Приемы начала выступления. Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного

Во вступлении (после обращения) можно использовать следующие приемы Цель Нельзя

Задание 5

Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения.

Респондент, инвестор, прерогатива, квота, аудитор, эксклюзивный, апеллировать, мораторий, менталитет, вердикт, адекватный, идентичный, инфантильный, амбиция, лексикон, мемуары, пунктуальный, фауна, флора, реставрация.

Задание 6.

Составьте речь на тему «Терроризм – тяжелое социальное зло нашего времени». Введите в срединную (основную) часть речи рассуждение, описание, повествование, разделение, отступление (в любом порядке).

Вариант 6

Задание 1

Прочитайте фрагмент речи П.Л.Капицы «Профессор и студент». Сформулируйте тезис, который доказывает оратор. Назовите аргументы, которые приводит оратор в доказательство своего тезиса, и определите их вид.

Как обеспечить, чтобы в вузе читали курс лучшие профессора, лучшие преподаватели, лучшие ученые? Казалось бы, можно было бы использовать современную технику, скажем, сделать кинофильм, в котором лектор, самый крупный ученый в данной области (или даже группа ученых), будет рассказывать студентам физику, или химию, или математику.

Конечно, это привлечет лучших профессоров к преподаванию студентам. Но посмотрим, что из этого получится на самом деле…

…Такая система, конечно, нелепа. Вы представьте себе, что в институте вместо профессуры стоят одни киноаппараты и ходят только студенты и киномеханики. Это будет исключительно скучное и темное заведение, к которому вы не будете относиться как к своей альма-матер. Не в этом, однако, дело. Говорят, студенты рано или поздно как-нибудь к этому приспособятся, как-нибудь это переживут. Гораздо хуже отнесутся к этому изменению сами преподаватели. Дело в том, что совершенно забывают о другой функции высшего учебного заведения – учить не только студентов, но учить и самих профессоров и преподавателей.

Хороший ученый, когда преподает, всегда учится сам. Во-первых, он проверяет свои знания, потому что, только ясно объяснив другому человеку, можешь быть уверен, что сам понимаешь вопрос. Во-вторых, когда ищешь форму ясного описания того или иного вопроса, часто приходят новые идеи. В-третьих, те, часто нелепые вопросы, которые задают студенты после лекции, исключительно стимулируют мысль и заставляют с совершенно новой точки зрения взглянуть на то явление, к которому подходим всегда стандартно, и это тоже помогает творчески мыслить.

И, наконец, студенты лучше знают, шире знают вопросы физики, чем преподаватель. Преподаватель, как специалист, подходит узко, у него нет широкого подхода. У студентов гораздо шире подход. И когда студент беседует с преподавателем, преподаватель очень много узнает от студента.

Вот почему молодым ученым необходимо заниматься преподавательской деятельностью. Хороший вуз – это тот вуз, который дает возможность развиваться талантам преподавателей так же широко, как и талантам их учеников.

(Выступление на вечере выпускников Московского физико-технического института в 1964 году)

Задание 2

Исправьте высказывания, в которых нарушена логика изложения или логика рассуждения. Определите тип ошибки.

1. Детство Леонида Леонтьевича было полуголодным, наполненным тяготами войны, к счастью, в детстве он много и жадно читал. 2. По мнению И.О.Валентиновой, обязательными конструктами текста является высказывание, субъект высказывания, значение высказывания. Если текст организуется таким образом, чтобы обеспечить одновременную актуализацию большого количества значений, которые стоят за каждым концептуально значимым высказыванием, то происходит разрушение связей между конструктами. Такой текст является полифоническим и связан с таким аспектом, как полиинтерпретируемость. Итак, выделим следующие основные текстовые категории при традиционном подходе к определению текста: целостность, связность, информативность, модальность, темпоральность, локативность. 3. Всегда хотелось есть, но учился Леонид Ермолинский с огромным желанием.

Задание 3

Найдите изобразительно-выразительные средства, используемые прокурором Н.В. Муравьевым.

