Что такое наводка на резкость?
Что такое выдержка?
Затвор фотоаппарата представляет собой механизм для пропускания светового изображения на светочувствительный слой в течение необходимого промежутка времени, которое и называется выдержкой.
Конструкции затворов многочисленны и разнообразны. В зеркальных камерах наиболее распространен шторный. Он состоит из двух тканевых или металлических шторок, которые в момент съемки образуют между собой щель ширина которой зависит от величины выдержки, "бегущей" вдоль кадра, экспонируя его. При применении вспышки выдержка должна быть установлена такой величины, чтобы шторки в момент ее срабатывания открывались полностью. Такие затворы распространены как в пленочных зеркальных камерах, так и в профессиональных цифровых. Синхронизация с выдержкой составляет минимальное время 1/250 секунды. Электронные затворы цифровых камер могут синхронизироваться с выдержкой до 1/3200 секунды. Это очень удобно при съемке с несколькими выдержками, так как сверхкороткая выдержка «отсекает» лишь часть импульса вспышки. Именно поэтому можно открывать больше диафрагму, уменьшая глубину резкости, что очень хорошо при съемке портрета.
Значения выдержки обозначаются следующими числами: 1, 2, 4, 8, 15, 30, 60, 125, 250, 500, 1000 и 2000. Эти значения обычно нанесены на регулятор выдержек, расположенный на верхней или передней панели фотоаппарата. В цифровых камерах могут использоваться еще и промежуточные значения, которые позволяют более точно подбирать величину экспозиции. Данные цифры обозначают доли секунды (за исключением значения "1" — (1 секунда). Далее идут: 1/2, 1/4, 1/8, 1/15 секунды и т. п. Символ "B" означает, что при нажатии спусковой кнопки затвора его можно долгое время держать открытым для света. Как только вы отпустите спусковую кнопку, затвор закроется. В цифровых камерах, как правило, такой опции нет, так как диапазон выдержек намного больше и позволяет установить выдержку в несколько десятков секунд.
Как показывает практика, наименьшей выдержкой, при которой не происходит сильного «смазывания» изображения, является выдержка 1/30 секунды. Для съемки движущихся объектов лучше использовать более короткие выдержки, чтобы изображение в кадре получилось резким.
Для чего нужен видоискатель?
Видоискатель представляет собой оптический прибор для наведения фотоаппарата на объект съемки.
В "мыльницах" видоискатель обычно является автономным и оптически не связанным с объективом камеры. Он служит лишь для определения границ кадра. Иногда в видоискатель бывают вмонтированы индикаторы, отображающие работу тех или иных устройств фотоаппарата.
Наибольшее распространение среди профессионалов и любителей получили так называемые зеркальные камеры, в которых откидывающееся зеркало через пентапризму передает в видоискатель то изображение, которое «видит» объектив. Это позволяет с очень большой точностью компоновать кадр и использовать разнообразные сменные объективы. При нажатии спусковой кнопки затвора зеркало откидывается и освобождает путь свету, проходящему через объектив к светочувствительному слою. После этого зеркало возвращается в исходное положение. Видоискатели зеркальных фотоаппаратов некоторых моделей могут реально отображать как весь кадр, так и несколько уменьшенный, "обрезая" его со всех сторон. В современных полупрофессиональных цифровых камерах используется псевдозеркальный видоискатель, благодаря которому фотограф видит изображение не через объектив, а на встроенном жидкокристаллическом экране.
В видоискатели зеркальных и цифровых фотоаппаратов часто выведено огромное количество визуальной информации о режимах их работы, результатах замера экспозиции и т. д. Также в видоискатель профессионального фотоаппарата встроен индикатор механизма наводки на резкость.
Видоискатель цифрового фотоаппарата можно сравнить с монитором компьютера, на который выводится не только изображение, но и отснятые кадры, гистограмма и множество текущей информации. Такие внешние видоискатели на многих камерах можно поворачивать, чтобы произвести съемку из неудобного положения.
