Роман Ю.Домбровского «Факультет ненужных вещей»: своеобразие конфликта и художественные пути его разрешения. Образ Системы. Образ Забина – причины его духовной победы
ЮРИЙ ДОМБРОВСКИЙ
Роман «Факультет ненужных вещей», новеллы, другие романы и повести – хорошие произведения. ФНВ – центральная книга Домбровского. Роман-дилогия, который состоит из 2 романов: романа Хранитель древности и романа «Факультет ненужных вещей». Текст не мог быть напечатан в советское время. Домбровский умер в середине 70-х годов. По культуре, воспитанию, образованию – человек русской культуры, юрист. В романе ФНВ юридические моменты окажутся важными для понимания. Рано был арестован, отправлен в ссылку, в лагерях 20 лет провел, потом вышел, занимался реалистичен (особенно первая часть Романа ФНВ реалистична – Хранитель древности).
История, рассказанная в первом романе, перетекает во второй роман. 1 роман написан от 1 лица, там есть повествователь, который пребывает в Казахстан в город Алматы. Приезжает в ссылку в середину 30-х годах. Но роман не о политических событиях, а о событиях, которые открываются, об открытии новой Азии (открытии ее истории). Герой работает в музее, рассказывает людям о том, как возник этот город Алматы. Личные впечатления Домбровского в этом романе. Первая часть – роман-эссе. Во второй части действует не близкий автору рассказчик. Вторая часть – вымышленный сюжет. Главный герой романа Зыбин не является вторым «я» автора. Зыбин тоже работает в музее, археологическом, историческом. Роман строится по принципу переплетения сюжетных линий. Готовится процесс над врагами народа, Зыбин сам становится главной кандидатурой на роль обвиняемого.
Роман построен по принципу золотого сечения: 5 частей романа являются композицией замысла. В первой части происходит знакомство с героем Зыбиным и его другом археологом Корниловым. Разнорабочие приносят фрагменты колец, золотых украшений, найденных в могиле. Зыбин пытается распутать тайну этого клада. Рабочие боятся, что их обвинят в присвоении этого золота, забирают свои паспорта у Зыбина (Зыбин их брал, чтобы рабочие показали, где наши золото). В конце первой части Зыбин арестован органами НКВД за утаивание места клада. Вся вторая часть посвящена следствию, юридической процедуре. Домбровский сам юрист. Нужно понять, что такое юридический закон в концепции романа. Подробна процедура следствия. В третьей части Зыбин исчезает из поля зрения. В центре внимания оказываются его молодой товарищ, археолог Корнилов (который открыто критикует власть), история его падения, как он становится доносчиком на Зыбина. Куторга – бывший священный, представлена и его история, он пишет трактат о суде над Христом. Документальный жанр приводится. Трактат именно юридический, не философский, не религиозный, а пытаясь воспроизвести юридические особенности той эпохи. Композиция зеркалит (принцип золотого сечения): в 3 части Зыбин исчезает, в 4 части он появляется, следствие над ним. Он готов идти до конца, погибнуть. В 5 части Зыбина отпускают, и он, наконец, разгадывает загадку клада. Находит место захоронения женщины, он называет ее «царевной». Следователь, опираясь на идеи. 1 и 5 части – загадка клада и ее разрешение. 2 и 4 части – то, как герой выдерживает, суд над Зыбиным. В 3 части история юридического трактата о суде над Христом.
Почему трактат оказывается ключом к пониманию замысла романа? Эти юридические формулы – это выработанные веками нормы отношений, важна каждая буква закона, закон нельзя нарушать. Абсурдность и ирреальность ситуации автор демонстрирует. Нарушишь букву, изменится и сам дух закона, появится основание для беззакония. Вся человеческая история осмысляется как периоды: когда закон главенствует, и периоды беззакония (революция, Французская революция – безрассудный дух этой революции). Ключевая роль суда над Христом – пример того, как беззаконие срабатывает даже с юридической точки зрения. Тот абсолют, который формирует нравственные ценности. Автору важно, как юридические нормы работали и не работали в истории с Христом. Христос как невинная жертва выступает. В этом сюжете расследования открывается особенность римского права, иудейского права: Христос с юридической точки зрения осужден не законно. Куторка вспоминает, кто донес на Христа. На основании одного свидетельского показания суд не мог вынести смертный приговор (должно быть хотя бы два свидетеля). Но оказалось, что второй свидетель был: имени его мы не знаем (здесь фиксируется нарушение юридической процедуры). По иудейским законами того времени не могу выступать анонимный свидетель. В Евангелии тоже нет его имени. Второй свидетель но мог быть заслушан анонимно. Значит, Христос невинен по нормам закона. Закон, право – это то рациональное основание человеческой цивилизации, оно перекликается с нравственным законом самым тесным образом. Нарушение права, буквы закона оказывается губительно для этого периода, оборачивается гибелью людей. Мир оказывается перевернутым, атмосфера безумия. В романе есть документальность, историзм и мифологическое начало (змей – метафора страха - который сбежал из зоопарка, которого боятся алмаатинцы). Образы абсурда и иррациональности. Врач, работающий в системе НКВД, приходит с проектом, материал человеческий пропадает, предлагает выкачивать кровь из расстрелянных, чтобы переливать ее нуждающимся рабочим и сотрудникам НКВД. Рациональная идея оборачивается иррационально: женщина-вампир предлагает выкачивать кровь из убитых. Возникает ужасный образ: хрупкая женщина (которую называют березкой) и страшный образ. Атмосфера ужаса царит среди самих палачей. Есть реальные прототипы: Лев Шейнер – прототип Штерна – талантливый, но циничный человек, который сам творцом несправедливости оказывается. Этот закоренелый ужас в глазах и Штерна, и Неймана от того, что они сами придумают казни для узников, нет закона, значит, и они сам в любой момент из палачей могут стать жертвами и быть уничтоженными за ненадобностью. Сюжет интеллектуального расследования многократно актуализирован: расследование ведет Андрей Куторга, сюжет следствия над Зыбиным, есть тайна золотого клада, есть загадка самого появления клада (мрачная трагедия, которая случилась с захороненной девушкой-женщиной несколько лет назад). Могильник – это тайное захоронение, проломленный череп, скорее всего это было убийство. Ее похоронили ее тайно, но не ограбили. Реконструирует в сюжете то, что было много лет назад. О статусе девушки свидетельствует дорогие украшения, возможно, она была принцессой, кому-то мешала, даже после смерти вызывала уважение и страх, потому что похоронена в полном наряде своем и с украшениями. Нарушения норм прав, которые существовали даже тогда. Противостоит этому ощущению иррациональности разум, знание правоты, закон и любовь (образ мертвой царевны связан не только с преступлением, но и любовью, красотой). Есть и у Зыбина возлюбленная, верная ему, поддерживает его, стремится к нему. Все это создает базу для самостояния человека, силу, которые находит Зыбин, чтобы жить, противостоять закону. Он предпочтет умереть с чистой совестью, не подписывает клеветы на себя, верит, что справедливость закона восторжествует. Тех, кто подписывали, чаще всего ожидал смертный приговор, а те, кто не подписал, попадали в лагеря, был шанс, один из тысячи, что выживут.