Передвижение по забортным трапам и сходням
2.1.1. Безопасный доступ на судно должен обеспечиваться с помощью забортных трапов или сходней, под которыми должны быть установлены предохранительные сетки, предотвращающие падение людей в воду или на причал.
Предохранительная сетка должна выступать за расположенные части нижней площадки трапа или боковые части сходни на расстояние не менее 1,5 м.
Разрешается оборачивать трап сеткой (сетка устанавливается под всем маршем трапа и ее края крепятся за поручни). Сетка должна иметь маркировочное кольцо, где указываются заводской номер, месяц и год изготовления. Срок службы сеток - 3 года.
В темное время суток трапы, сходни и проходы к ним должны быть освещены согласно Нормам искусственного освещения на судах морского флота.
Ответственность за правильную установку, надежное крепление забортного трапа или сходни несет старший помощник капитана, а за их безопасное положение, исправное состояние леерного ограждения, сеток, освещение забортного трапа (сходни) и проходов к ним - вахтенный помощник капитана.
2.1.2. При движении по трапам при посадке или высадке с судна члены экипажа должны проявлять осторожность. Не допускается перешагивать с причала на палубу или с палубы на причал.
2.1.3. Вахтенный у трапа должен следить за тем, чтобы при движении по забортному трапу:
(01) не превышалась допустимая нагрузка на трап (она указывается на тетиве трапа);
(02) отсутствовало скопление людей на площадках (более двух человек);
(03) не было движения встречных потоков на однопоточных трапах.
2.1.4. Если судно стоит так, что нижняя площадка забортного трапа находится над поверхностью причала (более 400 мм) или над водой, то должна быть проложена дополнительная сходня, закрепленная на площадке трапа, или установлена банкетка.
2.1.5. Нижнюю площадку забортного трапа следует устанавливать так, чтобы она не располагалась над швартовными канатами, заведенными на береговые швартовные тумбы, и находилась на расстоянии не менее 1,5 м от них.
2.1.6. Если верхний конец сходни опирается на релинги или фальшборт, то на палубе судна должен быть установлен и закреплен трап для перехода через фальшборт (фальшбортный трап).
2.1.7. На борту судна у забортного трапа или сходни, установленных в рабочее положение, должен находиться в доступном месте спасательный круг с линем длиной не менее 28 м.
2.1.8. В тех случаях, когда посадка людей производится через понтоны, ошвартованные к борту судна, забортные трапы разрешается не поднимать в течение всего периода нахождения понтонов у борта.
Передвижение по штормтрапам
2.2.1. Прежде чем приступить к установке штормтрапа, следует произвести его внешний осмотр с целью выявления возможных повреждений.
Штормтрап должен подвешиваться так, чтобы:
(01) два его подвесных каната с каждой стороны были одинаково натянуты и закреплены на судне;
(02) балясины находились в горизонтальном положении;
(03) исключалось перекручивание при передвижении по нему;
(04) нижняя балясина касалась поверхности воды, причала или палубы плавсредства.
2.2.2. Безопасный доступ должен быть обеспечен с обоих концов трапа:
(01) с верхнего конца штормтрапа на палубу судна;
(02) с баржи или другого плавсредства, со льда к нижнему концу штормтрапа.
2.2.3. Запрещается крепить штормтрап на борту за балясины. У места установки штормтрапа, в случаях перехода через фальшборт или леерное ограждение, должен быть надежно закреплен фальшбортный трап с поручнем.
2.2.4. При спуске или подъеме на штормтрапе может находиться только один человек; держаться при этом надо не за балясины, а за тетивы; руки поднимающегося (спускающегося) должны быть свободны. Личные вещи (сумки и т.п.) поднимаются на борт на лине.
2.2.5. Передвижение по штормтрапу допускается при наличии на человеке предохранительного пояса со страховочным канатом во всех случаях при невозможности использования забортного трапа. Длина страховочного каната должна быть на 1,0 м короче, чем расстояние от места его крепления на борту судна до льда, причала или плавсредства, а слабина должна выбираться (травиться) через утку страхующим матросом.
2.2.6. Вахтенный помощник капитана обязан следить за тем, чтобы при обледенении штормтрап был заменен.
Прием и высадка лоцмана
2.3.1. На лоцманских катерах, оборудованных заваливающимся леерным ограждением, во время хода ограждение должно быть в рабочем состоянии.
