Синхронизация вспышек в ручном режиме
Современная вспышка сегодня обязательно имеет на корпусе светоловушку, которая подает команду на срабатывание. Они есть везде, начиная с топовых вспышек основных производителей и заканчивая дешевыми китайскими полуручными экземплярами по 40-60 баксов (есть вспышки и дешевле, там просто светоловушек нет). Такие светоловушки есть даже в дешевых вспышках-лампочках, они вкручиваются в стандартный патрон и питаются от 220В. Светоловушки позволяют делить вспышки на ведущие и ведомые — это не звания, а скорее, что-то вроде должностей. Сегодня можно назначить ведущей одну (как правило, встроенную в фотоаппарат), а ведомыми все остальные, а завтра завести другой порядок. Главное, чтобы ведущая вспышка умела работать в ручном режиме.
Фото: Джо МакНелли
Ведущей вспышкойможет быть любое устройство, способное подать довольно яркий импульс — все та же встроенная вспышка, внешняя вспышка, инфракрасный пускатель, импульс которого отличается от обычной вспышки только спектром, который нашему глазу, к примеру, не виден. Интересно, что, если выстроить вспышки на определенном расстоянии друг от друга в одну линию, они смогут улавливать импульс соседних вспышек, от него поджигаться, а своим импульсом поджигать уже следующие за ними вспышки, которые импульс от предыдущих уловить были не в силах. Гуру вспышечного дела, Джо МакНелли, таким образом с помощью 53 вспышек как-то осветил целый самолет, причем очень большой.
Работает такая система благодаря одному очень важному моменту: реальная выдержка (то есть, продолжительность импульса) большинства вспышек соответствует 1/1000с, чего обычно при съемке нам и не требуется — мы работаем, как правило при куда более длинных выдержках (1/30-1/200, в большинстве случаев), потому что светим вспышками только тогда, когда уже довольно темно. Другими словами, у вспышки просто уйма времени, пока открыт затвор, чтобы сработать, и не так важно, насколько позже сработает 53-я вспышка, пусть даже на 53/1000с — это все равно попадает в нашу выдержку, а соответственно, будет зарегистрировано в кадре.
Более того, многие ведомые вспышки могут настраиваться таким образом, чтобы срабатывать на второй импульс, а не на первый. Нужно это тогда, когда включить ведущую в ручной режим нет никакой возможности, и она довольно нудно продолжает работать в режиме TTL. Такое распространено в случае с поджигом от встроенной вспышки в стане Canon или Sony — в первом случае, никто, а во втором, большинство фотоаппаратов попросту не поддерживают работу встроенной вспышки в ручном режиме. Nikon в этом плане более демократичен, равно как и многие более мелкие производители — системы управления вспышками у некоторых из них вообще отсутствуют, так хоть синхронизацию обеспечивают. Nikon же считается одним из самых крутых производителей в плане близости к фотографу, обеспечивая толпы стробистов своими фотоаппаратами, благодаря гибкости именно в плане работы со вспышками. Впрочем, благодаря все тем же китайцам, такое преимущество можно нивелировать всего за 10-50 баксов, приобретя ИК-пускатель или комплект ручных радиосинхронизаторов, на которых мы остановимся чуть ниже.
Преимущество ручной синхронизации заключается в том, что вы сами задаете мощность каждой вспышки, и можете внедрять их в световую схему в таком количестве, какое захотите. Мощность регулируется, естественно, в соответствии с характеристиками самой вспышки. Например, ведомые «лампочки» Rekam из набора Mini-light светят всегда на полную мощность. Чуть более дорогие FalconEyes имеют две ступени мощности: полную и 1/2 полной. Чем более продвинутая вспышка, тем больше ступеней регулировок может быть. Так, например, если у вспышки указывается, что она может регулировать мощность с точностью до 1 ступени до 1/64, это значит, что она имеет 7 регулировок мощности: 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/16, 1/32, 1/64 — даже для слабенькой китайщины это очень хорошо. Следует, правда, учитывать, что «полная мощность» здесь понятие относительное и представляет собой максимальную мощность каждой отдельно взятой вспышки: для ведомых и студийных указывается в виде NNN Дж, для портативных — в виде ведущего числа, которые, при определенном техническом таланте, можно и конвертировать, если требуется. Нужно лишь помнить одно: ведомые «лампочки» и студийные вспышки, в любом случае, будут мощнее портативных.