В цифровых "мыльницах" довольно часто видоискатель отсутствует, и его функцию выполняет экран на задней стенке камеры. Это имеет свои минусы. При съемке в солнечную погоду на жидкокристаллическом экране трудно рассмотреть что-либо, тогда как видоискатель, встроенный внутрь корпуса, лишен этого недостатка. На экранах отдельных моделей фотоаппаратов, при недостатке освещения, вы не увидите ничего. Некоторые производители для решения этой проблемы ввели аналог «сумеречного зрения», когда при недостатке освещения монитор автоматически переходит в черно-белый режим, что позволяет фотографу продолжать работу.
Если на камере есть и видоискатель и жидкокристаллический экран, то надо учитывать, что границы кадра при использовании встроенного видоискателя будут реальными, а при использовании экрана они часто смещаются в сторону и не соответствуют замыслу фотографа. В этом случае рекомендуется по краям оставлять на 10% больше места, чтобы потом можно было изменить границы кадра в соответствии с законами композиции. Однако при работе с некоторыми любительскими камерами это не имеет значения, так как видоискатель отражает лишь три четверти или чуть больше того изображения, которое реально фиксируется ПЗС — матрицей.
С другой стороны, если вы пользуетесь услугами минилаборатории, то этот недостаток превращается в достоинство, так как некоторые лаборатории при печати фотографий тоже «обрезают» края кадра.
Кроме вышеперечисленного, использование видоискателя оправдано и тем, что фотоаппарат находится в более устойчивом положении, и риск получить «смазанные» кадры уменьшается.
В полупрофессиональных цифровых камерах используется электронный видоискатель, то есть фотограф смотрит «картинку» не через объектив, а на встроенном в видоискатель экране. Это тоже удобно, но такой видоискатель потребляет много энергии, имеет низкое разрешение, которое часто не позволяет оценить детали изображения, и не всегда передает цвета.
В недорогих камерах для любителей макросъемки возможна разница между изображением в оптическом видоискателе и тем, что «видит» матрица через объектив. Эти оптические устройства находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Поэтому изображение получается сдвинутым по сравнению с тем, что видел фотограф в видоискатель. В пленочных камерах в видоискателе обычно есть метки параллакса (от греч. уклонение). В цифровых – практически нет. Поэтому при съемке крупным планом лучше пользоваться монитором, который дает более реальное изображение.
Как измерить экспозицию?
Экспозиция замеряется при помощи специальных приборов, которые называются экспонометрами. Современные фотоаппараты, как правило, оснащены встроенными экспонометрами. Однако, чтобы было понятно, каким образом они работают, необходимо знать, как осуществляется экспозамер.
Самый простой и эффективный способ замера экспозиции, особенно когда есть большая разница по уровню освещенности, - подойти к объекту съемки настолько близко, чтобы исключить из показаний экспонометра влияние светлого или темного фона, и замерить освещенность того места, которое на снимке должно получиться лучше всего. Затем вернуться на точку съемки и сделать снимок. Если объект находится на очень ярком фоне, то необходимо увеличить экспозицию на одну ступень.
Если вы пользуетесь автоматическим фотоаппаратом или «мыльницей», на которых нет дисков управления диафрагмой и выдержкой, то замерить экспозицию можно при помощи диска установки светочувствительности пленки, выставив на фотоаппарате и на диске следующее по порядку значение светочувствительности используемой пленки. После съемки не забудьте вернуть диск установки светочувствительности в первоначальное положение.
Экспонометры, работающие по методу измерения отраженного света, которыми обычно оснащены все фотоаппараты, откалиброваны из расчета 18% отражательной способности. Это приблизительно соответствует отражательной способности типичного освещенного солнцем ландшафта, т. е. при съемке абсолютно белой простыни или абсолютно черного фона на снимках получится их серое изображение. Об этом нужно помнить каждый раз, когда вы используете камеру со встроенным экспонометром.
Если отражательная способность объекта сильно отличается от этой нормы, то экспозиция, которую покажет экспонометр, будет ошибочной. Как правило, ошибки измерений возникают в тех случаях, когда сюжет включает слишком светлый или темный фон. Из-за лишнего света экспонометр приуменьшает значение экспозиции, и в результате на снимке получается темный объект на светлом фоне или обратная картина, т. к. экспонометр показывает избыточную экспозицию. Для правильного определения экспозиции необходим опыт, позволяющий оценивать сюжеты и степень их отличия от стандартных с точки зрения освещенности.
