Диаграмма остойчивости судна, перевозящего зерно навалом
1 — расчет по приближенному способу (ц. т. груз принят в ц. т. грузового помещения); 2 — расчёт по уточненному способу, исходя из действительного положения т. т груза
* после приложения условного кренящего момента из-за смещения зерна угол статического крена qg1 для всех судов не должен превышать 12О или для судов неограниченного плавания углы входа палубы в воду qg2 , если он меньше 12О ( см. рис.).
* остаточная площадь egr диаграммы статической остойчивости между кривыми восстанавливающих и кренящих плеч до угла крена, соответствующего максимальной разности между ординатами двух кривых qmax = 40О или угла заливания qf (в зависимости от того, какой из них меньше), при всех условиях загрузки должна быть не менее 0,075 м-рад;
* начальная метацентрическая высота после поправки на влияние свободных поверхностей жидких грузов должна быть не менее 0,30 м;
* остойчивость судна, перевозящего зерно, должна быть проведена во всём спецификационном диапазоне удельных объёмов груза.
Загрузка судна нормируется в зависимости от степени заполнения грузового помещения. Существует понятие “заполненный отсек” и “частично заполненный отсек. Термин “заполненный отсек” относится к любому отсеку, в котором уровень зерна после загрузки и штивки достигает максимально возможной высоты. Под “частично заполненным отсеком” понимается загрузка на не максимально возможную высоту.
При расчёте остойчивости судна и определении условного кренящего момента угол условного смещения зерна в заполненном отсеке принимается равным 15О и 25О в частично затопленном отсеке. Установление более жёстких требований для частично заполненного отсека должно служить побуждающим стимулом к полной загрузке отсека или к закреплению поверхности зерна одним из рекомендованных методов.
Если расчёты показывают, что принятый вариант загрузки судна зерном не обеспечивает достаточной остойчивости и не удовлетворяет требованиям Правил Регистра, тогда для уменьшения условного кренящего момента может быть выполнено одно из следующих рекомендованных мероприятий:
* установка продольных переборок по ДП судна в трюмах и на твиндеках или мешкование груза (мешкование высота не менее 1/16 ширины трюма или не менее 1,22 метра);
* крепление поверхности зерна методом “блюдца”.
ширина грузового отсека менее 9,1 метр более 18,3 метра | Глубина блюдца Не менее 1,2 метра Не менее1,8 метра |
* крепление поверхности зерна методом “бандлинг”;
* крепление поверхности зерна методом “строппинг”
* крепление поверхности зерна стальной сеткой
Незерновые навалочные грузы (ННГ)
Опасности ННГ:
- Вредное воздействие на здоровье
- Смещение груза и расжижаемость (тексотропность)
В качестве критерия сухой несмещаемости принят угол естественного откоса a, считается если a более 350 то груз не опасен в плане смещения. Если менее 350 то опасен.
На основании лабораторных испытаний груза выдается сертификат о смещении
Безопасный предел влажности зависит от рода груза и характеризует когда гру будет переходить в текучее состояние.
Если действительное влагосодержание груза не превышает безопасный предел влажности, то груз считается безопасным в отношении смещения , а если это значение больше безопасного то груз относится к числу опасных.
Испытание на склонность к разжижению:
Какая либо емкость заполняется грузом на 50% объема, далее производится серия ударов (не менее 25) с интервалом в 2 секунды, при появлении влаги, делается вывод что груз склонен к разжижению.
Сразу необходимо:
- Запретить все погрузочные операции когда нет сертификата на влажность груза
- Когда груз обработан нефтепродуктами для предотвращения смерзания
- При дождливой или снежной погоде
Группы грузов по склонности к разжижению:
- Разжижаемые (опасные с возможностью сухого смещения и разжижения)
- Неразжижаемые (имеется опасность только сухого смещения)
Документы регламентирующие перевозку ННЗ:
- Кодекс безопасной перевозки навалочных грузов (10 разделов и 1 приложение)
- СОЛАС -74 глава 6
- Тарифное руководство 8М
- РД 31.11.01 -92
- КТР - карта технологического режима для каждого судна
- ТПЗ - типовой план загрузки
КТР - документ описывающий основные характеристики груза, полную информацию о грузе и технологию его перевозки.