Недостаток ручной синхронизации заключается в том, что устанавливать мощность вспышки нужно вручную на каждой вспышке. А это выглядит так: щелкнули портрет, побежали подкрутили пару вспышек, щелкнули снова, опять побежали. При отсутствии ассистентов, вы довольно быстро поймете крайнее неудобство такого варианта, который будет ухудшаться с увеличением числа вспышек. Есть, правда, вариант регулирования света на самом фотоаппарате: из трех экспопараметров, как минимум, два будут на вашей стороне, диафрагма и ISO. Диафрагма физически может уменьшать количество света в объектив и влиять на всю картинку в целом (тени будем терять так же, как и засвеченные зоны, учтите), а ISO увеличивать восприимчивость матрицы к поступающему свету с точностью до 1/3 ступени (современные вспышки тоже такое умеют). Именно поэтому ручные вспышки являются крайне бюджетным решением для домашней съемки или для некоторых уличных портретов (особенно, если вы проводите фотосреду, на которую приходят как кенонисты, так и никонисты, и минольтисты, и нужно всем дать возможность поснимать), но не очень хорошо подходят, если модель, вместе со светом, находится от вас в паре десятков метров.
Управление вспышками
Сложно сказать, кто в свое время придумал управление внешней вспышкой (или вспышками), но этот японский инженер был явно гением. От простой синхронизации (или поджига), которую мы рассматривали выше, он предложил пойти еще дальше, чем воспользовались все. Своя система управления вспышками есть у Canon, Nikon, Sony, Olympus… возможно, еще у кого-то, но у Pentax точно нет.
Смысл управления вспышками заключается в следующем: раз по импульсу вспышки можно просто поджечь другую вспышку, почему бы не использовать этот оптический сигнал для передачи данных? Ну, примерно так, как работают пульты дистанционного управления — определенная последовательность импульсов различной амплитуды и частоты имеет осмысленное значение. Там ведь не надо передавать уйму информации: лишь мощность пыха, и все. Работает внешняя вспышка при управлении точно так же, как и на фотоаппарате: фотоаппарат делает предварительный импульс, на него срабатывает отнесенная в сторону вспышка, фотоаппарат оценивает освещенность сцены, дает вспышке команду, насколько сильно пыхнуть и когда. Теоретически, импульс управляющей вспышки на кадр влиять не должен, если такое не предусмотрено в настройках.
На деле же, все бывает по-другому: встроенная вспышка все равно срабатывает в момент экспозиции, и либо оставляет свет на блестящих поверхностях, либо и сама влияет на экспозицию. Поэтому очень желательно пробовать прикрывать ее рукой (не совсем, естественно, чтобы командующий импульс в стороны расходился и переотражался от стен). Есть и другой хак: просто закрываете вспышку засвеченной пленкой, отчего пыхать она должна в ИК-диапазоне.
Управляющий режим встроенной вспышки может быть выбран в качестве опции на следующих фотоаппаратах (выпущенные на сегодняшний день):
- Canon 7D, 60D, 600D
- все модели Nikon старше Nikon D90/D7000
- часть моделей Sony
- часть моделей Olympus
- часть моделей Pentax
При управлении другой вспышкой можно использовать два основных режима поджига от встроенной:
- Устанавливать мощность управляемых вспышек вручную. Все вспышки делятся на группы, и при управлении на младших моделях фотоаппаратов можно управлять двумя, на старших тремя группами вспышек в одном из 4 каналов. Группы просто определяют, какие параметры задавать разным вспышкам — раз свет делится на рисующий, заполняющий, фоновый, задний, точно так же можно и перераспределять их мощность: больше мощности рисующему, меньше заполняющему, остальным по вкусу. Каналы нужны, чтобы, к примеру, ваши вспышки слушались, по возможности, только вас, если в помещении, к примеру, работают еще 3 никониста со вспышками — так у вас не будет конфликтов.
Удобство здесь понятно: вспышка светит так, как вам надо, но бегать никуда не требуется, все делается в меню фотоаппарата, а система лишь подает сигналы, кому что делать. - Устанавливать мощность управляемых вспышек автоматически через iTTL/E-TTL и прочие TTL. Дополнительные буквы означают только одно — дистанционное управление вспышками с полной поддержкой замера через TTL, точно так же, как если бы вспышка была на фотоаппарате. Преимущество очевидно: вам не нужно подбирать мощность, все делается автоматически, а от вас требуется лишь расставить роли, сказать, какой вспышке светить сильнее, какой слабее — это лишь коэффициенты экспокоррекции, как в случае со вспышкой на фотоаппарате. Преимущество в оперативности, но недостаток в том, что и TTL не панацея, часто ошибается, каким бы хорошим он не был.