В инструкциях к пленкам или на ручных простых фотоаппаратах часто используются термины, характеризующие уровни естественного освещения.
"Солнце" - солнце стоит высоко в небе в течение шести часов в середине дня летом.
"Солнце в дымке" - наличие легкого слоя облаков в верхней атмосфере.
"Светлая облачность" - наличие явно выраженных облаков, сквозь которые еще просматривается солнечный диск, но на земле нет резких теней.
"Сплошная облачность" - солнечный диск не виден.
"Пасмурно" - на небе серые тучи.
"Ненастье" - на небе темные тучи.
Экспозиция при каждой последующей смене естественного освещения изменяется на одну ступень.
В цифровых камерах замер экспозиции осуществляется в разных режимах.
Это может быть центровзвешенный замер, когда камера определяет величину выдержки и диафрагмы, исходя из общего освещения, но отдавая приоритет центральной части кадра. Этот способ эффективен при более-менее ровном освещении. Однако, например, если в центре кадра будет ярко освещенный объект на более темном фоне, то на снимке объект получится хорошо, а фон станет совсем черным. Избежать этого поможет мультисегментный замер экспозиции, при котором кадр делится на несколько частей, в каждой замеряется величина экспозиции, а потом при помощи специального алгоритма вычисляются оптимальные параметры экспозиции.
Это может быть точечный замер, когда экспозиция замеряется камерой в определенной точке изображения. Чаще всего это центр кадра или точка, совмещенная с подвижным или следящим фокусом.
Но как бы ни была совершенна Вша техника, полностью доверяться ей не стоит. Правильнее всего будет, если фотограф на основании собственного опыта проконтролирует размер экспозиции в зависимости от освещенности объектов съемки.
Для более сложных условий съемки у цифровых аппаратов предусмотрен режим экспокоррекции, когда фотограф может сам увеличить или уменьшить на долю ступени величину экспозиции. Для автоматизации этого процесса служит так называемый брэкетинг, вариант ручной экспонометрической вилки (эксповилки): фотоаппарат делает три снимка одного сюжета подряд с разной экспозицией, а затем фотограф или сам аппарат выбирают лучший из них.
Что такое цифровую матрица?
С наступлением эры цифровой фотографии вместо пленки большинство фотолюбителей и профессионалов начали использовать цифровую матрицу. Это электронное устройство, которое переводит видимое изображение, формируемое объективом фотоаппарата, в цифровой электронный код. Качество фотографий определяется количеством пикселей (ячеек матрицы) или ее разрешающей способностью, светосилой объектива и степенью программно-аппаратного сжатия изображений. Чем выше эти характеристики, тем выше стоимость аппарата.
В настоящее время в цифровых фотоаппаратах используют два основных типа матриц: CCD (Charged Coupled Device) и CMOS (Complementary Metal Oxide Semiconductor). Информация в них переводится в цифровую форму при проходе электронов через специальный аналогово-цифровой преобразователь. Сенсоры первого типа получили широкое распространение и использование среди профессионалов и фотолюбителей. Второй тип тоже активно развивается, но применяется в основном в профессиональных камерах.
Покупая цифровой фотоаппарат, обратите особое внимание на величину разрешения матрицы. Если в ваши планы входит в основном бытовая повседневная съемка для домашних фотоальбомов, то вам достаточно 3-хмегапиксельной матрицы. Качество фотографий формата 10х15см будет хорошим. Для получения снимков формата 20х30см уже необходима матрица в 5 мегапикселей, а для формата 30х40см - 8 мегапикселей.
Существует два типа разрешения матриц: действительное и интерполированное. Оптическое разрешение камеры - величина постоянная и зависит от качества оптики. Светочувствительные пиксели на матрице, как физические элементы, можно сосчитать. Когда физическим путем увеличить разрешение матрицы не удается, производителем применяется метод интерполяции. Специальное программное обеспечение добавляет вычисленные пиксели к базовым, основываясь на показаниях близлежащих пикселей. Размер матрицы в пикселях увеличивается, однако никакой новой информации не появляется. Только увеличивается размер получаемого файла. Однако при этом неизбежно появляются так называемые шумы и помехи. На снимках они выглядят как разноцветные точки, вкрапленные в основное изображение. Для их подавления применяется специальное программное обеспечение.
