Конструктивные меры обеспечения экологической безопасности.
Охрана окружающей среды от загрязнений, вызванных деятельностью человека, должна основываться на законодательных актах, обязывающих людей охранять водную и воздушную среду от возможных негативных последствий такой деятельности.
Применительно к судостроению и мореплаванию в качестве законодательных актов выступают международные конвенции и кодексы и национальные правила. Обычно такие нормативные документы совмещают в себе требования к конструкциям и природоохранному оборудованию судна, также организационные части - правила использования этого оборудования, т.е. описывают действия экипажей по экологически безопасному управлению судами.
Основным международным документом, касающимся экологической безопасности морского транспорта является Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973/78 г. (MARPOL – 73/78) [9]..
В этой Конвенции предусмотрены меры по сокращению и предотвращению загрязнения окружающей среды вредными веществами, под которыми понимается любое вещество, «которое при попадании в море способно создать опасность для здоровья людей, причинить вред живым ресурсам, морской флоре и фауне, нарушить природную привлекательность моря в качестве места отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря».
Кроме этой Конвенции в настоящее время принят ряд других международных актов, касающихся обеспечения экологической безопасности в целом на земном шаре, так отдельных, наиболее экологически уязвимых районов Мирового океана (например, Балтийского, Северного, Черного и Средиземного морей, охраны естественной природной среды Арктики и Антарктики и др.).
Для исключения аварийных разливов нефти при столкновениях и касании танкеров грунта, повлекшими повреждения корпуса, все современные танкеры строят с двойным корпусом. При этом грузовые танки отделены от наружной обшивки балластными или другими отсеками (рис. 42).
Рис. 42. Современный танкер DW = 280000 т.
4.4.Перевозимый груз как источник опасности для человека
4.4.1. Виды воздействия перевозимого груза на человека
Виды возможного воздействия перевозимого груза на человека определяются, прежде всего, особенностями груза. Перевозке генеральных и подобных им грузов сопутствует опасность травматизма. Грузовые операции с сыпучими грузами могут сопровождаться интенсивным пылеобразованием (зерно, цемент и другие химические продукты, перевозимые навалом). Многие сыпучие грузы способны при длительном хранении выделять углекислый газ, поглощать из воздуха кислород, создавая опасную для здоровья человека атмосферу в грузовых помещениях. Многие наливные грузы, особенно смесь их паров с воздухом токсичны для человека [6].
Угроза для здоровья и жизни человека со стороны перевозимого груза может возникнуть как следствие:
- конструктивных недостатков судна;
- организационных недостатков – нарушения человеком правил техники безопасности при грузообработке судна и обслуживании груза в течение рейса.
Непосредственный контакт с перевозимым грузом может представлять опасность для человека на двух этапах рейса:
- при грузообработке судна;
- во время морской транспортировки.
В обоих случаях возможны:
- травматизм - физическое воздействие груза на человека;
- токсическое воздействие вредных веществ, влияющих на здоровье.
4.4.2 Погрузо-разгрузочные операции.
Физическое воздействие груза на человека во время грузовых операций характерно только для генеральных и подобных им грузов. Как правило, травматизм связан с нарушением правил техники безопасности участниками грузовых операций. Вместе с тем, и конструкция судна должна в наибольшей степени уменьшать возможность травматизма.
Травмы человеку может нанести только перемещающийся груз. Исключению непосредственных контактов человека с грузом способствует применение средств механизации – различных погрузчиков, перемещающих грузы внутри грузовых помещений судна. Однако эффективность их использования зависит от конструктивных особенностей грузовых помещений: наличия недоступных для погрузчиков пространств, препятствующих проезду выступающих над настилом палуб горловин и комингсов люков, недостаточно защищенных внутритрюмных трапов и трубопроводов.
Весь процесс грузовых операций должен производиться людьми, участвующими в них, в полном соответствии с правилами техники безопасности.
При вертикальном способе грузовых операций представляет опасность груз, переносимый грузовыми средствами с причала на судно или обратно. При нарушении правил стропления груза возможно его падение, угрожающее безопасности людей, которые в силу своих служебных обязанностей могут находиться в районе грузовых операций.
Характерный пример – пост вахтенного матроса у забортного трапа на сухогрузных судах. Если забортный трап находится в районе грузовых трюмов, для защиты матроса от возможного падения груза необходимо предусматривать специальное прочное укрытие у верхнего конца трапа на палубе судна (рис. 43).
Пылеобразование характерно при грузообработке насыпных и навалочных грузов открытым способом – при открытых крышках грузовых люков. Специальные конструктивные меры по предотвращению вредного влияния пылеобразования на здоровье людей применимы лишь на специализированных судах при закрытых способах погрузки (например, на цементовозах).
Рис. 43. Парадный забортный трап в районе грузовых трюмов.
Воздействие на человека вредных веществ, содержащихся в грузе, может выражаться в отравлении, разъедании кожных покровов и удушье. [5].
При возможности контакта с такими грузами в соответствии с Правилами техники безопасности человек обязан использовать соответствующие средства индивидуальной защиты.
Особую опасность для людей представляют различные газообразные грузы при аварийных выбросах в окружающую судно атмосферу. Большинство газов, перевозимых на специализированных судах-газовозах, а также нефтяных паров имеет плотность больше плотности атмосферного воздуха. Поэтому после выброса в атмосферу газы обволакивают открытые поверхности судна, представляя угрозу отравления или иного опасного воздействия на людей, включая возгорание или взрывоопасность. Удаление газов, покрывающих палубные поверхности, происходит естественным путем за счет ветра. С целью избежания скопления паров на наливных судах в районе грузовой части на верхней палубе устанавливается вместо фальшборта леерное ограждение.
В качестве конструктивной защиты на таких судах также применяют системы герметизации помещений с находящимися в них людьми. Все отверстия в наружных поверхностях судна снабжаются газонепроницаемыми закрытиями. Конструкция систем вентиляции и кондиционирования исключает попадание вредных газов внутрь судна (рециркуляцией воздуха и использованием только принудительной вытяжной вентиляции).
4.4.3.Во время морской транспортировки.
В течение рейса экипаж обязан контролировать как состояние самого груза, так и устройств, обеспечивающих его крепление.
Для оценки состояния груза могут быть использованы имеющиеся на судне системы дистанционного контроля, например, температуры и влажности воздуха в грузовом помещении.
Однако системы дистанционного контроля не в полной мере отражают фактическое состояние самого груза и не могут передавать информацию о состоянии креплений груза и его положении в грузовом помещении судна. Поэтому во многих случаях требуется визуальная оценка членами экипажа состояния груз и такелажных приспособлений.
Конструкция судна (оборудование грузовых помещений) должна обеспечивать возможность безопасного доступа к грузу (сходные люки, трапы, ограждения и т.п.).