2.3.2. Для приема и высадки лоцманов на судах должны применяться лоцманский штормтрап или подъемник. В случаях, когда позволяют погодные условия, для приема и высадки лоцманов может быть использован забортный трап, в том числе в сочетании с лоцманским штормтрапом.
2.3.3. Исключен. - Извещение по охране труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N 1-95.
2.3.4. На участке палубы лоцманского катера в месте высадки (приема) лоцмана должны быть уложены и закреплены мат, коврик и т.п., если палуба в этом месте не имеет противоскользящего покрытия.
2.3.5. Если высота надводного борта судна более 3 м, при приеме лоцмана с катера лоцманскому штормтрапу следует подавать ему предохранительный пояс со страховочным канатом, второй конец которого, пропущенный через утку, должен находиться в руках у встречающего матроса. В условиях качки страховка и выбирание слабины каната должны осуществляться двумя членами экипажа.
На лоцмане должен быть надет рабочий спасательный (страховочный) жилет.
2.3.6. Во время качки переход с лоцманского катера на лоцманский штормтрап должен производиться в момент наивысшего положения лоцманского катера у борта обслуживаемого судна.
2.3.7. Во время посадки (высадки) лоцмана у трапа судна должны находиться вахтенный матрос и один из членов комсостава (как правило, вахтенный помощник или боцман), а также иметься спасательный круг с линем длиной не менее 28 м.
2.3.8. В темное время суток место приема к высадке лоцмана должно быть освещено. Источник света не должен ослеплять экипаж лоцманского катера и лоцмана.
СУДОВЫЕ РАБОТЫ
Работы с канатами и цепями
3.1.1. На канаты, поставляемые на судно, одновременно должны предоставляться сертификаты (копии сертификатов).
3.1.2. Стальными, растительными и синтетическими канатами разрешается пользоваться в тех случаях, когда:
(01) в свидетельстве (сертификате) завода-изготовителя указана разрывная нагрузка;
(02) конструкция и прочность канатов соответствуют тем целям, для которых они предназначены (для бегучего, стоячего такелажа, швартовных и буксирных канатов).
3.1.3. Во время производства работ необходимо следить за тем, чтобы предотвратить перекручивание каната при натяжении (образование калышек). Для предупреждения перегрузок канатов следует избегать рывков или резких ослаблений натяжения.
3.1.4. Работать со стальными и синтетическими канатами без специальных перчаток (рукавиц) запрещается. Перчатки (рукавицы) должны быть из прочного материала и иметь накладки.
При работах в рукавицах следует принимать меры предосторожности, исключающие возможность затягивания руки в движущиеся и вращающиеся части механизмов.
3.1.5. При работе со стальными и растительными канатами запрещается находиться и держать руки ближе 1 м от турачек, кнехтов, блоков и других устройств, с которых выбирается или стравливается канат, а также от места наложения стопора.
При работе с канатами из синтетических материалов это расстояние должно быть не менее 2 м.
3.1.6. Запрещается находиться вблизи сильно натянутых канатов, а также на линии направления тяги, ставить ноги в петли канатов и работать внутри шлагов каната, разнесенного по палубе, а также находиться внутри угла, образованного канатом, поданным через киповую планку, роульс и др.; переступать через канат или стоять на находящемся под натяжением или выбираемом канате.
3.1.7. При использовании цепей не допускается:
(01) скрещивать, скручивать и завязывать цепи в узлы; бросать их с высоты, подвергать ударным нагрузкам, особенно при низких температурах;
(02) заводить и обтягивать цепи при креплении контейнеров, труб или другого груза, если цепи ложатся и перегибаются на острых углах конструкций судна или груза.
Работы швартовные и якорные
3.2.1. Швартовные работы
3.2.1.1. Заводку основных швартовных канатов следует производить по схеме, рекомендованной проектантом судна или технологической картой, сообразуясь с конкретной обстановкой.
Подача дополнительных швартовных канатов должна производиться только после закрепления основных.
3.2.1.2. При подготовке к швартовным работам все посторонние предметы от мест расположения швартовных устройств должны быть заблаговременно убраны, а основные швартовные канаты аккуратно и в достаточном количестве разнесены по палубе, бросательные концы приготовлены к подаче; лацпорты и иллюминаторы в районе производства работ задраены.
Все члены экипажа, участвующие в швартовных работах, должны быть в защитных касках и одеты в соответствующую спецодежду и спецобувь.
