Классификация «Форма, цвет, величина»
Цели: развитие зрительного восприятия цвета формы и величины; развитие умения дифференцировать по одному признаку, отвлекаясь от других признаков предметов; развитие объема внимания и памяти; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.
Оборудование: карточки картонные геометрических фигур (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб) разного по цвету (синий, красный, желтый, зеленый, коричневый, белый), разной величины (большие и маленькие).
Речевой материал: круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб синий, красный, желтый, зеленый, коричневый, белый, большой, маленький, молодец, одинаковый, какой величины? Какого цвета? Какой формы?
Ход игры: 1. Педагог вместе с ребенком рассматривает фигуры: «Какой это цвет?», - сам формирует 2-3 категории. Далее педагог предлагает разложить ребенку фигуры, не обращая на форму и размер. 2. Эти же фигуры раскладываем по форме. 3. Разложить в зависимости от размера.
Пособие можно сделать своими руками из цветного картона, в котором будут цветные фигуры разного цвета и размера.
Эта игра варьируется по сложности в зависимости от возраста, пройденного материала и индивидуальными возможностями ребенка.
Фрукты»
Цели: коррекция мелкой моторики рук и пальцев; развитие зрительного восприятия цвета; точной координации и уверенности в движении; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.
Оборудование: лист бумаги, на котором нарисована пустая тарелка, трафарет «Фрукты» или шаблоны яблока и груши, простой карандаш, цветная бумага и клей карандаш.
Речевой материал: фрукты, тарелка, груша, яблоко, зеленое, красное, желтое, синее, клей, приклей, делай так, верно, молодец.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку: «Будем рисовать! Смотри!», - показывает рисунок с тарелкой. Педагог показывает шаблон (трафарет): «Что это?», - предлагает нарисовать яблоко и грушу, которые лежали бы на тарелке. Далее педагог предлагает из набора цветной бумаги выбрать цвет для яблока (предположим зеленый) и груши (желтый цвет). «Делай так.», - педагог показывает как нужно порвать бумагу, которую ребенок дальше приклеит на грушу.
Задание можно усложнять в зависимости от возраста, пройденного речевого материала и индивидуальных особенностей ребенка.
Вариант более легкий: пальчиковыми красками раскрасить фрукты.
Другой вариант: Яблоко нужно обвести по нарисованным точкам, грушу обвести по шаблону. Рисунок намазать клеем и обсыпать грушу манкой, яблоко пшеном
Картинка «Достань мяч»
Цели: учить анализировать условия практических задач; учить находить причинно-следственные связи; учить отвечать на вопрос по сюжетной картинке; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.
Оборудование:сюжетная картинка: комната, в которой находиться высокий шкаф, детский стол, большой и маленький стулья. На полу, на ковре, сидит маленький мальчик, игрушек у него нет. Мяч лежит на шкафу. Мальчик сидя на полу, тянет ручки к мячу.
Речевой материал:картинка, шкаф, стол, стул, мяч, мальчик, достать, встать, большой, маленький, сказать, что делать,
Ход игры: Педагог показывает ребенку картинку: «Смотри. Что нарисовано?», - помогает ребенку составить рассказ. Далее педагог просит: «Мальчик хочет играть. Как достать мяч?», - педагог предлагает найти способ достать мяч. Важно чтобы ребенок сам догадался, зачем нужно взять большой стул. Если ребенок не может догадаться, то можно создать аналогичную ситуацию в реальности.
6. Расслабление (разрядка) – ритуал.
Занятие 10.
Ход занятия
Разминка – ритуал.
Картинка «Ветреная погода»
Цели: учить находить причинно-следственные связи; учить отвечать по сюжетной картинке; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.
Оборудование:сюжетная картинка: ветки деревьев, листья и трава наклонены в левую сторону. В эту сторону летит шляпа. В правом углу – девочка с протянутыми руками бежит за шляпой. (причина – сильный ветер; следствие – ветер сорвал с головы шляпу)
Речевой материал: погода, дует ветер, шляпа улетела, дерево, цветок, девочка картинка, девочка.
