Почему болят глаза от 3D-фильмов №5: новая аналитика от VQMT3D
D-видео AVCHD 2.0 (MPEG4-MVC H.264/AVC): что это такое
Актуальность статьи, посвящённой новому 3D-стандарту видео MVC H.264/AVC, назрела уже давно, как минимум, с апреля-мая 2011, когда в магазинах начали появляться первые 3D-видеокамеры с поддержкой этого формата. Однако задержка с публикацией, возникшая по разным причинам, как теперь выяснилось, оказалась только к лучшему, ибо только совсем недавно, в июле 2011, разработчики наконец-то объявили о появлении нового поколения формата стандарта AVCHD Version 2.0, спецификации которого, среди прочего, пополнились описанием поддержки 3D-видео MVC и “обычного” Full HD видео с прогрессивной развёрткой – 1080@60p/50p.
В то же время, MVC H.264/AVC нельзя назвать новым, только что появившимся 3D-форматом, поскольку именно этот способ кодирования применяется уже несколько лет при производстве видеозаписей на оптических дисках стандарта Blu-ray 3D, правда, несколько в другом виде.
Итак, на сегодняшний день мы имеем на руках следующие факты:
· Кодирование/декодирование 3D-видео в новой версии MPEG-4 называется MVC и по-прежнему базируется на H.264/AVC
· Формат MVC применяется как при работе со стереоскопическим видео на дисках Blu-ray 3D, так и при работе с 3D-видео камерами стандарта AVCHD
· Несмотря на одинаковое в обоих случаях название кодека – MVC, файлы на выходе получаются разные: стереопара .M2TS/.SIFF на дисках Blu-ray 3D и почему-то один единственный файл .MTS для 3D-видео AVCHD
· Формальное ограничение качества Full HD (1920 х 1080) записей прогрессивной развёрткой 24p или чересстрочной развёрткой 50i/60i, действовавшее для AVCHD версий 1.x и, почти никем, впрочем, не соблюдавшееся, окончательно снято в версии AVCHD 2.0. Наконец-то развёртка 1080@60p/50p для AVCHD стандартизирована, хотя, увы, пока не для 3D-видеокамер
В этой статье мы разберёмся, что же на самом деле скрывается внутри формата MVC, в чём именно заключается разница между MVC для Blu-ray 3D и MVC для 3D-AVCHD, а заодно выясним, чем редактировать и чем смотреть 3D-видео, снятое 3D-камкордерами AVCHD.
Для полной ясности, уточним ещё раз: сегодня мы исследуем исключительно 3D-формат видео MVC в версии для камер AVCHD. Работе с дисками Blu-ray 3D будет посвящена отдельная статья, в сегодняшнем материале они упоминаются лишь для сравнения.
Прежде чем докопаться до сути 3D-формата MVC, давайте определимся, что представляет собой обычный AVC.
H.264/MPEG-4 AVC (AdvancedVideoCoding) – это стандарт кодека сжатия видеоданных, базирующийся на блочно-ориентированных алгоритмах восстановления визуальной информации о движущихся объектах. Стандарт был разработан объединённой командой (JointVideoTeam, JVT) представителей группы экспертов VCEG (ITU-T VideoCodingExpertsGroup) и группы экспертов MPEG (ISO/IEC MovingPictureExpertsGroup), и поэтому в официальном развёрнутом написании имеет два равноценных названия: ITU-T H.264 и ISO/IEC 14496-10 MPEG-4 Part 10, AVC (ISO/IEC MPEG-4 AdvancedVideoCoding).
Первоначально кодек H.264/AVC разрабатывался преимущественно для сжатия, записи и распространения видео высокой чёткости (HighDefinition, HD). Впрочем, внутренняя структура файлов H.264/MPEG-4, основанная на формировании пакетов сетевого уровня абстракции NAL (NetworkAbstractionLayer) с одинаковым целочисленным числом байтов декодированного видео (VCL, VideoCodingLayer), одинаково удобна как для пакетной обработки и записи на носители, так и для потоковой передачи с помощью транспортных протоколов вроде RealTimeTransportProtocol. Так что со временем стандарт стал популярен повсеместно, в том числе, для сжатия видео с мизерным разрешением и битрейтом для просмотра на экранах всяких телефонов и гаджетов.
Стандарт H.264 послужил в первую очередь популяризации HD видео: именно этот кодек используется при телевещании в стандартах DVB и SBTVD, в работе оборудования для видеоконференций, спутникового и кабельного вещания, применяется в интернете (YouTube, Vimeo, iTunes) и популярных интернет-плеерахAdobeFlash и MicrosoftSilverlight.
Кроме того, кодек H.264/AVC наиболее популярен для сжатия видео на дисках Blu-ray. Точнее говоря, возможно, вам и встретится оптический носитель Blu-rayDisc (или мёртвый ныне HD DVD), записанный с применением альтернативного кодека VC-1, но уж точно вы не найдёте ни одного современного плеера Blu-ray, который не смог бы воспроизвести запись H.264/AVC.
