Занятие 9. КАК СПРАВИТЬСЯ С УПРЯМСТВОМ?

Цель: учить детей анализировать свое эмоциональное состояние; познакомить детей с правилами доброжелательного поведения; -формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.

1. Взрослый с помощью «волшебной тарелочки» увидел изображение коз, стоящих на узком мостике.

— Дети, посмотрите, волшебная тарелочка показывает нам двух коз. Но что с ними могло произойти?

Взрослый выслушивает ответы детей, после чего рассказывает сказку.

Упрямые козы (Узбекская народная сказка)

Жили когда-то на свете две упрямые козы. И вот однажды они встретились на узкой доске, перекинутой через глубокий арык.

Вдвоем на доске не разойтись, кому-то надо уступить.

— Эй ты, посторонись с дороги! — закричала одна коза.

— Вот еще, выдумала! Выходит, я из-за тебя пятиться должна? — закричала в ответ другая.

— А почему бы тебе и не попятиться? — настаивала первая.

Долго спорили упрямые козы. А потом отступили каждая на три шага, нагнули головы и... Трах! Стукнулись лбами и обе свалились в воду.

— Понравилось вам, как вели себя козы?

— Почему они оказались в воде?

— Потому что не умели уступать друг другу.

— Что чувствовали козы, когда не могли разойтись на уз-

кой доске?

— Почему их назвали упрямыми?

2. Тренинг эмоций.

Дети становятся в пары, и взрослый предлагает им изобразить «упрямых коз», не желающих уступить дорогу. Дети выражают на лице недовольство, хмурят брови, наклоняют головы вперед, начинают сердиться и толкают плечами друг друга.

3. Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Сказка наоборот».

Дети придумывают новое название сказки (например, «Вежливые, веселые, добрые козочки»).

Решают самостоятельно проблемную ситуацию: две козочки встретились на узкой доске. Как быть? Кто уступит? Какие слова должны произнести козочки? Какое выражение «лица» при этом у них будет?

Вместе со взрослым дети выбирают самый удачный вариант сказки, после чего они вновь распределяются по парам и проводится тренинг эмоций «Вежливые козочки».

4. Игра «Два барана» (для детей с 5 лет).

— Рано-рано два барана повстречались на мосту.

Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в"друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинулся — тот проиграл. Можно из- давать звуки «Бе-бе-бе...».

Замечание: следите, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

— Дети, что вы чувствовали, когда были в игре «баранами»?

— Хотелось бы вам быть похожими на них? Почему?

5. — Дети, я знаю ребят, которым нужна наша помощь. Послушайте историю, которая однажды с ними приключилась.

Ваня хотел быть капитаном. Он подошел к деревянному кораблю, который стоял на площадке, но на капитанском мостике уже стоял Вова в матроске и бескозырке и держался за штурвал. Ваня тоже взялся за штурвал, пытаясь вытеснить Вову. Вова начал кричать.

— Как должен поступить Ваня?

— Как бы вы поступили на его месте?

Взрослый выслушивает ответы и подводит детей к выводу:

— Часто дети ссорятся друг с другом потому, что не умеют уступать, вежливо обращаться друг с другом.

6. Взрослый знакомит детей с правилами доброжелательного поведения

— «Будь внимателен к другому»:

— если кто-то озабочен, помоги чем можешь;

— прежде чем что-то делать, посмотри, не мешаешь ли ты другому;

— если товарищу очень нужна какая-то вещь, а ты можешь без нее обойтись, предложи ему ее сам;

— товарища надо выручать.

— Дети, сегодня вы были внимательными к проблемам других: помогли упрямым козочкам превратиться в вежливых; дали умный совет мальчикам — спор нужно решать справедливо, интересными игрушками делиться, привлекательные роли распределять по очереди.

(Правила доброжелательного поведения взяты из книги Г.П. Лаврентевой «Культура общения дошкольников». — Киев, 1988.)

7. Смешной рисунок.

Прикрепите лист бумаги на дверь, стену. Играющие выстраиваются в одну линию. Ведущий завязывает первому глаза, подводит его к «мольберту», дает в руки фломастер и говорит, что сейчас все будут рисовать корову (слона, зайца, принцессу и т.д.)

Все по очереди подходят с завязанными глазами и дорисовывают недостающие детали. Ну и смешная же картина получается!

Во время рисования звучит музыка А. Лядова «Музыкальная табакерка» (волшебная, пронизывающая мелодия, игривая и светлая).


Наши рекомендации