Ход игры: Педагог показывает ребенку картинку: «Смотри. Какая погода?», - помогает ребенку описать погоду по характерным признакам. Далее педагог спрашивает: «Что делает девочка? Почему?», - главное чтобы ребенок сам понял, что ветер сдул шляпу. В случае затруднения можно посмотреть картинки с разными признаками погоды (идет дождь, дует ветер, идет снег, нет ветра).
Шумящие коробочки»
Цели: развитие вибрационной чувствительности; развитие слухового восприятия; развитие мелкой моторики рук; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.
Оборудование:2 коробочки, одна синяя, другая красная, с одинаковым содержанием. В коробочках шары из-под «Киндер-сюрприза» с образцами (пуговицы, бусинки, горох, рис и т.д.).
Речевой материал: возьми в руки, найди такую же, сравни, тяжелый, легкий, осторожно, запомни, делай как я, молодец.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку взять в руки из красной коробки шар: «Делай как я.», - трясёт в руках. Затем предлагает ребенку: «Слушай. Запомни», - обращает внимание ребенка на шумы и вибрацию, исходящую от коробочки. Далее ребенку предлагается найти, в синей коробочке шар, который издает такую же вибрацию и шум.
Можно варьировать сложность этого задания в зависимости от возраста, пройденного материала и индивидуальных возможностей ребенка.
Мозаика»
Цели: коррекция мелкой моторики рук и пальцев; формирование точности движений; развитие зрительного восприятия цвета; развитие пространственной ориентировки на плоскости; формирование развитие координации зрительного внимания; закрепление речевого материала.
Оборудование: игра «Мозаика», которая состоит из пластмассовых рыбок и удочки с магнитом.
Речевой материал:коврик, делай так, верно, не верно, не торопись, помоги, игра, красиво, красный, синий, зеленый, желтый, молодец.
Ход игры: Педагог предлагает: «Будем делать коврик. Смотри. Вот такой. Делай одинаково», - показывает образец мозаики с готовым ковриком. Педагог помогает: «Делай так. Посмотри: вверх - красная, вниз – синяя», - обращая внимание ребенка где нужно ставить детали мозаики.
Варианты заданий зависят от возраста, пройденного речевого материала и индивидуальных особенностей ребенка.
Можно использовать один пройденный цвет или все 6 цветов мозаики.
Можно усложнять или упрощать рисунок коврика, а можно сделать любую фигуру (круг, квадрат) или какой-нибудь предмет (дом, лодку).
Ежик»
Цели: формирование у детей умения сосредотачиваться на определенных явлениях предметов; развивать зрительную память; развитие умения анализировать предметы; учить ориентироваться в пространстве по схеме; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.
Оборудование: лист бумаги с разным уровнем сложности лабиринтов, простой и цветные карандаши
Речевой материал: забыть, как идти, ежик, дорога, карандаш, рисовать, верно, не верно, смотри, прямо, направо, налево, вниз, вверх, молодец, Какого цвета? Нарисуй одинаково.
Ход игры: Педагог показывает картинку: «Ежик забыл дорогу. Не знает куда идти. Надо нарисовать дорогу. Смотри», - педагог комментирует и рисует. Далее педагог предлагает ребенку: «Помоги ежику. Нарисуй дорогу. Прямо. Вверх», - обращает внимание на направление дорожки.
Можно варьировать сложность в зависимости от возраста, пройденного материала и индивидуальными возможностями ребенка.
6. Расслабление (разрядка) – ритуал.
Занятие 11.
Ход занятия
Разминка – ритуал.
Картинка «Разбитая чашка»
Цели: учить находить причинно-следственные связи; учить отвечать по сюжетной картинке; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.
Оборудование:сюжетная картинка: в комнате стоит стол, на нем находиться посуда. Растерянный мальчик смотрит на разбитую чашку, которая находиться на полу, рядом лежит мяч(причина – мальчик играл в мяч; следствие – чашка разбита).
Речевой материал: мальчик мяч, чашка разбилась, стол, посуда.
Ход игры: Педагог показывает ребенку картинку: «Смотри. Что нарисовано?», - помогает ребенку описать картинку. Далее педагог спрашивает: «Что делает мальчик? Почему?», - главное чтобы ребенок сам понял, что мальчик попал мячом в чашку, и она разбилась.