«Как постепенно подготовлялось и совершалось их личное нравственное падение. В разных местах: и в самой Москве, и вне ее, и в Петербурге, и в провинции, и в глуши, и в деревне затаились будущие друзья и соучастники; еще далеко не все между собою знакомые, еще не спевшиеся, они уже были невидимо друг с другом связаны одним общим своим положением, безденежьем, с одной стороны, разгульными эпикурейскими вкусами, с другой. Люди, такого сомнительного достоинства, как Андреев, люди, разорившиеся, почерпнувшие все свойства старой помещичьей среды, как Давидовский, Массари, люди, давно уже удивлявшие порядочных людей своею наглостью и скандальным образом жизни, как Шпейер и Топорков, - все, каждый на своей дорожке, когда не доставало денег, смело обратились к преступлениям. <…>

Впечатление, которое произвела эта старуха, врезалось в нашей памяти: то была мать, опечаленная положением сына, но мать, этим сыном обобранная, дошедшая до нищеты; то была мать, не сказавшая слова в укор сыну»;

«Перед судом нет ни богатых, ни бедных, ни сильных, ни слабых людей».

Задание 4

Из слов, заключённых в скобках, выберите нужное.

1. Никогда не забудет наш народ (геройские - героические) дни Ленинградской блокады. 2. Сюжетом повести стала (драматичная -драматическая) ситуация, сложившаяся в семье писателя. 3. Регистрация (командированных - командировочных) состоится в вестибюле. 4. В кузове грузовика могут (поместиться - разместиться) четыре «Москвича». 5. Чтобы добиться успеха, надо (принять - предпринять) (эффективные -эффектные) меры.

Задание 5

Найдите и исправьте ошибки в употреблении слов.

1. Десять лет назад постановка такой проблемы была совершенной

новизной. 2. За бесплатный проезд штраф 8 рублей. 3. Он долго не навещал свою мать. 4. Не будем уточнять возраст актрисы: время ей неподвластно. 5. Страна должна знать по именам своих лучших профессионалов. 6. Миклухо-Маклай заслужил широкую известность как замечательный путешественник и как ученый-гуманист. 7. Нельзя предаваться беспечности в этой ситуации. 8. Данный вопрос не входит в нашу миссию. 9. Скрутившись клубком, в своем гнезде спит белка. 10. После катка я иду домой радостная с веселыми впечатлениями. 11. Роль книги в жизни человека велика: ведь он должен пополнять свой кругозор. 12.Задача, поставленная нами, достигнута. 13.Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балюстраде. 14. Древние наши города являлись цитаделью русского национального искусства. 15. Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами в пантеоне мировых достижений портретной живописи. 16. Здесь заслуженные ветераны и молодые корифеи МХАТа. 17. В эти дни в гостинице Анны Павловны Шерер чувствовалось волнение. 18. При патриархате женщина играла главную роль в семейной, хозяйственной и общественной жизни. 19. Мой брат, меломан, не переносит ни музыку, ни пение. 20. Учиться он никак не хотел, вот и вырос невежей.

Вариант 7

Задание 1

Охарактеризуйте данные высказывания с точки зрения соблюдения / нарушения богатства речи. Там, где это необходимо, предложите свой вариант правки.

1. По лугу галопом неслись всадники: впереди, на мощном вороном жеребце, по-жокейски оттопырив локти, скакал, а точнее, летел по воздуху некто в широкополой американской шляпе; следом догонял иноходью белый мундир с золотыми плечами; потом дружной стаей поспешал на рысях десяток казаков, а позади всех, порядочно отстав, подпрыгивал в седле какой-то несусветный господин в котелке и длинном рединготе (Б.Акунин). 2. За прошедшие сутки в городе, особенно в городских садоводствах, на удивление горожанам произошло много пожаров. 3. Об этом (о заимствовании новых слов) писал Владимир Даль, сокрушаясь о том, что за французским словом «серьезный» исчезают оттенки русского восприятия серьезности: чинный, степенный, дельный, внимательный, озабоченный, вдумчивый, нешуточный и еще десятки других. 4. От людей, которых я считаю выдающимися аналитиками, я получил едва ли не упрек в том, что, предлагая такую версию развития событий, этим могу надоумить неких недоумков из числа наших врагов… 5. Мы взяли на себя эту ответственность и за эту ответственность мы будем отвечать. 6. 3 этаж! Вымойте свой этаж! Как не стыдно???!!! (объявление в подъезде). 7. Не держи камень за пазухой, лучше сделай из него картину (о картинах из камня). 8. Он сотворил эту тварь, чтобы претворить в жизнь свои идеи. 9. На смене веков сменилось государственное устройство, радикально пересмотрены и приняты новые экономические и социальные отношения, нам пришлось учиться тому, что многие годы попросту отрицалось как неприемлемое. 10. А ведь человечность, высокий дух, говорят нам письма, одно и, быть может, главное составляющее Победы. Победы, в которой мы, часто зараженные пораженческим настроением, и сегодня нуждаемся.

