Главные размерения и контейнеровместимость.

Груз контейнерного судна состоит из стандартных элементов, что определяет зависимость основных характеристик и размеров судна от числа контейнеров и способов их укладки в трюмах.

В работе [6] показано, что наибольшее количество контейнеров в трюмах можно уложить, размещая их длинной стороной вдоль судна. При таком способе подпалубная контейнере вместимость будет на 2-5% больше, чем при укладке контейнеров длинной стороной поперек судна, причем с уменьшением коэффициента полноты эта разница будет увеличиваться. На современных судах ячеистой конструкции применяется только первый способ укладки контейнеров.

Для контейнеровозов характерно наличие палубного груза. Доля палубных контейнеров составляет от 65 до 100% общей контейнере вместимости для фидерных контейнеровозов и до 30% для линейных контейнеровозов.

Для приблизительного определения дедвейта и водоизмещения ячеистого контейнеровоза можно предложить следующие формулы:

Здесь и далее после знаков ± для эмпирических формул указывается среднеквадратичное отклонение.

Коэффициент утилизации водоизмещения по дедвейту следующий:

где , - для линейных контейнеровозов;

- для фидерных контейнеровозов.

Размещение перевозимого груза определяет кратность размеров грузовых помещений размерам контейнеров. Обработка статистических материалов по судам последних лет постройки дает следующие зависимости:

где - ширина трюма; - 1,14 ± 0,04 – эмпирический коэффициент, учитывающий зазоры между контейнерами; - число контейнеров в поперечном ряду; - ширина контейнера; - высота трюма; = 0,966 ♦ 0,067 - коэффициент, учитывающий высоту комингса люка; - число ярусов контейнеров в трюме; - высота контейнера.

Ширина контейнерных судов зависит от ширины трюма и изменяется скачкообразно в зависимости от числа контейнеров в поперечном ряду

Ширину ячеистого контейнеровоза можно определить по формуле:

где = 1,25 ♦ 0,06 - коэффициент, учитывающий ширину двойного борта.

Максимальная ширина и осадка современных контейнеровозов ограничивается требованиями прохода через Панамский канал. Шлюзы Панамского канала могут пропускать суда с макси­мальной длиной 200 м, шириной 32,3 м и осадкой 11 м.

Высота борта п контейнеровоза зависит от числа ярусов трюмных контейнеров и, аналогично ширине, изменяется скачкообразно в зависимости от числа ярусов трюмных контейнеров. Высоту борта можно определить по формуле:

Где - коэффицмент высоты двойного дна, равный 0,108 * 0,016.

Длина контейнерного судна зависит от числа штабелей трюмных контейнеров по длине трюма и числа контейнерных трюмов. Средняя длина трюма для четырех штабелей контейнеров длиной 6,1 м с учетом зазоров и необходимых проходов равна 28,6 ± 0,8 м. Для меньшего числа штабелей контейнеров длина трюма изменяется пропорционально. Зависимость длины контейнеровоза от длины грузовых трюмов выражена гораздо слабее, чем ширина и высота борта. Это объясняется прежде всего влиянием длины машинного отделения (в зависимости от типа, мощности двигателя, числа гребных валов), длин форпика и ахтерпика, которые изменяются в достаточно широких пределах, поэтому длину контейнерных судов целесообразно определять решением уравнения масс и из условий ходкости, используя известную в теории проектирования связь относительной длины со скоростью. Для грубых приближений можно воспользоваться формулой:

Где - относительная джина судна; - длина судна между перпендикулярами; V - объемное водоизмещение; - эксплуа­тационная скорость, уз.

Взаимодействие требований по ограничению ширины судна, исходя из условий прохода через Панамский канал, необходи­мость перевозки груза с большой удельной кубатурой при высо­кой скорости хода приводит к тому, что соотношения главных размерений крупнотоннажных контейнеровозов резко отличаются от традиционных для сухогрузных судов

В среднем рост отношения L/В вызван тем, что для крупнотоннажных контейнеровозов рост абсолютной вместимости при ограничении ширины требованиями Панамского канала возмо­жен только за счет длины судна. Большие значения B/T связаны с обеспе <ением остойчивости при перевозке значительной части контейнеров на верхней палубе. Контейнеры являются высококубатурныы грузом: для 6,1-метрового контейнера (при средне! массе 12 т) удельная погрузочная кубатура = 3,08 м3/т даже без учета зазоров между контейнерами и потери кубатуры трюмов при использовании ячеистой конструкции (отсюда увеличение соотношения Ц/Т).

Для определения соотношений глазных размерений контейнерных судов можно воспользоваться следующими формулами:

Отношения B/T и L/H характеризуются относительной стабильностью и не зависят от контейнеревместимости:

Для определения коэффициента общей полноты контейнерного судна можно воспользоваться формулами:

Архитектура корабля.

Наши рекомендации