Расчет уклонения от встречи со штормовой зоной впереди циклона.

Наносим на карту место корабля в точке Ко и положение циклона в точке Цо на один и тот же момент времени (рис. 1). Из точки Цо проводим окружности радиусами Vц и

R = Д + МS,

где

Vц,—скорость движения циклона;

R — суммарный радиус, равный радиусу штормовой зоны урагана Д (определяется по факсимильной метеорологической карте) и предельной суммарной погрешности взаимного расположения корабля и центра циклона

Расчет уклонения от встречи со штормовой зоной впереди циклона. - student2.ru

где Мк — предельная погрешность в месте корабля, зависит от

способа определения;

Мц — предельная погрешность местоположения центра циклона.

Радиус штормовой зоны урагана (Д) определяется для конкретного корабля с учетом водоизмещения, мощности машин, срочности перехода и выполнения задачи, района плавания. Чаще всего он измеряется на карте от центра циклона до зоны волнения 5—6 баллов.

Положение центра циклона будет зависеть от точности определения места самолета, корабля или точности измерения пеленга и дистанции береговой РЛС. Данные от этих источников информации об урагане поступают в специальные прогностические центры, которые их обрабатывают и передают мореплавателям по радио или фототелеграфу.

Ориентировочная величина погрешности положения центра циклона, определенная по синоптическим картам, — 30—50 миль, по местным признакам — 50—200. Точность информации по местным признакам зависит от субъективных качеств наблюдателя.

Из точки Ко проводим касательные к окружности, определяющей штормовую зону, линии относительного движения ЛОД1 и ЛОД'1. Получим опасный сектор ОС. Линии относительного движения при уклонении должны проходить вне опасного сектора.

Из всех возможных вариантов перемеще­ния циклона принимаем наиболее неблагоприятный его путь Кц1, перпендикулярный к ЛОД1. Любые другие пути движения циклона менее опасны.

Рассчитываем курс - уклонения, для чего при точке Цо по векторам V pi,Vци Vк1, строим скоростной треугольник Цоа1в1. Направление вектора Vк1 будет соответствовать курсу уклонения корабля Кк1, который и проводим из точки Ко.

Следуя этим курсом, командир корабля продолжает принимать информацию о тропическом циклоне и при необходимости корректирует его. После выполнения маневра уклонения рассчитываем место поворота, от которого ложимся на курс Кк2 для следования по маршруту.

Предположим, командир корабля принял решение лечь на кур Кк2. Для расчета точки поворота из Цо проводим вектор Vк2 по направлению выбранного курса Кк2. Из конца его, точки в2 проводим касательные к окружности с радиусом Vц, получим сектор возможных относительных курсов (СВОК). Если после поворота на курс уклонения Кк1 циклон изменить направление своего движения, то для корабля самой неблагоприятной траекторией его будет Кц2 = Кр2 ± 90° (Кр2 определяем из скоростного треугольника Цоа2в2). Параллельно Кр2 проводим ЛОД2 – касательную к окружности штормовой зоны. Допустим, что циклон начал перемещаться с началом уклонения по Кц2 (самый неблагоприятный случай), а корабль шел рассчитанным курсом уклонения Кк1. При точке Цо по векторам Vц и Vк1 строим скоростной треугольник Цоа2в1 и находим направление относительного перемещения К//р1. Из точки Ко проводим ЛОД//1 параллельно К//р1 до пересечения с ЛОД2 в точке К/пов – относительной позиции поворота на курс Кк2.

Из точки К/пов проводим линию,паралльельную Кц2 до пересечения с Кк1 в точке Кпов, в которой корабль и должен лечь на курс Кк2. Время лежания на курсе уклонения определяем по формуле

Расчет уклонения от встречи со штормовой зоной впереди циклона. - student2.ru или Расчет уклонения от встречи со штормовой зоной впереди циклона. - student2.ru

Расчет уклонения от встречи со штормовой зоной впереди циклона. - student2.ru

Расчет уклонения от встречи со штормовой зоной впереди циклона. - student2.ru

Наши рекомендации