Особенности грузового устройства лихтеровозов.
Успешный опыт укрупнения грузовых мест до 30т (контейнеры 40 футов) показал желательность дальнейшего укрупнения, но этому препятствовали проходные размеры шоссейных и железных дорог. Поэтому были разработаны плавучие контейнеры – баржи (лихтера), размеры которых значительно больше обычных контейнеров. Ввиду малой осадки лихтеров их можно с помощью буксиров доставлять в мелководные речные и морские необорудованные порты и к причалам производителей или потребителей груза.
Особенностью всех типов лихтеровозных систем является то, что размерения лихтеров соответствуют размерениям типичных барж в обслуживаемых районах.
Разработаны и построены специализированные суда для перевозки лихтеров – лихтеровозы. В зависимости от способа погрузки и выгрузки лихтеров различают три основных типа лихтеровозов. Наиболее распространены лихтеровозы типа “ЛЭШ”(LASH – lighter aboard the ship).
Это крупные суда, которые способны перевозить 40–90 лихтеров, грузоподъемностью до 370т со скоростью 18–22 узла.
а –лихтеровоз типа ЛЭШ; б – лихтер:
1 – пост управления краном;
2 – катучий мостовой кран грузоподъёмностью 500т;
3 – лихтеры (плавучие контейнеры);
4 – рулевая рубка;
5 – лихтер;
6 – буксир толкач подводит баржу в нишу для её подъёма краном.
Лихтеровозы ЛЭШ двухвинтовые со среднеоборотными главными двигателями или паровыми турбинами (для уменьшения объема МО). Суда, как правило, с избыточным надводным бортом, однопалубные. Надстройка и рубка расположены в носу. Лихтеровозы ЛЭШ имеют две консоли в корме, образующие нишу, в которую лихтер заводится буксиром. Мощный козловой кран г/п 500т выкатывается на консоли, поднимает лихтер и транспортирует его вдоль судна до соответствующего трюма, лихтеры грузят в несколько ярусов в трюме и на палубу. Буксиры обычно являются принадлежностью судна и находятся на судне в рейсе.
В настоящее время на верхней палубе этих судов часто перевозятся контейнеры 20' и 40' футов и поэтому на них дополнительно устанавливают более легкий кран для этих контейнеров.
Лихтеровозы типа Си-Би (SeaBea) предназначены для перевозки более тяжелых лихтеров с большими размерами. Это крупные многопалубные суда, без поперечных переборок в грузовых помещениях, которые вмещают 26 – 38 барж-лихтеров водоизмещением по 1300 т.
Эти суда также имеют в корме две консоли, образующие нишу, в которой размещается синхролифт, куда заводятся лихтера.
Синхролифт одновременно поднимает две баржи до нужной грузовой палубы. После этого лихтеры пересаживаются на тележки, с помощью которых они транспортируются вдоль по палубе судна.
Третий тип лихтеровозов – суда докового типа. На время грузовых операций трюм заполняется водой и в него через ворота вводятся лихтеры. Затем после центровки лихтеров над местами установки закрывают ворота и откачивают воду из трюма и балластных отсеков.
К такому типу судов относятся лихтеровозы: типа Бако (Barge conteiner) дедвейтом 21000т; типа Бакат (Barge aboard catamaran) - погрузка докованием и подъемником г/п 400т; ФЛЭШ (Fiderlash) -фидерный лихтеровоз для перевозки маломореходных лихтеров между базовым портом и другими портами бассейна(до 12 лихтеров ЛЭШ или 6 -лихтеров Си-Би).
В заключение следует отметить, что лихтеровозы – сложные и дорогие суда, эксплуатация которых может быть эффективна только при устойчивом грузопотоке высокотарифных грузов и надёжной загрузке судна этими грузами.
Типы люковых закрытий.