В нем имеется критерии безопасности:
- Критерий несмещаемости
R/F ³ 1,
где R- сила сопративления к сдвигу, F- сила сдвигающая груз
- Критерий неразжижаемости
Wдоп/Wфакт ³ 1,
где Wдоп - влажность допустимая, Wфакт - влажность фактическая
Wдоп - 0,9 W лето
Wдоп - 0,85 W зима
- Критерий остойчивости судна при разжижении
- Критерий остойчивости судна при сухом смещении
- Критерий невозгораемости
tдоп/tфакт ³ 1,
где tдоп - температура допустимая, tфакт - температура фактическая
ТПЗ - привязан к данному типу судов. Обоваривается перевозка, размещение, крепление груза должен содеражать отметку обеспечивается или нет аварийная остойчивотсь судна и его непотопляемость
Требования к балкерам - специализированным судам для перевозки навалочных грузов
Особенности балкера:
- Палубные суда
- Большое раскрытие трюма
- Передвижные единицы для замывки судов
- Наличие подпалубных танков
Загрузка со скосом производится при ширине трюма более 12 метром, без скоса на суда при ширине трюма менее 12 метров
При перевозке ННГ в твиндеке высота груза не более 1 метра. Нагрузка не должна превышать Qмах.
Qmax = 0,9 dл bтр lтр
dл - осадка по летную марку, bтр - ширина трюма, lтр - длина трюма
При загрузке со скосом максимальная допустимая высота пирамиды:
Hmax = 1,1 dл УПО
Если груз загружен ровно в трюме, то Hmax превышать на 20%
Перевозка угля навалом
Уголь подвержен смещению при влажности выше 5%. При хранении и перевозки в отрицательных температурах.
Уголь поглаает кислород - аксорбирует. При этом повышается температура которая может привести к возгоранию.
На судне имеются датчики температуры, на разных слоях. При их отсутствии делать замеры на глубине не менее чем 1 метр. Также в обязательном порядке необходимо наличие газоонализатора (замеры всегда производить в смежных помещениях)
Недопускается погрузка угля с температурой более 35 градусов. Температуру замерять ежевахтенно, при повышении температуры в процессе превозки до 40-45 градусов замеры делать каждые два часа, при достижении температуры до 60 градусов принимать меры к избежанию возгорания
Документы необходимые для перевозки навалочных грузов
- Декларация о грузе - согласно Главы 6 СОЛАС -74, которая является многоразового действия на срок не более 5 лет. (в настоящее время заменяет собой КТР) Переосвидетельствуется на разжижаемость каждые 6 месяцев
- Сертификат о характеристиках груза на момент погрузки - документ одноразового действия должен быть предоставлен до начала погрузки (со Справкой об отборе проб)
- Свидетельство о соответствии судна требовниям к перевозки грузов - согласно СОЛАС т.е. свидетельство о годности судна к перевозки навалочных грузов форма 2.1.18 РМРС с перчнем навалочных грузов форма 2.1.21 РМРС срок до 5 лет.
- Информация об остойчивости и прочности к перевозки навалочных грузов (Буклет) выдает РМРС, разрабатывает ЦНИМФ.
- Свидетельство о пригодности судна - если груз химически опасен.