Итак, в окончательном официальном виде спецификации стандарта H.264/AVC были приняты в мае 2003 года. После этого начали появляться различные практические варианты его применения, ибо кодек – это только полдела, для каждого прикладного случая – онлайнового, эфирного вещания, записи на носители и т.д., должен соблюдаться ряд дополнительных требований по структурированию, защите контента и т.п.
Такова, вкратце, предыстория появления пять лет назад, в июле 2006 года, нового стандарта под названием AVCHD, разработанного совместными усилиями компаний Sony и Panasonic (в ту бытность ещё MatsushitaElectricIndustrial).
Первоначально бренд AVCHD применялся в качестве названия формата для нового поколения цифровых видеокамер с поддержкой качества записи уровня HighDefinition (HD) на разные типы носителей – флешки, встроенную память, даже 8-см диски DVD, с применением эффективного кодека H.264/AVC. Затем право на логотип AVCHD получили не только камкордеры, но также соответствующие плееры, архиваторы и программное обеспечение.
В изначальной редакции стандарта AVCHD Version 1.0 подразумевалась поддержка лишь двух основных форматов записи видео: Full HD 1080i – с передачей 1080 эффективных строк сканирования (линий) чересстрочным методом, и HD 720p – 720 эффективных строк сканирования (линий) прогрессивным методом.
Пояснение для постигающих азы терминологии. Чересстрочный метод (interlacing – 50i/60i), появившийся ещё во времена первых стандартов передачи телесигнала и доживший до наших дней, подразумевает, что при каждом обновлении кадра производится передача лишь половины строк (полукадров), чётных или нечётных. Таким образом, при частоте кадровой развёртки (синхронизации) 50 Гц, полукадры с чётными строками, чередуемые полукадрами с нечётными строками, успевают смениться на экране 25 раз. Во времена аналогового телевещания такой способ временной дискретизации сигнала позволял вдвое уменьшить ширину канала передачи, сегодня же, в эпоху цифровой техники, более уместно говорить об использовании меньшего потока данных (битрейта) для уплотнения сигнала с большим количеством строк.
Прогрессивный способ (progressive – 24p/50p/60p) подразумевает передачу всех строк картинки в каждом кадре, то есть, при частоте синхронизации 50 Гц каждую секунду генерируется 50 полноценных кадров с полным набором строк. Безусловно, такой способ позволяет записывать, хранить и передавать сигнал с более качественной картинкой, однако для этого потребуется обеспечить более мощный канал для бесперебойной передачи большего потока данных, более мощную электронику для обработки данных, и, конечно, больше места для хранения таких записей.
Рискуя навлечь на себя гнев “продвинутых пользователей” за излишние подробности рассказа, всё же рискну добавить ещё одну деталь для начинающих.
Не ищите на дисках, флешках и жёстких дисках файлов с разрешением .AVC (и, кстати, .MVC). Важно понимать, что AVC – это только кодек, а контейнер, в котором “лежит” закодированное этим кодеком видео, может быть каким угодно – AVI, MP4, MKV, TS, MTS, M2TS. Для видеокамер стандарта AVCHD стандартными считаются разрешения файлов .MTS и .M2TS.
Однако продолжим. Несколько позже, в январе 2009 года, разработчики AVCHD приняли решение ввести ещё одно дополнительное определение стандарта и новый логотип AVCHD Lite. Так стали обозначать версию, применяющуюся в видеокамерах и фотокамерах с поддержкой видеосъёмки с максимальным качеством HD 720p.
Вот теперь, разобравшись с сутью “двухмерного” стандарта кодирования H.264/AVC и его реализацией для 2D-видеокамер AVCHD, мы можем перейти к определению стереоскопической версии – MVC.
Технология многоканального кодирования MultiviewVideoCoding (MVC) является дальнейшим развитием стандарта H.264/MPEG-4 AVC, и предназначена для сжатия и декодирования нескольких (более одного) потоков видеоданных. Требования к видео MVC H.264/AVC определяются стандартом ISO/IEC 14496-10/ITU-T H.264 и описаны в дополнении H (Annex H) к рекомендациям ITU по кодеку H.264/AVC. Технология многоканального видео MVC базируется на сжатии и декодировании второго дополнительного канала видео относительно базового канала видео, с применением алгоритма предсказания, того же кодека H.264/AVC и нового стерео-профиля MPEG-4: MultiviewHigh в общем случае (для многоканального – два и более каналов, видео в целом), или StereoHigh уровня 4.1 (Stereo [email protected]) в случае стерео 3D-видео.
