Распределение флота судов-контейнеровозов
По дедвейтным группам и возрасту на 1 января 1999г.
Группа дедвейта, т | Число судов(1) Вместимость(2), тыс.TEU | Более 25 лет | 20-24 лет | 15-19 лет | 10-14 лет | 5-9 лет | 0-4 года | Всего |
До 9999 | ||||||||
10000-14999 | ||||||||
30000-34999 | ||||||||
35000-39999 | ||||||||
40000-44999 | ||||||||
45000-49999 | ||||||||
50000-59999 | - - | |||||||
80000 и более | - | - - | - - | - - | - - |
На 1 января 1999 г. наибольшая доля по контейнеровместимости (38%) во флоте судов этого типа приходилась на суда дедвейтом 30-50 тыс. т, с возрастом около 10
лет. Наименьшая доля по вместимости (5.4%) – у небольших контейнеровозов дедвейтом до 10 тыс. (вместимостью до 650 TEU), средний возраст которых составляет около 12 лет. Эта группа судов – одна из самых многочисленных по количеству во флоте контейнеровозов и составляет около четверти всех контейнеровозов. Относительно большой возраст судов этой группы объясняется тем, что развитие морской контейнерной системы шло по пути строительства сначала небольших судов. Эти суда предназначались для использования на линиях с малыми объемами перевозок контейнеров. Затем объемов грузов, перевозимых в контейнерах, постепенно расширился и увеличился. Были созданы крупные контейнерные терминалы, которые обслуживали более крупные контейнеровозы. Они и вытеснили менее экономичные относительно небольшие суда.
Наиболее крупные заказы на постройку контейнеровозов традиционно размещаются на верфях Японии, Южной Кореи, Германии, Дании, Польши, Китая. Кроме стран «дешевого» флага, заказчиками контейнерных судов являются такие крупные индустриальные страны, как Германия и Дания. Крупнейшие владельцы контейнерных судов – Панама, Германия, Либерия, Дания, Сингапур, США – имеют флот, составляющий по дедвейту около 60% мирового контейнерного флота.
Среди мировых контейнерных перевозчиков самым крупным является датская судоходная компания «Maersk Line», контейнеровместимость флота которой, включая суда, взятые в тайм- чартер, составляет более 200 тыс. TEU. Далее следуют компании P&O Nedlloyd (Нидерланды), «Sea-Land» (США), «Evergreen» (Тайвань), «Cosco» (Китай).
На рис. 5 и 6 – продольные разрезы двух контейнеровозов. На рис. 7 – 10 представлены некоторые результаты анализа характеристик этих судов, выполненного Det Norske Veritas – зависимости и водоизмещения, дедвейта, скорости хода и длины между перпендикулярами контейнеровозов от их вместимости. Это может быть полезным при предварительной оценке параметров контейнеровозов.
Рис.5. Продольный разрез контейнеровоза «Haneburg» вместимостью 800 TEU
Рис.6. Продольный разрез контейнеровозов «P&O Nedlloyd» вместимостью 6690 TEU
Рис.7. Зависимость водоизмещения контейнеровозов от их вместимости
Рис.8. Зависимость между дедвейтом и вместимостью контейнеровозов
Рис.9. Зависимость скорости контейнеровозов от их вместимости
Рис.10. Зависимость длины между перпендикулярами
Контейнеровозов от их вместимости