Что выбрать, каждый для себя решает сам. Лично я люблю iTTL, который позволяет мне не возиться с мощностью вручную. Впрочем, в квартирных условиях часто раздражает, когда аппарат пытается за тебя понять, где он пересветил, и приходится менять его процессор на свою голову.
ИК-пускатель
Фото: The Studio Outfitters
Вкратце рассмотренный выше, ИК-пускатель/синхронизатор (IR trigger) — крайне универсальное решение для любой студии. Более того, там они всегда есть по умолчанию — маяться с синхрокабелями сегодня никто уже не хочет, и правильно делает. Они подходят под любую систему (Canon, Nikon, Pentax, Olympus — только Sony стоит особняком с особой конструкцией своего синхроконтакта). Работает он только от двух контактов, центрального и выведенного на крепежную скобу. Срабатывает тогда, когда фотоаппарат делает кадр, отключить это нельзя — за исключением случаев, конечно, если вы его случайно сожгли высокоомной советской вспышкой. На него срабатывают все вспышки, подключенные в режиме ведомых (в Nikon называется SU-4), причем, в ручном режиме. Другими словами, он заменяет обычную оптическую синхронизацию в ручном режиме, просто ИК луч немного дальше бьет, то есть, его можно использовать и на природе, и в кадре его не видно. Его огромный плюс — универсальность абсолютно для всех систем… за редким исключением, естественно. Минус в отсутствии поддержки TTL и том, что на улице сигнал все-таки теряется на больших расстояниях, а в помещении не умеет стрелять за угол.
Радиосинхронизатор ручной
Фото: PhotoGear
Радиосинхронизатор работает немного по-другому: снимает сигнал с центрального контакта, кодирует его в радиосигнал и отсылает на соответствующий приемник. Приемник дает команду на такой же центральный контакт вспышки, вспышка срабатывает в ручном режиме (для этого ее надо, естественно, перевести в ручной режим съемки и установить мощность). Преимущество в куда большей гибкости — радиосигналу не страшен солнечный свет и преграды, вроде стен, отчего приемник можно ставить и за угол (существуют ситуации, когда хочется туда занести вспышку, поверьте), а со всем комплектом можно и на улицу пойти снимать… говорят, радиус действия таких составляет около сотни метров, что безусловно, огромное преимущество. Поддержка всех систем тоже предполагается изначально. Недостаток — в необходимости приемника под каждую вспышку, которую вы хотите поджечь, а также в том, что, даже отнеся вспышку на сотню метров, все равно придется бегать, чтобы установить мощность.
Есть отдельная категория радиосинхронизаторов, которые не делятся на пары «приемник-передатчик», а определяют все автоматически, в зависимости от того, к чему их подключают — они дороже, а работают так же. Преимущество их состоит в том, что при умирании передатчика им может служить бывший приемник — естественно, оно уже заложено в цену.
Радиосинхронизатор TTL
Верхняя позиция радиосинхронизаторов, которые совмещают в себе и преимущества управления по оптическому сигналу с поддержкой TTL, и надежность поджига за счет того, что нет необходимости следить за стенами и солнечным светом. Бывают двух типов.
Фото: Kern Photo
Старые выпускает компания RadioPopper, состоят они из двух модулей: приемник снимает оптический сигнал со встроенной вспышки и кодирует его в радиосигнал, после чего передает приемнику. Приемник, в свою очередь, принимает сигнал и декодирует его в такой же оптический, подсоединенный к светоловушке вспышки. Радиосигнал ходит в двух направлениях, потому что вспышка тоже передает сигнал обратно. На приемник можно прицепить несколько оптических кабелей и подсоединить к одному приемнику несколько вспышек, которые будут полностью поддерживать TTL или управление с фотоаппарата. Довольно громоздкая конструкция, тем не менее, с лихвой оправдывается универсальностью: такие комплекты подходят для любой системы. Более того, есть поддержка различных групп вспышек. Недостаток — довольно высокая цена, по сравнению с ручными радиосинхронизаторами.
