Зачем нужен цифровой 3D кинопакет?

Кто из видеолюбителей не мечтал увидеть свой фильм на “большом” экране, в настоящем кинотеатре! Казалось бы, в наш век цифровых технологий, когда в кинотеатрах крутят фильмы с жёстких дисков через видеопроектор, никаких технических трудностей быть не должно – договорился со знакомым киномехаником, принёс своё видео на флешке, и смотри.

Но не всё так просто. Это у себя дома на проекторе вы можете смотреть всё, что угодно. “Большое” кино – это бизнес. Поэтому мощный профессиональный видеопроектор требует, чтобы видео было упаковано в соответствии с определённым техническим стандартом, который называется DCP - DigitalCinemaPackage, или, в переводе на русский “цифровой кино-пакет”. Фильмы в виде зашифрованных DCP-пакетов предоставляются кинотеатрам на специальных жёстких дисках (как правило, CRU DX115, разработанных изначально для армейских нужд и отформатированных под файловую систему сервера – Linux EXT2 или EXT3, хотя, иногда встречаются NTFS и FAT32), при этом без специального файла (“ключа”) с 128-битным шифрованием стандарта AES в режиме CBC, проиграть их невозможно. Так фильмопроизводящие студии защищают свои финансовые интересы.

Зачем нужен цифровой 3D кинопакет? - student2.ru

Зато рекламные ролики не шифруются, а наоборот, предоставляются всем бесплатно. Цифровой ключ для них не нужен, а во всём остальном это такой же DCP-пакет. И мы свой любительский фильм тоже не будем шифровать, чтобы каждый, кто хочет, смог его просмотреть на “большом” экране.

Какая польза от того, что вы научитесь делать незашифрованный кинопакет? Если какая-то компания-дистрибьютор заинтересуется вашим любительским фильмом, технических проблем с подготовкой фильма к коммерческому прокату будет меньше. Правильно подготовленные исходные видеоматериалы для незашифрованного кинопакета в дальнейшем легко будет использовать для создания зашифрованного.

Кроме того, принимая участие в кинофестивале и своевременно предоставив свой фильм в профессиональном формате, вы сможете рассчитывать на уважительное отношение к своей работе.

Наконец, можно снять рекламный ролик для какой-нибудь фирмы, желающей рекламировать свой товар в кинотеатрах перед сеансами 3D фильмов. Такой ролик шифровать тоже нет смысла, наоборот, это фирма должна будет заплатить вам за съёмку и обработку, а кинотеатру – за прокрутку такого ролика.

Словом, смысл научиться делать цифровой кинопакет есть. Другое дело, что такая работа с использованием профессионального софта влетит в немалую денежку. Мы постараемся обойтись без расходов, но сначала нужно разобраться, с чем придётся иметь дело.

Что внутри кинопакета?

Кинопакет – это папка с файлами. Откроем её. Внутри четыре файла с расширением .xml и два файла с расширением .mxf . В одном файле с названием типа “name_.video.mxf” содержится изображение, а в другом файле с названием “name_.audio.mxf” содержится звук. Файлы .xml являются служебными.

Зачем нужен цифровой 3D кинопакет? - student2.ru

Видеоконтент может хратиться в одной и более “бобинах киноплёнки”, то есть, в одном или нескольких файлах формата MXF. Каждая такая “бобина” хранит последовательность изображений в формате MPEG-2 или JPEG 2000, в зависимости от используемого кодека. На сегодняшний день стандарт MPEG-2 не поддерживает совместимость со спецификациями общепринятого в индустрии стандарта DCI (DigitalCinemaInitiatives) v.1.2, хотя, по-прежнему поддерживается некоторыми системами. А JPEG 2000 остался единстенным стандартизированным форматом, используемым для сжатия видео для нужд цифрового кино.

Для формата SMPTE (JPEG 2000) приняты следующие стандартные скорости воспроизведения видео:

§ 24, 25, 30, 48, 50 и 60 кадров в секунду (fps) для формата 2K

§ 24, 25 и 30 кадров в секунду (fps) для формата 4K

§ 24 и 48 кадров в минуту (fps) для стереоскопического 2K

Для цифрового кино максимально допустимыми являются форматы кадра до 2048х1080 для 2K и до 4096х2160 для 4K. Подмножество совместимых форматов для SMPTE (JPEG 2000) также включает:

· Широкий (Flat) – 1998х1080 или 3996х2160, соотношение сторон порядка 1.85:1

· Узкий (Scope) – 2048х858 или 4096х1716, соотношение сторон порядка 2.39:1

· HDTV – 1920х1080 или 3840х2160, с соотношением сторон 16:9

· Полный (Full) – 2048х1080 или 4096х2160 (официальное название в DCI – FullContainer)

Кроме того, для видеоконтента в файлах MXF характерна 12-битная глубина цвета на пиксель (36 бит в сумме), цветовое пространство XYZ и максимальный битрейт до 250 Мбит/с (1,3 Мбайт на кадр для скорости 24 кадра в секунду).

Звуковые файлы MXF содержат “бобины”, соответствующие видео “бобинам” по количеству и продолжительности. В каждом файле в контейнере WAV хранится до 12 независимых звуковых дорожек в формате линейного PCM, с частотой сэмплирования 48 кГц или 96 кГц, с 24-битной точностью и линейным отображением.

В разметочном файле XML хранится листинг всех файлов DCP. Кроме того, в файловом формате XML также хранится композиционный плейлист, определяющий порядок воспроизведения, при этом каждый видео и звуковой файл определяются по их собственному идентификатору UUID.

Как видите, формат DCP также широко используется для хранения стереоскопического 3D-контента, при этом обычно используется скорость 48 кадров в секунду, с поочерёдной сменой кадров для левого и правого глаза. Поскольку максимальный битрейт формата составляет 250 Мбит/с, в стереоскопической версии 3D DCP он падает до 125 Мбит/с на канал.

Наши рекомендации