3.2.1.3. При проведении швартовных и якорных работ лицам командного состава и участвующим в них членам экипажа запрещается оставлять без надзора работающие механизмы.
3.2.1.4. Подача швартовных канатов на берег или на другие суда должна производиться при помощи бросательного конца или линеметательного устройства. Подавать бросательный конец или линь следует после предупредительного окрика: "БЕРЕГИСЬ!".
3.2.1.5. Руководители швартовных групп должны постоянно следить за заведенными на причал швартовными канатами и при появлении признаков, свидетельствующих о возможности их чрезмерного натяжения, докладывать лицу, руководящему швартовкой судна.
3.2.1.6. Для стопорения стальных канатов следует применять цепные стопоры длиной 2 - 4 м. Один конец цепи следует крепить на палубе за рым или кнехт. К ходовому концу цепного стопора должен быть прикреплен надежный растительный канат.
Стопоры для растительных и синтетических швартовных канатов должны изготавливаться из того же материала, что и канат, но вдвое меньшего диаметра.
Длина каната для стопоров должна выбираться с таким расчетом, чтобы лицо, накладывающее стопор, после его крепления на канате находилось на расстоянии не менее 2 м от места его наложения.
Разрывная нагрузка стопоров во всех случаях должна быть не менее нагрузки, воспринимаемой швартовом при натяжении его лебедкой.
3.2.1.7. На верхние 2 - 3 шлага стального каната и каната из синтетических материалов, закрепленных на кнехтах, должна быть наложена схватка из шкимушгара.
3.2.1.8. Перед накладыванием огона каната на кнехт, швартовную тумбу или другое швартовное приспособление бросательный конец должен быть снят с огона.
3.2.1.9. При накладывании швартовного каната на кнехты или швартовные битенги руки следует держать с наружной стороны огона.
3.2.1.10. При пробуксовке каната на турачке швартовный механизм должен быть остановлен, а на турачку положены дополнительные шлаги.
Освобождать канат, защемленный на турачке швартовного механизма, разрешается после полной остановки механизма и снятия с каната нагрузки, в том числе путем взятия его на стопор.
3.2.1.11. Подбирать швартовные канаты разрешается после получения подтверждения с берега, что канат закреплен и чист.
О начале работы необходимо предупреждать работающих на берегу.
3.2.1.12. После окончания швартовных работ производится уборка швартовов и рабочего места.
3.2.2. Работы с якорями
3.2.2.1. Отдача, подъем якорей, снятие и наложение стопоров на якорь-цепь, ее вытравливание и выборка должны производиться по команде с мостика.
3.2.2.2. Перед началом работ по отдаче и подъему якорей руководитель работ должен:
(01) убедиться в исправности якорного устройства;
(02) проверить крепление ленточного стопора;
(03) удалить людей из опасной зоны между брашпилем и клюзом;
(04) проверить, нет ли под носовым подзором судна шлюпок, катеров, барж и других плавсредств.
3.2.2.3. Работы по очистке якоря и якорь-цепи должны проводиться под руководством старшего помощника капитана.
Для производства этих работ необходимо выставить наблюдающего, который должен находиться в безопасном месте и следить за положением якоря и якорь-цепи. Все работы надо вести с беседки, при этом якорь должен быть дополнительно закреплен стальным канатом.
3.2.2.4. Запрещается работать якорным механизмом во время производства забортных работ по очистке якоря. Якорный механизм разрешается пускать в ход после выхода на палубу людей, работающих за бортом. Работать с якорь-цепью нужно при помощи крючьев.
3.2.3. Работы с синтетическими канатами
3.2.3.1. Эксплуатация синтетических канатов, в том числе их выбор, такелажные работы, осмотры и выбраковка, а также уход и хранение осуществляются в соответствии с РД 31.03.03-90 "Применение синтетических канатов на судах Министерства морского флота".
Применение трехпрядных крученых синтетических канатов для производства швартовных работ запрещается.
3.2.3.2. Для стопорения синтетических канатов запрещается применение цепных стопоров.
3.2.3.3. При выбирании синтетических канатов через турачки швартовных механизмов необходимо накладывать возможно большее количество шлагов. Выбирание канатов под натяжением следует производить так, чтобы не образовывалась слабина на турачках.