Теперь – чуть медленнее и подробнее. В процессе создания 3D-видео формата MPEG4-MVC, один из каналов (например, для левого глаза), считается базовым каналом и кодируется, как и прежде, кодеком H.264/AVC. Второй канал 3D-видео (для правого глаза) кодируется точно так же, кодеком H.264/AVC, но уже относительно базового канала, с привязкой к пакетам кадров базового канала. В результате на выходе имеем два потока видео: один канал – привычный полноценный AVC, второй – этакий ” MVC-довесок”, в котором хранится информация второго видеопотока, закодированная относительно базового потока. Довесок, кстати говоря, достаточно компактный, его объём в среднем меньше 50% основного канала.
Таким образом, 3D-видео, сжатое с помощью кодека MVC H.264/AVC, обладает сразу двумя волшебными свойствами. Во-первых, объединяет в себе сразу две версии видео – стерео 3D и обычную 2D, обратно совместимую со старым оборудованием. Во-вторых, комбинированный 2D/3D-видеосигнал имеет объём не более 150% по сравнению с обычной 2D-версией, и для единовременной передачи обоих (2D и 3D) версий видео потребуется всего лишь в полтора раза более широкий канал.
Для сравнения: 3D-видео, фактически, чисто “механическими способами “затолканное” в контейнер 3D-AVI (камеры FujiReal 3D W3), занимает на флешке именно двойной объём против обычного 2D-AVI. Кроме того, представьте себе вещание двух раздельных 2D/3D сигналов. В результате это может потребовать, как минимум, двух каналов, с увеличением полосы до 2,5-3 раз.
Теперь представим работу плеера Blu-ray с 3D-видео в формате MPEG4-MVC. Если плеер современный, с поддержкой Blu-ray 3D, он распознает флаг 3D-режима в профиле Stereo [email protected] и скажет “Алё, вижу 3D-контент, как будем воспроизводить, в 2D или в 3D?”. Если же плеер старый и рассчитан на работу только с обычными дисками Blu-ray, он попросту проигнорирует наличие 3D-контента MVC и будет воспроизводить только базовый канал H.264/AVC.
Наконец-то мы добрались до самого главного. Начало продаж первых цифровых 3D-камкордеров Sony HDR-TD10E, способных записывать 3D-видео в формате MVC, несколько опередило появление собственно стандарта AVCHD Version 2.0, описывающего и нормирующего формат MVC для 3D-видеокамер. Сегодня это уже неважно, поскольку в наличие есть и формат, и камеры. С программным обеспечением, правда, не всё пока гладко, но вопрос также постепенно решается.
Итак, в начале июля 2011 года организация промоутеров формата AVCHD объявила о начале лицензирования новой версии стандарта – AVCHD Version 2.0. В новой версии формат AVCHD 2.0 пополнился спецификациями поддержки 3D-видео MPEG4-MVC H.264/AVC, а также поддержкой прогрессивных Full HD развёрток 1080/60p,50p. Кроме того, список доступных логотипов стандарта пополнился тремя новыми – AVCHD 3D, AVCHD Progressive и AVCHD 3D/Progressive.
Рассмотрим изменения, произошедшие со стандартом AVCHD, более пристально. Прежде всего, дебютировавший формат AVCHD 3D: впервые появилась поддержка записи стерео 3D-видео с помощью сжатия MultiviewVideoCoding (MVC), определяемого выше упомянутым стандартом ISO/IEC 14496-10/ITU-T H.264, однако прогрессивная Full HD развёртка для него, к сожалению, пока доступна только в “кинотеатральном” варианте 24p. Зато чересстрочная Full HD развёртка для 3D-картинки поддерживается в обоих актуальных вариантах, а именно 59.94i и 50i.
Обратите также внимание на максимально допустимый системный битрейт записи: он вырос с 24 Мбит/с в первой версии стандарта всего лишь до 28 Мбит/с в AVCHD 2.0. Отчасти именно этим можно объяснить поддержку чересстрочных развёрток PAL/NTSC для записи 3D-видео. Для сравнения: на пике поток данных для фильмов Blu-ray достигает 40 Мбит/с, для MVC-фильмов Blu-ray 3D - до 60 Мбит/с. Ясен перец, идти с битрейтом 28 Мбит/с на прогрессивную Full HD развёртку 50p/60p – всё равно что с ёжиком против танка.
Спасибо хоть, что теперь прогрессивные развёртки 59,94p и 50p официально поддерживаются для Full HD видеокамер AVCHD. Ради справедливости стоит отметить, что AVCHD-камкордеры Panasonic уже давно и не в первом поколении поддерживают эти развёртки. Теперь они с полным на то основанием обзаведутся новым логотипом AVCHD Progressive. Зато имеющиеся в продаже любительские камеры Sony HDR-TD10 или ожидаемые осенью профессиональные модели Sony HXR-NX3D1E могут рассчитывать не только на маркировку AVCHD 3D, но также на полноценный логотип AVCHD 3D/Progressive.
