Hfr: новый подход к кинопроизводству

Многие доступные на рынке профессиональные кинокамеры уже поддерживают съемку со скоростью 48 к/с. Питер Джексон снимает «Хоббита» в 3D на несколько десятков камер RedEpic с использованием 3D-ригов 3Ality Technica. Камера RedEpic позволяет снимать кино с разрешением 5К.

Мы уже писали, что Джексон потратил на закупку 48 камер RED 1,7 млн долларов и впоследствии дал каждой из них имя (родственников и друзей, в основном). Для сравнения, большинство современных кинолент снимаются с разрешением 2K.

Впрочем, недостаточно лишь снимать с HFR, нужен соответствующий подход к пост-обработке отснятого материала. Компания ParkRoadPostProduction (Веллингтон, Новая Зеландия) разработала механизм для пост-производства HFR-лент в привязке к системе цветокоррекции и пост-обработки Mistika (компания SGO, Испания). Работа в этом направлении началась еще в 2010 году.

Изначально, целью сотрудничества SGO и ParkRoad было усовершенствование имеющихся решений. В процесс также вовлечены производители проекторов. К примеру, ParkRoad тестирует бета-версии ПО для поддержки 48 к/с на системах Christie и Barco. Фильм обрабатывается на AvidMediaComposer (24 к/с, 2D). ParkRoad разработала алгоритм, который может использовать эти данные для обработки в 3D и на 48 к/с.

Недавно компания SIRT (ScreenIndustriesResearchandTrainingCentre, SheridanCollege) объявила об открытии центра тестирования в сфере HFR в канадской студии PinewoodTorontoStudios. Целью работы новой организации станет создание тестовых видеороликов, оценка качества контента на разных стадиях производства, проведение мастер-классов и тренингов по HFR-технологиям. Принимать участие в проекте и развивать центр планирует известный стереографДеметриПортелли (DemetriPortelli), который работал над 3D-фильмом «Хранитель времени» (Hugo).

Слово режиссеру

На появление в Сети волны критики и негативных отзывов относительно того злосчастного ролика, режиссер фильма «Хоббит» Питер Джексон отреагировал практически мгновенно. Возникает ощущение, что он был готов к такому развитию событий, поэтому на вопросы журналистов дал адекватные и обстоятельные ответы.

Бурная реакция общественности – событие вполне предсказуемое хотя бы потому, что это реакция на нечто новое и необычное. Многие зрители и критики в своих отзывах высказали мнение о том, что картинка с 48 к/с выглядит иначе. Теперь задача Джексона и приверженцев HFR доказать всем, что под понятием «иначе» подразумеваются позитивные изменения (для стерео 3D, в частности), а не наоборот.

Hfr: новый подход к кинопроизводству - student2.ru

Специфика «принятия» кино-индустрией и зрителями 48 кадров заключается в том, что нужно не только снимать, но и показывать со скоростью 48 к/с. Только в этом случае мы получим нормальную для восприятия картинку, которая будет четче и красивее 24 к/с. Зритель привык к 24 к/с кино, так как посмотрел тысячи таких фильмов. Аудитория приспособилась к недостаткам картинки, поэтому воспринимает артефакты и смазы как должное.

Джексон признался, что он и его команда на протяжении нескольких месяцев смотрели тестовые сцены из «Хоббита» с HFR и уже успели адаптироваться к новой картинке. Теперь, даже после двухчасового просмотра 3D-видео, никто не ощущает дискомфорта и боли в глазах.

Как и стерео 3D, 48 кадров подходят не каждому фильму. Джексон уверен, что есть смысл использовать разные показатели скорости кадров в секунду для одного фильма. Это инструмент для творчества, по-своему важный и сложный. Командой Джексона были проведены тестовые съемки как со скоростью 48 к/с, так и 60 к/с. Оказалось, что разницу между 48 и 60 кадрами визуально увидеть практически невозможно. В то же время, если сравнивать результаты с 24 к/с, различия в качестве очевидны.