Грузовые люки — большие вырезы в палубах над грузовыми трюмами. На твиндечных судах они располагаются один над другим. На верхней палубе люки ограждаются по всему периметру толстым вертикальным стальным поясом — комингсом — высотой до 1 м, а в твиндеках - леерами. Люковые закрытия по способу закрывания и открывания грузовых люков подразделяют на простые и механизированные.
Простые люковые закрытиясостоят из съемных стальных бимсов, деревянных лючин и брезента. Бимсы закладывают в гнезда на продольных комингсах и служат опорами для лючин. Уложенные на бимсы лючины верхней палубы покрывают брезентом, который поджимается стальными шинами к комингсам и надежно заклинивается по периметру люка. Поперек каждого ряда лючин поверх брезента накладывают и скрепляют с комингсом люка окованные деревянные шины. Люки в твиндеках обычно закрывают только лючинами.
Простые люковые закрытия недостаточно надежны, особенно при больших размерах люков, а их снятие и установкана место требуют большой затраты времени и ручного труда. Поэтому все современные суда оборудуют механизированными люковыми.закрытиями.
Механизированные люковые закрытиябыстро и безопасно ставят и снимают грузовыми лебедкамиили специальными гидравлическими приводами. Их подразделяют на:
- съемные;
- откатываемые;
- откидные;
- наматываемые.
Съемные закрытия просты по конструкции и надежны в эксплуатации. Такое закрытие представляет собой металлическую крышку, соответствующую размерам грузового люка, которую снимают и ставят на место грузовой стрелой. По-походному крышку закрепляют винтовыми задрайками, которые одновременно уплотняют резину, уложенную по периметру крышки, обеспечивая водонепроницаемость закрытия. Съемные закрытия применяются на судах с небольшими люками.
Откатываемые закрытия имеют тросовый привод от грузовой лебедки. Наиболее распространенным закрытием этого типа является закрытие системы Мак-Грегора.
Оно состоит из нескольких стальных коробчатых крышек (секций), которые для прочности с внутренней стороны подкреплены продольными и поперечными ребрами жесткости. Крышки соединены цепями 4, тросами или металлическими тягами.
Имеется несколько конструкций люковых закрытий системы Мак-Грегора, отличающихся одна от другой в основном некоторыми деталями открывающего и подъемного устройств. Существуют закрытия системы Мак-Грегора с автономными опрокидывающимися крышками. Каждая крышка(рис. б)имеет с боковых сторон по два ведущих ролика 2и по одному осевому роульсу с желобками 3. Ведущие ролики опираются на направляющие полки 1 (рис. а) комингса, по которым крышки могут перемещаться вдоль люка. Осевые роульсы выступают в стороны несколько больше, чем ролики, и при перемещении крышки вдоль комингса их желобки остаются за внешними краями направляющих полок. В конце полок к их наружным сторонам приварены вертикальные листы, имеющие скосы 5.
Открываются и закрываются трюмы посредством тросовой передачи 7 от грузовой лебедки 8 (рис. в).Для отката крышек ходовой конец троса закрепляют за утку 10 ведущей крышки 9 ( рис. а). При натяжении троса все крышки начинают откатываться на ведущих роликах по направлению силы тяги. При подходе каждой крышки к концу направляющих полок ведущие ролики сходят с них, а направляющие роульсы наезжают своими желобками на скосы и поднимают крышку. Свисающая за поперечный комингс люка часть крышки под действием силы тяжести поворачивает крышку на направляющих роульсах. После полного раскрытия люка все крышки занимают вертикальное положение под рострами грузовой рубки.
Для закрытия люка трос, закрепленный за утку последней крышки, выбирают лебедкой, расположенной по другую сторону люка, или той же лебедкой 8(см. рис. 1, б), проведя трос через блок на противоположной стороне люка. При натяжении троса ведущая крышка тянет за собой остальные. Когда она доходит до упора, первая крышка 6 занимает горизонтальное положение. После этого трос переносят с ведущей крышки на первую и обтягивают, плотно прижимая крышки одна к другой. Для полного обжатия резинового уплотнения крышки прижимают одну к другой клиновыми зажимами, а к комингсу люка — винтовыми задрайками.