Новые выпускают китайцы Pixel и PocketWizard. Первые давно и с глюками, вторые недавно и без них. Работают они просто: передатчик снимает командный импульс с «башмака» (синхроконтакта) камеры и передает его на приемник, который подает команду вспышки. По сути, то же самое делает «родной» синхрокабель — фотоаппарат в это время думает, что вспышка находится на нем и работает с ней, как если бы она там, действительно, и была. Естественно, поддерживаются все функции, включая управление, в том числе, по TTL. Другими словами, самый лучший вариант. Недостатки в том, что у китайских наблюдается серьезная проблема с подключением второй, третьей и далее… вспышек, чего как будто бы нет у PocketWizard. Понятно, что у китайских синхронизаторов зато есть выигрыш по цене, зато американцы лучше в плане надежности. Естественно, второй недостаток — это ценник, который способен округлить глаза даже видавшим виды стробистам.
Заключение
Мы специально не упомянули такие варианты, как синхрокабели, просто потому, что считаем их прошлым веком в эпохе развития фотоаппаратостроения, но, в то же время, одним из наиболее дешевых вариантов решения проблемы. Если вопросы все же есть, задавайте их в комментариях. Тему вспышек мы не закрываем, тем более что рассмотреть абсолютно все аспекты в пределах одной статьи невозможно.
Смерть Никону!
В последнее время в сети фотографические сайты то и дело пишут про то, что «Никону скоро конец» (что, правда, не имеет под собой даже экономического обоснования), что «Фуджи тоже недолго осталось» и при этом слышатся такие соболезнования, будто в дальнее плавание провожают родственника.
А что, собственно случилось? Или случится, если вдруг это правда? Что нас, простых русскоязычных обитателей сети связывает с японскими производителями фотоаппаратов и фотопленки? Мы ведь, в большинстве своем, даже не их акционеры, мы не получаем от них денег — наоборот, только отдаем, всем своим кошельком способствуя их подъему.
(Здесь вполне уместно было бы пройтись по поводу патриотизма и поддержки отечественного производителя, если бы патриотизм не был «прибежищем негодяев» — даже так, мы ведь и от «Зенита» ничего не получаем)
Кто они, иностранные производители? Ведь они всего лишь организованные команды японцев, работающих на японских заводах (тайваньские филиалы для простоты примера опустим), японские банкиры, вкладывающие японские деньги в японские заводы с целью получения своими банками прибыли от своих вложений (опять же, в йенах), японские менеджеры, получающие бонусы за успешно проводимые маркетинговые кампании (кстати, маркетологи тоже японские)… поднимается от этого ведь только японская экономика.
Так какая простому русскому фотографу разница, умрет завтра Nikon или нет?! Скажу больше — простому японскому рабочему тоже нечего терять, кроме национальной гордости. Можно сказать даже еще больше: от ухода одной компании потребитель только выиграет — ведь вот, к примеру, на месте старой Minolta родилась «новая» зеркальная система Sony. Почему нельзя представить, что завтра, после банкротства, систему Nikon купит, к примеру, Panasonic? Кто от этого проиграет?
Скорее, это только толкнет ту же японскую экономику вверх. Инвестиции в обанкротившееся производство оживят экономическую ситуацию, рекламные агенства заработают на ребрендинге, логистики — на наладке новых каналов поставок, даже японские менеджеры получат свои йены за достижения в области слияний и поглощений. Большая часть, правда, все равно осядет в банках. А фотографы получат новую, функциональную модель фотоаппарата.
У меня лично, кстати, нет причин негативно относиться к Nikon — скорее, наоборот, ведь я пользователь их системы (кстати, фотоаппараты компания делает очень хорошие). Я к ним так и не отношусь — я просто взял их для примера. Более того, компания гораздо дальше от кризиса, чем это может показаться на первый взгляд — просто пример уж очень душевный.
Так зачем?
Ответ у меня, в принципе, где-то есть, очень глубоко в голове. Как и у каждого читающего, впрочем. Могу даже предположить, что у каждого свой.
Сокращения в фотоаппаратах и фототермины
Иногда в тексте встречаются термины — с ними обычно все просто, непонятное слово просто смотрится в словаре, хотя бы в англоязычном, после чего его значение для мозга проясняется. Зато любая наука предполагает использование не только терминов, но и аббревиатур, которые делают научное повествование более лаконичным для знающих и затрудняют прочтение незнающим. Фотграфия, которой сегодня может заниматься любой, в том числе и человек, ничего в ней не понимающий, но крайне желающий, с данной позиции, человеку хотящему не очень удобна — найти обозначение сокращения иногда сложно, а порой даже двоякие толкования возникают.
Потому мы решили собрать аббревиатуры, используемые сегодня в фотоаппаратах, в одном месте, чтобы было всем понятно. Список постоянно пополняется, потому дате написания статьи не верьте. Список делится на две части, англоязычную и русскоязычную (русская представляет собой, в основном, просто сокращения, в то время как англоязычная — принятые сокращения в фототехнике, т.к. нормальных русских фотоаппаратов сегодня никто и не производит).
