Из устава службы на судах рыбопромыслового флота рф
Вахтенный матрос-впередсмотрящий
Ст. 182. Вахтенный матрос-впередсмотрящий подчиняется вахтенному помощнику капитана. Он обязан: неотлучно находится на указанном месте и вести визуальное и слуховое наблюдение за окружающей обстановкой, водной поверхностью и горизонтом; следить за световыми и звуковыми сигналами и немедленно докладывать о них с указанием направления; знать назначение огней и знаков на судах.
Впередсмотрящего выставляют на мостике или на баке. Вахта на баке необходима для возможно более раннего обнаружения всякого рода опасностей: берега, скал, рифов, встречных судов, плавсредств, сооружений на воде, различных плавающих предметов, в том числе средств плавучего ограждения», плавающих мин, огней, сигналов и т. п.
К несению вахты на баке привлекают квалифицированных матросов или специальных наблюдателей, фамилии которых следует заносить в судовой журнал. Перед заступлением на вахту их надо тщательно проинструктировать, о чем сделать запись в журнале.
Об обнаружении какого-либо объекта или предмета впередсмотрящий на баке сразу докладывает на мостик, используя. все имеющиеся в его распоряжении средства связи: колокол, рупор, телефон и т. д. Доклады должны быть четкими и ясными; например: «Справа (слева) столько-то градусов вижу судно, буй, скалу, огонь и т. д.» или «Справа (слева) столько-то градусов ясно (слабо) слышу сигналы судна, шум прибоя у берега и т. п.».
Впередсмотрящий: ни при каких обстоятельствах не имеет права покидать свой пост без разрешения вахтенного помощника. В случае объявления на судне тревоги он остается на посту до тех пор, пока его не сменит наблюдатель, предусмотренный расписанием по тревогам.
Смена впередсмотрящих на баке производится обязательно на самом этом посту с немедленным докладом вахтенному помощнику по телефону, мегафону или внутрисудовой командной трансляции. Рапортуют поочередно оба, сдающий и принимающий вахту на баке по следующей форме: «Вахту наблюдения на баке сдал (принял) такой-то!».
2. В чем заключается уход за грузовым трюмом? Мероприятия по подготовке трюма к приему груза.
Подготовка судна и трюмов к приему груза
Подготовку трюмов, грузовых устройств и самого судна к приему груза производит палубная команда. В этой работе, как и в других, нет мелочей. Каждый матрос должен знать, что в случае допущенной им оплошности возможны поломка грузовых стрел, обрыв такелажа, а это может вызвать большие убытки и человеческие жертвы.
Перед приемкой груза независимо от его физико-химических свойств производят общую подготовку судна и трюмов. Трюмы должны быть чистыми, сухими, без запахов. Для этого необходимо:
- тщательно подмести трюмы и убрать мусор;
- проветрить грузовые помещения; это особо необходимо, если ранее перевозились грузы, вредные для здоровья или опасные (каменный уголь, руда и др.);
- открыть все льяла;
- вымыть трюмы водой из шлангов, протирая борта и настил щетками или голиками (иногда мойку трюмов можно заменить тщательным подметанием трюма влажными опилками);
- откачать воду из льял, выбрать из них попавший при мойке мусор;
- убедиться в исправности осушительной системы льял, затем закрыть льяла лючинами, законопатить щели, чтобы исключить всякую возможность попадания груза в льяла и засорения сеток приемных труб осушительной системы;
- просушить трюмы; для этого грузовые люки надо открыть, раструбы вентиляторов развернуть, установить виндзейли, нижние концы которых должны быть от пайола на расстоянии 1—1,5 м;
- во избежание подмочки и порчи груза проверить надежность закрытия горловин второго дна и исправность фановых и шпигатных труб;
- проверить состояние измерительных и воздушных трубок;
- заготовить стропы, подкладочный и сепарационный материалы и средства для крепления груза;
- проверить электроосвещение и приготовить переносные люстры;
- если судно перевозило груз, издающий сильный запах (кожи, рыбу, селитру и др.), или замечалось загнивание попавшего в льяла груза, то, кроме вентиляции, место, где лежал этот груз, и льяла нужно промыть горячей водой и раствором негашеной извести (на одно ведро 2,5 кг извести) и тщательно протереть щетками.
Оставшиеся в трюме пятна от пахучих и масляных грузов также можно отмыть горячей водой с добавлением каустической серы, а затем протереть щетками и голиками.