Достань, что в трубке лежит»

Занятия по программе

Занятие 1

Ход занятия:

Приветствие» - ритуал.

Достань, что в трубке лежит»

Цели: учить анализировать условия практических задач; учить пользоваться методом проб и ошибок при решении практических задач; формировать положительную мотивацию, заинтересованность в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование: трубка с отверстиями на обоих концах; сверток, в котором маленькая машинка; короткая и длинная палочка.

Речевой материал: машинка, помочь, труба, смотри, бумага, палка, толкнул, взять, длинная, короткая, играть, молодец,

Ход игры: Педагог показывает ребенку трубу, обращая внимание на то, что в середине трубки что-то лежит: «Смотри. Что там? Возьми то, что там», - предлагает достать и посмотреть, что там лежит. Ребенок должен подобрать подходящий предмет-орудие для выталкивания свертка из трубки. Если ребенок не понимает, что нужно сделать, то педагог показывает (короткой палкой), как можно попробовать вытолкнуть сверток: «Вот палка. Надо толкать», - ребенок должен догадаться взять длинную палку и вытолкать сверток. Педагог обращает внимание ребенка, что палки разные длинная и короткая.

Что изменилось?»

Цели: развитие зрительной кратковременной памяти; развитие мелкой моторики пальцев рук; формирование у детей умения сосредотачиваться на определенных явлениях предметов; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование:платок, объемные фигурки домашних животных.

Речевой материал: запомни, закрой глаза, делай как я, назови, молодец, названия предметов, Что это?

Ход игры: Педагог предлагает рассмотреть предметы (из «Киндер сюрприза» меленькие фигурки животных, геометрические объемные и плоские формы и т.д.): «Будем играть! Смотри. Запомни. Закрой глаза», - ребенок закрывает глаза, а педагог убирает одну игрушку. Затем ребенку предлагается открыть глаза и угадать: «Что не так?», - если ребенок не запомнил, педагог подсказывает ему и фиксирует на что надо обратить внимание ребенка.Можно варьировать сложность этого задания в зависимости от возраста, пройденного материала и индивидуальными возможностями ребенка.

Можно увеличивать и уменьшать объем предметов от 3 до 8. В качестве материала здесь может выступать любые пособия: мягкие игрушки, геометрические фигуры, цветные карточки и т.д.

Иди тихо»

Цели: коррекция статического и динамического равновесия; развитие амплитуды движений, координации движений; развитие зрительного восприятия разной величины; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование: веревка длинная и веревка короткая.

Речевой материал: веревка, делай так, иди, нога, длинный, короткий, упал, да, нет, игра, молодец.

Ход игры: Педагог кладет веревку на пол от одной игры к месту, где расположен материал другой игры. Предлагает ребенку: «Будем идти по веревке. Вот так. Смотри!», - идет сам по веревке короткой, приставляя пятку одной ноги к носку другой ноги. Затем педагог предлагает ребенку самостоятельно пройти по веревке длинной. Если у ребенка не получается, помогает ему, держа за две или одну руку ребенка. Обращает внимание ребенка, в чем разница верёвок, сравнивая их в зрительном восприятии.

Цветные коврики»

Цели: развитие зрительного восприятия цвета и формы; развитие умения дифференцировать цвета, отвлекаясь от других признаков предмета; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование: цветные листы картона, предметные картинки разного цвета, Речевой материал: коврик, молодец, одинаковая, названия цветов, Какой цвет? Что это?

Ход игры: Педагог вместе с ребенком рассматривает коврики: «Какой это цвет?». Затем педагог достает предметные картинки и предлагает ребенку разложить их: «Что это? Где одинаковый цвет?». Если у ребенка сразу не получается, то педагог может две-три картинки помочь соотнести по цвету.

6. Расслабление (разрядка) – ритуал.

Занятие 2

Ход занятия

Приветствие» - ритуал.

Мухомор»

Цели: развитие зрительного восприятия цвета; развитие умения дифференцировать цвета; развитие мелкой моторики; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование: цветные краски, кисточка, лист с нарисованным грибом. На листе с грибом, заранее необходимо нарисовать восковой бесцветной свечкой кружочки, как у мухомора (на белом листе бумаги их не будет видно) .

Речевой материал: гриб, краски, кисть, круг, молодец, названия цветов, Какой цвет? Что это?

