Модуль 8. Монтаж как этап перевоссоздания режиссерского замысла

Одним из основных этапов подготовки рекламного видеоролика является монтаж (франц. montage — подъем, установка, сборка). Это одновременно технический и творческий процесс. Это особая форма художественного мышления, интерпретация снятого материала путем отбора, сочетания отдельных монтажных кадров в единый видеоряд.

Монтаж может быть внутрикадровым и межкадровым. Внутрикадровый происходит во время съемки. Это сочетание движения камеры и объектов съемки, снятое единым куском. Выразительный арсенал внутрикадрового монтажа — это ракурс, объектив (глубина резко изображаемого пространства), масштаб изображения (дальний, общий, средний, крупный план, деталь), длина кадра (метраж), движение камеры, цвет, звук, актерское исполнение, музыкальное и декорационное решение фильма.

Также внутрикадровым монтажом называют компоновку в одном кадре нескольких изобразительных составляющих. Операция выполняется на специальных монтажных компьютерах и позволяет вводить в видеоинформацию цифровые спецэффекты, текст, рекламные вставки, вплоть до вставки в кадр других объектов, изменения внутри кадра

масштаба, цвета, ритма и т.д. В кинопроизводстве вместо термина «внутрикадровый монтаж» раньше использовался другой — комбинированные съемки. Сейчас такой монтаж также производится на цифровых устройствах, а затем уже готовые кадры записывают на кинопленку.

Межкадровый монтаж — это сочетание (склейка) кадров на основе их содержательного взаимодействия, ведущего к созданию единой монтажной системы фильма. Снятые кадры режиссер с помощью монтажера соединяет, руководствуясь своим замыслом фильма, учитывая композицию произведения, его музыкальную и цветовую гамму.

Монтажный период – едва ли не самый сложный в создании видеопроизведения – будь то фильм, передача или рекламный клип. Зачастую при монтаже в корне меняется вся концепция произведения, из лирического оно становится трагическим или же, наоборот, комическим. Меняется и последовательность кадров, и характер персонажей, и многое-многое другое. Даже если при съемке режиссер руководствовался своим сценарием и раскадровкой, - и тогда готовый фильм будет резко отличаться от первоначального плана.

Существует несколько распространенных видов монтажа:

1. Классический монтаж. Самой простой и первоначальной формой кинематографического показа действия является фиксация целой сцены или даже эпизода в одном длительном кадре, снятом при статичном положении камеры или при незначительном ее движении, не изменяющем направления съемки и крупности персонажей. Такой монтаж только соединяет одну сцену с другой, сохраняя целостность действия в одном непрерывном плане.

2. Параллельный монтаж предназначен для соединения двух и более различных по динамике или сюжетной линии мизансцен.

3. Описательный монтаж — монтаж, посредством которого соединены монтажные фразы по принципу сохранения причинно-следственных связей, подчиненных логике развития образов и характеров, и имеющие общий изобразительный рисунок кадров. Как правило, описательный монтаж передает плавность, поступательность развития драматургического конфликта, действия, сюжета.

4. Тематический монтаж — в стоящих рядом кадрах отсутствует драматургическое развитие действия в обычном смысле, но утверждается, повторяясь в разных аспектах, одно и то же положение, одна и та же тема.

5. Ассоциативно-образный монтаж. Связь между кадрами носит условный, умозрительный характер. В основное действие вставляются дополнительные кадры, которые приобретают значение сравнений, символов, метафор, или же вполне реальные, связанные с развитием сюжета.

Чтобы ролик получился плавным и органичным, чтобы не было в видеоряде вызывающих недоумение скачков, режиссер руководствуется правилами плавных монтажных переходов. Их много, но основные следующие:

1. Монтаж по крупности. Основной принцип крупности — через план. При монтаже нужно соблюдать соответствие масштаба двух рядом стоящих планов. Т.е. нельзя монтировать вместе два плана с одинаковой крупностью: общий с общим, крупный с крупным, деталь с деталью.

2. Монтаж на движение — один из основных и самых распространенных приемов монтажа — подчиняется пространственным изменениям мизансцены, точно следует за ними, акцентирует появление и даже жесты персонажей.

3. Монтаж по принципу ориентации в пространстве. Переход на новую точку общения — передвижение человека или камеры на другую точку. Координация кадров по направлению жеста, взгляда и в соответствии с содержанием диалога позволяет создать иллюзию присутствия второго собеседника, как бы расположенного за кадром.