Современные камеры Panasonic с поддержкой стерео 3D за счёт специального 3D-объектива, такие как HDC-SD900 или HDC-SDT750, на логотип AVCHD 3D пока претендовать не могут, поскольку пишут 3D-видео в виде Side-by-Side, без MVC: хотя и в формате 1080@50p/60p, но на каждый глаз приходится по половинке экрана (2 х 960х1080 = 1920х1080).
Что касается “лёгкой” версии стандарта – AVCHD Lite, отныне с таким логотипом будут лицензироваться любые H.264/AVC продукты – видеокамеры, фотокамеры с поддержкой видеозаписи, поддерживающие стандарт AVCHD с разрешением не более 720 строк, хотя и с любыми актуальными на сегодня прогрессивными и чересстрочными вариантами развёрток – 24, 50 или 60 кадров в секунду. Иными словами, 3D-видеокамеры с кодеком MVC носить маркировку AVCHD Lite никогда не будут.
В завершение нашего сегодняшнего рассказа осталось поведать о ключевых отличиях применения кодека MPEG4-MVC H.264/AVC в двух, актуальных на сегодня видах прикладной его реализации – для хранения стерео 3D-видео на дисках Blu-ray 3D, и для записи стерео 3D-видео видеокамерами стандарта AVCHD 3D.
Напомним: результатом сжатия стерео 3D-видео по алгоритму MPEG4-MVC H.264/AVC являются два видеопотока: один базовый, точь в точь классическое 2D-видео H.264/AVC, второй – дополнительный канал, в котором с помощью кодека MVC, говоря попросту, закодированы только отличия кадров этого канала относительно кадров базового потока.
В любом случае, на выходе имеем два чётко связанных друг с другом видеопотока. И вот на этом сходство Blu-ray 3D и AVCHD 3D заканчивается. В случае записи на оптический диск в хорошо знакомой всем папочке с контентом /STREAM, помимо файлов базового канала со стандартным разрешением .M2TS появляется ещё одна вложенная папочка SSIF, где хранятся MVC-файлы канала для правого глаза с тем самым разрешением .SSIF. Разумеется, видеофайлам .M2TS соответствуют парные MVC-файлы .SSIF с аналогичным индексом, и, конечно же, отсутствие у файла .M2TS MVC-пары означает, что этот контент не стереоскопический, обычный.
Специфика файловой системы UDF дисков Blu-ray 3D заключается в возможности использования одних и тех же байтов для воспроизведения контента двух видеопотоков. Так что не пугайтесь, если увидите в свойствах папки BDMV/STREAM суммарный объём данных порядка 70-90 Гбайт при максимальной ёмкости диска 50 Гбайт: вашаWindows не сошла с ума, всё нормально, так и было задумано.
В отличие от дисков Blu-ray 3D, стереоскопическое 3D-видео, записанное видеокамерами AVCHD 3D, выглядит как… обычный AVC-файл. Да, именно так: оба потока стерео 3D-видео AVCHD 3D пишутся в единый контейнер с привычным расширением .M2TS.
Плюс такого подхода в том, что, будучи поставленным на воспроизведение любым программным плеером с поддержкой AVC-файлов, но без поддержки MVC, например, MS MediaPlayerClassicHomeCinema, этот файл будет воспроизведён как обычный AVC-файл. То есть, налицо полная обратная совместимость с 2D-оборудованием, что, собственно говоря, и было задумано при разработке стандарта.
Минус такого подхода (если это вообще минус) в том, что без специальных средств стерео 3D-видео AVCHD 3D никак не отличить от обычного однопотокового 2D-видео. Несомненно, со временем Windows научится считывать флаг профиля StereoHigh и как-нибудь обозначит отличие AVC-файлов .M2TS от стереоскопических MVC-контейнеров .M2TS. Пока что для этих целей можно воспользоваться информацией поставляемой в комплекте с камерой Sony-TD10E утилиты PMB (PictureMotionBrowser). Она сразу же обозначает стерео файлы MVC пиктограммой 3D HD.
Чуть больше о структуре и свойствах стереоскопических 3D-видео AVCHD 3D можно узнать с помощью видеоредактораSonyVegasPro 10 – одного из немногих, кто уже сегодня в полной мере поддерживает импорт, обработку и рендеринг MVC-файлов AVCHD 3D.
ДжаредЛенд (JarredLand), президент компании RED DigitalCinema, официально объявил об успешном окончании экспериментов на предмет осуществления потокового вещания на видеохостингеYouTube с качеством видео 4K и с применением перспективного кодека VP9 компании Google. Таким образом, благодаря совместной разработке объединённой команды инженеров RED и YouTube, теперь загрузка и просмотр потокового 4K-видео с применением обновлённого кодека VP9 будут доступны на YouTube, правда, с небольшой оговоркой: для избранных каналов.