3.2.3.4. На кнехтах следует накладывать такое количество шлагов каната, которое обеспечивало бы его надежное крепление (без проскальзывания).
3.2.3.5. Запрещается травить туго натянутый канат с турачки швартовного механизма ослаблением шлагов.
При необходимости потравливания каната следует изменить направление вращения турачки, продолжая плотно обтягивать канат.
3.2.3.6. При работах с синтетическими канатами запрещается:
(01) использовать канаты с разрывной нагрузкой меньше, чем этого требуют Правила Регистра для данного судна;
(02) завязывать на канатах узлы любых видов;
(03) пропускать через один клюз вместе со стальными канатами, а также накладывать их на одни кнехты;
(04) пропускать под натяжением соединительные скобы комбинированных канатов через киповые планки и роульсы, а также турачки;
(05) отдавать швартовный конец с кнехтов до ослабления его натяжения;
(06) отдавать натянутый буксирный канат с гака (за исключением аварийных случаев).
Работы буксировочные
3.3.1. На буксирных дугах должны быть нанесены цвета безопасности, а на видных местах с обоих бортов буксира (ледокола) нанесены предупреждающие надписи: "БЕРЕГИСЬ БУКСИРА!".
3.3.2. Работы по подаче и отдаче буксирного каната на судах-буксирах следует выполнять под руководством капитана. На судах-буксирах портофлота руководство буксировочными операциями осуществляет вахтенный помощник капитана.
3.3.3. Перед подачей буксирного каната должно быть проверено состояние лебедки или гака. Буксирный канат должен подаваться с проводником. Закладка буксирного каната на гак должна проводиться таким образом, чтобы при любом натяжении буксирного каната была обеспечена его быстрая и безопасная отдача.
Все участники буксировочных операций на судах (буксир и буксируемое судно) должны быть одеты в соответствующую спецодежду, спецобувь и иметь на голове защитные каски.
3.3.4. Отдавать буксирный канат с гака или кнехтов на буксирующем и буксируемом судах разрешается по команде лица, руководящего буксировкой.
При отдаче каната с гака буксирующего судна или с кнехтов буксируемого не разрешается стоять вблизи и впереди них.
Выбирать или стравливать буксирный канат с помощью буксирной лебедки необходимо после того, как из опасной зоны будут удалены все люди.
3.3.5. Использование якорь-цепей в буксирной линии допускается при условии обеспечения их механизированной выборки на буксируемый объект.
3.3.6. При буксировочных работах запрещается:
(01) во время вытравливания или выбирания каната буксирной лебедкой кому-либо находиться у борта, с которого он подается;
(02) накладывать какие-либо дополнительные канаты на буксирный гак и кнехты, на которых закреплен буксирный канат;
(03) начинать работу по буксировке до получения подтверждения с буксируемого судна о закреплении буксирного каната;
(04) на буксируемых судах перед началом буксировки поднимать якоря или отдавать швартовы без разрешения лица, руководящего буксировкой;
(05) производить буксировку судов с отданными якорями;
(06) во время буксировки судов, плотов и других плавсредств находиться вблизи буксирного гака, в районе действия буксирного каната;
(07) оставлять буксирный гак в нерабочем положении незакрепленным;
(08) снимать буксирный канат с гака вручную;
(09) работать винтами до полной выборки каната.
Работы со шлюпками
3.4.1. Спуск и подъем шлюпок допускаются с разрешения капитана или лица, его заменяющего, и с ведома вахтенного помощника капитана, под непосредственным руководством командира шлюпки.
3.4.2. Исправность работы шлюпочной лебедки, тормоза и концевых выключателей на стрелах шлюпбалок проверяется периодически методом приспускания шлюпки (перед каждым ее использованием, за исключением аварийных случаев, но не реже одного раза в 3 месяца). Предварительно должна проверяться блокировка запуска шлюпочной лебедки при установленной ручке ручного привода. При проведении этой проверки все члены экипажа должны быть отведены от лебедки в безопасное место.
3.4.3. Перед спуском шлюпки на воду ее командир должен убедиться в том, что отверстия в днище закрыты пробками.
3.4.4. Посадка членов экипажа в спасательные шлюпки во время шлюпочных учений производится после спуска шлюпок на воду, по штормтрапам, забортным трапам.
Во время шлюпочных учений шлюпка спускается на воду с наличием в ней 2 - 4 чел. (2 чел. занимаются отдачей шлюп-талей, 1 чел. - управлением шлюпочным мотором; командир или старшина шлюпки).