Обратите внимание, что в определении два разных значения разделяются точкой с запятой, не объединяйте их — так сделано, чтобы не приходилось один символ указывать дважды.
- A, Av — режим приоритета диафрагмы
- ACR — Adobe Camera RAW, встроенный конвертер Фотошопа
- A/D — АЦП, аналогово-цифровой преобразователь
- AE-L — блокировка экспозиции
- AF — автофокусный объектив и система автофокуса
- AF-L — блокировка автофокуса
- AF-S — система автофокуса однокадровая (после фокусировки фотоаппарат ее не продолжает до следующего кадра), Nikon, также объективы, поддерживающие данную технологию и имеющие встроенный мотор автофокуса
- AF-C — система автофокуса постоянная (после фокусировки фотоаппарат продолжает фокусировку, пока нажата наполовину или полностью клавиша спуска), Nikon
- APS — размер матрицы, эквивалентный 35-мм пленочному кадру (Canon, Sony)
- APS-C — матрица, в 1.6 раза меньше APS (Canon)
- ASPH — объектив с использованием асферических линз
- B — выдержка «от руки», начало экспозиции в которой совпадает с моментом нажатия на клавишу спуска, а конец — с отпусканием
- BG — фон
- BW — ч/б, черно-белый
- CA — ХА, хроматическая аберрация
- C1 — конвертер для RAW файлов PhaseOne CaptureOne Pro
- CCD — матрица ПЗС (используется в компактах как менее шумная при малых размерах)
- CF — карта памяти compact flash
- CMOS — матрица КМОП (используется в зеркалках как менее шумная при больших размерах)
- CNX — Nikon Capture NX, редактор и конвертер файлов RAW
- CPL — круглый поляризационный фильтр (крутится вокруг оптической оси и фильтрует поляризационный свет)
- CRW — файл RAW Canon
- D — «цифровой»; объектив с кольцом ручной установки диафрагмы
- DNG — унифицированный формат RAW разработки Adobe
- DOF — ГРИП, глубина резко отображаемого пространства
- DPP — ПО Digital Photo Professional (родной конвертер для RAW разработки Canon)
- DR — ДД, динамический диапазон
- DSLR — цифровой зеркальный фотоаппарат
- DX — объектив под фотоаппараты с матрицей уменьшенного в 1.5 раза размером, для пленки не предназначенный (Nikon); система автоматической передачи в фотоаппарат данных о чувствителности пленки
- ED — объектив с элементом из низкодисперсионного стекла, Nikon
- EF-S — объектив под фотоаппараты с матрицей уменьшенного в 1.6 раза размером, для пленки не предназначенный (Canon)
- EXIF — формат хранения метаданных изображения (дата, параметры экспозиции, фокусное расстояние и пр.)
- EV — шаг изменения экспозиции, может использоваться как для коррекции экспозиции относительно установленной, так и для измерения динамического диапазона (сегодня 9 EV — нормальный динамический диапазон современной матрицы фотоаппарата)
- EVF — электронный видоискатель
- F — максимальная диафрагма объектива (в названии), относительное отверстие
- FF — полный кадр (соответствующий пленочному 35-мм кадру 24×36 мм)
- F-number — значение диафрагмы
- FL — ФР, фокусное расстояние
- F-stop — шаг изменения диафрагмы (т.н. «стоп», шаг в ту или другую сторону, сокращающий или увеличивающий световой поток в два раза — а потому и сам шаг представляет собой корень из 2, и стандартные значения диафрагмы представляют собой ряд 1, 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16, 22, 32, дальше которого производители не заходят)
- FOV — угол поля зрения
- FP-Sync — режим работы фотоаппарата и вспышки, обеспечивающий высокоскоростную синхронизацию (менее выдержки полного открытия кадра)
- fps — скорость съемки (в кадрах в секунду)
- FX — размер матрицы, эквивалентный 35-мм пленочному кадру (Nikon)
- G — объектив без кольца диафрагмы, Nikon; объектив с элементом из низкодисперсионного стекла, Sony
- GB — Гб, гигабайт
- GND — градиентный фильтр (для выравнивания освещения светлого неба и темного моря)
- HDR — расширенный динамический диапазон (больше 9 EV), как правило, применяется к изображениям с расширенным ДД
- HSL — настройки тона, насыщенности и светлоты цвета
- IF — объектив внутренней фокусировкой (без вращения передней линзы)