ВОН - грузы не представляющие опасности при перевозки в таре, но опасные при перевозки навалом
Низкокубатурные навалочные грузы такие грузы у которых УПО менее 0,55 куб.м/т (список в 8М)
8М Тарифное соглашение "Перевозка навалочных грузов"
Приложение А "Навалочные грузы склонные к разжижению"
Приложение В "Перечень химически опасных грузов"
Приложение С "Перечень грузов которые не обладают ни склонностью к разжижению ни опасными свойствами"
Перевозка металлолома
Виды металлолома:
- Разделанный металлолом (навалочный груз)
- Неразделанный металлолом (генеральный груз, в РФ как навалочный)
Документы при перевозки металлолома:
- Акт о готовности судна
- Грузовой план
- Акт на безопасную укладку
- Расчет остойчивости
- Сертификат на пожаро-взрыво безопасность (получить до начала погрузки)
- Информация о грузе
- Гигиеническое заключение и протокол о дозиметрическом контроле
Дополнительные требования к остойчивости судна с опасным сухим смещением:
h ³ 0,70 м
lsc = Msc/D
Ms - условный кренящий момент берется из иформации об остойчивости
Если в информации о грузе не указана его усадка то необходимо принять равной 3%
В люках помещений загруженных полностью с указанием усадки добовляется пустота под крышкой 0,15 метра
Остойчивость судна перевозящего НГ рассчитывается при 100% запасов и при 10% запасов.
Начальный участок ДСО следует строить по уточненным плечам остойчивости формы до угла крена судна 150 с шагом от не более 50 , т.к. точность ДСО возрастает с частотой точек
Наливные грузы
К наливным грузам относятся:
- Нефть, нефтепродукты
- Пищевые грузы
- Химические грузы
- Сжиженные газы
Большинство наливных грузов относятся к классу опасных грузов, поэтому существуют жесткие требования к безопасности при перевозки таких видов грузов
Основная характеристика опасности груза является концентрация опасных продуктов при перевозки грузов. Для судов перевозящих нефте- грузы существует:
НПВ - нижний предел воспламеняемости 1 % объема
ВПВ - верхний предел воспламеняемости 10% объема
Для избежания опасности взрыва на танкерах используют инертные газы (Азот)
Танкера перевозящие сырую нефть оборудуются согласно требованиям МАРПОЛ -73/78 установками для производства инертных газов на борту
В процессе перевозки из нефтепродуктов выделяются вредные для человека вещества - углеводороды, сера, ароматические элементы
На каждом судне должны иметься приборы для определения концентрации вредных веществ не менее двух комплектов
Перед входом в загазованное помещение необходимо:
- Проветрить помещение (принудительная вентиляция)
- Измерить прибором содержание кислорода (должно быть не менее 21%)
Опасные грузы в отношении статического электричества - температура вспышки выше 600С
Меры по избежанию статического электричества:
- Нельзя производить загрузку через люки
- Скорость в шланге не более 1 м/с до уровня 1 метр, далее не более 7 м/с (В руководстве имеются таблицы для определения скорости по диаметру трубы)
После окончания загрузки замеры не менее чем через 30 минут
Перевозка опасных грузов.
Документы регламентирующие перевозку опасных грузов:
- Конвенция СОЛАС -74 Глава 7
- IMDG Code - International Maritime Dangerous Goods Code
- Правила МОПОГ- тарифное соглашение 5М
- Рекомендации по безопасной транспортировке опасных грузов и операциями в портах (ЦНИМФ 1996)
- РД 31.11.32-84 Приказ ММФ "Правила морской перевозки опасных грузов"
- ГОСТ 19134 -84 "Грузоопасность, опасные знаки"
На судне:
- Свидетельство о соответствии судна перевозящие опасные грузы - форма 2.1.12 РМРС - судовой документ который дает право судну на перевозку опасных грузов
- Кодекс ВС - кодекс безопасной практики для навалочных грузов
Правила МОПОГ распространяются на все суда, за исключением специально построенных или полностью переоборудованных для перевозки опасных грузов определённых видов, например газовозов или танкеров.
Все опасные грузы, включённые в Правила морской перевозки опасных грузов (МОПОГ), разбиты на девять классов в зависимости от степени и характера их опасности.
