II. Борьба с обледенением судна.

Обледенение возникает наиболее интенсивно при отрицательных температурах наружного воздуха, наличии ветра и волнения. Величина обледенения зависит от: типа судна (его размерения); температур воздуха и воды; курса и скорости судна; направления ветра и волны; частоты заливаемости палубы водой.

В результате обледенения происходит: изменение водоизмещения, крена и дифферента, т. к. обледенение происходит в основном выше главной палубы, то оно равносильно принятию палубного груза.

Увеличение водоизмещения может привести к потере запаса плавучести. Увеличение дифферента не приведет к потере продольной остойчивости, т. к. продольная метацентрическая высота имеет большую величину. Опасна в этом случае не потеря продольной остойчивости, а потеря продольной прочности. Увеличение ЦТ – ухудшение поперечной остойчивости. Для потери остойчивости требуется гораздо меньшее обледенение, чем для потери плавучести. Крен при обледенении может увеличиваться довольно быстро.

В предвидении плавания в районах возможного обледенения необходимо заблаговременно учитывать:

1. судно должно иметь правильную посадку, т.е. быть без крена и с дифферентом на корму, обеспечивающим хорошую всхожесть на волну;

2. грузы должны располагаться и крепиться так, чтобы избежать их смещения при крене;

3. палубный груз не должен закрывать штормовых портиков и мешать стоку воды за борт;

4. не следует загромождать верхнюю палубу тарой, оборудованием и снабжением;

5. в топливных и водяных танках (кроме расходных) не должно быть свободной поверхности жидких грузов.

При возникновении угрозы обледенения необходимо принять следующие меры:

1. выбирать курс и скорость с таким расчётом, чтобы разбрызгивание и заливание были наименьшими: при этом следует помнить, что при направлении ветра и волны с кормовых курсовых углов происходит наименьшее обледенение судна, но при этом может иметь место существенное снижение или потеря остойчивости судна на волне, особенно если длина волны близка к длине судна, а скорость её бега приблизительно равна скорости судна;

2. попеременно изменять курс судна, приводя ветер, на правый или левый борта с целью устранения неравномерности обледенения бортов и статического крена;

Меры по восстановлению остойчивости судна:

1.удалить лёд, в первую очередь с высоко расположенных конструкций, при строгом соблюдении охраны труда и техники безопасности при работе в штормовых условиях;

2. ликвидировать свободные поверхности жидких грузов в танках, в крайних случаях принять балласт в низко расположенные танки;

3. выравнивание статического крена судна следует производить только после выявления его причины (например, несимметричность обледенения )

4. при возникновении статического крена в результате несимметричного обледенения лёд откалывать в первую очередь с накрененного борта и высоких конструкций;

6. при значительном обледенении носовой оконечности и появлении дифферента на нос в первую очередь вести интенсивную отколку льда носовой оконечности, одновременно можно откатывать балласт из форпика или принимать в ахтерпик.

В течение всего периода борьбы с обледенением необходимо:

1.удалять лёд из шпигатов и штормовых портиков;

2. вести контроль за остойчивостью судна по периоду качки (при увеличении его на 20-25% немедленно принимать меры к увеличению остойчивости);

3. вести контроль за водонепроницаемостью корпуса судна;

4. перед началом отколки льда вдоль палубы и мест работы протянуть достаточное количество надёжных лееров.

Активную борьбу со льдом начинают немедленно, как только замечают нарастание льда на палубе, корпусе, надстройках. Для борьбы со льдом объявляется общий аврал, в котором принимает участие весь экипаж (кроме вахт), предварительно расписанный по сменам.

По усмотрению капитана в некоторых случаях количество вахтенных на том или другом участке сокращается, а освободившиеся принимают участие в аврале. При составлении расписания по отколке льда необходимо помнить, что эта работа изнурительная и может продолжаться несколько суток подряд.

Поэтому для судов, попавших в условия обледенения на длительное время, в расписании по отколке льда должны быть указаны жёсткие нормы времени работы (возможно до 2-3ч.) с последующим отдыхом и усиленным питанием для восстановления сил. Отмечены случаи гибели судов, когда изнуренный, обессиленный экипаж не мог продолжать борьбу с обледенением.

Если экипаж окажется не в состоянии справиться с обледенением, капитан судна должен запросить помощь от других судов или вывести судно из зоны обледенения.

Средства борьбы с обледенением: горячая вода и пар, подаваемые соответствующими шлангами и стволами, ломы, топоры, пешни, лопаты, деревянные кувалды, механизированный инструмент с пневмо- и электроприводами, антифризы - крепкий раствор поваренной соли с содержанием ингибиторов, противообледенительная смесь, каменная соль, жир, паста, отходы содового производства и др.

Можно использовать тёплую воду после охлаждения главного двигателя.

Если забортная вода свыше 3°С, её также можно использовать для борьбы со льдом, поливая сильными струями обледеневшие поверхности.

*********************************************

D:\старые билеты\Bil_24.doc

*********************************************

БИЛЕТ №24

Наши рекомендации