К 10 ноября наши войска подошли к Ямбургу на 15 километров. Матросские отряды, преследуя белоэстонские части по всему побережью Финского залива, к 11 ноября достигли линии озер севернее Ямбурга. Под Ямбургом Юденич, решив оказать упорное сопротивление, подтянул подкрепления и подготовил позиции. 14 ноября после ряда боевых столкновений, курсанты и балтийские моряки ворвались в окопы, окружавшие Ямбург с востока, и выбили из них противника. 163-й стрелковый полк и другие части с юга также атаковали противника. В Ямбург с разных сторон, почти одновременно, прорвались наши части. В 14 ч. 30 м. 14 ноября Ямбург был, взят. Нашими войсками были захвачены большие трофеи, в том числе 3 орудия, 35 пулеметов, ценное имущество и т. д. и взято в плен свыше 600 белогвардейцев. Был уничтожен целиком «хваленый» Талабский полк армии Юденича и захвачено знамя полка. Офицерская рота, не захотевшая сдаться, была уничтожена. В этих боях геройски вели себя моряки Красной Балтики. Отряды моряков и красноармейцев прорвали фронт противника на линии озер Копенское, Глубокое и Бабинское и вплотную подошли к границе Эстонии.

Взятие Ямбурга означало полный крах авантюры Антанты. Войска северо-западной армии Юденича были разбиты и деморализованы окончательно.

В декабре 1919 г. и январе 1920 г. в Советскую Россию перебежало из Эстонии 7611 человек. Белогвардейская северо-западная армия перестала существовать.

В то время как белые банды, генерала Юденича, выполняя волю своих хозяев — английских капиталистов, готовили поход на Петроград и концентрировали под Ямбургом свои силы, белофинны вели активную вооруженную борьбу против наших войск на Олонецком и Петрозаводском участках. В борьбе с белофиннами принимала участие наша боевая Онежская флотилия. После Лижемской операции (сентябрь 1919 г.) в октябре был проведен ряд последовательных операций в Повенецком заливе. Сухопутный фронт в районе побережья Онежского озера занимал линию: на восточном берегу — к северу от г. Пудож на 20–30 километров, все Заонежье, кроме острова Климецкого, находилось [129] в руках белофиннов. На железнодорожном участке фронт располагался южнее станции Кяписельга.

Против 1-й стрелковой дивизии действовали белофинны в следующем составе: на Олонецком участке 2150 человек с 22 орудиями и 55 пулеметами; на Петрозаводском участке — около 800 человек при 6 орудиях и 24 автоматах; на Мурманском участке и в Заонежье — около 2500 человек при 12 орудиях, 15 пулеметах и 25 автоматах и, наконец, в Водлозерском районе около 700 человек при 3 орудиях, 20 пулеметах и 20 автоматах. Противник имел значительное преимущество в артиллерии.

Войскам 1-й стрелковой дивизии было приказано занять Повенец и станцию Медвежья Гора, выдвинувшись на линию станция Масельская и деревня Телекино, находившиеся на тракте из Повенца в Кемь, и закрепить за собой пройденное пространство. 9 октября в 6 часов утра войска Петрозаводского, Мурманского, Заонежского и Водлозерского участков перешли в решительное наступление.

Войска Олонецкого участка вели оборонительную борьбу, прикрывая левый фланг дивизии.

Онежской военной флотилии сухопутное командование поставило следующую задачу: «Прорваться в Б. Губу, высадить десант на ст. Медвежья Гора, для чего в 6 часов 9/Х войти в соприкосновение с противником и уничтожить все препятствия в районе Мег острова, Диановой Горы, Повенца и Медвежьей Горы и уничтожить флот противника. Все время работать в самом тесном контакте с десантом, прикрывая его высадку огнем с судов, и оказывать полное содействие в районе Большой Губы»{85}.

8 октября флотилия в составе 6 канонерских лодок, 2 заградителей, 2 сторожевых судов, пловучей батареи № 2 и транспортов с десантом 6-го стрелкового Финского полка в 840 человек при 2 орудиях и 21 пулемете вышла из Петрозаводска для выполнения заранее разработанной операции. Флотилия шла между неприятельскими берегами. Озеро было по-осеннему бурно., К рассвету 9 октября флотилия подошла к первым островкам, за которыми виднелся Мег, довольно большой высокий остров. Оставив транспорты, флотилия медленно продвигалась вперед, стараясь не наскочить на мины. Было известно, что остров Мег сильно укреплен белофиннами.

