Рождение маски маленького человека «Образ Бродяги»
Первые шаги в профессии Чарли (в то время – Чез) Чаплин делал в качестве подражателя знаменитого кинокомика Мака Сеннета (в его кинокоманде) и особой славы не снискал. Чаплин снимался преимущественно в образах ловеласа и нагловатого жулика, но оценив, что критики не обращают на него внимания, а публика импонирует другим персонажам, в один прекрасный день добавил в образ трогательности и человечности. И сразу стал собирать полную кассу.
Кстати, именно Мак Сеннет подтолкнул Чарльза к этой идее, в один из съемочных дней своего импровизационного фильма «Необыкновенно затруднительное положение Мэйбл», попросив его придумать новый наряд для его персонажа.
Чарли Чаплин впервые в кинематографе создал образ маленького человека: беззащитного, смешного, привлекающего своей внутренней красотой. Также он невероятно точно воплотил в своём образе трагикомедию, новый типаж "смех сквозь слёзы".
Думаю, в глубине этого образа. Комедийный образ, за которым стоят целые судьбы. Оттого юмор Чаплина не примитивен и пошл, а больше склоняет к размышлению. Он какой-то вселенский, не замкнут узкими рамками национальной принадлежности или т.п., а потому и понятен всем.
При съёмках одной из первых комедий продюсер студии компании Keystone Film Мак Сеннет посоветовал Чарли Чаплину: «- Тут нужно что-нибудь забавное, - сказал он и вдруг обернулся ко мне. - Ну-ка, загримируйтесь. Любой комедийный грим подойдёт. ...По пути в костюмерную я мгновенно решил надеть широченные штаны, которые сидели бы на мне мешком, непомерно большие башмаки и котелок, а в руки взять тросточку.
Мне хотелось, чтобы в моём костюме всё было противоречиво: мешковатые штаны и слишком узкая визитка, котелок, который был мне маловат, и огромные башмаки. Я не сразу решил, буду ли я старым или молодым, но, вспомнив, что Сеннет счёл меня слишком молодым, наклеил себе маленькие усики, которые, по моему мнению, должны были делать меня старше, не скрывая при этом моей мимики. Одеваясь, я ещё не думал о том, какой характер должен скрываться за этой внешностью, но как только я был готов, костюм и грим подсказали мне образ. Я его почувствовал, и, когда я вернулся в павильон, мой персонаж уже родился... Он очень разносторонен - он и бродяга, и джентльмен, и поэт, и мечтатель, а в общем это одинокое существо, мечтающее о красивой любви и приключениях. Ему хочется, чтобы вы поверили, будто он учёный, или музыкант, или герцог, или игрок в поло. И в то же время он готов подобрать с тротуара окурок или отнять у малыша конфету. И, разумеется, при соответствующих обстоятельствах он способен дать даме пинка в зад - но только под влиянием сильного гнева». Согласно одной легенде, образ Чарли родился в общей мужской гримерной: Чаплин схватил широченные брюки Фатти Арбакля, крохотный пиджак Чарльза Эйвери, огромные ботинки Форда Стерлинга, маленький котелок тестя Арбакля и усы, предназначавшиеся для Мака Суэйна, которые Чаплин подстриг щеточкой, а свою характерную походку Чаплин пепенял у старика по прозвищу Чудила Бинкс».
Образ постепенно дорабатывался. Манеры героя стали утонченнее, в них появилось «джентльменство», вскоре появилась стойка с опорой на бамбуковую трость (которую Чаплин позаимствовал с фотографии своего отца), огромные ботинки он стал носить на разные ноги (левый – на правой ноге, а правый – на левой) и герой стал то и дело приветственно снимать свой котелок.
