Плохие и хорошие фотоаппараты

Несмотря на холивары на форумах на предмет того, какой же фотоаппарат лучше, все обсуждение, если оно здравое, должно сводиться к одному: нет плохих и хороших фотоаппаратов, нет фотоаппаратов, в абсолютном плане превосходящих остальные — есть фотоаппараты, лучше или хуже подходящие для конкретных условий. Поясним: зеркалку в карман не положишь, а в компакте, в любом случае, жертвой падут кнопочки ручных настроек, а качество будет хуже, без возможности выбора. Промежуточные варианты так промежуточными и останутся: по качеству хуже зеркалки, по компактности хуже компакта.

И все же, одно можно сказать твердо: главным критерием выбора фотоаппарата всегда был и будет сам человек (именуемый в настоящем пасквиле как «фотограф») — пришел в магазин, подержал в руках, купил (не купил). Как показывает история, разные люди, оставившие самый глубокий след в фотографии, снимали на разные модели камер: Брессон и Капа на Leica, Адамс начинал с Kodak, Бруно Мерсье получил в подарок Hasselblad отца, а профессор Хеджкоу чаще злоупотребляет Пентаксом. На Canon, Nikon и Sony сейчас снимают куча профессионалов — тут уж кому как удобней (кому что нравится), и перечислять не имеет смысла, к тому же, числом возьмут все равно кенонисты (их просто физически больше).

Более того, у фотографа обычно нет и единственного фотоаппарата, с которым он готов провести всю свою жизнь: снимал на кропнутый, перешел на фулл-фрейм, затем купил бридж, потому что прется от стрит-фото, или, наоборот, среднеформатник (или крупный формат даже), чтобы снимать ну очень большие фотографии. Фотоаппарат меняется вслед за мастерством фотографа, к тому же, механизмы, в отличие от нас, киборгов, сами восстанавливаться не умеют и, рано или поздно, приходят в негодность. Тогда в нормальных аппаратах меняется коробка, и все начинается с начала. К чему мы это? Ну, хотя бы к тому, что фотоаппарат растет с ростом мастерства фотографа. Купить начинающему «пятак» и полтинник 1.4 — предел форумного тупизма, так как большинство функций останутся невостребованными, а отсутствие автоматических режимов быстро отобьет руки от фотографии, к тому же, с доступностью зумов необходимость бегать взад и вперед сильно напрягает.

В чем, собственно, разница?

Когда человек начинает снимать, хочется быстро и просто: нажал кнопку — получил результат, только после некоторого времени начинаешь задумываться, почему фотки отстой, а некоторые стабильно получаются плохими, начинаешь учить технику съемки, совершенствовать навыки, пока позволяет аппарат. Познаешь основы композиции, учишься видеть кадр, и понимаешь, что тут не хватает скорости автофокуса, там выдержки (чувствительность хочется побольше) — понимаешь, что именно тебе нужно, скидываешь компакт на барахолке, покупаешь простую зеркалку, учишься дальше. Нельзя стать фотографом (даже не так, Фотографом) в один день, купив хороший фотоаппарат — надо учиться, видеть, рисовать, снимать, понимать (Ленина вспомнил, да). В самом начале нет никакой разницы, чем снимать плохие фотки — шедевров поначалу все равно не будет, а если будут, довести до ума эти случайные кадры вы все равно не сможете. Потому будьте скромнее, берите что попроще.

Разница появляется, когда речь заходит о хороших фотографиях и об определенном уровне фотографического мастерства. По мере своего профессионального (или любительского, но все равно фотографического) роста, начнете понимать, чего именно не хватает. Обычно фотограф проходит следующий путь (шутливая схема, но другой все равно нет): покупает фотоаппарат со штатником, снимает все. Через некоторое время приобретает длиннофокусный объектив, снимает птичек и макро. Чуть позже покупает широкоугольный и пытается впихнуть в него окружающее пространство. И только потом, прощупав реальность во все стороны, начинает снимать уже тем, что есть, говоря остальным, что не в фотоаппарате дело. Совет, безусловно, хороший, просто сформулирован неверно и не вовремя. Ведь сам фотограф уже прошел определенный путь, и имея на себе груз объективов, аппаратов и кучи прибамбасов, учит других, что им это не нужно, а «разницы между вашей мыльницей и моим набором никакой нет», что безусловно, очень далеко от правды — вы же своими глазами видите результат, и он говорит о том, что где-то вас обманывают.

