Определение направлений в море.

В судовождении обычно приходится иметь дело с двумя направлениями - направлением движения судна и направлением на какой-либо объект. Направление движения судна может быть определено положением его диаметральной плоскости по отношению к плоскости истинного меридиана. Угол между нордовой частью плоскости истинного меридиана и носовой частью диаметральной плоскости судна называется истинным курсом (ИК) судна. Направление на какой-либо предмет определяется углом между нордовой частью плоскости истинного меридиана и вертикальной плоскостью, проходящей через место наблюдателя и наблюдаемый предмет, и называется истинным пеленгом (ИП). Истинный пеленг не зависит от направления диаметральной плоскости судна.

На плоскости истинного горизонта ИК и ИП изображаются углами, одной стороной которых является истинный меридиан, а второй - или линия курса - след от диаметральной плоскости судна (при определении курса) - или линия пеленга - след вертикальной плоскости, проходящей через место наблюдателя и наблюдаемый объект.. Истинные курсы и истинные пеленги отсчитываются от нордовой части истинного меридиана наблюдателя по движению часовой стрелки от 0 до 360°.

Угол между нордовой частью истинного меридиана и направлением от предмета на судно, отличающийся на 180° от истинного пеленга, называется обратным истинным пеленгом (ОИП).

Угол между носовой частью диаметральной плоскости судна и направлением на данный предмет называется курсовым углом (КУ). Курсовые углы отсчитывают от носовой части диаметральной плоскости судна по правому и левому бортам от 0 до 180° (рис. 5). Из рис.5 находим: ИП2 = ИК+КУ пр/б; ИП1 = ИК-КУл/6.

Если в первой формуле ИП2 получится больше 360°, то из этой величины надо вычесть 360°. Если во второй формуле ИК<КУ, то к ИК надо прибавить 360°. ^Из формулы ИП2=ИК+КУ пр/б можно получить КУ=ИП2-И К. При этом, если результат получится со знаком "плюс", КУ будет правого борта, если со знаком "минус" - левого борта.

Если курсовой угол составляет 90° правого или левого борта, он называется траверзом судна. Так и говорят, например, "На траверзе правого борта - маяк".

Рис.5. Истинные направления направлениями Рис.6. Зависимость между истинными и гирокомпасными

Аварийный радиобуй АРБ, его назначение и порядок использо-

Вания.

Для обнаружения на больших расстояниях судов, самолетов терпящих бедствие служит Глобальная морская система связи при бедствии и обеспечения безопасности ( ГМССБ ), предусмотренная международной программой КОСПАС – САРСАТ.

Важнейшим элементом её является морской аварийный буй (АРБ).

АРБ – устанавливается на судах, самолетах и предназначен передавать в эфир аварийную радио информацию.

В герметичный корпус АРБ встроен радиопередатчик передающий на частоте 406 мгц на ИСЗ кодированный сигнал, в импульсном режиме. Этот сигнал содержит опознавательный № АРБ и код страны регистрации, а также координаты ( широта и долгота ). Второй радиопередатчит выполняет роль радиомаяка, работающего на частоте 121,5 мгц. Он обеспечивает ближний привод спасателей к терпящему бедствие судну (по радиопеленгам). Сигнал передается через 6 секунд.

Спутник, пролетая в зоне видимости АРБ, принимает сигнал, вычисляет широту, долготу и передает на ближайшую СПИ (станция приёма информации). С СПИ информация поступает в КНЦ (координирующий наводящий центр) системы КОСПАС – САРСАТ – который организует спасение через аварийно – спасательную службу.

Работает АРБ – 24 часа на спутник и 48 часов на спасательное судно, имеет РЛО ( радио-локационное обеспечение ).

С 1977 года в СССР - Космическая система поиска аварийных судов и самолётов. КОСПАС.

В США аналогичная система САРСАТ.

С 1979 системы были объединены в КОСПАС – САРСАТ. Входят страны: США, КАНАДА, ФРАНЦИЯ, РОССИЯ.

Порядок использования:

1. АРБ установлен и закреплен на судне с помощью кронштейна. Он всегда

готов действию. Используется только при бедствии. Отделение и приведение АРБ в действие производится автоматически при затоплении

судна.

2. При аварии, не грозящей судну затоплением, установите АРБ на палубе

антенной вверх. Закрепить АРБ фалом в месте, исключающем его

экранирование надстройками и удаленном от источника опасности. При

угрозе затопления выбросить АРБ за борт как можно дальше от судна.

3. При использовании АРБ в спасательных плавсредствах (шлюпки, плоты)

установите его вертикально антенной вверх и закрепите его фалом или

буксируйте АРБ по воде. АРБ включается автоматически при положении

его антенной вверх.

4. О нормальной работе АРБ свидетельствуют:

- вспыхивание индикатора “121” с периодом 6 секунд (121 мгц на этой

частоте передаются сигналы бедствия спасателям);

- вспыхивание индикатора “406” с периодом 50 секунд (сигналы на спутник);

- вспыхивание проблескового маяка в темное время суток;

- периодическое свечение индикатора “БАТ” и свечение индикатора

“9500” во время облучения АРБ радиосигналом РЛС (для использова-

ния АРБ с радиолокационном ответчиком).

Наши рекомендации