Задание 2

Найдите изобразительно-выразительные средства, используемые прокурором Н.В. Муравьевым.

«Он едет в Питер. Она – туда. Здесь роман пошел к развязке. Юноша приласкал девушку, может быть, сам увлекаясь, сам себе веря, что она ему по душе пришлась. Началось счастье. Но оно было кратковременно. Легко загоревшаяся страсть легко и потухла у Байрашевского. Другая женщина приглянулась, другую стало жаль, другое состояние он смешал с любовью, и легко и без борьбы он пошел на новое наслаждение.

Она почувствовала горе. Она узнала его»;

«Пусть воскреснет она, пусть зло, навеянное на нее извне. как пелена гробовая впадает с нее, пусть правда и ныне, как и прежде, живет и чудодействует! И она оживет».

Задание 3

Заполните таблицу, разделив следующие виды аргументов на сильные, слабые и несостоятельные.

d) Суждения на основе подтасованных фактов;

e) точно установленные и взаимосвязанные факты и суждения, вытекающие из них;

f) умозаключения, основанные на двух или более отдельных фактах, связь между которыми неясна без третьего; доводы личного характера.

d) Ссылки на законы, уставы, руководящие документы, если они исполняются и соответствуют реальной жизни;

e) cсылки на потерявшие силу решения;

f) cсылки на сомнительные, непроверенные источники.

d) Аналоги и непоказательные примеры; доводы, версии или обобщения, сделанные на основе догадок, предположений, ощущений;

e) экспериментально проверенные выводы; заключения экспертов;

f) доводы, рассчитанные на предрассудки, невежество; выдаваемые авансом посулы и обещания.

d) Тенденциозно подобранные отступления, афоризмы;

e) цитаты из публичных заявлений, книг, признанных в той или иной сфере авторитетов;

f) уловки и суждения, построенные на алогизмах, ссылках на малоизвестные или неизвестные слушателям авторитеты.

d) Показания свидетелей и очевидцев событий;

e) подлог и фальсификация того, о чем говорится;

f) ложные заявления и показания.

d) Выводы, сделанные на основании фиктивных документов;

e) выводы из неполных статистических данных;

f) статистическая информация, собранная и обработанная профессионалами-статистами.

Сильные аргументы Слабые аргументы Несостоятельные аргументы
     

Задание 4

Справедлив ли, на ваш взгляд, афоризм «Доказать — не значит убедить»? Подкрепите свою точку зрения примерами.

Задание 5

Назовите средства, использованные в данных примерах для создания выразительности. Можно ли назвать данные высказывания примерами хорошей, выразительной речи?

1. И жители селения пошли за этим человеком, которого все в Макондо считали сумасшедшим, как шли воины за полководцем. 2. И начался новый творческий штурм, прорыв «Золотого Витязя», стройные ряды которого вторглись на театральную сцену. 3. И пусть та театральная лепта, которую вы собираетесь возложить на алтарь спасения Отчества, будет очищена от всякого честолюбия и корысти. 4. И будет год, и день будет, когда «Золотой Витязь» в полном своем рыцарском облачении и при всех своих сверкающих доспехах придет на берега Байкала. 5. Кто не поражался какой-то сверхъестественной его способности в самую гадкую эпоху буйнопомешанных, соорудивших из кино инструмент бесстыдства и пошлости, собрать воедино все самое чистое и здоровое, что тогда не сметено и не втоптано было в грязь окончательно, и вдруг солнышком, вырвавшимся из-за туч, показать зрителю и обогреть его, дать надежду? 6. Олигарх может потратить 2 млн. долларов на свой день рождения, но свыкнуться с мыслью о благотворительности ему сложно. Поскольку в этом процессе сакральная субстанция, жрецом которой он является, переходит в руки непосвященных профанов. 7. Здесь кроется то зерно, которое может привлечь на Московский кинофестиваль мировой кинематограф. 8. И наконец это просто глупости, обыкновенные пещерные глупости… 9. Всю жизнь ходить по сцене красивым сталактитом никому не хочется.10. Закрою глаза я и вижу цветы, и не фиалки, и не васильки, ромашки простые с большими глазами, их создал Господь для тебя и меня с ресницами белыми под небесами.

Задание 6.

Составьте фрагменты речи, которые могли бы вызвать возбуждение страстей.

1) О криминальной обстановке где-либо. 2) О тяжелой жизни бомжей. 3) О коррупции в каких-либо учреждениях.

Наши рекомендации