Перед открытием люка крышки немного приподнимают, так как при горизонтальном перемещении плотно прижатых одна к другой крышек может повредиться резиновое уплотнение. Для подъема крышек имеются специальные приспособления различных конструкций.
Простейшее откидное закрытие — стальная крышка, закрывающая весь люк. Она соединена шарнирно с комингсом и при открытом люке устанавливается в вертикальном положении.
Для закрывания больших грузовых люков применяются закрытия, состоящие из нескольких секций, соединенных между собой. Они бывают двух- и трехсекционные, одностворчатые, откидывающиеся в нос или в корму судна, и четырехсекционные, двустворчатые, попарно откидывающиеся в обе стороны. Для подъема крышек и установки их на место применяется преимущественно гидропривод и реже — тросовый привод с тягой от лебедок.
Одностворчатое двухсекционное закрытие с гидравлическим приводом, шарнирно соединенное с кормовым комингсом люка (рис. а),состоит из двух секций:
- ведущей 5;
- ведомой 3.
Секции в створке соединяются между собой двумя-тремя межсекционными и одной-двумя холостыми петлями. Первые являются основными, а вторые служат дополнительными шарнирами. Ведущая секция соединена шарнирно с фундаментом 10двумя-тремя силовыми петлями 8, а каждая петля — с гидроцилиндрами 11. Фундаменты и гидроцилиндры находятся за просветом люка у комингса. На одной из петель есть нажимной ролик для воздействия на рычаг конечного выключателя при открывании люка.
Каждая секция состоит из сплошных поперечных и разрезных продольных балок, приваренных снизу к стальному настилу секций. По периметру секций изнутри установлены угольники, образующие пазы, в которые вклеены уплотнительные прокладки и угловые вкладыши из губчатой резины. Уплотнителями между секциями служат бурты и планки. Предусмотрена система для стока и отвода воды, проникшей через уплотнение, с выходом в дренаж и водосборники 1.
На ведомой секции установлены два кронштейна с катками 2. На горизонтальных полках продольных комингсов люка для катков имеются две направляющие дорожки 6 с уклоном в районе кормового комингса. Уклон облегчает раскатывание секции в начале закрывания люка. У носового поперечного комингса дорожки имеют аналогичный уклон 13, который обеспечивает плавное, без затирании уплотнение стыка. Для обжатия секции по периметру закрытий установлены быстродействующие задрайки 12. Вертикальные стыки между секциями защищены от прямых ударов волн щитками 4. Для стопорения створок при открывании люка имеются упоры 9, а положение створок при открытом люке фиксируется двумя цепнымн стяжками 7.
Откидные люковые закрытия.
При открывании люка ведущая секция под давлением штока поршня гидроцилиндра медленно поднимается, увлекая за собой ведомую секцию. В начальный момент закрывания люка гидроцилиндры сталкивают секции, а в дальнейшем они раскатываются и укладываются на место под действием силы тяжести. Гидроцилиндры в этом случае служат для торможения и плавного закрывания люка.
Четырехсекционное, двустворчатое закрытие отличается от рассмотренного в основном тем, что оно состоит из четырех секций, соединенных попарно в две створки. Каждая из створок двумя силовыми петлями соединена шарнирно с фундаментом и с гидроцилиндрами. Створки открываются в нос и в корму независимо одна от другой. Для надежного торцового уплотнения между створками служат клинья и механизмы разъема.
Управление работой закрытий осуществляется с электрических щитов, установленных в водозащищенных ящиках под полкой комингса люка.
Люк с односторонним трехсекционным закрытием с тросовым приводом (рис. 6)открывают и закрывают лебедками, выбирая тросы соответственно 1 и 2.
Наматываемые закрытия применяются сравнительно редко.
