Занятие 11. ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ
«ФИЗИЧЕСКАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БОЛЬ»
Цель: познакомить детей с понятием «физическая и эмоциональная (душевная) боль»; научить различать ощущения, которые люди испытывают во время физической и эмоциональной боли; учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль.
Взрослый с помощью «волшебного яблочка» спрашивает у детей, какие добрые дела они делали в детском саду, дома, на улице.
Взрослый поощряет детей за желание помочь другим, прийти на помощь в трудную минуту.
2. На дне «волшебной тарелочки» взрослый и дети видят
изображение лягушонка.
— Дети, что случилось с лягушонком? Волшебное яблочко рассказало мне историю, которая с ним приключилась:
Лягушонок прыгал по дорожке
И о камешек поранил ножку.
«Ой—ой—ой!» — заплакал лягушонок!
Как же голосок его был тонок!
Он листочек к ранке приложил
И к лягушке-маме поспешил.
3. Тренинг эмоций.
Взрослый предлагает всем детям представить, что они лягушата. Вновь читает четверостишие. Задача детей — передать состояние лягушонка, поранившего ногу, с помощью мимики, жестов, пантомимики.
(Дети выражают боль на лице, приподнимают «пораненную» ногу, наклоняются к ноге, прикладывают к ней листочек и на одной ноге, прихрамывая, идут к «маме» (взрослому).
Беседа с детьми
— Что чувствовал лягушонок, когда ушиб ногу? (Боль.)
— А вы испытывали когда-нибудь боль? (Ответы детей.)
4. Взрослый: Боль бывает разная: есть физическая боль — больно, когда:
— падаешь;
— кто-то сильно толкнул, ударил;
— порезал стеклом ногу или руку;
— ожегся чем-то горячим;
— ужалила оса или пчела;
— кто-то укусил (комар, паук, злая собака);
— очень холодно;
А бывает боль душевная (эмоциональная) — больно, когда:
— кто-то сердито кричит;
— кто-то дразнит, обзывает;
— кто-то не хочет делиться игрушками, сладостями.
Взрослый предлагает детям определить, какую боль испытал мальчик в следующей ситуации.
Текст для чтения
Мальчики во дворе затеяли игру в прятки.
— Юрка, бежим скорее, заберемся в тот большой ящик —
там нас никто не найдет.
Юра изо всех сил побежал к ящику, но нечаянно споткнулся, упал и расшиб ногу. Он громко заплакал. Федя подбежал к Юре.
— Успокойся, пожалуйста, Юра. Потерпи. Сейчас я позову твоего папу. Вот увидишь, все будет хорошо.
Из подъезда вышел Юрин папа:
— Возьми себя в руки, сынок. Ты же мужчина, а мужчины должны держать себя в руках. Ну-ка, покажи, что там у тебя? Какие пустяки! Сейчас мы промоем ранку, перевяжем колено — и все пройдет, а пока не падай духом. Как говорят, «терпи, казак, атаманом будешь! До свадьбы заживет!»
Дети делают вывод, что мальчик ощущал физическую боль.
— Кто помог Юре почувствовать себя лучше?
— Какие слова утешения использовали друг Федя и папа Юры?
— «Потерпи!»
— «Вот увидишь, все будет хорошо!»
— «Не падай духом!»
— «Возьми себя в руки, сынок!»
— «Все пройдет.»
Беседа
— Как вы понимаете слова отца: «Возьми себя в руки»?
(Сдержать слезы, перетерпеть боль, не плакать, когда на-
хлынули слезы.)
— Когда вам больно, кто вам помогает почувствовать себя
лучше? (Родные, друзья, врачи.)
— Как можно назвать людей, которые приходят на по-
мощь? (Добрыми, настоящими друзьями.)
— Как можно назвать поступки людей, которые спешат на
помощь (Благородные, добрые дела.)
5. Тренинг эмоций.
Ой, ой, живот болит!
Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:
Ой, ой, живот болит!
Ой, ой, меня тошнит!
Ой, мы яблок не хотим!
Мы хвораем, Том и Тим!
Жалоба медвежат сопровождается музыкой М. Красева «Жалобная песенка» (из музыкальной сказки «Тим и Том»).
Выразительные движения: брови приподнять и сдвинуть, глаза прищурить; туловище согнуть, живот втянуть; руки прижать к животу.
— Дети, как вы думаете, кто может помочь медвежатам?
(Айболит.)
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
— Доктор Айболит дал медвежатам лекарство, чтобы не болел животик. А как мы можем утешить медвежат? (Закрепление в речи слов утешения.)
6. Рисование на тему: «Медвежонок выздоровел».
Взрослый предлагает детям контурное изображение медвежонка.
Задача детей — показать в рисунке чувства медвежонка после того, как он выздоровел.
Во время рисования звучит музыка В. Адигезалова «Мне очень весело».