Класс 1. Взрывчатые вещества и предметы, ими снаряжённые, способные при соответствующем воздействии на них дать взрыв. К классу 1 относятся детонаторы, боеприпасы, взрывчатка и взрывчатые вещества промышленного назначения.
Класс 2. Газы, перевозимые под давлением в специальных сосудах, рассчитанных на это давление. Для каждого газа устанавливается определённая норма наполнения баллона в килограммах газа на литр ёмкости баллона. Различают газы сжатые, сжиженные или растворённые под давлением.
Класс 3. Легковоспламеняющиеся жидкости, смеси жидкостей или жидкости, содержащие твёрдые вещества в растворе или суспенции (краски, лаки, политуры), за исключением веществ, которые по своим свойствам отнесены к другим классам. Вещества с температурой вспышки более +61 ОС в закрытых сосудах и +65 ОС и более в открытых сосудах к этому классу не относятся.
Класс 4. Вещества, которые способны во время перевозки загораться в результате трения, поглощения влаги, самопроизвольных химических превращений, а также в результате нагревания от внешних источников тепла; сюда же относятся вещества, которые могут легко воспламеняться и гореть. Вещества, классифицированные как взрывчатые, в этот класс не включаются.
Класс 5. Вещества, легко выделяющие кислород, что способствует горению и увеличивает интенсивность пожара. Многие вещества этого класса в смеси с другими веществами способны вызвать самовоспламенение и взрыв.
Класс 6. Вещества, которые в результате неосторожного обращения с ними в процессе перевозки могут явиться причиной отравления или заражения людей и животных.
Класс 7. Радиоактивные вещества с удельной радиоактивностью более 0,002 МККИ/г, а также любые изделия, содержащие такие вещества.
Класс 8. Едкие и коррозионные вещества, которые могут вызвать повреждение кожи слизистых оболочек глаз и дыхательных путей. Эти вещества могут вызвать коррозию транспортных средств и перегрузочного оборудования, а также могут быть причиной пожара при взаимодействии с некоторыми материалами. Пары, пыль и газы многих веществ 8-го класса обладают ядовитыми свойствами и могут вызвать отравление при попадании внутрь.
Класс 9. Вещества, не включённые ни в один из предыдущих классов, но такие, которые имеют другие опасные свойства, обусловливающие применение к ним положения правил МОПОГ.
Требования к судам, перевозящим опасные грузы.
К перевозке опасных грузов могут быть допущены суда, имеющие соответствующую запись в классификационном свидетельстве Регистра. Можно производить перевозку только тех классов опасных грузов, которые оговорены данной записью. Судно, специально не приспособленное для перевозки опасных грузов, может быть дооборудовано и предъявлено Регистру для получения соответствующей записи в классификационном свидетельстве.
До начала погрузки опасных грузов на судно судовая администрация обязана проверить готовность судна к перевозке. В комплекс подготовительных мероприятий входят:
* зачистка, мойка и сушка грузовых помещений;
* проверка технического состояния оборудования судна - средств пожаротушения, системы пожарной сигнализации, газоанализаторов систем освещения, осушительной системы, системы вентиляции и т.д.;
* инструктаж членов экипажа о свойствах груза, характере его опасности, видах упаковки груза, назначении знаков опасности, правилах укладки, методах предосторожности и первой помощи пострадавшим, правилах техники безопасности; с аварийной партией надлежит провести занятия по отработке методов тушения пожаров и ликвидации аварийных разливов и рассыпания груза.
Документы:
1. Свидетельство о соответствии по конструкции (в дополнение технический акт -устанавливающий годность судна к перевозки ОГ - срок действия 4 года выдается судовладельцем) Акт теряет силу по истечении срока. Аварии или изменения конструкции судна
2. Инструктаж под роспись грузовым помощником экипажа
3. План противопожарной защиты
4. Утвердить предварительный грузовой план и согласовать с пожарной инспекцией или санитарными властями
5. После окончания погрузки портом составляется исполнительный грузовой план