16. Рангоут судна.
Рангоут судна с механическим двигателем— это деревянные или металлические конструкции, воспринимающие нагрузки, действующие на грузоподъемные устройства и обеспечивающие несение огней, дневных сигналов, государственного флага и антенн.
К рангоуту судна с механическим двигателем относятся:
- грузовые мачты и полумачты (колонны для грузовых стрел);
- грузовые стрелы;
- сигнальные мачты;
- кормовой флагшток;
- гафель;
- гюйсшток.
Грузовые мачты судов несут на себе грузовые стрелы или другие грузоподъемные устройства и одновременно могут выполнять все функции сигнальных мачт.
Большие суда, как правило, имеют две мачты:
- фок-мачту (передняя, т.е. первая от носа судна)
- грот-мачту (задняя, т.е. вторая от носа судна).
Малые суда могут нести одну мачту, которая называется грот-мачтой.
В общем случае мачта представляет собой стальную трубчатую цилиндрическую или коническую конструкцию. Верхний конец мачты называется топом, нижний — шпором. Продолжение мачты вверх называется стеньгой. В большинстве случаев деление мачты на мачту и стеньгу лишь условно. Стеньги носят названия по мачтам: фор-стеньга, гротстеньга.
Для установки грузовых стрел на сухогрузных судах большой грузоподъемности, кроме грузовых мачт, применяют также цилиндрические или конические трубчатые одиночные и парные конструкции, которые называются полумачтами или грузовыми колоннами.
По конструкции грузовые мачты бывают одиночные,
П-образные,
двуногие (Л-образные)
и трехногие.
К мачтам и стеньгам, как к неподвижному рангоуту крепится подвижный рангоут, который может разворачиваться вокруг мачт, и стеньг или перемещаться по ним вверх или вниз. К такому рангоуту в первую очередь относятся грузовые стрелы.
Грузовая стрела балка, шарнирно соединенная с мачтой и обеспечивающая соответствующее расположение груза и проведение грузовых операций.
Рангоут, закрепленный за середину мачты или стеньги, называется реем, а закрепленный за один из концов — гафелем.
Рей — это металлическая или деревянная частьрангоута которая крепится к мачтам или стеньгам в горизонтальном положении перпендикулярно диаметральной плоскости судна.
На нём располагаются одношкивные блоки, в которые основываются сигнальные фалы. Концы рея называются правым и левым ноками соответственно бортам судна. Если на мачте рей не один, то нижний рей на фок-мачте называется фока-рей, на грот-мачте — грота-рей. Верхний рей на фок-мачте называется фор-марса-рей, на грот-мачте — грот-марса-рей. На сугубо сигнальных мачтах верхний рей называется антенный рей, нижний — сигнальный рей.
Гафель располагается на грот-мачте ниже грота-рея под углом (если на мачте имеется грота-рей). Нижняя часть гафеля называется пяткой, верхняя — ноком. В нок гафеля врезан шкив для прохода фала с государственным флагом, который поднимается на гафеле на ходу судна.
Флагшток— металлический или деревянный шток, установленный на корме судна, который предназначен для подъема государственного флага, когда судно стоит на якоре или у причала.
Такелаж судна
Такелаж судна — это совокупность снастей служащих для поддержания и крепления рангоута, а также для подъема и спуска грузов, шлюпок, трапов, сигналов и т.п. Такелаж разделяется на стоячий и бегучий.
Стоячий такелаж служит для жесткого крепления рангоута, а также для восприятия части внешних сил, действующих на рангоут. Снасти стоячего такелажа крепятнеподвижно и проводят через блоки. К стоячему такелажу относятся:
- ванты;
- стень - ванты;
- штаги;
- контр-штаги;
- фордуны;
- бак-штаги;
- штаг-карнаки.
Ванты — снасти стоячего такелажа, которыми укрепляют мачты и стеньги с боков.
