Модуль 1. Телевидение. Основные параметры. Технические характеристики
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ РЕКЛАМНОГО ВИДЕО
Модуль 3. Разработка концепции рекламного видео
Созданию рекламного ролика всегда предшествует важный момент – написание брифа, который представляет собой следующее: краткую письменную форму согласительного порядка между рекламодателем и рекламистом, в которой прописываются основные параметры будущей рекламной кампании.
Производителем рекламы совместно с рекламодателем составляется техническое задание на производство рекламного ролика. Техническое задание пишет менеджер проекта, в нем указывается более детально основная необходимая для исполнения задания информация. Для этого производителю по возможности нужно получить исчерпывающую информацию о товаре: является ли товар единственным или одним из ряда подобных, известен ли покупателю или впервые появился на рынке, что является основным в рекламном обращении - сам товар или его качество, товар сезонный или может использоваться круглый год, что представляет собой товар – материальную или нематериальную ценность, покупается ли товар как таковой или как средство достижения каких-либо целей, каковы основные коммерческие преимущества товара, имеются ли конкурирующие товары, в чем товар лучше, чем у конкурента, вызывает ли товар интерес у покупателя, и если да, то какой. Тщательно проанализировав качество товара, необходимо выделить основное. Оно может быть связано с техническими возможностями, преимуществами, которые дает товар покупателю, вариантами применения. Полезно выделить основной недостаток рекламируемого товара и попытаться найти ему оправдание.
Располагая данными о товаре, приступают к выбору концепции идеи.
На практике рассматривают следующие концепции:
1. Предметом рекламного сообщения является адресат рекламы и его потребности. В основе этой концепции лежат неосознанные скрытые желания людей, их иррациональные, подсознательные стремления. (Купив эту дрель, вы станете самым крутым профессионалом!)
2. Предметом рекламного сообщения является адресат рекламы и польза, которую он может извлечь из рекламируемого изделия.Данная концепция целиком вытекает из практики и основывается на разумных потребностях людей, являющихся адресатами рекламных сообщений. Основное в ней – выявление тех выгод, которые несет рекламируемое изделие потребителю. (Вы покупаете не дрель как таковую, а дырки, которые она сверлит в стене)
3. Предметом рекламного обращения является сам товар - изделие, услуга, модная новинка и т. д. Здесь акцент делается на главном преимуществе товара, подчеркивающем его исключительность. (Сама дрель как качественный, удобный и надежный инструмент)
Режиссерский сценарий.
№ кадра | План | Видеоряд | Аудиоряд | Примечания режиссера |
Крупный | Ребенок под одеялом с фонариком читает книгу. Вид изнутри – видны складки одеяла, дрожащий лучик фонарика и завороженное лицо ребенка. | Легкая чуть сказочная музыка, которая будет продолжаться на протяжении всего ролика. Голос за кадром: В детстве книга для тебя была чудом. | Подсветить страницы книги, чтобы от них исходило свечение | |
Деталь | Страница книги с иллюстрацией | Но книга – чудо рукотворное. | ||
Общий | Реклама новой книги в магазине – та же самая страница, которую мы видели в предыдущем плане. | Ты можешь стать одним из тех, кто продвигает | ||
Средний | Женщина подписывает у мужчины какую-то бумагу. | книгу на рынок, пишет | ||
Деталь | На листе крупная надпись: «В печать» | и редактирует текст, | ||
Крупный | Женщина за компьютером, на экране – та же самая страница книги. | создает иллюстрации. | ||
Общий | Дверь аудитории в институте раскрывается, из нее выходят студенты. | Если будешь учиться в Московском государственном университете печати. | ||
Общий | Адресный план здания МГУП | Поверь в чудо! |
Рис.12. Пример режиссерского сценария рекламного ролика
Режиссерский сценарий, перекладывая замысел на язык системы отдельных кадров, служит режиссеру постоянным ориентиром. Чем точнее запись кадров, тем лучше работает на съемке этот ориентир.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ РЕКЛАМНОГО ВИДЕО
Модуль 1. Телевидение. Основные параметры. Технические характеристики
Телевидение является одним из самых молодых, за исключением сети Интернет, средств массовой информации.
Само слово происходит от греческого tele - вдаль, далеко и латинского video - вижу. Этим термином называют область науки, техники и культуры, связанную с передачей на расстояние изображений объектов и звукового сопровождения при помощи радиосигналов (эфирное ТВ) или электрических сигналов (кабельное ТВ), передаваемых по проводам.