Небольшая техническая справка: кодек VP9 авторства компании Google разработан как более эффективная (минимум на 50%) замена предыдущему кодеку VP8. Кодек VP9 используется с контейнером WebM и напрямую противопоставляется ближайшему конкуренту, кодеку HEVC (H.265) в качестве решения с более эффективным (в перспективе) сжатием видеопотока. Кодеком VP9 поддерживаются цветовые пространства Rec. 601, Rec. 709, SMPTE-170, SMPTE-240 и sRGB, при этом базовый профиль Profile 0 работает с цветовой субдискретизацией 4:2:0, в то время как профиль Profile 1 (необязательный для аппаратных решений) работает не только с более качественной цветовой субдискретизацией 4:2:2 и 4:4:4, но также поддерживает альфа-канал, и, что особенно важно для любителей стереоскопического 3D-видео, может содержать так называемый канал глубины (depthchannel) с данными карты глубин для координат точек объёмного изображения. В настоящее время кодек VP9 поддерживается программно браузерами Chrome и Chromium, с января 2014 года Google официально поддерживает этот кодек на видеохостингеYouTube (теперь вот и для разрешения 4К). О внедрении аппаратной поддержки декодирования VP9 в свои продукты уже объявили такие компании как ARM, Intel, NVIDIA, Panasonic, Sony, Qualcomm и другие, и, надо полагать, число этих компаний со временем только вырастет, а мы увидим новые видеокамеры, телевизоры и другую технику с аппаратной поддержкой VP9 не позднее CES’15 в январе 2015 года.И самое главное: в отличие от H.265, кодек VP9 полностью открытый (open-source) и к тому же совершенно бесплатный для лицензирования (royaltyfree).
Компания RED (RedDigitalCinemaCameraCompany) вряд ли нуждается в презентации, но сделаем всем приятное: с выпуском в 2007 году своей первой камеры RED ONE, компания RED DigitalCinema стала одной из тех, кто заложил стандарты современной цифровой кинематографии. Все камеры компании RED без исключения снимают с разрешением 4К и 5К в собственном 12-битном RAW-формате REDCODE, а модельный ряд RED Epic даже выше: 6K (Epic FF35), 9K (Epic 645) и даже 28K (Epic 617). Стивен Содерберг, Тимур Бекмамбетов, Вернер Херцог, Дэвид Финчер, Ридли Скотт, Питер Джексон, Сергей Лобан и многие другие режиссёры с мировым именем регулярно используют камеры RED для съёмок своих шедевров. В последнее время популярность набирает вполне доступная и чрезвычайно удобная камера RED Scarlet-X с поддержкой 5K (5120 х 2700) на скорости 12 к/с, 4К (4096 х 2160) на скорости 25 к/с и 1К на скорости 120 к/с.
В честь успешного запуска 4K-вещания с поддержкой кодека VP9 на YouTube компания RED даже открыла свой собственный канал Shoton RED,где планируется выкладывать самые интересные ролики в высоком разрешении.
И не только рекламного характера: уже сейчас на этом канале доступны десятки самых разных 4К-роликов с разными сюжетами, но неизменно потрясающего качества.
Компания JVC Kenwood представила четыре новые модели камкордеров, способных снимать видео в ультравысоком разрешении 4K. Хотя официальной информации о дате выхода устройств на рынок и их стоимости пока объявлено не было, уже известны спецификации анонсированных новинок.
Плечевая 4K-камера JVC GY-LSX1:
· Сенсор: CMOS (Super 35 мм)
· Байонет: PL (опционный адаптер для B4 2/3″ и других байонетов)
· Разрешение видео: 4K (4096×2160 или 3840×2160)
· Кадровая частота: до 60 к/с (4K); до 120 к/с (HD 1920×1080), до 240 к/с (HD 1280×720)
· Карты памяти: SDHX, SDXC UHSI
· Видеокодек: MPEG-4 AVC/h.264 4:2:2
· 4 аудиоканала
· Вывод 4K-контента через HD-SDI-порт (×4) или HDMI 2.0 (×1)
· Расширенные возможности удалённого управления и потоковой передачи контента через IP
· Вход принудительной синхронизации (генлок), вход/выход TC
· Диапазон чувствительности ISO: пока не объявлен
Ручная 4K-камераGY-LSX2:
· Сенсор: CMOS (Super 35 мм)
· Байонет: MicroFourThirds (MFT) (опционный адаптер для PL и других байонетов)
· Разрешение видео: 4K
· Кадровая частота: 24 к/с, 30 к/с
· Карты памяти: SDHC/SDXC
· Видеокодек: MPEG-4 AVC/H.264
· Возможность одновременной записи в форматах HD и SD или HD и прокси
· Возможность одновременной записи на карту памяти и потоковой передачи видео
Следующие две модели камер были разработаны специально для применения в области телетрансляций.
