Системы судовой энергетической установки
-Система автоматизации электроэнергетической установки обеспечивает автоматический запуск и остановку дизель-генераторов в зависимости от величины нагрузки в электросети, а также их синхронизацию, включение в сеть и отключение.
-Дистанционное управление главным двигателем, предусматривающее выполнение комплекса последовательных операций (прогрев, запуск, работу, остановку) после простого нажатия кнопки, осуществляется как из ЦПУ, так и с ходового мостика. Дистанционное управление паротурбинными установками также производится из ЦПУ, либо с ходового мостика.
-Система охлаждения энергетической установки- не дает двигателю перегреваться.
Судовые электроэнергетические системы (СЭЭС).
Общая характеристика.
Судовая электроэнергетическая система (СЭЭС) — это совокупность взаимосвязанных корабельных источников электроэнергии, преобразователей, распределительных, регулирующих и управляющих устройств и соединительных линий, объединённых процессом производства, преобразования и распределения электроэнергии, предназначенная для питания судовых потребителей. Многие авторы в определение СЭЭС вводят и потребителей, формально же потребители в систему не входят, но они оказывают существенное влияние на структуру, параметры, режимы и др. Из определения следует, что СЭЭС состоит из источников электроэнергии, линий электропередач, распределительных щитов и преобразователей, а также регулирующих, контролирующих, распределяющих, сигнализирующих, управляющих и других устройств.
6.2 Источники электроэнергии.
На морских судах оборудуют электростанции, обеспечивающие электрическим током электродвигатели различных вспомогательных механизмов, механизмов систем и устройств, приборы управления и связи, осветительные и нагревательные приборы и пр. Различают судовые электростанции малой мощности (200— 500 кВт), средней (500—2000 кВт) и большой мощности (свыше 2000 кВт). На океанских пассажирских лайнерах, больших научно-исследовательских судах и промысловых базах мощность электростанций достигает 6000 кВт и более.
В качестве источников электроэнергии на судах применяют генераторы, аккумуляторные батареи и преобразователи электроэнергии.
Основными источниками электроэнергии на судах служат электрические генераторы (переменного или постоянного тока), которые приводятся в движение смонтированными на одной с ними раме паровыми (или газовыми) турбинами (турбогенераторы или газотурбогенератор ы), либо двигателями внутреннего сгорания (дизель-генераторы), либо от валопровода (валогенера-т о р ы).
Турбогенераторы более надежны, чем дизель-генераторы, имеют большую массу, габариты и моторесурс, однако они связаны с работой котлов и запуск их занимает более продолжительное время. В этом отношении предпочтительнее дизель-генераторы, отличающиеся быстротой запуска и автономностью работы, но они имеют значительно меньший моторесурс. В качестве привода дизель-генераторов используют обычно дизели с частотой вращения 500—750 об/мин (для аварийных дизель-генераторов — 1500 об/мин).
По назначению судовые электрогенераторы разделяют на основные, резервные, стояночные и аварийные. Основные электрогенераторы предназначены для питания судовых электропотребителей в ходовом и других напряженных режимах работы судна — при стоянке во время грузовых операций, швартовке, снятии с якоря. Резервные электрогенераторы необходимы на случай выхода из строя основного генератора при плавании судна в опасной зоне — при проходе каналов, узких мест или при швартовке. Небольшие по мощности стояночные электрогенераторы служат для питания судовых потребителей во время стоянкипри неработающих грузовых и других механизмах, потребляющих много энергии.
На паротурбинных судах как основными, так и резервными генераторами являются турбогенераторы, на теплоходах — дизель-генераторы. Иногда на теплоходах с котельной установкой, работающей на тепле отходящих газов (утилизационный котел), в дополнение к дизель-генераторам устанавливают ходовой турбогенератор. В качестве стояночных генераторов используют обычно дизель-генер атор ы.
Основные, резервные и стояночные генераторы образуют основную электростанцию судна, размещаемую на транспортных судах обычно в МКО и, реже, в отдельном отсеке. На судовых электростанциях применяют рараллельгтую работу генераторов, но для большей надежности и маневренности предусматривают возможность секционирования, т. е. раздельной работы каждого судового генератора на определенную группу потребителей. К параллельной работе прибегают в наиболее ответственные моменты, например при проходе каналов, швартовке и т. п., когда даже кратковременные перерывы в питании электроэнергией недопустимы; к раздельной — при неисправностях и профилактических ремонтах ГРЩ. Оущир^иршание_ осуществляется разделением сборных шин распределительных устройств на секции с помощью специальных выключателей.
Потребление тока.
К основным потребителям тока на судне относятся электроприводы судовых механизмов, устройств и систем, освещение „и прожекторы, электронавигационные приборы и электрические средства связи ^сигдадизадии.
Электроприводом называют устройство, состоящее из электродвигателя, передаточного устройства, связывающего электродвигатель с исполнительным механизмом, и приборов управления.
Электродвигатели, используемые в приводах рулевого, грузового, якорного швартовного и других устройств, испытывают значительные перегрузки и работают в режиме частых включений и изменений направления движения. Эти особенности учитывают при конструировании соответствующих электроприводов.
В качестве передаточного механизма в судовых электроприводах применяют обычно жесткую передачу с помощью муфт или фланцевых соединений.
""Пуск, изменение направления движения, торможение и остановку электродвигателей осуществляют с помощью аппаратуры управления, к которой относятся: контакторы — электромагнитные аппараты дистанционного действия для замыкания и размыкания цепей электрического тока; электромагнитные реле — аппараты, контролирующие величину магнитного поля и срабатывающие при достижении заданного значения (различают минимальные и максимальные реле тока, реле напряжения и реле времени); тепловые реле, срабатывающие при отклонении температуры от определенной величины; реле контроля неэлектрических величин, срабатывающие при изменении давления, частоты вращения, уровня жидкости и пр.; магнитные пускатели — комплексные аппараты, предназначенные для управления асинхронными короттозашшутыми электродвигателями и их зашиты; магнитные станции — устройства, состоящие из смонтированных в металлическом шкафу магнитных и других аппаратов для автоматического управления электроприводом; командоаппараты (кнопочные посты управления, командоконтроллеры) — для дистанционного управления электроприводами, а также регулировочные, пусковые и пускорегулировочные сопротивления, величину которого можно изменять; контроллеры — многоступенчатые коммутационные аппараты ручного управления электроприводами.
Так же немало энергии тратится на судовое освещение.
7. Навигационное оборудование и средства связи.