Занятие № 7. ПОГОВОРИМ О ДОБРОТЕ
Цель: обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки; учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка, формировать позитивный образ своего «Я».
1. Взрослый предлагает поиграть в игру «Угадай настроение по рисунку».
Для этого дети выставляют свои рисунки с изображением девочки, которая нашла свой бантик, и мальчика, рассерженного на своего друга.
Вопросы:
— Какое настроение у мальчика?
— Похож ли он на рассерженного?
— А как вы догадались, что он сердит?
— Какое настроение у девочки?
— Почему у девочки хорошее настроение?
— А как вы определили, что у девочки веселое настроение?
— А как чувствуете себя вы?
2. Упражнение «Помоги волшебнику».
Взрослый обращает внимание детей на то, что злой волшебник попал в трудную ситуацию, и ему нужно помочь. Сегодня волшебник прочитал два стихотворения, которые детям хорошо знакомы — об игрушках, с которыми он иногда любит играть.
1) Зайку бросила хозяйка —
Под дождем остался Зайка,
Со скамейки слезть не мог.
Весь до ниточки промок.
2) Уронили Мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу —
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
(А. Барто)
У волшебника есть фотографии трех девочек. Он хотел разобраться, какая из девочек бросила Зайку, какая оторвала лапу Мишке, а какая очень жалеет и Мишку, и Зайку:
— Как же я могу узнать, ведь здесь не нарисовано, что
они делают!
Взрослый предлагает рассмотреть фотографии девочек и помочь волшебнику.
(Демонстрация трех портретов девочек с разными выражениями лица: злым, равнодушным и добрым.)
— Посмотрите, какая вот эта девочка? (Равнодушная, безразличная.)
— Какое у нее лицо? Что сделала эта девочка?
Дети сопоставляют выражения лиц девочек с их поступками:
— Начала играть с Зайчиком в саду, но быстро про него забыла и оставила под дождем.
— А эта девочка любит драться, обижать других, она оторвала Мишке лапу и бросила его тут же на пол.
— А эта девочка добрая — всех жалеет..
3. Упражнение «Выручи из беды».
Взрослый предлагает детям подумать о том, как бы они
выручили из беды Зайку и Мишку.
Дети сочиняют истории, которые обыгрываются с помощью игрушек. Взрослый обращает их внимание на выражение лица злого волшебника: оно изменилось и стало добрым. (Изображение злого лица заменяется соответствующим.)
Волшебник благодарит детей за то, что они выручили из беды его любимые игрушки, и говорит, что тоже хочет сделать им что-нибудь приятное.
Звучит сказочная музыка, и волшебник дарит детям сказку о птицах:
Сказка о птицах
Давно-давно, в стародавние времена, в Вековечном Лесу жили птицы. Было их видимо-невидимо. В каждом дупле, на каждой ветке сказочных деревьев и кустов они сидели и пели. А деревьев в том лесу было неисчислимое множество. Удивительно красивые песни распевали лесные птахи: звон, свист, трели, гомон стояли в Вековечном Лесу. И казалось, что жить бы птицам да радоваться. Но не тут-то было...
Грусть-печаль поселилась в этом лесу потому, что все птицы: и дрозды, и снегири, и зяблики, и сороки — все были черного-пречерного цвета. Захаживали в Вековечный Лес и дети по грибы да ягоды, и странники проходили своей дорогой. Слушали они разноголосый хор лесных птиц, но отличить их друг от друга не могли. Вот почему в Вековечном Лесу поселилась грусть-печаль. Ведь здорово, когда кто-то на других не похож!
Наскучило так жить птицам, и обратились однажды они к самому главному правителю жизни на Земле — мудрому Солнцу: «О великий Логос! Помоги нам! Сделай нашу жизнь радостной!»
Выслушало Солнце птичьи просьбы и повелело своей помощнице радостной Радуге спуститься в Вековечный Лес, разобраться и навести там порядок, потому что без Радости — какая жизнь?!
Когда красавица Радуга появилась в лесу в своем семицветном плаще из солнечных струек, птицы замерли в немом изумлении. А Радуга сказала: «Я помогу вам!» Птицы несказанно обрадовались и сразу все слетелись к волшебнице. Радуга сняла свой волшебный плащ, дотронулась до него волшебной палочкой и сказала: «Пусть эти солнечные струи, несущие в себе все краски, разукрасят ваши крылья в ваш любимый цвет!» И в тот же миг плащ рассыпался на тысячи крохотных разноцветных капель. И пролился дождь на собравшихся птиц.
Вот с тех пор и радуются птицы своему разноцветному оперению, потому что подарила Радуга: снегирям — красные
перышки, горихвосткам да зябликам — оранжевые, щеглам
да иволгам — желтые, зеленушкам — зеленые, а зимородкам — голубые, сойкам — синие, голубям и горлицам — фиолетовые перышки. И стало в Вековечном Лесу жить птицам еще лучше, потому что там поселилась Радость.