3.4.5. Во всех случаях нахождения в шлюпках, на плотах и в спасательных плавучих средствах людей на них должна быть надета одежда, соответствующая метеорологическим условиям, и спасательные жилеты.
Абзац исключен. - Извещение по охране труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N 1-95.
3.4.6. Посадка и нахождение людей в спасательных плавсредствах разрешаются при наличии надетых спасательных жилетов, а в рабочих плавсредствах - рабочих спасательных жилетов.
При производстве ремонтных работ со спасательных или рабочих плавсредств все члены экипажа должны быть в защитных касках.
Ответственность за использование спасательных, а также рабочих спасательных жилетов и касок несет командир спасательной шлюпки или руководитель работ (на рабочих плавсредствах).
Спасательные и рабочие спасательные жилеты разрешается снимать после выхода из плавсредства на палубу судна или на причал.
3.4.7. При использовании шлюпок запрещается:
(01) находиться в рабочей шлюпке при спуске или подъеме ее стрелой или краном;
(02) поднимать и спускать шлюпку, если в подъемно-спусковом устройстве обнаружены неисправности, а также при запутанных перекрученных шлюп-талях;
(03) включать двигатель шлюпочной лебедки, предварительно не убедившись в том, что рукоятка ручного привода снята;
(04) отключать блокирующие устройства, исключающие работу двигателя шлюпочной лебедки при сообщенном ручном приводе;
(05) касаться вращающихся деталей шлюпочного устройства и направлять руками движущиеся канаты и шкивы блоков;
(06) перевозить людей в шлюпках, буксируемых судном;
(07) производить крепление шлюпки на шлюпбалках, зачехление и другие работы со шлюпочным устройством до установки леерного ограждения со стороны неогражденного борта;
(08) производить зачехление шлюпки до того, как будут обтянуты и закреплены шлюп-тали и стопорные устройства, удерживающие шлюпку в походном положении.
3.4.8. Людям, находящимся в шлюпке, запрещается:
(01) стоять, сидеть на бортах, транцевой доске, ходить по банкам и становиться коленями на них;
(02) держать руки на планшире при подходе к борту судна и причалу или при отходе шлюпки;
(03) наваливаться корпусом на румпель руля;
(04) перемещаться без разрешения командира шлюпки;
(05) находиться между шлюп-талями и штевнями шлюпки во время ее подъема или спуска;
(06) отталкивать шлюпку от борта руками или ногами;
(07) вставать на банки и влезать на мачту во время постановки или уборки рангоута и парусов.
3.4.9. Лица, выкладывающие или закладывающие блоки шлюп-талей, должны стоять у талей со стороны мидель-шпангоута шлюпки.
3.4.10. Съемное или заваливающееся леерное ограждение под шлюпкой должно быть установлено сразу же после подъема шлюпки на место.
3.4.11. Спасательные шкентели с мусингами должны не реже одного раза в 4 месяца осматриваться и не реже одного раза в год проходить испытания.
3.4.12. При использовании забортных трапов для посадки или высадки людей во время волнения трапы должны быть приподняты настолько, чтобы была исключена возможность опрокидывания шлюпок, а также возможность ударов по трапу или его поломки и травмирования людей, находящихся в плавсредствах и на трапе.
3.4.13. При спуске или подъеме шлюпки на ходу судна, на течении или в свежую погоду должны соблюдаться следующие меры предосторожности:
(01) фалини должны быть достаточно разнесены и надежно закреплены;
(02) при спуске шлюпки на переднем ходу судна сначала должны быть выложены кормовые, а затем носовые шлюп-тали. При подъеме на переднем ходу шлюп-тали закладываются в обратном порядке;
(03) при спуске шлюпки на заднем ходу судна вначале должны быть выложены носовые, а затем кормовые шлюп-тали. При подъеме на заднем ходу шлюп-тали закладываются в обратном порядке.
3.4.14. Если при наличии механизированного привода подъем шлюпки производится при помощи ручного управления (из-за отсутствия электроэнергии или неисправности лебедки), рукоятка должна быть снята сразу же после подъема шлюпки. Блокирующие устройства, исключающие работу механизированного привода при сообщенном ручном приводе, должны находиться в исправном состоянии.
Абзац исключен. - Извещение по охране труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N 1-95.