Разница есть, и она огромна: дело даже не в том, что дорогие аппараты больше, тяжелее, быстрее и могут лучше снимать — дело в том, что потолок роста вас как фотографа в них изначально значительно выше, чем «в вашей мыльнице». Но здесь уже дело не в этом: достичь этого максимума на ранних этапах становления фотографа большинству не удается. В то же время, люди с опытом, даже умея снимать на компакт (хотя при этом будут говорить, что разницы нет, и дело в руках), в большинстве случаев, предпочтут большой фотоаппарат — уж слишком много раздражения вызывает компакт при съемке, и тупит, и тормозит, и все настройки забиты далеко в меню, а многие функции вообще недоступны. Как человек, пока растет, меняет велосипеды, так и фотограф меняет аппараты, примеряя их под свои навыки. В принципе, и ребенка можно посадить на хороший горный велик, да и взрослый сможет кататься на трехколесном, но смотреться это будет очень смешно и странно. А потому, торопиться не надо — всему свое время. Обучение фотографии — как процесс развития человека, занимает некоторое время (у кого-то быстрее, у кого-то медленнее, кому-то вообще выше головы не прыгнуть), так что времени на то, чтобы понять, что требуется, будет море.

И не стоит винить аппарат в том, что у вас многое не получается — скорее всего, вы еще не прошли один из уровней, сохранитесь, перезагрузитесь, прочитайте мануал, запустите игру заново… все еще получится. Получается, что ваш фотоаппарат растет вместе с вами — более того, даже вашей жизни сопереживает: отчитывается по ценным проектам, радуется по рождению детей или свадьбам (у многих ведь не одна), сочувствует и сопереживает… в конце концов, вместе с вами растет. Еще год назад, снимая на автомате, вы не знали, как сделать так, чтобы человек на фоне заката на экране вашего компакта не выглядел черным пятном, я сейчас уже щелкаете девчонок, подбирая цветовую температуру вспышки под закат, гадая лишь, поставить оранжевый фильтр на полторы ступени или красный на половину, играя с синхронизацией по воздуху на своем «пятаке». Вы выросли профессионально, и с вами вырос и ваш фотоаппарат… а ведь прошел только год, и если так пойдет и дальше, через пару лет, конечно, в выставочном зале висеть не будете, но в рекламную индустрию вполне можетте влиться. Поймите просто, что все фотоаппараты разные — нужно просто выбрать ваш собственный. По крайней мере, на ближайшее время.

Как настроить монитор

Прежде всего, учтите, что говорить мы будем о потребительском подходе — у профессионалов другие цели, задачи, глаза, да и на своих мониторах они зарабатывают деньги, потому скажут вам совсем другое. Не факт, что их решение неправильное, оно просто требует серьезного вложения денег, а для человека, который не зарабатывает своим монитором, понять это сложно.

Зачем настраивать монитор?

Плохие и хорошие фотоаппараты - student2.ru

Фото: Veezzle

Монитор — это ваши глаза, в буквальном значении этой фразы. Монитор, как и зрение, может быть хорошим, плохим, но он может быть еще и неправильно настроенным, как это, в большинстве случаев, и бывает. Вы не обращали внимание, какие цвета у вас в телевизоре? А видели разницу с цветами у ваших родителей/друзей/соседей? Когда я прихожу в гости, сразу замечаю, что цвета у них слишком насыщенные, контраст увеличен и пр. Все это потому, что мой монитор, а за ним и мой телевизор (телефон, нетбук) настроены по моим собственным предпочтениям — нормальные цвета, нормальный контраст, нормальная яркость. Норма для меня — это ситуация, когда я могу увидеть максимум оттенков и перепадов яркости, а это какой-то определенный баланс, заставляющий монитор работать на максимуме того, что он вообще может (максимум этот для разных ценовых групп, естественно, тоже различается). Для других нормально настроенный телевизор рисует жизнь более красочной, но это значит только то, что все остальное будет более блеклым, темным и пр., в том числе, и изображение на мониторе.

Говоря о мониторах, мы часто забываем, что другие могут видеть картинку иначе, принимая свою как данность. Помимо особенностей собственного зрения, есть еще настройки мониторов, выводящие изображение отлично от вашего. Неправильные цветовые профили, дефолтные системные настройки, стандартные драйверы, стандартные шнуры, даже расположение монитора — все это сегодня имеет значение, пусть и не самое значительное, но их тоже нужно учитывать. Именно поэтому не стоит полагаться на картинку из интернета — часто фотографы и показывают портфолио на своих ноутбуках, чтобы клиенты знали, как должно выглядеть фото (не говоря при этом, что свою свадьбу люди будут смотреть на своем мониторе). Именно поэтому монитор ориентиром являться не может. Единственный способ, приводящий все к одному знаменателю — это печать фотографий. Распечатайте, и поймете, насколько сильно ваш монитор «врет».

С чего начать?