Hfr: новый подход к кинопроизводству - student2.ru

Кинокритики и кино-перфекционисты будут отстаивать свою позицию и жаловаться на отсутствие смазов и артефактов, но нужно понимать, что на съемочной площадке тоже работают не школьники. Это такие же кино-перфекционисты. Одних от других отличает свежий взгляд и готовность что-то менять, как на стадии кинопроизводства, так и на стадии популяризации новых технологий.

WarnerBros. положительно отреагировала на предложение Джексона снимать «Хоббита» со скоростью 48 к/с. Это серьезный риск, так как до этих пор ни один блокбастер такого уровня не выпускался с HFR. По оценкам режиссера, к моменту премьеры фильма демонстрировать «Хоббита» с HFR будут готовы примерно 10 тыс. кинозалов по всему миру.

Hfr: новый подход к кинопроизводству - student2.ru

Джексон рассматривает переход на 48 к/с как один из стимулов к возрождению индустрии кино на большом экране. Смотреть фильм на планшете или ноутбуке – норма для современного ребенка. Публика отвыкает от походов в кинотеатр, предпочитая киносеансам просмотр фильмов дома. По этой причине, кинокомпании должны искать способы привлечь зрителя новыми впечатлениями, а значит – технологиями.

Несмотря на все преимущества 48 кадров, Джексон не будет настаивать на выпуске HFR-трейлера к фильму «Хоббит». Для того чтобы получить максимум впечатлений от 48 к/с, нужно посмотреть весь фильм. На данном этапе «эволюции» восприятия зрителей, 2,5-минутный ролик в таком формате вряд ли принесет ожидаемую пользу. Не исключено, что все трейлеры к «Хоббиту» придется выпустить в классическом 24 к/с формате.

Все три фильма эпопеи «Властелин колец» создавались с использования различных механизмов пост-обработки, включая цифровуюцветокоррекцию, добавление текстур. Именно это дало возможность фильму выглядеть по-своему уникально. То же команда Джексона старается делать и в ходе съемок «Хоббита». Для режиссера важно создать ощущение присутствия зрителя в совершенно другом мире. Этого он намерен добиться с помощью особого настроения на экране, цветов, оттенков, удивительных локаций.

Как же быть с теми, кто откажется принимать HFR? В принципе, никак. Заставлять кого-то что-то делать никто не собирается. Постоянно найдутся те, кому нравится, и те, кому не нравится. Это как любить блюда из рыбы и ненавидеть их. Невозможно заставить человека с удовольствием есть рыбу, если он на дух ее не переносит.

«Акулы кинобизнеса» про 48 кадров

В отличие от расстроенных и решительно настроенных блогеров и критиков, крупные компании и большие люди в Голливуде сходятся во мнении, что 48 кадров в секунду определят судьбу кинематографа уже в ближайшем будущем. Продюсер Нил Моритц (NealMoritz) сравнивает реакцию на 48 кадров с первым знакомством киноиндустрии с цифровыми камерами, которые не сразу были приняты режиссерами и операторами. Сегодня съемка кино на цифру – обычное дело, поэтому зрителю и рынку в целом нужно дать время, чтобы привыкнуть к новой картинке. Уилл Коэн (WillCohen) из MillFilmand TV приводит в сравнение недовольство общественности с привыканием зрителей к HD-телевидению.

Интересна точка зрения главы IMAX FilmedEntertainmentГрегаФостера (GregFoster). Он уверен, что в данной ситуации важную роль может сыграть фактор поколения зрителей. Установлено, что дети и молодежь быстрее приспосабливаются к новым технологиям и цифровому контенту. Есть вероятность, что и 48 кадров они примут быстрее. По словам Фостера, это большое везение – открыть «Хоббитом» новую эпоху в кинематографе.

