Тали и их применение. Как уменьшить усилие при подъеме груза горденью?
Тали (полиспаст) — грузоподъемное устройство, состоящее из двух блоков: подвижного и неподвижного и основанного в их шкивах троса, называемого лопарем (рис. 1). Конец лопаря, прикрепленный к блоку, называется коренным концом; конец, идущий на лебедку или обтягиваемый вручную,— ходовым. Ходовой лопарь талей может выходить из подвижного или неподвижного блока. Неподвижный блок талей обычно крепится к нокам шлюпбалок, стрел, кранов, рангоуту, надстройкам и т. п.; подвижный соединен своим гаком, скобой или другим приспособлением с поднимаемым грузом и перемещается вместе с ним.
Рис. 1. Тали:
а — ходовой лопарь выходит из подвижного блока;
б — ходовой лопарь выходит из неподвижного блока
По числу шкивов в обоих блоках тали разделяются на двух-, трех-, четырех-, шести-, восьми-, десяти- и двенадцатишкивные. В зависимости от назначения тали имеют специальные названия.
Двухшкивные тали применяются в качестве завал-талей у грузоподъемных стрел и для обтягивания снастей такелажа.
Трехшкивные тали (хват-тали) состоят из одношкивного и двухшкивного блоков с коренным концом, закрепленным за одношкивный блок. При подъеме груза неподвижным является двухшкивный блок; при протаскивании груза по палубе выгоднее неподвижным иметь одношкивный блок. Применяются при подъеме или протаскивании небольших грузов вручную, а также для подъема и управления парусами на парусных судах, постановки и уборки трапов.
Четырехшкивные тали применяются главным образом для подъема небольших корабельных шлюпок и могут быть использованы для подъема и протаскивания груза.
Гинцы — небольшие тали с одинаковым числом шкивов в обоих блоках, закрепленных непостоянно; предназначены для обтягивания и крепления снастей такелажа.
Гини — тали, имеющие шесть шкивов и более в обоих блоках; предназначены для подъема тяжелых грузов, больших шлюпок, моторных катеров.
Тали, основанные новым тросом, выбираются труднее, чем тросом, бывшим в работе; мокрый растительный трос выбирается труднее сухого. Промерзшие тали использовать не рекомендуется. Потери на трение в каждом шкиве блока составляют 2—10% веса поднимаемого груза. Так, для талей со стальным лопарем и с блоком на шариковых подшипниках наименьшее значение потерь на трение будет 2—3,5%; для талей с пеньковым лопарем наибольшее значение — 8—10%. С достаточной для практики точностью принято учитывать увеличение натяжения на каждый шкив блока для стальных тросов на 1/10 веса поднимаемого груза; для растительных тросов — на 1/6.
Тали за тали. В тех случаях, когда величина выигрыша при использовании одних талей недостаточна, можно работать двумя талями — «тали за тали». При этом выигрыш в прилагаемом усилии от использования обоих талей будет равен произведению выигрышей от каждых талей в отдельности. На рис. 2 показана работа двумя талями.
Рис. 2. Заводка талей за тали:
а — тали четырехшкивные с ходовым лопарем, проходящим через отводной
канифас-блок В;
б — трехшкивные контр-тали
II. Механические тали.
При работе с большими тяжестями, особенно в стесненных условиях, применяются механические тали, подъемная сила которых достигает 10—15 тс и более. Они поднимают груз плавно, без рывков, но с небольшой скоростью (0,15—2,65 м/мин). В настоящее время используются механические тали, имеющие подъемное устройство с ручным и электрическим приводами. Скорость выбирания ходовой цепочки вручную составляет около 30 м/мин.
Механические тали с ручным и электрическим приводами, как всякое грузоподъемное устройство, должно проходить периодические освидетельствования и испытания на годность. На талях должна быть обозначена их рабочая нагрузка.
Механические тали должны содержаться в чистоте и постоянной готовности к работе; трущиеся части необходимо систематически смазывать; особо следить за исправностью стопорных и тормозных устройств.
Гордень — простейшая снасть, применяемая на корабле для подъема тяжестей и при управлении парусами (рис. 3). Состоит он из троса (шкентеля), продетого в блок, который подвешен в неподвижной точке; выигрыша в силе не дает, но облегчает подъем груза изменением направления тяги. Конец троса горденя, к которому крепится поднимаемый груз, называется коренным концом; конец, к которому прилагается усилие для подъема (опускания) груза, — ходовым концом или лопарем. В зависимости от характера применения и места крепления гордени разделяются на грузовые, нок-гордени, сей-гордени и бегун-гордени.
Рис. 3. Блок неподвижный
Грузовой гордень применяется для подъема грузов с помощью грузовой стрелы или крана. Шкентель на своем коренном конце имеет коуш с гаком или другое приспособление для крепления груза.
Нок - гордень служит для подъема небольших грузов с плавсредств, находящихся у борта корабля, и крепится за обух бугеля у нока рея мачты.
Сей - гордень предназначается для подъема на мачты и реи беседок с людьми. Он крепится за обух бугеля на топе мачты.
Бегун - гордень служит для подъема на стеньгу и реи беседок с людьми и материалами. Он крепится за обух бугеля на топе стеньги.
Расчеты по использованию горденя.
Сам по себе гордень выигрыша в силе не дает, но если при подъеме или протаскивании груза по палубе один из концов троса горденя закрепить неподвижно, то при выбирании ходового лопаря вместе с грузом будет перемещаться и блок (рис. 4). Такое устройство в отличие от горденя дает почти двойной выигрыш в прилагаемом усилии (без учета трения при протаскивании груза).
Рис. 4. Блок подвижный
Данное приспособление относится к одношкивным талям (завал-тали у поворотных шлюпбалок и др.). Подвижные блоки применяются в грузоподъемных устройствах для выигрыша в силе.