Сравнение важнейших предельных и рекомендуемых размеров парусности, полученных по наиболее распространенным европейским формулам постройки и обмера
Единица измерения | {ГДР в ФРГ) | CR (международная) | RORC (Англия) | |
Высота парусности | м | (зависит только от площади парусности) | (зависит только балла) | (зависит только от размеров яхты) |
Тендер | 1, 65 x величина СR+1, 6 | Длина + ширина + 1, 5 одной четверти осадки | ||
Иол, кэч | 1. 1,7 + 1,50 | |||
Шхуна | 1,7 + 1,50 | |||
Оценка видов вооружения: | Значения процентов по новой формуле получаются из формул, в которые подставлены различные площади вооружения. Для сравнения даны величины, действующие до 1/1. 1957 г. | |||
Бермудское вооружение | % от S | |||
Тендер, шлюп | ||||
Иол | ||||
Кэч | ||||
Шхуна | ||||
Стаксельный кеч | ||||
Стаксельная шхуна | ||||
Гафельное вооружение | % от S | |||
Тендер | ||||
Иол | ||||
Кэч | ||||
Шхуна | ||||
Оценка переднего парусного треугольника | % | |||
Допускаемое отношение длины нижней шкаторины спинакера к базе переднего треугольника | % | . 50 | ||
Допускаемое число лат для грота | шт. | 4, при площади парусности до 75 м2 | 4, до 9 CR | 4 или 5 |
5, при площади парусности свыше 75 м2 | 5, свыше 9 CR | |||
Длина лат на гроте: верхние и нижние латы средние латы | м | 0,12 | 14% длины гика +0, 457 м | 14% длины гика + 0, 46м при 4 латах |
0,17 | 12% длины гика + 0, 30м при 5 латах | |||
Ширина головной дощечки грота | % к длине гика | |||
Ширина головной дощечки спинакера | % к длине гика | Без ограничений | ||
Высота переднего треугольника | Без ограничений | 80% высоты парусности | Без ограничений | |
Длина базы переднего парусного треугольника | м | Без ограничений | 0, 55 | Без ограничений |
Длина нижней шкаторины спинакера | 180% от базы переднего парусного треугольника |
Для удобства работы с бегучим такелажем решающее значение имеют размеры грота. Но его величина всегда зависит от расположения мачты. Если исходить из условий мореходности, то оказывается, что чем дальше мачта удалена от форштевня, тем лучше. Это расстояние должно составлять не менее 1/3 длины яхты. Благодаря этому грот получает правильные размеры. Чем меньше грот, тем позже при усилении ветра нужно брать на нем рифы. Необходимые работы для уменьшения площади парусности при усилении ветра могут ограничиться заменой передних парусов. Еще недавно RORC — формула способствовала применению большого переднего треугольника и относительно небольшого грота. В настоящее же время только KR — формула оценивает передний треугольник как 85% площади парусности, а по новой RORC — формуле, так же как и по CR — формуле, в расчет парусности принимается 100% площади переднего треугольника. Строитель чисто прогулочной яхты может не принимать во внимание эти рассуждения; однако тот, кто строит новую яхту по KR—формуле, на которой он хочет принимать участие в морских гонках с хорошими видами на успех и не только в своих водах, прежде всего должен быть точно информирован о допускаемых в отдельных формулах постройки величинах, которые приводятся для различного вооружения в табл. 18.
Дальнейшее деление парусности и переход к двухмачтовому вооружению (кэч или иол) необходимы только тогда, когда паруса настолько велики, что не могут быть зарифлены или заменены одним человеком. Допускаемую высоту парусности рекомендуется использовать полностью, но не превышать ее. В большинстве случаев нет надобности в низком вооружении яхты, так как с установкой мачты допускаемой высоты требования безопасности, предъявляемые к крейсерской яхте на морской акватории, уже сами собой оказываются выполненными. Высокий, узкий грот не только удобен, но и более эффективен, чем широкий и короткий, кроме того, при усилении ветра его можно нести дольше, чем последний.
ВЕС ПАРУСНОЙ ТКАНИ
Правильный выбор ткани для изготовления парусов является важнейшей предпосылкой успешного плавания без их повреждений. Материал ни в коем случае не должен быть слишком легким! В табл. 19 даны веса тканей не только для различных видов парусов, но и для их различных размеров.
Таблица 19