Верхние концы вант крепят за обухи на топе мачты или на концах салинга, нижние — через талрепы к специальным обушкам (вант-путенсам), которые прикреплены к фальшборту, бортовой обшивке или палубе у бортов. В зависимости от наименования мачт судна, которые раскрепляются бантами, последние носят названия фока-ванты, грот-ванты.
Стень-ванты крепят верхними концами к обухам на топах стеньг, нижними концами через талрепы за обухи на салингах. В зависимости от наименования стеньг судна стень-ванты получают названия: фор-стень-ванты, грот-стень-ванты.
Штаги— тросы, идущие в диаметральной плоскости от топа мачты или стеньги к носу судна и раскрепляющие мачты или стеньги в продольном направлении.
Штаги могут быть: фокаштаги, фор-стень-штаги, грот-штаги, грот-стень-штаги.
Контр-штаги— тросы, идущие в диаметральной плоскости от топа мачты или стеньги к корме судна. Контр-штаги могут быть: фока-контр-штаги, грот-контр-штаги, фор-стень-контр-штаги, грот-стень-контр-штаги.
Бакштаги — снасти стоячего такелажа, поддерживающие верхние части рангоута, труб, шлюпбалки с боков. Сообразно с назначением бакштаги получают дополнительные названия:
- бакштаги шлюпбалок;
- бакштаги дымовых труб;
- грот-стень-бакштаги и т.п.
Фордуны — снасти стоячего такелажа, раскрепляющие стеньги с боков и сзади.
Штаг-карнак — горизонтальная снасть, заводимая между мачтами. Если снасть заводится между стеньгами, то она получает название стень-штаг-кар- нак.
К бегучему такелажу относятся:
- фалы;
- лопаря талей и горденей;
- шкентелей грузовых стрел;
- оттяжки, топинанты и т.п.
Фалы— тонкие растительные тросы, предназначенные для подъема флагов, дневных знаков, антенн.
Шкентели стрел и горденей служат для подъема и спуска грузов.
Оттяжки используются для разворота и удержания грузовой стрелы в рабочем положении.
Судовые дельные вещи.
Дельные вещи (от нидерл. deel — часть) — морской термин, общее название для некоторых вспомогательных деталей оборудования корпуса судна, которые служат главным образом для крепления и проводки такелажа, а также частей судовых устройств, оборудования внутренних помещений и открытых палуб.
К дельным вещам относятся скобы, утки, рымы, талрепы, храпцы, клюзы, кнехты, кипы, битенги, люверсы, горловины, крышки сходных люков, трапы, двери, иллюминаторы, леерные и тентовые стойки и другие.
Основные размеры дельных вещей и требования к их креплению (монтажу) на судне регламентируются классификационными обществами. Большинство дельных вещей являются стандартными
Вещи дельные (оборудование корпуса)– изготовляемые отдельно литые, кованные или сварные части судна и отдельные от конструкции, не входящие в состав набора корпуса, но выполняющие функции его оборудования, необходимого для нормальной эксплуатации судна. К дельным вещам относят:кнехты, киповые планки, клюзы, иллюминаторы, световые люки, крышки сходных люков и горловин, двери, трапы и т.п.
Кнехт -металлическая тумба прочно закрепленная в корпусе судна и предназначенная для закрепления канатов швартовных, буксирногок др.
Кнехт буксирный -кнехт, предназначенный для крепления буксирного каната.
Кнехт швартовый -кнехт, предназначенный для: крепления швартовного каната. Может быть с вращающимися тумбами.
Клюз буксирный -приспособление, предназначенное для проводки через корпусные конструкции и ограничения перемещений буксирного каната.
Клюз палубный -элемент корпуса судна, предназначенный для пропуска через палубу якорной цепи, направляемой в цепной ящик.
Клюз швартовный -приспособление, предназначенное для проводки швартовного каната (обычно через фальшборт) и ограничения его перемещении в горизонталь ной и вертикальной плоскостях.