Покупая цифровую камеру, всегда обращайте внимание на реальное оптическое разрешение фотоаппарата.
Что такое выдержка?
Затвор фотоаппарата представляет собой механизм для пропускания светового изображения на светочувствительный слой в течение необходимого промежутка времени, которое и называется выдержкой.
Конструкции затворов многочисленны и разнообразны. В зеркальных камерах наиболее распространен шторный. Он состоит из двух тканевых или металлических шторок, которые в момент съемки образуют между собой щель ширина которой зависит от величины выдержки, "бегущей" вдоль кадра, экспонируя его. При применении вспышки выдержка должна быть установлена такой величины, чтобы шторки в момент ее срабатывания открывались полностью. Такие затворы распространены как в пленочных зеркальных камерах, так и в профессиональных цифровых. Синхронизация с выдержкой составляет минимальное время 1/250 секунды. Электронные затворы цифровых камер могут синхронизироваться с выдержкой до 1/3200 секунды. Это очень удобно при съемке с несколькими выдержками, так как сверхкороткая выдержка «отсекает» лишь часть импульса вспышки. Именно поэтому можно открывать больше диафрагму, уменьшая глубину резкости, что очень хорошо при съемке портрета.
Значения выдержки обозначаются следующими числами: 1, 2, 4, 8, 15, 30, 60, 125, 250, 500, 1000 и 2000. Эти значения обычно нанесены на регулятор выдержек, расположенный на верхней или передней панели фотоаппарата. В цифровых камерах могут использоваться еще и промежуточные значения, которые позволяют более точно подбирать величину экспозиции. Данные цифры обозначают доли секунды (за исключением значения "1" — (1 секунда). Далее идут: 1/2, 1/4, 1/8, 1/15 секунды и т. п. Символ "B" означает, что при нажатии спусковой кнопки затвора его можно долгое время держать открытым для света. Как только вы отпустите спусковую кнопку, затвор закроется. В цифровых камерах, как правило, такой опции нет, так как диапазон выдержек намного больше и позволяет установить выдержку в несколько десятков секунд.
Как показывает практика, наименьшей выдержкой, при которой не происходит сильного «смазывания» изображения, является выдержка 1/30 секунды. Для съемки движущихся объектов лучше использовать более короткие выдержки, чтобы изображение в кадре получилось резким.
Для чего нужен видоискатель?
Видоискатель представляет собой оптический прибор для наведения фотоаппарата на объект съемки.
В "мыльницах" видоискатель обычно является автономным и оптически не связанным с объективом камеры. Он служит лишь для определения границ кадра. Иногда в видоискатель бывают вмонтированы индикаторы, отображающие работу тех или иных устройств фотоаппарата.
Наибольшее распространение среди профессионалов и любителей получили так называемые зеркальные камеры, в которых откидывающееся зеркало через пентапризму передает в видоискатель то изображение, которое «видит» объектив. Это позволяет с очень большой точностью компоновать кадр и использовать разнообразные сменные объективы. При нажатии спусковой кнопки затвора зеркало откидывается и освобождает путь свету, проходящему через объектив к светочувствительному слою. После этого зеркало возвращается в исходное положение. Видоискатели зеркальных фотоаппаратов некоторых моделей могут реально отображать как весь кадр, так и несколько уменьшенный, "обрезая" его со всех сторон. В современных полупрофессиональных цифровых камерах используется псевдозеркальный видоискатель, благодаря которому фотограф видит изображение не через объектив, а на встроенном жидкокристаллическом экране.
В видоискатели зеркальных и цифровых фотоаппаратов часто выведено огромное количество визуальной информации о режимах их работы, результатах замера экспозиции и т. д. Также в видоискатель профессионального фотоаппарата встроен индикатор механизма наводки на резкость.
Видоискатель цифрового фотоаппарата можно сравнить с монитором компьютера, на который выводится не только изображение, но и отснятые кадры, гистограмма и множество текущей информации. Такие внешние видоискатели на многих камерах можно поворачивать, чтобы произвести съемку из неудобного положения.