Прежде чем переходить к настройке монитора, уберем все то, что может мешать нормальной (а именно, максимум оттенков для конкретного монитора) цветопередаче и нормальному восприятию цвета. Прежде всего, давайте поставим монитор, где ему не будет мешать стороннее освещение. Посмотрите позади себя, желательно, чтобы там не было окон, чтобы в монитор не светила лампа, ни напрямую, ни, что еще страшнее, под углом. У дизайнеров даже есть специальные шторки, ограничивающие боковую засветку и блики — не факт, что вам они нужны, но поставить компьютерный стол и монитор на нем так, чтобы в него не падал свет, необходимо, если вы хотите все видеть как надо.

Плохие и хорошие фотоаппараты - student2.ru

Фото: Veezzle

Далее, обратите внимание, как ваш монитор подключен к компьютеру. Если вы раньше об этом не задумывались, наверняка он подключен через стандартный аналоговый порт VGA (синий на корпусе монитора и компьютера, либо только в компьютере). В последнее время производимые мониторы обзавелись цифровыми портами: это DVI (два варианта штекера), DisplayPort, иногда HDMI или даже USB (эти два как альтернативные варианты). Если у вас есть цифровой, имеет смысл купить шнур для этого порта (посмотрите, что написано в спецификации, что есть на видеокарте, сходите и купите, бесплатно они только в крутых мониторах). Передача данных по цифре напрямую не вносит лишних помех и дает заметную разницу в контрасте.

Ползем в настройки видеокарты и монитора — вы пользовались при их установке «родными» драйверами? Нет? Так найдите диск для того и другого и сначала поставьте драйвер для видеокарты, потом для монитора. Обычно на этих дисках есть примитивные инсталляторы, которые все сделают за вас, если же такого нет, ползите в настройки экрана (в Windows: Настройка → Панель управления → Экран → Дополнительно → Параметры) и там устанавливайте драйверы, которые предварительно надо скачать с сайта производителя под конкретную модель. Свежие часто лучше, но и старые будут куда лучше родных из недр Microsoft.

Последнее — это профилирование монитора. Раз уж вы зашли на сайт производителя, скачайте и цветовой профиль монитора и установите его по указанному в предыдущем абзаце пути, только на вкладке «Управление цветом». Цветовой профиль тоже серьезно влияет на цветопередачу, хотя и проблемы окончательно не решает. В свое время была программа от Adobe, которая создавала цветовой профиль уже вашими руками и сама его устанавливала, но это уже отдельная и древняя история.

Все эти действия не обязательны, но крайне желательны — каждое из них дает совсем небольшое преимущество, по сравнению с тем что было, но, если вы знаете как к жизни подходят женщины, наверняка знаете и что мелочи имеют очень высокое значение. Из этих мелочей и создается нечто большее.

Настраиваем монитор

Если лень работать руками, сразу рекомендуем взять напрокат калибратор, тогда почти ничего и делать не придется. Однако, и руками можно сделать весьма сносно, тем более что настраивать все надо регулярно, поэтому один раз сделанный профиль ничего не решает навсегда.

Прежде всего, надо найти неплохую мишень для настройки монитора. Мы нашли вот такую:

Плохие и хорошие фотоаппараты - student2.ru

Изображение: Lagom LCD

По клику она открывается на полный экран (а по клику по ссылке под ней вас перекинет на сайт, полностью посвященный тестам монитора), и вы сможете завершить процесс настройки, подкорректировав монитор по яркости. Для настройки яркости монитора посмотрите на эту табличку — из нее нам нужна только нижняя полоска с градациями серого. В идеале, вы должны видеть в ней 32 прямоугольника с отличимыми гранями от соседних (в том числе, все они, включая крайний левый, должны отличаться от фона). У меня рабочий монитор различает 32 градации не только в ней, но и во всех остальных цветных, кроме синей, к которой нарекания есть — но я это списываю на матрицу TFT TN, так как монитор офисно-бюджетного вида и никогда не калибровался специальными устройствами (разве что на заводе, но это не считается).

Теперь находим регулировки яркости и контраста и действуем. Стратегия следующая:

  • если у вас сливаются прямоугольники по обоим краям полоски, уменьшаем контраст
  • если только слева, увеличиваем яркость, если только справа, яркость уменьшаем
  • если с одной стороны, и при изменении яркости сливается с другой, регулируем и контраст, увеличивая его
  • доводим его, по чуть-чуть регулируя и яркость, и контраст

Вполне возможно, у вас не получится увидеть все 32 прямоугольника — не все мониторы одинаково, сливание 1-2-3 можно счесть некритичным, если ничего больше не получается.

Предупреждение

После настройки цвета на вашем мониторе поблекнут, контраст ослабнет, естественно. Это нормально. Дело в том, что ваши глаза пока к такому не привыкли, вскоре это пройдет, и их адаптивные механизмы включатся. Рекомендую также настроить и телевизор (только с женой не ругайтесь), чтобы привыкать к нормальному цвету. Тут, естественно, уже по ощущениям.

Наши рекомендации