Занятие 9. КАК СПРАВИТЬСЯ С УПРЯМСТВОМ?
Цель: учить детей анализировать свое эмоциональное состояние; познакомить детей с правилами доброжелательного поведения; -формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.
1. Взрослый с помощью «волшебной тарелочки» увидел изображение коз, стоящих на узком мостике.
— Дети, посмотрите, волшебная тарелочка показывает нам двух коз. Но что с ними могло произойти?
Взрослый выслушивает ответы детей, после чего рассказывает сказку.
Упрямые козы (Узбекская народная сказка)
Жили когда-то на свете две упрямые козы. И вот однажды они встретились на узкой доске, перекинутой через глубокий арык.
Вдвоем на доске не разойтись, кому-то надо уступить.
— Эй ты, посторонись с дороги! — закричала одна коза.
— Вот еще, выдумала! Выходит, я из-за тебя пятиться должна? — закричала в ответ другая.
— А почему бы тебе и не попятиться? — настаивала первая.
Долго спорили упрямые козы. А потом отступили каждая на три шага, нагнули головы и... Трах! Стукнулись лбами и обе свалились в воду.
— Понравилось вам, как вели себя козы?
— Почему они оказались в воде?
— Потому что не умели уступать друг другу.
— Что чувствовали козы, когда не могли разойтись на уз-
кой доске?
— Почему их назвали упрямыми?
2. Тренинг эмоций.
Дети становятся в пары, и взрослый предлагает им изобразить «упрямых коз», не желающих уступить дорогу. Дети выражают на лице недовольство, хмурят брови, наклоняют головы вперед, начинают сердиться и толкают плечами друг друга.
3. Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Сказка наоборот».
Дети придумывают новое название сказки (например, «Вежливые, веселые, добрые козочки»).
Решают самостоятельно проблемную ситуацию: две козочки встретились на узкой доске. Как быть? Кто уступит? Какие слова должны произнести козочки? Какое выражение «лица» при этом у них будет?
Вместе со взрослым дети выбирают самый удачный вариант сказки, после чего они вновь распределяются по парам и проводится тренинг эмоций «Вежливые козочки».
4. Игра «Два барана» (для детей с 5 лет).
— Рано-рано два барана повстречались на мосту.
Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в"друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинулся — тот проиграл. Можно из- давать звуки «Бе-бе-бе...».
Замечание: следите, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.
— Дети, что вы чувствовали, когда были в игре «баранами»?
— Хотелось бы вам быть похожими на них? Почему?
5. — Дети, я знаю ребят, которым нужна наша помощь. Послушайте историю, которая однажды с ними приключилась.
Ваня хотел быть капитаном. Он подошел к деревянному кораблю, который стоял на площадке, но на капитанском мостике уже стоял Вова в матроске и бескозырке и держался за штурвал. Ваня тоже взялся за штурвал, пытаясь вытеснить Вову. Вова начал кричать.
— Как должен поступить Ваня?
— Как бы вы поступили на его месте?
Взрослый выслушивает ответы и подводит детей к выводу:
— Часто дети ссорятся друг с другом потому, что не умеют уступать, вежливо обращаться друг с другом.
6. Взрослый знакомит детей с правилами доброжелательного поведения
— «Будь внимателен к другому»:
— если кто-то озабочен, помоги чем можешь;
— прежде чем что-то делать, посмотри, не мешаешь ли ты другому;
— если товарищу очень нужна какая-то вещь, а ты можешь без нее обойтись, предложи ему ее сам;
— товарища надо выручать.
— Дети, сегодня вы были внимательными к проблемам других: помогли упрямым козочкам превратиться в вежливых; дали умный совет мальчикам — спор нужно решать справедливо, интересными игрушками делиться, привлекательные роли распределять по очереди.
(Правила доброжелательного поведения взяты из книги Г.П. Лаврентевой «Культура общения дошкольников». — Киев, 1988.)
7. Смешной рисунок.
Прикрепите лист бумаги на дверь, стену. Играющие выстраиваются в одну линию. Ведущий завязывает первому глаза, подводит его к «мольберту», дает в руки фломастер и говорит, что сейчас все будут рисовать корову (слона, зайца, принцессу и т.д.)
Все по очереди подходят с завязанными глазами и дорисовывают недостающие детали. Ну и смешная же картина получается!
Во время рисования звучит музыка А. Лядова «Музыкальная табакерка» (волшебная, пронизывающая мелодия, игривая и светлая).