4. Монтаж по темпу. Изображение перемещающейся фигуры по диагонали дает представление о форме ее движения в пространстве, а перемещение мимо аппарата — профильное — передает темп движения, так как смотрится относительно фона и рамок кадра. Если снять пробег, заполнив большую часть кадра фигурой, а статичные элементы оставить на втором плане, то возникает оптическое ощущение динамики.

5. Монтаж по главному внутрикадровому направлению. Когда в одном кадре сочетаются два или несколько направлений движения, необходимо выделить главное внутрикадровое движение и соединять последующие кадры, где это движение получает свое дальнейшее развитие, сохраняя его направление.

6. Метрический монтаж. В основе его лежат абсолютные длины кусков. С. Эйзенштейн писал, что напряжение достигается эффектом механического ускорения путем кратных сокращений длины кусков с условием сохранения формулы взаимоотношения этих длин («вдвое», «втрое», «вчетверо» и т.д.).

7. Ритмический монтаж. Может строиться на полном совпадении метрической длины кусков, но на несовпадении внутрикадрового движения, его темпа. Переключение ритма заключается в том, что в кусках одной длины происходит скачок с одного темпа на другой, с одной скорости движения внутри одного кадра на другую скорость движения в соседнем кадре. Отсюда возникает напряжение. Второй способ ритмического монтажа заключается в намеренном укорачивании абсолютной длины куска или, наоборот, его удлинении.

8. Монтаж по движению переднего плана. Необходимо учитывать, что кадры хорошо монтируются по движению переднего плана. Оно воспринимается более интенсивно и привлекает больше внимания.

9. Монтаж с учетом изменения композиции. Физической композицией актера являются: жест, поза, место на площадке. Необходимо, чтобы при переходе от одного кадра к другому смещение композиции не вызвало недоумения. Объект может смещаться вправо или влево только на 1/3 площади кадра, если он находится в относительной статике. Если при «открытии» кадра в нем появляется новый герой (например, при незначительном отъезде камеры и применении трансфокатора), его необходимо «представить» зрителю (использовать врезку на среднем плане).

10. Монтаж по свету и цвету. Светотональный акцент — это выделение в кадре какого-либо предмета или фигуры посредством повышения его яркости. Всякое яркое пятно всегда привлекает внимание. Светотональный акцент помогает сконцентрировать внимание зрителя, выделяя главное. При переходе с общего на средний план необходимо соблюдать правила согласования светотональной и цветовой характеристик, чтобы не разрушить общее эмоциональное восприятие куска.

11. Монтаж по фазе движущихся объектов. При монтаже двух рядом стоящих кадров, в которых зафиксированы начало и продолжение единого движения объекта, необходимо завершение определенной фазы движения. Если в первом кадре начато движение, то во втором оно должно завершиться (если персонаж занес ногу, то в следующем кадре он должен ее опустить).

Рекламный ролик, как правило, занимает всего 30 секунд времени. И в эти 30 секунд нужно успеть поместить весь сюжет: от экспозиции до вывода. Как этого добиться? Прежде всего, не перегружать клип ненужными подробностями, ограничиться, по возможности, короткими монтажными кадрами. К ним предъявляется ряд требований, помогающих наилучшему восприятию таких кадров зрителем:

· композиция, как правило, статична, часто крупнопланова, снята в ракурсах (при подчеркнуто выразительном характере освещения);

· фон в кадре «неразработан», обобщен, для большей выразительности — темный (используется также «эффектный» свет, что придает большую экспрессию);

· важное для развития сюжета действие строится по первому плану;

· цветовое решение достаточно локально.

За короткое время зритель должен получить сконцентрированную информацию, лишенную ненужной деталировки, достаточно экспрессивную и эмоционально насыщенную. Достигается этот эффект при помощи резких (острых) ракурсов, размытых «нефокусных» фонов, деформации рисунком света лиц, подчеркиванием гиперболизации деталей.

И монтаж рекламных роликов также имеет свою специфику. Так, в рекламном ролике допускаются последовательный монтаж одинаковых по крупности планов (без введения между ними каких бы то ни было перебивок) и резкая смена ракурса с одновременной сменой крупности и без нее. Возможно применение скачков элементов изображения, которые придают ролику дополнительный эффект. Такие приемы, кроме создания иллюзии стремительного развития действия, играют еще и роль визуальных раздражителей и заставляют зрителя внимательнее всматриваться в происходящее на экране. В рекламном ролике могут применяться неоконченные наезды, отъезды и панорамы, однако они должны органично «подхватываться» следующими за ними кадрами. Все эти приемы должны быть заранее определены и учтены при разработке режиссерского сценария, т.е. съемки должны вестись с учетом последующего монтажа фильма.

Наши рекомендации