Определение глубин в море. Лот и разбивка лотлиня
I. Измерение глубин в море
Практика мореплавания подтверждает насущную необходимость иметь на борту судна всегда готовыми к действию приборы, позволяющие измерять глубины и брать пробы грунта. Так, тщательное измерение глубин через определенные промежутки времени дает возможность хорошо проверить место судна в тумане и благополучно подойти к якорному месту. Глубины на море измеряют специальными приборами — лотами.
В зависимости от измеряемой глубины лоты разделяются на глубоководные и навигационные. Навигационные предназначаются для измерения сравнительно небольших глубин. Ими снабжают все морские суда для обеспечения безопасности плавания. Устройство навигационных лотов позволяет измерять глубины на ходу судна с достаточной для судовождения точностью.
Рис. 1
По принципу действия и устройству навигационные лоты подразделяются на ручные, механические и гидроакустические.
Ручной лот. Основными частями ручного лота являются свинцовая (или чугунная) гиря 1 и лотлинь 2 (рис. 1). Гиря имеет форму усеченной пирамиды или конуса высотой около 30 см и весом от 3 до 5 кг. Верхняя часть гири оканчивается ушком с продетой в него стропкой из стального троса, обшитого кожей. В нижней, более широкой части гири сделана выемка, в которую перед замером глубины вмазывают смесь сала с толченым мелом. При опускании гири на дно частицы грунта прилипают к замазке. Это позволяет определить характер грунта после подъема лота на палубу. Гиря соединена с лотлинем, который делают из линя длиной более 50 м и окружностью около 25 мм.
Перед разбивкой (разметкой) лотлинь хорошо вытягивают. При разбивке за нуль принимают место соединения лотлиня с гирей, так как она при измерении глубины моря обычно ложится на грунт. На расстоянии 2—3 м от гири в лотлинь вплеснивают клевант (колышек) из твердой породы дерева, а затем через каждые 10м — флагдуки (разноцветные кусочки материи) со следующей последовательностью цветов:
Метры лотлиня | Марки | Топорики |
5 м | марка с одним топориком | |
10 м | красный флагдук | |
15 м | марка с двумя топориками | |
20 м | синий флагдук | |
25 м | марка с тремя топориками | |
30 м | белый флагдук | |
35 м | марка с четырьмя топориками | |
40 м | желтый флагдук | |
45 м | марка с пятью топориками | |
50 м | бело-красный флагдук |
Иногда метровые участки лотлиня разбивают не более мелкие деления небольшими кожаными марочками (для шлюпочного промера).
Лот бросают с наветренного борта, чтобы лотлинь не попал под корпус судна. Ручной лот используют лишь при скорости судна до 5 узлов и глубине моря не более 50 м. При глубинах до 150 м применяют диплот, устройство которого аналогично устройству ручного лота. Измерять глубины диплотом можно только на стоянке.
Ручной лот и диплот используют не только для измерения глубины. Ими определяют дрейф судна, стоящего на якоре, высоту прилива в месте якорной стоянки и др. После работы лотлинь просушивают. Периодически производят проверку длины и разбивки лотлиня по точно измеренным отметкам на палубе судна.
Гидроакустический лот (эхолот). Гидроакустическими лотами измеряют глубину до 2000 м при неограниченной скорости судна. Специальные приборы лота — самописцы дают наглядное представление о рельефе морского дна. Большие преимущества гидроакустических лотов способствовали их широкому распространению на морских судах.
Принцип работы современных эхолотов основан на измерении времени прохождения в воде импульса ультразвуковых колебаний от судна до дна моря и обратно.
Принципиально эхолоты могут отличаться лишь способом определения и регистрации промежутков или функций этого времени.