Широко всем известное слово "ТЕЛЕВИДЕНИЕ" впервые было использовано в качестве технического термина на Международном конгрессе в Париже в 1900 г. В употребление его ввел российский военный инженер, преподаватель Артиллерийской академии Константин Перски, а англоязычный термин «television» появился позже, в 1909 году.
Остановимся на некоторых технических аспектах телевещания, чтобы иметь примерное представление о том, как это происходит.
Для начала – несколько понятий, без которых нам не будет ясно дальнейшее изложение темы.
· Телевизионная строка – строка, формируемая движением электронного луча слева направо
· Телевизионный растр - одновременно видимые строки
· Телевизионный кадр – совокупность строк видимого изображения
· Поле – полукадр, формирующий кадр
Основные характеристики цвета— это яркость (больше-меньше света), цветовой тон (длина электромагнитных волн вызывает цветовое ощущение) и насыщенность (степень разбавления одного из основных цветов белым цветом). Когда зритель смотрит на экран телевизора, он видит цвета в проходящем свете, поэтому почти любой цвет можно получить смешением трех основных цветов: красного, синего и зеленого (всем известная палитра RGB, т.е. раскладка любого цвета на 3 основных: красный (red), зеленый (green) и синий (blue)).
Черно-белое изображение можно полностью передать яркостным сигналом (от черного до белого), оттенки RGB-цветов можно передать цветоразностными сигналами.
Наше зрение острее реагирует на изменение яркости, чем на изменение цвета, поэтому, как правило, яркостных сигналов передается больше, чем цветных.
Итак, телевидение базируется на том, что объект съемки можно разложить на большое количество отдельных точек, каждая из которых будет иметь определенную яркость и цветность. Для осуществления передачи и приема телевизионного сигнала (см. рис. 1) необходимо:
а) преобразовать свет в электрические сигналы,
б) передать эти сигналы по какому-либо каналу связи,
в) осуществить обратное преобразование электрических сигналов в свет.
Рис.1. Принципиальная схема передачи-приема телевизионного сигнала
Рассмотрим это на примере телевизионной передачи. Оператор направляет телекамеру на телеведущего, и отраженный свет, пройдя через систему линз (объектив), преобразуется в оптическое изображение, при этом трехмерные объекты становятся двухмерными. Попав на передающую телевизионную трубку, оптическое изображение преобразуется в электрические сигналы. Развертывающее устройство раскладывает сигналы на отдельные импульсы, каждый из которых пропорционален отдельному участку оптического изображения.
Таким образом, формируется сигнал яркости. Каждая яркостная точка ТВ-сигнала в передающей телевизионной трубке должна строго соответствовать по своему геометрическому положению светящейся точке на экране телевизора, поэтому электрические сигналы обрабатываются в генераторе синхронизирующих импульсов. Количество строк, на которое разбито изображение, на передающей и приемной стороне одинаково, и длительность импульсов становится синхронной. Сигнал усиливается и поступает в передатчик где приводится к удобному для передачи виду. По каналу связи, в качестве которого могут выступать радиорелейные линии (наземное эфирное телевидение), ретрансляторы на искусственных спутниках Земли (спутниковое телевидение), кабельные линии связи (кабельное телевидение) или Интернет (Интернет-ТВ), сигнал от передатчика достигает приемного устройства. В телевизионном приемнике электрический сигнал усиливается и при помощи электронно-оптического устройства преобразуется в оптическое изображение.
Телевещание в нашей стране ведется в стандарте SECAM. Его прообраз был создан в СССР еще в 1948 году. Всего же в мире существует 4 телестандарта – NTSC, PAL, SECAM и HDTV, - несовместимых друг с другом. Правда, современные телевизоры способны автоматически перестраиваться с одного стандарта на другой.
Европейские и американский стандарты изначально были зависимы от частоты переменного тока: в Европе и России эта величина составляет 50 Гц, в Америке, Канаде, Японии — 60 Гц. Поэтому количество полейв Европе — 50 и 25 кадров в секунду, а в Северной Америке — 60 и 30 кадров в секунду.
Телевизионный стандарт устанавливает основные параметры систем телевещания, такие, как телевизионная развертка (способ и число строк разложения, формат и частота кадров и т. д.); параметры радиосигналов для передающей телевизионной станции; ширина полосы частот радиоканала; характеристики телевизора; состав и параметры сигнала яркости и цветоразностных сигналов, способ модуляции и т.д.
Помимо телевизионных стандартов, необходимо также иметь представление о форматах видеозаписи. Условно они делятся на 2 большие группы: аналоговые и цифровые.