Топ-менеджер SonyPicturesEntertainmentДжефф Блейк (JeffBlake) рассматривает переход на 48 к/с как хороший стимул к восстановлению рынка кино на большом экране в целом.

Съемка с HFR означает рост ответственности перед зрителем, считает Мишель Сиолетт (MicheleSciolette) из Cinesite. Другими словами, с переходом на 48 к/с у киношников больше не получится экономить на гриме, костюмах и декорациях. Теперь прорабатывать придется все до мельчайших деталей. Каждый элемент в кадре должен смотреться идеально в визуальном плане. В противном случае, картинка будет воспринята зрителем как фальшивая или низкокачественная.

Показ 10 минут из «Хоббита» – не первая демонстрация преимуществ 48 кадров по сравнению с традиционными 24 к/с. Год назад, в ходе CinemaCon 2011 Джеймс Кэмерон (JamesCameron) провел собственный показ тестовых роликов, снятых со скоростью 48 к/с. Для наглядности, на конференции аудитории демонстрировались те же сцены со скоростью 24 к/с. Сам режиссер акцентирует внимание на очень высокой детализации изображения и чистоте картинки.

Готовы ли кинотеатры к HFR?

Одно дело – снять фильм в HFR-формате. Другое дело – показать его зрителям с лучшим качеством. Ожидается, что к моменту запуска в прокат «Хоббита» цифровые проекторы от Barco, Christie и NEC на базе решений TexasInstruments получат поддержку HFR и смогут демонстрировать 3D-фильм со скоростью 48 к/с.

Для достижения этой цели компания Christie разработала ПО ChristieSolaria 2.2, которое позволяет использовать для показа 3D-фильмов с HFR существующие модели кинотеатральных проекторов второй серии. Прошивку можно скачать из Интернета. Установка ПО не занимает много времени, что исключает простой системы в ходе обновления. С Solaria 2.2 операторы смогут запускать на проекторах фильмы, снятые со скоростью 48 и 60 к/с. Новое ПО также является универсальным инструментом в процессе пост-производства 2D и 3D-фильмов. К примеру, при создании киноконтента с его помощью можно эмулировать полноценное окружение кинотеатра без технических сложностей и проблем с безопасностью.

Помимо Solaria 2.2, в рамках обновления кинотеатру нужно будет приобрести так называемый встраиваемый медиа-блок (integratedmediablock, IMB). Разработкой IMB занимаются несколько компаний. Одна из них – Christie, сможет предложить потребителям такой продукт уже в июне 2012 по цене примерно 10 тыс. долларов.

http://vimeo.com/40319314

Встраиваемый медиа-блок выполняет две основные задачи – «расшифровка» кинофильма и декодирование потока (Jpeg 2000), а также увеличение пропускной способности. Медиа-блок – это плата, которая устанавливается внутри проектора. Более ранние модели IMB существовали в серверах, которые приходилось «связывать» с проектором кабелями. Теперь проблема HD-SDI звена, которая раньше считалась бутылочным горлышком в вопросе максимальной пропускной способности, решена. Увеличенная пропускная способность означает возможность демонстрации фильмов с разрешением 4K и поддержку HFR (48 к/с, 60 к/с и более). Установка блока в один из внутренних слотов на плате проектора позволяет решить проблему безопасности и предотвратить утечку раскодированной информации.

Несмотря на все преимущества новых модулей IMB, можно с уверенностью сказать, что с радостью воспримут новость о необходимости апгрейда не все. В особенности это касается маленьких кинотеатров с относительно небольшим оборотом. Тем не менее, обновление прошивки и модуль за десять тысяч – это лучше, чем полное переоборудование проекционной системы.

Дон Шоу, директор отдела по управлению производством ChristieEntertainmentSolutions отметил, что сейчас в мире насчитывается от 40 тыс. до 50 тыс. готовых к программному и аппаратному обновлению кинотеатральных проекторов второй серии.

Наши рекомендации