Заключение
По моему мнению «образ бродяги Чаплина» отражение или точная копия его самого. Его кинематографический образ о нём самом. (с)
Это история успеха Чаплина, которая пережила время и моду. Мы исследуем тайну этого успеха и увидим, как бродяга в котелке, за несколько месяцев проталкивает кинематограф в современность…
Образ «Маленького бродяжки» стал культовым в XX веке. Ему подражали (в кино и спектаклях) артисты во всем мире, о нем писали научные работы и пьесы, его изображали на картинах (например, Марк Шагал), им восхищались поэты (Владимир Маяковский), ученые и политики (Елизавета II посвятила Чарли Чаплина в рыцари) и до сих пор он остается символом кинематографа и одним из любимейших персонажей.
Например, этот образ стал основным в постановке режиссера Георгия Долмазяна «Иллюзион» в Театре МОСТ. Там в него перевоплощается молодой артист (в исполнении Ильи Кожухаря), который мечтает стать великим, и при этом всей своей жизнью практически воплощает известную историю «Маленького Бродяжки». Спектакль посвящен американскому кинематографу в целом, и в нем, помимо Чаплина, фигурируют также Барбра Стрейзанд, Одри Хепберн и известные кинорежиссеры. А смысл всего этого действа – восхищение великим видом искусства и утверждение, что духи его (заключенные в великих актерах) живы до сих пор и берегут кино для будущих поколений.
Еще одно упоминание чаплинского персонажа на московской сцене – работа Константина Райкина «Лондон Шоу». Спектакль по хрестоматийному «Пигмалиону» худрук «Сатирикона» решил оригинально, с использованием эстетики немого кино. Актеры пользуются только пантомимической палитрой, преувеличенно жестикулируя в лучах моргающих софитов, подражающих старым кинопроекторам (имитация бега кинопленки). На заднике титрами мелькают короткие реплики героев.
В таком ключе Райкин дает целые смысловые фрагменты пьесы Шоу: у театра Ковент Гарден при комичных обстоятельствах гений фонетики, профессор Хиггинс (в первом составе - Максим Аверин) знакомится с цветочницей Элизой Дулиттл (экзотическая темнокожая актриса - Елизавета Мартинес Карденас). Как фрагмент из фильма начала века выглядит мизансцена, в которой Элиза преображается во владелицу магазина, а
Хиггинс, ошивающийся рядом, примеряет на себя костюм Бродяжки (в фильме «Огни большого города» тоже была цветочница). Аверину этот образ пришелся впору – превосходно «снятые» с кинематографического оригинала движения, трогательный, нелепый вид. Это заимствование, использованное как художественный прием, создает весь стиль спектакля.
Бродяжка Чаплина – это образ «маленького человека», трогательного, вежливого, достойного и неунывающего, который стойко и с пониманием (и огромным человеколюбием) переносит все неудачи и тяготы судьбы, умеет радоваться малому и отдавать все, что имеет. Все его приключения проходят на обычных городских улицах и рассказывают о жизни самых разных слоев населения – от миллионеров до попрошаек. И ко всем персонаж Чарли Чаплина относится с уважением и проявляет доброту. Именно эти качества сделали этот образ (и его создателя) всенародно любимым вот уже на протяжении ста лет.
Используемый интернет ресурс;
1. Десять лучших фильмов Чарли Чаплина http://www.1tv.ru/documentary/ts=714
2. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО http://www.1tv.ru/documentary/fi8544/fd201412120045
3. Как Чарли Чаплин стал бродягой (2014) http://science-film.ru/film/25509
4. В чем феномен Чарли Чаплина? http://qq.by/8798-v-chem-fenomen-charli-chaplina.html
5. Чарльз Спенсер Чаплин http://bibliofond.ru/view.aspx?id=53553
6. Рождение образа «бродяги Чаплина» – пример Чарли Чаплина http://vikent.ru/enc/4502/
7. 7 февраля 1914 года в кинотеатрах США состоялась премьера комедии «Детские автомобильные гонки», в котором Чарльз Спенсер Чаплин впервые появился в образе «Маленького Бродяги». https://www.teatrall.ru/post/1496-7-fevralya-schitaetsya-dnem-rozhdeniya-obraza-malenkogo-brodyagi-charli-chaplina/
8. ЧАРЛЗ СПЕНСЕР ЧАПЛИН http://s99omsk.narod.ru/projects/chaplin/index.htm