Улучшается его остойчивость?
Морехо́дные ка́чества су́дна — качества судна, которые определяют его способность безопасно совершать плавание при любом состоянии моря и любой погоде, а также сохраняя живучесть в случае повреждения.
Мореходные качества:
Остойчивость — способность судна плавать не опрокидываясь в равновесии при отсутствии внешних воздействий и возвращаться в положение равновесия после прекращения их действия.[1] Остойчивость зависит от формы корпуса и положения ЦТ судна, поэтому путем правильного выбора формы корпуса при проектировании и правильного размещения грузов на судне при эксплуатации можно обеспечить достаточную остойчивость, гарантирующую предотвращение опрокидывания судна при любых условиях плавания.
Остойчивость при поперечных наклонениях, т. е. при крене, называют поперечной. Поперечную остойчивость в зависимости от угла крена делят на начальную при малых (до 10--15°) углах крена и остойчивость при больших углах крена.
Наклонения судна происходят под действием пары сил. Момент этой пары сил, вызывающий поворот судна вокруг продольной оси, называют кренящим моментом -- Мкр.
Плавучесть — способность судна плавать при заданной нагрузке, имея заданную осадку. Мерой плавучести служит водоизмещение. Объемным водоизмещением называется объем погруженной части корпуса, выраженный в кубических метрах. Объемное водоизмещение служит мерой плавучести, а вес вытесняемой им воды называется весовым водоизмещением и выражается в тоннах. Объем водонепроницаемых отсеков выше ватерлинии называют запасом плавучести. По сути, это объем воды, который может принять судно сверх расчетной нагрузки до полной потери плавучести. На запас плавучести влияют высота надводного борта, наличие водонепроницаемых надстроек и целостность корпуса и надстроек.[1]
Ходкость — способность судна развивать установленную скорость в результате работы установленных на нём механизмов. Характеризуется буксировочной мощностью при заданной скорости.[2]
Качка — колебания плавающего судна под действием волны или других сил. Характеризуется рядом величин, из которых наибольшее практическое значение имеют амплитуда качки (отклонение судна от положения равновесия) и период качки (продолжительность одного полного колебания судна, четыре амплитуды).[1]
Непотопляемость — способность судна оставаться на плаву и не опрокидываться в условиях, когда один или несколько его отсеков затоплены водой. Непотопляемость обеспечивается запасом плавучести, остойчивостью, целостностью корпуса и надстроек, наличием и состоянием водонепроницаемых переборок и палуб (платформ), разделяющих корпус корабля на отсеки, наличием средств борьбы с повреждениями, а также субъективными факторами (готовностью и умением команды вести борьбу за живучесть).[1]
Управляемость — способность судна изменять или сохранять курс, по мере необходимости.[2] Управляемость является комплексным мореходным качеством и, в числе прочего, включает в себя вопросы:
Поворотливость — способность судна изменять направление своего движения при отклонении руля на какой-либо угол. Поворотливость характеризуется скоростью изменения курса и диаметром циркуляции;
Устойчивость на курсе — способность судна сохранять неизменным направление своего движения без внешнего вмешательства;
Заливаемость — количество воды, принимаемой на палубу и надстройки при определенном состоянии моря.
Ветрозащищённость — условия эксплуатации судна и работы экипажа при заданной силе ветра.
Факторы, влияющие на мореходные качества:
Мореходные качества существенно зависят от соотношения условий плавания (например высота, длина и период волн, скорость ветра) и линейных размеров и веса судна, а также от его архитектуры, формы обводов, нагрузки и других параметров.
Посадкой судна -- называется его положение относительно горизонтальной поверхности воды. В общем случае посадка определяется тремя параметрами посадки — средней осадкой dср (на мидель-шпангоуте), углом крена θ и углом дифферента ψ. Однако практически, поскольку наличие крена является ненормальным явлением, посадка судна часто определяется двумя параметрами — средней осадкой и дифферентом, т. е. разностью осадок носом и кормой (на носовом и кормовом перпендикулярах).