Основной недостаток аналоговых технологий заключается в суммировании структурных и контактных шумов при прохождении телевизионного сигнала по тракту и при перезаписи во время линейного монтажа. В настоящее время в большинстве российских ТВ центров применяются аналого-цифровые технологии, то есть в единый комплекс объединяется аналоговое и цифровое оборудование, т.к., хотя запись и ведется в основном на цифровые носители, однако большинство видеоархивных материалов по-прежнему хранится на аналоговых накопителях. Какие существуют аналоговые форматы?
· VHS (Video Home System), производитель JVS – самый распространенный для бытовой записи
· SVHS (Super Video Home System) – улучшенная версия, до недавнего времени был распространен в местных телекомпаниях
· Video-8, производитель SONY – полупрофессиональный формат для оперативной журналистики
· Betacam SP, производитель SONY – профессиональный формат с высоким качеством записи
Цифровые технологии позволяют получать максимально высокое качество ТВ-сигнала, автоматизировать выпуск передач в эфир, транслировать по одному каналу несколько программ. Основное преимущество цифровой записи перед аналоговой заключается в том, что при перезаписи (во время монтажа) не накапливаются искажения. Разумеется, структурные и контактные шумы с магнитной ленты убрать невозможно, но поврежденную информацию можно сгруппировать и записать небольшими фрагментами, для этого применяется система коррекции ошибок. Известные на сегодня цифровые форматы следующие:
· Digital Betacam, Betacam SX – совместимы с аналоговыми системами.
· D-1 – D-6 - форматы профессиональной и полупрофессиональной цифровой записи, D-6 – для телевидения высокой четкости.
· DVCAM, производитель SONY, - самый распространенный цифровой формат для небольших телекомпаний. Впервые в ленточную кассету встроены микросхемы с метаданными (временной код, номера сцен, монтажные метки и т.д.) Благодаря служебным данным, возможно, оптимизировать операцию монтажа.
Рис. 2. кассета DVCAM
· Видеосерверы – запись на жесткий диск. С видеосерверов, как правило, видеоинформация выдается непосредственно в эфир, если ее успевают записать заранее (фильмы, передачи, рекламные блоки и т.д.). В новостях же по-прежнему предпочитают работать с пленочными носителями.
· DVD,производитель SONY, - самый распространенный сегодня компактный диск для записи-воспроизведения видео. Достаточно вместительный по объему информации (4,7 Гб позволяют записывать до 9 часов видео в среднем качестве или до 20 минут в эфирном качестве) компакт-диск, тем не менее, не смог завоевать профессионального рынка, т.к. не защищен от внешнего воздействия: достаточно одной царапины, и информация, записанная на диск, окажется утерянной безвозвратно.
· Blu-Ray Disc, производители SONY, Matsushita (Panasonic), Samsung, LG, Philips, Thomson, Hitachi, Sharp и Pioneer, – наиболее вместительный по объему информации (до 27 Гб = 2 часа записи в эфирном качестве). Для записи и воспроизведения диска используется специальный лазер с синим лучом (blue-violet laser), заменивший красный луч, при помощи которого подобные диски записывались и считывались ранее. Blu-Ray Disc имеет очевидное превосходство над DVD: при тех же размерах на них умещается от 23,3 до 27 Гб. Тем не менее, диск также оказался непригоден для профессиональной телевизионной работы, по тем же причинам, что и DVD – он не защищен от внешнего воздействия, а следовательно, есть большая вероятность потери ценнейшей информации.
Рис.3. Blu-Ray Disc
· XDCAM, производитель SONY, – распространен в крупных телекомпаниях. Для записи видео в камерах Sony используются оптические носители Sony Professional Disc. На эти диски видео пишется в формате MPEG HD (MPEG Long GOP). В зависимости от сжатия варьируется и ёмкость - на носитель помещается 120, 90, 60 или 45 минут соответственно. Этот дисковый носитель помещен в прочный картридж, надежно защищающий диск от пыли, механической вибрации и царапин. Поскольку физический контакт между оптическим узлом лазера и поверхностью диска отсутствует, исключается механический износ и значительно повышается надежность по сравнению с лентой. Professional Disc имеет гарантированное число циклов записи/перезаписи не менее 1000. Кроме того, надежный и предназначенный для многократного использования носитель Professional Disc легче и намного компактнее ленты, что уменьшает объем видиотеки и снижает расходы на хранение.
Рис. 4. Sony Professional Disc