Клюз якорный -элемент корпуса судна, состоящий обычно из бортовой и палубной наделок и металлической (якорной) трубы междуними,предназначенный для проводки якорной цепи и размещения якоря на судне.
Клюз якорный с нишей - якорный клюз, бортовая наделка которого размещена в специальной нише на борту корпуса судна.
Планка киповая -деталь швартового устройства, предназначенная для обеспечения свободной проводки и измерения направления швартового каната при его выборе или травлении. Различают: прямую, с намёткой, с намёткой и роульсами, с горизонтальными и вертикальными роульсами и т.д.
Иллюминатор судовой, иллюминатор- судовое окно круглой или прямоугольной формы. В зависимости от места установки и степени защищенности от повреждений.
Иллюминаторы могут быть:
- глухими (неоткрываюшимися);
- створчатыми(открывающимися)4
- бортоеыми,
- палубными, рубочными. со щтормовой крышкой, с солнцезащитчым щитком, с ограждениеми др.
Люк сходный– вырез в палубе для доступа в нижерасположенные помещения.
Люк световой – вырез в палубе для доступа воздуха и света в нижерасположенные помещения (машинно-котельные отделения, коридоры и др.).
Закрытие люковое- закрытие прочное и водонепроницаемое, а в случае люков рефрижераторных трюмов и изолированное, препятствующее поступлению тепла в грузовые помещения. Известно большое число различных конструкций закрытий. На промысловых судах - снимаемые грузовыми стреламииликранами цельные металлические крышки на транспортных – механизированные закрытия створчатые, секционные. наматывающиесяи др., оснащенные механическими или гидравлическимиприводами.
Дверь судовая – дверь устанавливаемая на судне и служащяя для закрывания проходов между смежными помещениями или помещениями и открытыми частями судна. Расположенными на одном уровне. В зависимости от конструкции и назначения двери могут быть: наружная или внутренняя, проницаемая, брызгонепроницаемая или водогазонипроницаемая: непроницаемая под напором или при воздействии моря: клинкетная горизонтальная или вертикальная: противопожарная огнестоийкая или огнезадерживающая и др.
Трап – судовая лестница, может быть различных конструкций, расположения и назначения.
Бывают:
по назначению: наружный, внутренний, забортный, штормтрап, лоцманский, вестибюльный, контейнерный, водолазный, судовая сходня и др.
по конструкции:складной, составной, телескопический, жесткий, гибкий, вертикальный, наклонный, навесной, пристенный и др.
Судовые трапы и сходни служат для удобного и безопасного входа на судно и схода с него, доступа к помещениям и рабочим местам, расположенных на различных палубах и судовых надстройках.
Внутренние и наружные судовые трапы служат для сообщения между палубами. По конструкции и способу установки они могут быть наклонными и вертикальными.
Наклонные трапы служат для перехода с одной палубы на другую, в машинные и котельные отделения, рубки и т. д.
Наклонные внутренние и наружные трапы сходные по своей конструкции. Углы наклона трапов в зависимости от мест их установки, ширина трапов, размеры свободных площадок перед входом на трап и при сходе с него, а также ширина и высота ступеней строго регламентируется требованиями техники безопасности.
Поверхности ступеней наклонных трапов делаются удобными для очистки от грязи. Ступени у трапов в машинных отделениях делаются ажурными (решетчатые, сотовые), для увеличения сцепления подошвы обуви с поверхностью ступени. В зависимости от расположения наклонные трапы снабжаются поручнями с одной или обеих сторон.
Жесткие вертикальные трапы служат для подъема людей на верхний мостик, мачты, для доступа в грузовые трюмы, шахты, шахты, цистерны, междудонные танки, как запасной выход из помещений.