- IR — инфракрасная съемка
- IS — стабилизатор изображения Canon
- ISO — стандартизованная чувствительность пленки и светочувствительных матриц (в более широком смысле Международная организация стандартизации, которая чувствительность привела к общему знаменателю)
- JPEG, JPG — формат файла изображения, поддерживающий 8-битное представление каналов цвета, прогрессивное сжатие и цветовые профили, общепринятый в качестве стандартного всеми производителями фототехники
- L — объектив с элементом из низкодисперсионного стекла, Canon
- LCD — ЖКЭ, жидкокристаллический экран (ЖКД — дисплей, ЖКМ — монитор)
- LD — объектив с элементом из низкодисперсионного стекла, Tamron
- LR — Adobe Photoshop Lightroom, конвертер и редактор
- LV — система визирования по ЖКЭ в режиме реального времени (live view)
- M — ручной режим съемки
- MB — Мб, мегабайт
- MF — среднеформатный фотоаппарат; объектив с ручной фокусировкой и система ручной фокусировки в фотоаппаратах
- Mp — Мп, мегапикселы
- N — объектив с элементом или покрытием оптического элемента, изготовленного с применением нанотехнологий (для повышения четкости)
- NEF — файл RAW Nikon
- NI — Neat Image, система шумоподавления, плагин для Фотошопа
- NSFW — изображение, не предназначенное для просмотра на работе (как правило, эротика или насилие, а также фотки больших пузатых мужиков с пивом)
- ND — нейтральный фильтр (для затемнения кадра с последующим увеличением экспозиции)
- NN — Noise Ninja, система шумоподавления, плагин для Фотошопа
- NR — система шумоподавления в фотоаппарате
- Oly — Олик, Olympus
- P — программный режим съемки
- P&S — цифромыльцица, компактный фотоаппарат без зеркала
- PC — объективы возможностью управления перспективой (тилт-шифт, tilt-shift)
- POL — линейный поляризационный фильтр (не крутится, ставится через специальный адаптер)
- PS — ПО Adobe Photoshop, редактор изображений
- PSP — ПО Paint Shop Pro, редактор изображений
- RAW — промежуточный формат файла данных для хранения и передачи закодированного и, как правило, сжатого сигнала с матрицы фотоаппарата
- S, Tv — режим приоритета выдержки
- SLD — объектив с элементом из низкодисперсионного стекла, Tamron
- SSS — оптический стабилизатор изображения Sony
- SLR — зеркальный фотоаппарат
- T — выдержка «от руки», начало которой совпадает с первым нажатием на кнопку спуска, окончание — со вторым
- TC — оптический телеконвертер (увеличивающий фокусное расстояние объектива в 1.4 или 2 раза, как правило)
- TIFF, TIF — формат файлов изображения, поддерживающий 16-битное представление каналов цвета, отсутствие сжатия (или сжатие по алгоритму zip) и цветовые профили
- TTL — система замера экспозиции через объектив, т.е. как видит сам фотоаппарат при съемке (вариации для вспышек i-TTL, E-TTL позволяют давать предвспышку для замера экспозиции, а также дистанционное управление вспышкой с помощью встроенной вспышки или управляющей накамерной)
- ULD — объектив с элементом из низкодисперсионного стекла, Tamron
- USM — фильтр «нерезкое маскирование» в Фотошопе (для повышения четкости фотографий)
- USM — встроенный мотор автофокуса, Canon
- VR — оптический стабилизатор изображения Nikon
- WB — ББ, баланс белого
- x — кроп-фактор, коэффициент размера матрицы — на него умножается фокусное расстояние для определения ЭФР
- X-Sync — минимальная выдержка синхронизации фотоаппарата и вспышки (выдержка, которую может обеспечить фотоаппарат при полном открытии кадра)
- ZB — ПО Zoom Browser для просмотра картинок, поставляется с фотоаппаратами Canon
Русскоязычные сокращения
- ББ — баланс белого
- ГРИП — глубина резко отображаемого пространства, глубина резкости
- ДД — динамический диапазон
- ЖК — жидкокристаллический (экран, дисплей, монитор)
- М — резьба с метрическим шагом (объективы М39 и М42)
- телевик — телефото объектив
- ФР — фокусное расстояние объектива, в стандарте для полнокадрового фотоаппарата
- ширик — широкоугольный объектив
- ЭФР — эффективное фокусное расстояние — ФР, умноженное на коэффициент размера (кроп-фактор)