Ход игры: Педагог вместе с ребенком рассматривает картинку: «Что

это? Давай раскрасим. Где красный цвет? Здесь крась красным цветом», - помогает ребенку раскрасить шляпку гриба в красный цвет. Когда ребенок раскрасит шляпку гриба, на ней будут белые, не прокрашенные кружочки: «Что это? Какой это цвет?».

Найди одинаковые лампы»

Цели: развитие умения сосредотачивать внимание на определенных объектах; развитие зрительной кратковременной памяти; развитие умения сравнивать; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование: картинка, на которой 9 настольных ламп, две абсолютно одинаковые.

Речевой материал:лампа, посмотри внимательно, найди, покажи одинаковые, верно, не верно, молодец. Что это?

Ход игры: Педагог предлагает поиграть: «Смотри. Что это? Верно. Найди такую же лампу», - педагог фиксирует внимание ребенка на том, что лампы, расположенные ниже разные. Ребенок должен найти лампу, совпадающую с образцом.

Можно варьировать сложность этого задания в зависимости от возраста, пройденного материала и индивидуальными возможностями ребенка.

Достань мяч»

Цели: учить анализировать условия практических задач; учить действовать методом проб и ошибок при решении практических задач; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование: мяч, стул.

Речевой материал: мяч, стул, возьми, играть, кидать, лови, молодец, Что делать?

Ход игры: Педагог показывает ребенку мяч, который лежит в шкафу, на верхней полке: «Будем играть мячом. Достань сам», - ребенку должен догадаться взять стул, чтобы достать мяч с верхней полки. Потом можно поиграть мячом.

Бросай мяч»

Цели: развитие амплитуды движений, координации движений; коррекция статического и динамического равновесия; согласованность обеих рук; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование: мяч.

Речевой материал: мяч, бросай, лови, поймал, не поймал, упал, молодец.

Ход игры: Педагог говорит: «Будем играть!». Дает мяч ребенку, обращаясь: «Кидай!», - показывает, как нужно ловить мяч. Педагог пускает мяч по полу ребенку, предлагая ему повторно кинуть его педагогу. После нескольких повторов ловли мяча педагогом, педагог предлагает ребенку поймать мяч.

6. Расслабление (разрядка) – ритуал.

Занятие 3

Ход занятия

Приветствие» - ритуал.

Почтовый ящик»

Цели: развитие тактильного восприятия формы; учить, при тактильном восприятии пользоваться методом проб; учить соотносить плоскостную и объемную форму; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование: игра «Почтовый ящик» - коробка с различным количеством прорезей различной формы, объемные фигурки, ширма или платок.

Речевой материал: возьми, ощупай, круг, овал, треугольник, прямоугольник, одинаковый, молодец, Что это?

Ход игры: Педагог вместе с ребенком рассматривает «Почтовый ящик» и объемные фигуры, обращая внимание, что они совпадают. Далее под платком или за ширмой педагог предлагает ребенку: «Возьми круг. Положи в коробку. Смотреть нельзя», - наощупь необходимо убрать фигуры в ящик.

Можно варьировать сложность этого задания в зависимости от возраста, пройденного материала и индивидуальными возможностями ребенка.

Найди одинаковые предметы»

Цели: развитие умения сосредотачивать внимание на определенных объектах; обучать запоминать и узнавать одинаковые изображения и соотносить их мысленно; развитие умения сравнивать; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование: серия картинок с разными предметами, в каждом ряду по два одинаковых предмета.

Речевой материал: посмотри внимательно, найди одинаковые, верно, не верно, молодец.

Ход игры: Педагог предлагает поиграть: «Будем играть. Смотри. Это мячи. Вот одинаковые», - педагог фиксирует внимание ребенка на том, два предмета абсолютно одинаковые. Далее педагог показывает следующий ряд предметов и просит ребенка самостоятельно найти одинаковые предметы.

Прыгай»

Цели: коррекция статического и динамического равновесия; развитие амплитуды движений, координации движений; формировать точность движения; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование: указка, круг синий, круг красный.

Речевой материал: делай так, прыгай, указка, вверх, ноги, упал, круг, синий, красный, молодец.