GW-SPLS1 – это модульная система, состоящая из двух элементов: 4K-камеры и видеоблока. Спецификации новинки доступны ниже:
· Сенсор: CMOS (Super 35 мм)
· Байонет: Micro Four Thirds (MFT)
· Разрешение видео: 4K
· Карты памяти: SDHC/SDXC
· Вывод 4K-контента через HD-SDI-порт (×4) или HDMI 2.0 (×1) в режиме реального времени
· Кадровая частота: до 60 к/с (4K); до 24 к/с (HD)
· Складываемый 7” HD ЖК-экран
· Длина кабеля: от 5 м (базовая) до 20 м (опция)
· Возможности управления и просмотра контента через IP
· Возможность принудительной синхронизации (генлок), опция таймкода
· Возможность управления несколькими камерами
Модель GW-GBLS1 на основе 4K-камеры GW-SPLS1 способна обеспечить стабильную видеосъёмку благодаря наличию подвесного механизма.
· Сенсор: CMOS (Super 35 мм)
· Байонет: Micro Four Thirds (MFT)
· Разрешение видео: 4K
· Кадровая частота: до 60 к/с
· Разработана специально для работы с дронами
· Возможность удалённого управления камерой
· Беспроводная передача HD-видео
· Опционные ручки для удобства съёмки во время движения и перемещения камеры
Все новинки впервые были продемонстрированы в рамках выставки NAB в этом году. На данный момент они всё ещё находятся в разработке и ориентировочные сроки появления на рынке остаются неизвестными.
Слово режиссеру
На появление в Сети волны критики и негативных отзывов относительно того злосчастного ролика, режиссер фильма «Хоббит» Питер Джексон отреагировал практически мгновенно. Возникает ощущение, что он был готов к такому развитию событий, поэтому на вопросы журналистов дал адекватные и обстоятельные ответы.
Бурная реакция общественности – событие вполне предсказуемое хотя бы потому, что это реакция на нечто новое и необычное. Многие зрители и критики в своих отзывах высказали мнение о том, что картинка с 48 к/с выглядит иначе. Теперь задача Джексона и приверженцев HFR доказать всем, что под понятием «иначе» подразумеваются позитивные изменения (для стерео 3D, в частности), а не наоборот.
Специфика «принятия» кино-индустрией и зрителями 48 кадров заключается в том, что нужно не только снимать, но и показывать со скоростью 48 к/с. Только в этом случае мы получим нормальную для восприятия картинку, которая будет четче и красивее 24 к/с. Зритель привык к 24 к/с кино, так как посмотрел тысячи таких фильмов. Аудитория приспособилась к недостаткам картинки, поэтому воспринимает артефакты и смазы как должное.
Джексон признался, что он и его команда на протяжении нескольких месяцев смотрели тестовые сцены из «Хоббита» с HFR и уже успели адаптироваться к новой картинке. Теперь, даже после двухчасового просмотра 3D-видео, никто не ощущает дискомфорта и боли в глазах.
Как и стерео 3D, 48 кадров подходят не каждому фильму. Джексон уверен, что есть смысл использовать разные показатели скорости кадров в секунду для одного фильма. Это инструмент для творчества, по-своему важный и сложный. Командой Джексона были проведены тестовые съемки как со скоростью 48 к/с, так и 60 к/с. Оказалось, что разницу между 48 и 60 кадрами визуально увидеть практически невозможно. В то же время, если сравнивать результаты с 24 к/с, различия в качестве очевидны.
Кинокритики и кино-перфекционисты будут отстаивать свою позицию и жаловаться на отсутствие смазов и артефактов, но нужно понимать, что на съемочной площадке тоже работают не школьники. Это такие же кино-перфекционисты. Одних от других отличает свежий взгляд и готовность что-то менять, как на стадии кинопроизводства, так и на стадии популяризации новых технологий.
WarnerBros. положительно отреагировала на предложение Джексона снимать «Хоббита» со скоростью 48 к/с. Это серьезный риск, так как до этих пор ни один блокбастер такого уровня не выпускался с HFR. По оценкам режиссера, к моменту премьеры фильма демонстрировать «Хоббита» с HFR будут готовы примерно 10 тыс. кинозалов по всему миру.
Джексон рассматривает переход на 48 к/с как один из стимулов к возрождению индустрии кино на большом экране. Смотреть фильм на планшете или ноутбуке – норма для современного ребенка. Публика отвыкает от походов в кинотеатр, предпочитая киносеансам просмотр фильмов дома. По этой причине, кинокомпании должны искать способы привлечь зрителя новыми впечатлениями, а значит – технологиями.
