Стаксель в качестве спинакера
Когда в снаряжении яхты нет спинакера или ветер настолько засвежел, что спинакер из-за недостаточной прочности ткани дальше применять опасно, можно поднять на спинакер-гике стаксель. Однако небольшие размеры паруса в большинстве случаев не позволяют производить установку спинакер-гика на мачте, к которой он крепится нормальным образом. Поэтому при оборудовании яхты необходимо предусмотреть возможность крепления спинакер-гика несколько ниже обычного. У шлюпов спинакер-гик крепится на высоте битенга. Если у тендеров стаксель ставят на кливер-штаг, то спинакер-гик должен быть укреплен на высоте нижнего крепления стаксель-штага на специальной палубной оковке, находящейся на баке. Спинакер-гик можно также вставлять в оковку на мачте, а точку крепления галса, предназначенного для распирания паруса, перенести ближе к мачте. У шлюпа в этом случае достаточно только закрепить галс, а обе шкаторины поднять без натяжения; у тендера следует использовать стаксель-штаг для подъема соответствующего стакселя.
В тяжелых условиях применение стакселя в качестве спинакера не только заменяет штормовой спинакер, но и оказывается на курсах бакштаг или фордевинд более выгодным. Плохо, если идут только под гротом; эту площадь парусности лучше распределить между зарифленным гротом и стакселем. В этом случае центр парусности лежит гораздо ниже; работа рулевого облегчается более эффективным действием руля; благодаря уменьшению нагрузки на верхнюю часть мачты бортовая качка при волнении ослабевает, и яхта становится более мореходной.
СПИНАКЕР
Рис.300. Шарообразный спинакер с воздушными отверстиями | Рис. 301. Современный спинакер со средним швом и S-образными боковыми шкаторинами |
Минимальные и максимальные размеры, определяющие величину и форму спинакера, определяются правилами для класса или формулами постройки (см. табл. 18). Важнейшие величины по KR, CR и RORC — формулам равны: ширина головной дощечки не должна превосходить 5% длины спинакер-гика, а длина последнего не должна превышать величину J; при замере ее от диаметральной плоскости, когда гик установлен поперек судна. Наибольшая ширина спинакера равняется 180% величины У. Максимальное значение длины боковой шкаторины определяется формулой 0,95 , где J — основание переднего парусного треугольника, измеренного от передней кромки мачты до точки, в которой пересекается продолжение передней шкаторины переднего паруса с корпусом судна или бушпритом. Величина I — высота переднего парусного треугольника, замеренная вдоль передней кромки мачты от палубы до точки, к которой крепится стаксель или спинакер.
Точные указания относительно размеров спинакера свидетельствуют о том, что он должен раскраиваться не как генуэзский стаксель, поскольку допустимая ширина спинакера больше, чем ширина стакселя при нормальном раскрое. Горизонтальная ширина спинакера, которая измеряется по линии, идущей параллельно нижней шкаторине на середине высоты между нижней шкаториной и вершиной паруса, составляет по KR — формуле не менее 80 %, а по CR и RORC — формулам не менее 75% расстояния между галсовым и шкотовым углами нижней шкаторины. Обе стороны спинакера должны изготавливаться симметрично относительно вертикальной средней линии.
Рис. 302. Яхта под спинакером на курсе фордевинд | Рис. 303. Яхта под спинакером на курсе бакштаг с вытравленным спинакер-гиком |
Поэтому при проектировании спинакера следует, в зависимости от обстоятельств, полностью использовать допустимую величину парусности, выбирая одновременно наиболее эффективный раскрой, с тем чтобы спинакер не только хорошо стоял на курсе фордевинд, но и чтобы его можно было нести на курсах бакштаг и даже галфвинд. Это тяжелая, но стоящая работа, для успеха которой необходимы точные знания правил обмера. Если только обмеряются боковые и нижняя шкаторины спинакера, то, естественно, каждый яхтсмен стремится вложить в этот парус как можно больше материала. Поэтому раньше при проектировании спинакера многие обращались к устаревшей ныне форме шарообразного спинакера (рис. 300) с полотнищами, идущими сверху вниз и по своей форме напоминающими апельсиновые дольки. Отверстия для прохода воздуха, сделанные в среднем полотнище, должны были уменьшать воздушный напор на круглый спинакер. Изготовленный таким способом спинакер хотя и обладает незначительными аэродинамическими преимуществами по сравнению с другим, имеющим равную с ним площадь, но без отверстий, однако его можно применять только на курсе фордевинд. Поэтому следует отдавать предпочтение современной форме спинакера, который создает на яхте эффективную силу тяги на курсе бакштаг, а в благоприятных условиях и на курсе галфвинд, как и всякий другой парус.
Рис. 304. Яхта год спинакером на курсе галфвинд с полностью опущенным спинакер-гиком и выбранным втугую шкотом |
Чтобы спинакер тянул и на других курсах, для которых он до сих пор не применялся, стороны его должны быть примерно S-образной формы (рис. 301), а лик-трос идти от шкотового угла не под тупым, а под острым или в крайнем случае под прямым углом. Спинакер изготовляется в настоящее время почти всегда со средним швом. При постановке на курсе фордевинд, благодаря поднятию спинакер-гика и вытравливанию шкотов, спинакер может принять почти круглую форму (рис. 302). Если же на полных курсах вытравливают спинакер-брас, так что галсовый угол опускается вниз, S-образный край натягивается, а шкот при этом выбирают, то «пузатый» парус вытягивается в плоский (рис. 303). Если же на курсе галфвинд спинакер-брас получает такую слабину, что спинакер-гик ложится на стаксель-штаг и своим ноком почти касается палубы, то слабина шкаторин, а вместе с ней и «пузо» паруса исчезают, и спинакер приобретает форму балуна, который он, однако, превосходит длиной своей нижней шкаторины (рис. 304), Возможность применять спинакер на различных курсах определяется также и его размерами, так как более выгодно нести спинакер при любой силе ветра и на всех полных курсах, в волну и при спокойной воде, чем ставить огромный шар, который из-за веса своей ткани западает при килевой качке или при рысканье яхты.
Применение новых материалов, особенно нейлона и перлона, имеет то преимущество, что они обладают небольшим весом и поэтому могут улавливать даже самое слабое дуновение ветра. Полотнища, из которых сшит спинакер, иногда располагают иначе, чем показано на рис. 301—304; но при этом спинакер всегда должен иметь средний шов. Парусный мастер при изготовлении спинакера новой формы может вложить в него, особенно в верхнюю часть его, значительно больше материала, чем обычно, не причиняя, однако, ущерба другим качествам паруса.
Вместо очень тонких спинакеров для слабого ветра при свежем ветре применяют небольшой и плоско скроенный штормовой спинакер, изготовленный из более прочной ткани; он является наиболее надежным и лучшим вооружением для курса фордевинд. Его размеры должны составлять лишь 50—70% максимальных величин, указанных выше.