В цифровых "мыльницах" довольно часто видоискатель отсутствует, и его функцию выполняет экран на задней стенке камеры. Это имеет свои минусы. При съемке в солнечную погоду на жидкокристаллическом экране трудно рассмотреть что-либо, тогда как видоискатель, встроенный внутрь корпуса, лишен этого недостатка. На экранах отдельных моделей фотоаппаратов, при недостатке освещения, вы не увидите ничего. Некоторые производители для решения этой проблемы ввели аналог «сумеречного зрения», когда при недостатке освещения монитор автоматически переходит в черно-белый режим, что позволяет фотографу продолжать работу.
Если на камере есть и видоискатель и жидкокристаллический экран, то надо учитывать, что границы кадра при использовании встроенного видоискателя будут реальными, а при использовании экрана они часто смещаются в сторону и не соответствуют замыслу фотографа. В этом случае рекомендуется по краям оставлять на 10% больше места, чтобы потом можно было изменить границы кадра в соответствии с законами композиции. Однако при работе с некоторыми любительскими камерами это не имеет значения, так как видоискатель отражает лишь три четверти или чуть больше того изображения, которое реально фиксируется ПЗС — матрицей.
С другой стороны, если вы пользуетесь услугами минилаборатории, то этот недостаток превращается в достоинство, так как некоторые лаборатории при печати фотографий тоже «обрезают» края кадра.
Кроме вышеперечисленного, использование видоискателя оправдано и тем, что фотоаппарат находится в более устойчивом положении, и риск получить «смазанные» кадры уменьшается.
В полупрофессиональных цифровых камерах используется электронный видоискатель, то есть фотограф смотрит «картинку» не через объектив, а на встроенном в видоискатель экране. Это тоже удобно, но такой видоискатель потребляет много энергии, имеет низкое разрешение, которое часто не позволяет оценить детали изображения, и не всегда передает цвета.
В недорогих камерах для любителей макросъемки возможна разница между изображением в оптическом видоискателе и тем, что «видит» матрица через объектив. Эти оптические устройства находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Поэтому изображение получается сдвинутым по сравнению с тем, что видел фотограф в видоискатель. В пленочных камерах в видоискателе обычно есть метки параллакса (от греч. уклонение). В цифровых – практически нет. Поэтому при съемке крупным планом лучше пользоваться монитором, который дает более реальное изображение.
Что такое наводка на резкость?
Наверное, каждый хотя бы раз сталкивался с размытым изображением на снимке. Чтобы избежать этого, фотокамеру необходимо навести на резкость. Наводка на резкость в разных фотокамерах осуществляется по-разному. Смысл ее состоит в том, что в объективе изменяется расстояние между линзами. Это позволяет получать резкое изображение объекта съемки, независимо от расстояния объекта до фотоаппарата.
Недорогие "мыльницы" обычно имеют объективы с так называемым фиксированным фокусом (focus free). Фотоаппараты с такими объективами не требуют наводки на резкость, так как в большинстве случаев резко изображают пространство от полутора метров до бесконечности. Но резкость таких объективов - понятие относительное, так как подходит только для любительской съемки и фотографий маленького формата.
Дальномерные фотоаппараты позволяют самостоятельно наводить фотоаппарат на резкость. Наводка на резкость контролируется через видоискатель, в котором обычно установлены те или иные механизмы контроля. Как правило, в дальномерных фотоаппаратах необходимо совместить в центральном кружке видоискателя два изображения объекта. В зеркальных камерах тоже есть кружок для контроля наводки на резкость, но имеющий несколько иную конструкцию. Однако суть остается прежней: если в этом кружке изображение резко, то оно будет резким и на фотографии. Наводка на резкость осуществляется поворотом соответствующего кольца резкости на объективе.
Современные фотоаппараты обладают автоматической наводкой на резкость и называются автофокусными. Как правило, это полностью автоматические или профессиональные камеры. Технология наводки на резкость в таких фотоаппаратах различна и имеет свои тонкости, которые необходимо учитывать, предварительно изучив инструкцию по эксплуатации.
Фокусировка на конкретных объектах съемки в разных фотоаппаратах происходит по-разному. Как уже говорилось, «мыльницы» с фиксированным фокусом вообще не нуждаются в этой операции.