Несмотря на все преимущества 48 кадров, Джексон не будет настаивать на выпуске HFR-трейлера к фильму «Хоббит». Для того чтобы получить максимум впечатлений от 48 к/с, нужно посмотреть весь фильм. На данном этапе «эволюции» восприятия зрителей, 2,5-минутный ролик в таком формате вряд ли принесет ожидаемую пользу. Не исключено, что все трейлеры к «Хоббиту» придется выпустить в классическом 24 к/с формате.
Все три фильма эпопеи «Властелин колец» создавались с использования различных механизмов пост-обработки, включая цифровуюцветокоррекцию, добавление текстур. Именно это дало возможность фильму выглядеть по-своему уникально. То же команда Джексона старается делать и в ходе съемок «Хоббита». Для режиссера важно создать ощущение присутствия зрителя в совершенно другом мире. Этого он намерен добиться с помощью особого настроения на экране, цветов, оттенков, удивительных локаций.
Как же быть с теми, кто откажется принимать HFR? В принципе, никак. Заставлять кого-то что-то делать никто не собирается. Постоянно найдутся те, кому нравится, и те, кому не нравится. Это как любить блюда из рыбы и ненавидеть их. Невозможно заставить человека с удовольствием есть рыбу, если он на дух ее не переносит.
«Акулы кинобизнеса» про 48 кадров
В отличие от расстроенных и решительно настроенных блогеров и критиков, крупные компании и большие люди в Голливуде сходятся во мнении, что 48 кадров в секунду определят судьбу кинематографа уже в ближайшем будущем. Продюсер Нил Моритц (NealMoritz) сравнивает реакцию на 48 кадров с первым знакомством киноиндустрии с цифровыми камерами, которые не сразу были приняты режиссерами и операторами. Сегодня съемка кино на цифру – обычное дело, поэтому зрителю и рынку в целом нужно дать время, чтобы привыкнуть к новой картинке. Уилл Коэн (WillCohen) из MillFilmand TV приводит в сравнение недовольство общественности с привыканием зрителей к HD-телевидению.
Интересна точка зрения главы IMAX FilmedEntertainmentГрегаФостера (GregFoster). Он уверен, что в данной ситуации важную роль может сыграть фактор поколения зрителей. Установлено, что дети и молодежь быстрее приспосабливаются к новым технологиям и цифровому контенту. Есть вероятность, что и 48 кадров они примут быстрее. По словам Фостера, это большое везение – открыть «Хоббитом» новую эпоху в кинематографе.
Топ-менеджер SonyPicturesEntertainmentДжефф Блейк (JeffBlake) рассматривает переход на 48 к/с как хороший стимул к восстановлению рынка кино на большом экране в целом.
Съемка с HFR означает рост ответственности перед зрителем, считает Мишель Сиолетт (MicheleSciolette) из Cinesite. Другими словами, с переходом на 48 к/с у киношников больше не получится экономить на гриме, костюмах и декорациях. Теперь прорабатывать придется все до мельчайших деталей. Каждый элемент в кадре должен смотреться идеально в визуальном плане. В противном случае, картинка будет воспринята зрителем как фальшивая или низкокачественная.
Показ 10 минут из «Хоббита» – не первая демонстрация преимуществ 48 кадров по сравнению с традиционными 24 к/с. Год назад, в ходе CinemaCon 2011 Джеймс Кэмерон (JamesCameron) провел собственный показ тестовых роликов, снятых со скоростью 48 к/с. Для наглядности, на конференции аудитории демонстрировались те же сцены со скоростью 24 к/с. Сам режиссер акцентирует внимание на очень высокой детализации изображения и чистоте картинки.
Готовы ли кинотеатры к HFR?
Одно дело – снять фильм в HFR-формате. Другое дело – показать его зрителям с лучшим качеством. Ожидается, что к моменту запуска в прокат «Хоббита» цифровые проекторы от Barco, Christie и NEC на базе решений TexasInstruments получат поддержку HFR и смогут демонстрировать 3D-фильм со скоростью 48 к/с.
Для достижения этой цели компания Christie разработала ПО ChristieSolaria 2.2, которое позволяет использовать для показа 3D-фильмов с HFR существующие модели кинотеатральных проекторов второй серии. Прошивку можно скачать из Интернета. Установка ПО не занимает много времени, что исключает простой системы в ходе обновления. С Solaria 2.2 операторы смогут запускать на проекторах фильмы, снятые со скоростью 48 и 60 к/с. Новое ПО также является универсальным инструментом в процессе пост-производства 2D и 3D-фильмов. К примеру, при создании киноконтента с его помощью можно эмулировать полноценное окружение кинотеатра без технических сложностей и проблем с безопасностью.