Они состоят их двух металлических боковин или тетив, к которым приварены на расстоянии ≈ 300 мм прутковые ступени. Ширина трапа между тетивами должна быть не менее 300 мм. Ступени изготавливаются из стального квадратного прутка, поставленного на ребро во избежание скольжения ноги при пользовании трапом. Для обеспечения надежной опоры для ног выполняются из двух прутков с расстоянием между их центрами ≈ 70 мм, а трап устанавливается так, чтобы между центром ступени и переборкой или другой конструкцией, расположенной за трапом (глубина опоры для ног), было не менее 150 мм. Установка однопрутковых ступеней допускается только на трапах, предназначенных для доступа к оборудованию, и на трапах на мачты. Если трап снабжен поручнями, то расстояние между ними должно быть не менее 500 мм.
Скоб трапы обычно устанавливают на мачтах и грузовых колонах.
Они состоят из металлических скоб, соосно приваренных к вертикальным конструкциям на расстоянии не более 350 мм. Скобы изготавливаются из квадратного металлического прутка, поставленного на ребро. Они должны быть надежным способом изогнуты для предотвращения соскальзывания ноги со скобы и изогнуты по краям так, чтобы их ширина была не менее 350 мм, а глубина для ног – не менее 150 мм.
Забортный трап обеспечивает удобный безопасный вход, и сход с судна устанавливается, как правило, по одному с каждого борта.
В большинстве случаев забортные трапы изготавливаются из легких сплавов.
Забортный трап состоит из двух тетив между которыми на расстоянии не более 250 мм укреплены ступени шириной не менее 160 мм.
Согласно требованиям техники безопасности длина, марша трапа не должна превышать 10, 5 м. На некоторых судах устанавливают двухмаршевые трапы с площадкой между маршами и со средней подвеской. Длина такого трапа не должна быть более 20 м.
Одномаршевый трап имеет две площадки, которые присоединены к его концам шарнирно. Верхняя площадка также имеет шарнирное соединение с палубой, которое позволяет ставить ее вертикально, прижав к борту, или горизонтально откинув за борт. В горизонтальном положении площадка удерживается примерно на уровне палубы двумя поворотными кронштейнами, упирающихся в борт судна.
Ступени трапа могут быть неподвижными, либо подвижными, и тогда они автоматически устанавливаются в горизонтальное положение при всех возможных углах наклона трапа к горизонту.
Неподвижные ступени имеют специальную форму, обеспечивающую удобство и безопасность передвижения по трапу.
Площадки и поворотные ступени имеют решетчатую конструкцию.
Для защиты трапа от ударов о причал и для перемещения по причалу нижняя часть трапа снабжена специальным катком.
Забортный трап имеет леерное ограждение и поручни по всей длине его марша и на площадках. На верхней и нижней площадках трапа имеются съемные металлические стойки с ограждением. Для установки ограждения на внешних сторонах тетив имеются гнезда, в которые вставляются металлические стойки с приваренными кольцами для пропуска в два ряда растительных или синтетических лееров. По верху стоек проходят общие поручни. Стойки обычно заваливаются вдоль трапа. По-походному трап закрепляется вдоль борта в положении «на ребро» в специальной нише, сделанной в фальшборте по размерам трапа.
Для установки трапа в рабочее положение и уборки его по-походному имеется электрическая или ручная лебедка с храповым стопорным устройством, а трап оснащен соответствующим такелажем. Для уборки трапа по-походному лебедкой поднимают его нижний конец до уровня палубы и снимают леера, а стойки вместе с поручнями укладывают вдоль тетив трапа. Затем трап заваливают на ребро и крепят в нише к фальшборту.
Установка забортного трапа происходит в обратной последовательности.
Сходня простейшее приспособление для сообщения с берегом.
На морских судах применяются обычно сходни из легких сплавов. На тетивах имеются гнезда, в которые вставляют стойки с тройным рядом лееров. На настиле между тетивами на расстоянии 300 – 400 мм друг от друга прикручиваются поперечные планки шириной не менее 40 мм и толщиной 20 – 30 мм Для возможности перемещения, по причалу нижнего конца установленной сходни имеются опорные ролики, снабженные козырьками. Для крепления сходни к борту судна на концах ее имеются кольца, крючки или другие приспособления. Под сходней должна быть растянута и закреплена предохранительная сетка, исключающая падение людей в воду или на причал.