Для того чтобы можно было определить осадку судна в любое время, на форштевне и ахтерштевне, и в средней части судна наносят марки углублений. Пользуясь этими марками, можно ориентироваться при определении дифферента и состояния судна при погрузке и разгрузке. Марки углублений используют также при заходе в порты с малой глубиной. В этом случае часто приходится разгружать суда на рейде, пока судно не получит допустимую осадку. Марки углублений вырезают из листовой стали и приваривают или накернивают на корпус судна. Они выделяются на фоне корпуса особой окраской и поэтому хорошо видны. На правом борту осадка указывается в дециметрах, а на левом — в футах.
Марки углубления ни в коем случае нельзя путать с грузовой маркой, так как они служат только для измерения фактической носовой и кормовой осадки на данный момент.
Грузовая марка- это знак предельной осадки, наносимый на обоих бортах морского судна в середине его длины. Г. м. изображают в виде круга, пересечённого по центру горизонтальной линией, которая показывает наибольшую допустимую осадку судна в морской воде (в летнее время в зоне умеренного климата), и ряда горизонтальных линий, показывающих предельное погружение его в море или реке в зависимости от времени года и района плавания (рис.). Над Г. м. наносят палубную линию. Положение Г. м. по высоте определяется величиной минимального надводного борта, регламентируемой Международной конвенцией о Г. м. (1966) либо национальными правилами, в зависимости от назначения, размеров и конструктивных особенностей судна, и удостоверяется свидетельством о Г. м., выдаваемым классификационным обществом. Для уменьшения регистровой вместимости при перевозке грузов с большим удельным погрузочным объёмом морские грузовые суда могут иметь ниже второй палубы тоннажную марку — равносторонний треугольник, вершиной касающийся горизонтальной линии с уступом, которая показывает наибольшую осадку судна в морской и пресной воде.
Грузовая и тоннажная марки двухпалубного морского судна длиной не более 100 м с механическим двигателем: I — грузовая марка; II — тоннажная марка; надводный борт: a — по летнюю грузовую марку; b — по тоннажную марку; марки для пресной воды: П и ТП — в умеренной и тропической зонах; марки для морской воды: Т — тропическая, Л и З — летняя и зимняя в умеренной зоне; ЗСА — зимняя в Северной Атлантике.
НАСТАВЛЕНИЕ МОРЯКАМ ПО СОХРАНЕНИЮ ОСТОЙЧИВОСТИ:
- Если экипаж не выполняет элементарных правил морской практики в борьбе за
живучесть судна, то никакие, даже совершенные нормы остойчивости не обеспечат его
безопасность.
- В плохую погоду должны быть закрыты все входы и другие отверстия, через которые
вода может проникнуть в корпус или надстройки, рубки и т.д. Средства для этой цели
необходимо держать на борту в хорошем состоянии
- В любую погоду грузовые люки и горловины следует закрывать сразу после их исполь-
зования и открывать только в случаях производственной или иной необходимости, если
нет опасности попадания через них воды в корпус судна.
- Бортовые иллюминаторы нужно содержать в хорошем состоянии, в плохую погоду
они должны быть надежно задраены.
- Орудия лова и другие значительные тяжести надлежащим образом уложены, закреп-
лены и размещены как можно ниже.
- Особая осторожность требуется в тех случаях, когда тяга от орудия лова может ухуд-
шить остойчивость, например, при выборке сетей силовым блоком или при задеве трала
за грунт.
- Штормовые портики, снабженные крышками, надо держать всегда в рабочем состоянии:
их нельзя закрывать, особенно в плохую погоду.
- Всегда иметь на судне как можно меньше частично заполненных танков (цистерн).
- Соблюдать все инструкции по заполнению цистерн водяным балластом, следует
помнить, что не заполненные доверху цистерны могут быть опасны.
- В плохую погоду в любой момент может появиться необходимость быстрого маневра
судна с помощью руля и машины. Поэтому нельзя полагаться на автоматическое управ-
ление рулем или закреплять положение руля во время шторма, так как это может
помешать быстрому маневру и поставить судно в опасное положение.