В зеркальных камерах с ручной фокусировкой это сделать намного проще, так как фотограф сам выбирает тот объект, который должен быть резким на снимке.
С цифровыми любительскими и полупрофессиональными камерами задача усложняется. У многих камер есть режим ручной фокусировки, но сделать это по изображению на жидкокристаллическом экране сложно. Конечно, все цифровые камеры оборудованы автоматической фокусировкой, но владеть ею фотографу надо почти в совершенстве.
Начнем с того, что аппарат может не выполнить наводку на резкость, когда вы снимаете длинномерный, неконтрастно освещенный или находящийся в дымке или в тумане объект.
Когда в целях создания композиции надо навести резкость на объект, который находится не по центру кадра, вам придется применить небольшие хитрости. Сначала наводите резкость на этот объект по центру кадра, потом наполовину нажимаете на кнопку спуска, фиксируя установленные значения. Потом уже выстраиваете композицию и производите съемку. В некоторых аппаратах есть подвижная точка фокусировки, когда, двигая перекрестье фокуса по видоискателю, вы сразу устанавливаете точку фокусировки в нужном месте. Но это обычно применимо только для съемки статичных объектов.
Некоторые цифровые фотоаппараты оснащены так называемым следящим фокусом. В разных фотоаппаратах он реализуется по-разному, но принцип всегда один: вы наводите резкость на подвижный объект, нажимаете наполовину кнопку затвора, и камера «отслеживает» объект, который постоянно находится в фокусе. Фотографу остается в нужный момент только нажать до конца кнопку затвора. Обычно в этом случае точка замера экспозиции совмещена с точкой фокусировки.
Резкость фотографического изображения зависит от многих факторов: оптических свойств объектива, движения камеры во время съемки, пусть даже с короткими выдержками, зернистости фотопленки (на фотопленке с большим зерном резкость хуже), а также ошибок при определении экспозиции.
Если вы используете широкоугольные объективы, которые имеют большую глубину резкости, достаточно просто при большом значении диафрагмы навести резкость на объект, который находится немного ближе основного объекта съемки.
Общая закономерность определения зоны резко отображаемого пространства заключается в следующем: если вы навели фотоаппарат на какой-либо объект, расположенный от вас дальше полутора, но ближе двадцать метров, то, в соответствии с показаниями шкалы глубины резкости, резкое пространство будет составлять 1/3 значения глубины резкости до точки наилучшей фокусировки и, соответственно, 2/3 этого значения за этой точкой.
В некоторых автоматических фотоаппаратах предусмотрен специальный режим управления глубиной
резкости. В этом режиме фотоаппарат сам выбирает такое сочетание выдержки и диафрагмы (с приоритетом диафрагмы), при котором обеспечивается заданная глубина резкости. При этом можно установить минимально возможное значение диафрагмы. Также во многих фотоаппаратах с автоматической системой экспонометрического замера можно управлять глубиной резкости. Это осуществляется выбором диафрагменного отверстия в режиме приоритета диафрагмы, так как именно от нее зависит глубина резкости.
Что такое объектив?
Самая важная часть фотоаппарата - объектив, который является прибором для образования оптического изображения. Он проецирует на светочувствительный слой световое изображение фотографируемого объекта. Простое увеличительное стекло дает расплывчатое изображение. Объективы, которые сейчас применяют в фотографии, обычно являются сочетанием нескольких (от трех до восьми) линз, вогнутость или выпуклость которых и качество стекла точно вычислены и соблюдены при изготовлении. Соседние линзы разделяются воздушным промежутком или склеиваются.
Объектив монтируется в оправу, соответствующую конструкции фотокамеры, для которой он предназначен. Крепление объектива к фотоаппарату может быть жестким. В этом случае он представляет с корпусом аппарата единое целое, и сменить его нельзя. Сменные объективы крепятся при помощи резьбового соединения или разнообразных байонетов, позволяющих быстро менять и надежно укреплять объективы.
На оправе объектива могут быть указаны:
- название (иногда марка выпускающего его завода и серийный номер);
- его фокусное расстояние и относительное отверстие (светосила);
- шкала диафрагм;
- шкала расстояний;
- шкала глубины резкости.