«Показалось несколько вспышек на остродве, затем доносится гул выстрелов — и кругом судов падают несколько снарядов; другие с визгом делают перелет. Затем вспышки в разных местах острова делаются чаще и чаще. Флотилия попала в сферу огня.... Развертываясь, она открывает огонь но врагу. Канонерские лодки, отстреливаясь, идут ближе к острову, держа курс вправо. Влево выплывают громоздкие заградители с более крупной артиллерией, а затем встает пловучая батарея. В отдалении [130] стоят зрителями транспорты с охраной. Бой начался...» — рассказывал очевидец. Противник стрелял из шести орудий. Бой длился два часа.

К вечеру 9 октября флотилия пошла в Кузаранду, где в условиях сильной качки был высажен десант красноармейцев-финнов, который немедленно двинулся в Толвую и вступил в бой. Белофинны не выдержали и начали отступать, сжигая склады и имущество. Наш десант, сбивая белых, продвигался к Унице и Федотову.

Пополнив боевой запас и приняв дрова, флотилия 10 октября произвела снова обстрел острова. Во время обстрела была послана на остров радиотелеграмма с предложением сдаться. На это был получен ответ: «Мы — красные, не стреляйте»... Обстрел был прекращен. Белофиннам через радио было предложено прислать делегацию с затворами от орудий. Делегация через несколько часов действительно прибыла с шифрами и с двумя пулеметами и заявила, что гарнизон деморализован. Она же сообщила, что пароход белофиннов «Сильный» имеет на борту мины. Ночью флотилия высадила летучий отряд из 50 моряков. Остров Мег — ключ к Заонежью — был занят нами. Гарнизон острова, обстрелянный метким огнем флотилии, в панике искал спасения; артиллеристы убежали от орудий. К орудиям встали офицеры. К вечеру гарнизон взбунтовался. При занятии острова Мег было захвачено 8 орудий, из них два 120-миллиметровых, еще не установленных, с большим запасом снарядов, радиостанция, запасы продовольствия, обмундирование и т. д.

12 октября было решено высадить десант для занятия деревни Челмужи. Отряд моряков был переброшен в тыл противнику, действовавшему в Пудожском направлении. Десантный отряд поддерживался четырьмя канонерскими лодками флотилии. Десант был высажен, деревня быстро занята. Противник отступил, оставив продовольственный и обмундировочный склады, одно 37-миллиметровое орудие со снарядами и винтовки. Моряки Онежской флотилии навели панику на белофинские части, действовавшие у Пудожа. Противник пытался спастись в Повеице. Но флотилия, пройдя за остров Мег в Толвую, перебросила свой десант к Повенцу. Красноармейские финские части в это время сумели перерезать путь отступавшему противнику. Под Повенцом завязался бой. Одновременно со стороны деревни Федотова наши полки повели наступление в направлении Медвежьей Горы.

Разногласия по национальному вопросу между Юденичем и правительством Финляндии привели к тому, что Финляндия официально отказалась помогать Юденичу. Эти разногласия помешали согласованным действиям войск Юденича под Петроградом и белофинских войск на Карельском и Олонецко-Петрозаводском участках. В дни напряженных боев у Пулковских высот 19 и 20 октября шли операции десантного отряда, высаженного Онежской флотилией в Оров-губе. Онежское озеро, хотя и медленно, но очищалось от белофинских банд. [131]

В результате боевых операций Онежской флотилии и красных частей белофиннам был нанесен ряд серьезных поражений. В частности, флотилия очистила Онежское озеро от разбойничьих катеров, взорвала белофинскую канонерскую лодку и к зиме окончательно прогнала белофиннов с советской территории. На этом заканчивалась боевая деятельность Онежской флотилии, которая играла важную роль в защите Петрограда и являлась неразрывной частью Красного Балтийского флота.

Наши рекомендации