Вот такая сказка...
По окончании сказки волшебник говорит детям:
— Я сам того не заметил, как в моей душе поселилась Радость. Спасибо вам, ребята, за то, что вы помогли мне избавиться от злости. Если вдруг я буду злиться, то постараюсь избавиться поскорее от злости. Я запомнил несколько хороших способов:
станцевать буйный танец;
потопать ногами;
рассказать о своих переживаниях.
Но сейчас я могу поделиться радостью: у меня теперь много друзей — это вы, ребята! Вы такие добрые!
Взрослый знакомит детей и волшебников с народной мудростью: «Добрый человек добру учит».
3. Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Старик сажал яблони».
Старик сажал яблони. Ему сказали:
— Зачем тебе эти яблони? Долго придется ждать с этих
яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочки. Старик сказал:
— Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.
По окончании рассказа взрослый обращается к детям с вопросами:
— Как можно назвать поступок старика? (Добрым, доброжелательным, сердечным.)
— Что доброго вы делали другим людям?
— Что чувствовали люди, которым вы делали добро? (Радость, умиление, восторг, счастье и т.п.)
Взрослый подводит детей к понятию «добро»: «Доброта —
это отзывчивость, дружеское отношение к людям, это все хорошее и полезное».
— С чем можно сравнить добро?
(С солнцем, весенней радугой, яркими, красивыми цветами, мамой.)
Волшебники обращают внимание на общее настроение группы: оно очень хорошее, радостное — и предлагают повеселиться вместе.
Игра «Чунга-чанга»
Путешественник пристал на своем корабле к острову, где все радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова — маленькие чернокожие дети. И на мальчиках, и на девочках были надеты одинаковые пестрые юбочки, на руках у них звенели браслеты с колокольчиками, в ушах у всех были круглые серьги, на шее бусы, в волосах красивые перья. С веселой улыбкой они пританцовывали под музыку В. Шаинского «Чунга-Чанга» вокруг путешественника и напевали:
Чудо-остров, чудо-остров,
Жить на нем легко и просто,
Жить на нем легко и просто,
Чунга-Чанга!..
4. Упражнение «Рисуем музыку».
Детям предлагается послушать спокойную, мягкую музыку и «нарисовать» ее (вальс Д. Кабалевского).
Волшебники дарят детям на память тарелочку с яблочком, которые будут помогать им в трудных ситуациях и знакомить с новыми друзьями.
Занятие 8. ССОРА
Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении.
1. На дне «волшебной тарелочки» взрослый «замечает» картинку и демонстрирует детям изображения двух девочек:
— Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражения их лиц! Как вы думаете, что случилось?
ПОССОРИЛИСЬ
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала —
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
— Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки?
(Из-за игрушки.)
— А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?
— А что чувствуют те, кто ссорится?
— А можно обойтись без ссор?
— Подумайте, как девочки могут помириться?
Выслушав ответы, взрослый предлагает один из способов
примирения.
— Автор так закончил эту историю:
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
Взрослый акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.
2. Тренинг эмоций.
— Давайте изобразим с помощью выражения лица и движений тела подружек, которые поссорились.
— Вам нравятся лица поссорившихся девочек? Почему?
(Они некрасивые, сердитые и т.п.)
— Дети, а когда вы ссоритесь с кем-нибудь, вам хочется
сразу же помириться?
— А как вы миритесь со своими близкими, друзьями?
Затем взрослый знакомит с еще одним правилом примирения: «Дружба начинается с улыбки...»
3. Упражнение «Дружба начинается с улыбки...».
Сидящие по кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (по очереди).
4. Проблемная ситуация.
(Для проверки степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях.)
Наташа с Леной играли в мяч. Мяч покатился в лужу.
Лена хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и сама упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Лена горько заплакала.
— Почему заплакала Лена? (Ей стало обидно.)
— Правильно ли поступила Наташа?
— Как бы вы поступили на ее месте?
— Давайте поможем девочкам помириться.
В конце беседы взрослый делает обобщение:
— Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признавать свою вину. Вам помогут волшебные слова: «Извини», «Давай играть вместе».
— Почаще улыбайтесь, и вам не придется ссориться!
5. Рисование на тему.
Взрослый предлагает детям нарисовать красивых бабочек, которых они могут подарить своим друзьям и, может быть, тем, кто сейчас в ссоре — они помогут помириться.
В конце занятия звучит песня «Голубой вагон» из мультфильма «Старуха Шапокляк»:
Медленно минуты уплывают в даль,
Встречи с ними ты уже не жди.
Жить без приключений нам никак нельзя.
Эй, прибавь-ка ходу, машинист!
Припев: Скатертью, скатертью
Дальний путь стелется
И упирается прямо в небосклон.
Каждому, каждому в лучшее верится,
Катится, катится голубой вагон.