Тепловые балансы агрегатированного вспомогательного оборудования
Агрегатированное вспомогательное оборудование СЭУ, в дальнейшем агрегаты, - это дизель- и турбогенераторы, дизель- и турбонасосы, дизелькомпрессоры и т.п. Они состоят из двух единиц оборудования – привода и преобразователя механической энергии, установленных на общей переходной раме или на общем судовом фундаменте и функционально связанных. Приводы бывают двух типов: дизельный и турбинный. Дизельный привод превращает в механическую энергию вращения выходного вала (Ne) химическую энергию сгорания топлива, турбинный - превращает в механическую энергию внутреннюю энергию рабочего тела (пара или масла). Преобразователи механической энергии (генераторы, насосы, компрессоры и т.п.) превращают механическую энергию вращения входного вала в другой вид энергии (электрическую, сжатый воздух, давление перекачиваемой жидкости и т.п.).
Рассмотрим тепловой баланс агрегата на примере дизельгенератора.
Химическая энергия сгорания топлива |
Ne |
П о т е р и |
Генератор электричес-кого тока |
П о т е р и |
Рe |
Рисунок 4 – Схема основных потоков энергии дизельгенератора:
Ne – мощность дизеля; Рe – мощность генератора электрического тока (генератора)
Тепловой баланс для дизельгенераторов имеет вид:
или
где
- теплота, выделившаяся при сгорании топлива, кВт;
Вe - расход топлива ВД, кг/час;
- низшая теплота сгорания топлива, кДж/час.
- потери теплоты в ВД, кВт;
-потери теплоты в генераторе, кВт;
Рe – мощность генератора;
где
- эффективная мощность ВД, кВт;
- КПД генератора.
Для турбогенераторов, работающих на паре, вырабатываемом утилизационными котлами (УК), тепловой баланс имеет вид:
где
- количество выхлопных газов, выходящих из ДВС или газовой турбины, кг/ч;
- энтальпия выхлопных газов на входе и выходе в УК соответственно, кг/час;
- эффективная мощность турбины, кВт;
- КПД генератора;
- потери теплоты в турбине и УК, кВт;
-потери теплоты в генераторе, кВт.
Энергетический баланс СЭУ
Энергетический баланс СЭУ состоит из трех составных частей, в соответствии с составом СЭУ.
В этом случае рассматриваются:
- баланс пропульсивной установки, в которой основным источником энергии является главный двигатель, потребителем - корпус судна, движущийся с определенной скоростью;
- баланс судовой электростанции, в которой основным источником энергии является генератор, получающий привод от вспомогательного двигателя. Промежуточным потребителем является главный распределительный щит (ГРЩ);
- баланс вспомогательной энергетической установки, которая вырабатывает несколько видов энергии, имеет соответствующее количество источников энергии. Это: котлы, водоопреснительные установки, компрессоры и т.п.
ПОРЯДОК РАСЧЕТА
Общий порядок расчета
Расчет энергетического баланса СЭУ проводится в два этапа:
- определение расчетного режима и коэффициентов загрузки оборудования;
- расчет баланса и выполнение графической части.