I. Основные элементы и классификация систем.

Судовыми системами называется комплекс трубопроводов с арматурой, обслуживающими их механизмами, цистернами, аппаратами, приборами и средствами управления и контроля над ними.
Судовые системы обеспечивают на судах:

- борьбу за непотопляемость судна (удаление воды из затопленных отсеков, прием или перекачивание

водного балласта с целью спрямления поврежденного судна);

- борьбу с пожарами на судне;

- поддержание необходимой температуры и влажности воздуха в жилых и служебных помещениях судна (условий обитаемости);

- подачу пресной и забортной воды для бытовых нужд экипажа;

- удаление грязной воды с судна;

- подачу сжатого воздуха;

- погрузочно-разгрузочные операции на наливных судах.

Судовые системы должны включать надежные элементы автоматики. Системы, обслуживающие судовые силовые установки: система охлаждения механизмов, смазки, подачи топлива, производства и подачи сжатого воздуха к двигателям и т. д.— рассматриваются в соответствующих курсах.

Судовые системы принято классифицировать по роду среды, перемещаемой в трубопроводах или по назначению. По роду среды, транспортируемой в трубопроводах, системы разделяются следующим образом:

а) водопроводы холодной и горячей, морской и пресной воды;

б) воздухопроводы холодного сухого и теплого влажного воздуха;

в) паропроводы;

г) рассолопроводы водяных растворов солей (служащие главным образом для охлаждения помещений);

д) газопроводы углекислого газа, аммиака, фреона и т. п.

Судовые системы удобнее изучать, классифицируя их по назначению и выполняемой функции. По этому принципу все судовые системы объединены в следующие группы, при работе которых используются общие элементы, что упрощает отдельные системы и их эксплуатацию.

Трюмная группа, включающая следующие системы:

1) водоотливную, предназначенную для удаления масс воды из затопленных отсеков после заделки

пробоины, а также для откачки фильтрационных (протекающих через неплотные соединения) вод;

2) осушительную — для удаления трюмной воды, а также для осушения междудонных и бортовых

отсеков, не имеющих специального назначения;

3) балластную для изменения крена, дифферента и осадки судна путем приема или осушения

специальных отсеков или цистерн.

В противопожарную группу входят следующие системы:

1) водяная (водотушения и водораспыления)—для тушения пожара водяной струей из пожарных

шлангов и из спринклерных головок, для приведения в действие эжекторов и других систем, для

тушения пожара топлива в машинно-котельных отделениях распыленной водой;

2) паротушения — для тушения пожара в топливных отсеках посредством заполнения их водяным

паром;

3) жидкостная — для тушения пожара топлива в МКО и на электростанциях посредством подачи в эти

помещения огнегасительной жидкости;

4) пенотушения — для тушения пожара негорючей пеной, изолирующей очаг пожара от доступа

кислорода воздуха;

5) газотушения — для тушения пожара в помещениях путем заполнения их углекислым газом;

6) орошения и затопления погребов боезапаса — для охлаждения боезапаса и затопления его для

предотвращения взрыва и тушения пожара в погребах.

Санитарная группа включает системы следующих назначений:

1) пресной воды—для подачи питьевой воды в пищеблоки, пресной, холодной и горячей воды к ваннам,

душевым, прачечным, умывальникам и другим потребителям;

2) забортной воды—для подачи забортной воды в санитарные помещения и для мытья палуб;

3) сточную — для удаления грязной воды из ванн, умывальников, бань и пр.;

4) фановую и фекальную — для удаления фекальных вод из гальюнов и туалетов; для сбора грязной

воды из фановой и сточной систем в фекальные цистерны и сброса этих вод в специальное судно или за борт вне пределов территориальных вод или на свалку;

5) шпигатов — для удаления воды с палуб, мостиков и др.

Группа кондиционирования воздуха включает системы зимнего, летнего и общего кондиционирования воздуха для поддержания зимой и летом в помещениях заданных параметров воздуха: температуры, относительной влажности и концентрации СО2. Зимой подаваемый наружный воздух нагревается и увлажняется, а летом — охлаждается и осушается при автоматическом регулировании. К этой группе также относятся системы:

1) парового отопления, обогревающие помещения паровыми грелками;

2) электрического отопления, обогревающие помещения электрическими грелками;

3) вентиляции — для обмена воздуха в помещениях: подачи свежего наружного воздуха и удаления

загрязненного воздуха;

4) аэрорефрижерации — для поддержания в помещениях заданной температуры путем отвода теплого и

подачи охлажденного воздуха;

5) рефрижераторная — для охлаждения провизионных камер и подачи к различным потребителям

охлажденного рассола (охлаждающей жидкости);

6) регенерации—для восстановления в воздушной среде помещений количества кислорода,

необходимого для организма чело- пека, и удаления из помещений излишнего количества углекислого и

других вредных газов.

Группа сжатого воздуха состоит из воздушных систем низкого, среднего и высокого давления, подающих воздух для работы судовых устройств или механизмов, а также для работы пневмоприводов, не имеющих собственных компрессоров.

Специальная группа систем для наливных судов состоит из следующих систем:

1) грузовой, производящей погрузочно-разгрузочные операции с жидкими грузами в танках наливных судов;

2) зачистной, обеспечивающей зачистку танков наливных судов от остатка груза, отстоя и грязи;

3) газоотводной, отводящей через предохранительные клапаны в атмосферу газы, выделяемые грузом в танках;

4) подогрева вязких грузов — для подогрева грузов в танках при выдаче их с судна или при перегрузке между танками или цистернами;

5) мойки танков — для подачи пара или горячей воды в танки после их разгрузки для мытья и газобезопасной обработки.

Группа систем управления судовыми механизмами и устройствами и внутрисудовой переговорной связи, включающая системы специфического назначения:

1) управления (гидравлического и пневматического) —для изменения режимов работы механизмов на расстоянии с центральных постов;

2) переговорных труб (связи)—для голосовой связи и устной передачи команд между постами управления в различных помещениях судна.

Наши рекомендации