Помимо Solaria 2.2, в рамках обновления кинотеатру нужно будет приобрести так называемый встраиваемый медиа-блок (integratedmediablock, IMB). Разработкой IMB занимаются несколько компаний. Одна из них – Christie, сможет предложить потребителям такой продукт уже в июне 2012 по цене примерно 10 тыс. долларов.
http://vimeo.com/40319314
Встраиваемый медиа-блок выполняет две основные задачи – «расшифровка» кинофильма и декодирование потока (Jpeg 2000), а также увеличение пропускной способности. Медиа-блок – это плата, которая устанавливается внутри проектора. Более ранние модели IMB существовали в серверах, которые приходилось «связывать» с проектором кабелями. Теперь проблема HD-SDI звена, которая раньше считалась бутылочным горлышком в вопросе максимальной пропускной способности, решена. Увеличенная пропускная способность означает возможность демонстрации фильмов с разрешением 4K и поддержку HFR (48 к/с, 60 к/с и более). Установка блока в один из внутренних слотов на плате проектора позволяет решить проблему безопасности и предотвратить утечку раскодированной информации.
Несмотря на все преимущества новых модулей IMB, можно с уверенностью сказать, что с радостью воспримут новость о необходимости апгрейда не все. В особенности это касается маленьких кинотеатров с относительно небольшим оборотом. Тем не менее, обновление прошивки и модуль за десять тысяч – это лучше, чем полное переоборудование проекционной системы.
Дон Шоу, директор отдела по управлению производством ChristieEntertainmentSolutions отметил, что сейчас в мире насчитывается от 40 тыс. до 50 тыс. готовых к программному и аппаратному обновлению кинотеатральных проекторов второй серии.
Итого
Пока у плеера sView есть, конечно, ряд мелких недоработок, вроде отсутствия ссылок в меню на недавно просмотренные файлы, или необходимости заново открывать тот же файл для просмотра при изменении оконного режима просмотра на полноэкранный. Но в целом, всё это действительно мелочи, которые вполне могут быть доработаны попутно с усовершенствованием действительно серьёзных вещей. Таких как, например, возможность просмотра 3D-видео с помощью затворных очков в экранном режиме.
В целом же плеер и утилита для просмотра стерео фото весьма хороши, и очень радует, что проект не стоит на месте, развивается, и уже сейчас предлагает огромный выбор совместимых форматов файлов, контейнеров, кодеков, а также весьма внушительный список способов вывода, доступный в других плеерах разве что только в платных версиях. Пожелаем удачи автору!
И ещё парочка интересных и красноречивых скриншотов из меню установок:
Как видите, плеер давным-давно превосходно русифицирован. Кроме того, в платной версии плеер позволяет автоматически конвертировать видеоролики в различные стереоформаты. Полный список поддерживаемых форматов доступен на официальном сайте продукта. Плеер также обладает поддержкой стереоскопических онлайн-трансляций и записи трёхмерного контента при помощи встроенной в систему пользователя камеры.
Обновлённый интерфейс плеера действительно очень удобен, интуитивно понятен, все необходимые опции управления, включая переключение между режимами моно и стерео, регулировку параллакса, переход в полноэкранный режим, доступны как с помощью пунктов меню, так и с помощью горячих клавиш и пиктограмм для касания мышкой.
Автор: Владимир Климов, ведущий специалист по технологии стерео кино и стерео телевидения
Что внутри кинопакета?
Кинопакет – это папка с файлами. Откроем её. Внутри четыре файла с расширением .xml и два файла с расширением .mxf . В одном файле с названием типа “name_.video.mxf” содержится изображение, а в другом файле с названием “name_.audio.mxf” содержится звук. Файлы .xml являются служебными.
Видеоконтент может хратиться в одной и более “бобинах киноплёнки”, то есть, в одном или нескольких файлах формата MXF. Каждая такая “бобина” хранит последовательность изображений в формате MPEG-2 или JPEG 2000, в зависимости от используемого кодека. На сегодняшний день стандарт MPEG-2 не поддерживает совместимость со спецификациями общепринятого в индустрии стандарта DCI (DigitalCinemaInitiatives) v.1.2, хотя, по-прежнему поддерживается некоторыми системами. А JPEG 2000 остался единстенным стандартизированным форматом, используемым для сжатия видео для нужд цифрового кино.
Для формата SMPTE (JPEG 2000) приняты следующие стандартные скорости воспроизведения видео:
§ 24, 25, 30, 48, 50 и 60 кадров в секунду (fps) для формата 2K
§ 24, 25 и 30 кадров в секунду (fps) для формата 4K
§ 24 и 48 кадров в минуту (fps) для стереоскопического 2K
Для цифрового кино максимально допустимыми являются форматы кадра до 2048х1080 для 2K и до 4096х2160 для 4K. Подмножество совместимых форматов для SMPTE (JPEG 2000) также включает:
· Широкий (Flat) – 1998х1080 или 3996х2160, соотношение сторон порядка 1.85:1
· Узкий (Scope) – 2048х858 или 4096х1716, соотношение сторон порядка 2.39:1
· HDTV – 1920х1080 или