Штормтрап состоит из двух цельных тетив и ступеней-балясин. Тетивы изготовляются из манильского троса толщиной не менее 65 мм, а балясины – из твердых пород дерева. Они располагаются на расстоянии 300 – 380 мм одна от другой и закреплены в горизонтальном положении.
Чтобы штормтрап не перекручивался при движении по нему людей верхнюю и каждую пятую балясины делают удлиненными.
Через отверстия в средней части балясин пропущен центральный трос.
По назначению штормтрапы разделяют на:
- посадочные;
- лоцманские,
- обиходные.
Посадочные штормтрапы надежно закрепляют в районе посадки людей в спасательные шлюпки и используют только во время учений и при спасении экипажа. Длина посадочного штормтрапа равна расстоянию от шлюпочной палубы до ватерлинии при наименьшей осадке судна, и неблагоприятных условиях дифферента и крена не менее 15º на любой борт.
Лоцманскиештормтрапы имеют такое же устройство и отличаются лишь улучшенной отделкой.
Обиходныештормтрапы используют в основном в основном при выполнении различных работ.
Судовые трапы всегда должны быть всегда в исправном состоянии. Не допускается эксплуатация трапов с отсутствующими ступенями, поломанными поручнями, погнутыми тетивами и другими дефектами. Стойки должны надежно удерживаться в гнездах.
Перед спуском забортного трапа внимательно осматривают все его оснащение и детали, чтобы убедится в их исправности. При стоянке судна у причала следят за положением нижней площадки при изменении осадки судна из-за изменения уровня воды в результате приливо-отливных явлений. Если забортный трап с не поворачивающимися ступенями установлен с углом наклона к горизонту менее 30º, то по всей длине трапа укладывают сходню и надежно закрепляют ее. В зимнее время трапы и сходни очищают от снега и наледи, и посыпают песком.
Не рекомендуется устанавливать сходни с углом наклона к горизонту более 30º.
При креплении штормтрапа следят за тем, чтобы балясины были параллельны борту судна и плотно упирались в борт судна. Запрещается крепить штормтрап к леерам и борту за балясины.
Нижнюю площадку забортного трапа запрещается располагать над и под швартовыми тросами, заведенными на береговые швартовые тумбы, и устанавливать нижнюю площадку на расстоянии менее 1,5 м от них. Если нижняя площадка трапа находится выше причала на 50 см и более или ниже его 20 см, а также если она установлена полностью или более чем наполовину над водой, то с площадки на причал кладут сходню, надежно закрепленную на площадке трапа.
На борту судна около поданных на берег трапов и сходней должен быть спасательный круг с линем не менее 30 м. Под забортными трапами и сходнями должна быть натянута сетка.
Запрещается:
- при передвижении по забортным трапам скопление более 2 человек;
-на площадках, движение встречных потоков на однопоточных трапах;\
- подъем и спуск людей с грузом массой более 20 кг по трапам и сходням;
- имеющим наклон к горизонту более 45º;
- движение по наклонным трапам «в ногу».
Нельзя сбрасывать и перемещать по трапам и сходням тяжелые предметы. Запрещается спускаться и подниматься по вертикальному трапу одновременно более одного человека, и с каким-либо предметом в руках.
Спускаться и подниматься по штормтрапу надо держась не за балясины, а за тетивы или центральный трос, а при движении по наклонному и забортному трапу – за поручень.
Запрещается пользоваться штормтрапом, если на тетиве отсутствует бирка с указанием инвентарного номера и даты очередного испытания трапа, оборвана хотя бы одна из прядей тетивы. Смещен бензель и баляс