Ход игры: Педагог кладет указку на пол, с двух противоположных от нее сторон круги разного цвета. Говорит: «Будем прыгать! Вот так. С круга на круг. Смотри», - встает на синий круг и прыгает через указку в красный круг, высоко поднимая обе ноги. Объясняет ребенку, как нужно прыгать, показывая повторно. Ребенок должен, подражая педагогу прыгать из круга в круг, через указку. Если у ребенка не получается прыгнуть самостоятельно, то педагог дает ребенку сначала обе руки, а затем одну руку.

Достань машинку»

Цели: учить анализировать условия практических задач; учить пользоваться методом проб и ошибок при решении практических задач; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование: лента, машинка.

Речевой материал: машинка, лента, возьми, играть, молодец

Ход игры: на столе, на расстоянии недоступном вытянутой руки ребенка, стоит машинка. Педагог показывает ребенку машинку с кольцом, в которое продета свободно скользящая лента, оба кольца разведены в разные стороны: «Смотри машинка. Будем играть. Возьми машинку», - обращая внимание на ленту. Ребенок должен догадаться подтянуть к себе машинку за оба конца ленты одновременно, иначе лента выскальзывает через кольцо, а машинка остается на месте. Важно, чтобы ребенок сам убедился, что тянуть надо за оба конца одновременно, поэтому ему нужно дать несколько раз самостоятельно достичь цели.

6. Расслабление (разрядка) – ритуал.

Занятие 4

Ход занятия

Разминка – ритуал.

Узнай фигуру на ощупь»

Цели: развитие тактильной чувствительности; развитие мелкой моторики пальцев рук; соотнесение предмета в зрительном и тактильном образе; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование:платок, маленькие предметные объемные фигурки.

Речевой материал: палец, ощупай, запомни, закрой глаза, делай как я, назови, молодец, названия предметов, Что это?

Ход игры: Педагог предлагает рассмотреть предметы (из «Киндер сюрприза» меленькие фигурки животных, геометрические объемные и плоские формы и т.д.): «Будем играть! Смотри. Делай как я. Ощупай. Запомни», ребенок ощупывает все фигурки. Затем фигурки накрывают платком, а ребенку предлагается закрыть глаза и достать из под платка одну фигурку и угадать ее. Если ребенок ошибается, то педагог обращает внимание ребенка на особенные детали в предмете.

Можно варьировать сложность этого задания в зависимости от возраста, пройденного материала и индивидуальными возможностями ребенка.

Бусы»

Цели: формирование у детей умения сосредотачиваться на определенных явлениях предметов; развивать зрительную память; развитие умения анализировать предметы; совершенствовать зрительное соотнесение картинки с образцом; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование: лист бумаги, простой и цветные карандаши

Речевой материал: бусы, карандаш, рисовать, верно, не верно, одинаково, молодец, Какого цвета? Нарисуй одинаково.

Ход игры: Педагог показывает картинку: «Будем рисовать. Смотри. Что это?», - обращает внимание на повторяющийся узор.

Можно варьировать сложность в зависимости от возраста, пройденного материала и индивидуальными возможностями ребенка.

Можно все кружочки раскрасить в разные цвета, а ребенку нужно только правильно соединить их.

Можно соединить все бусы, а ребенок будет только раскрашивать цветными карандашами. А можно попросить все делать самостоятельно.

Рыбалка»

Цели:коррекция статического и динамического равновесия; развитие амплитуды движений рук; формирование точности движений; развитие координации зрительного внимания; закрепление речевого материала.

Оборудование: игра «Поймай рыбку», которая состоит из пластмассовых рыбок и удочки с магнитом.

Речевой материал:рыба, делай так (лови рыбу), встань тут, аквариум, поймал, не торопись, рука, нельзя, помоги, игра, рыбы живут тут, молодец.

Ход игры: Педагог предлагает поиграть: «Будем ловить рыб. Рыбы живут в аквариуме. Делай так. Рукой помогать нельзя», - показывает, как нужно ловить из аквариума и перекладывать рыб в коробочку. В этой игре возможны разные варианты. Ребенку можно пройти количество шагов, до следующей игры, равное количеству пойманных им рыб.

Почему упал шарик?»

Цели: учить анализировать условия практических задач; учить находить причинно-следственные зависимости; учить пользоваться методом проб и ошибок при решении практических задач; формировать положительную мотивацию, заинтересованность в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование:два мяча, два желобка.

Речевой материал: мяч, возьми, играть, молодец

Ход игры: На столе устанавливаются два желобка, один на ровной поверхности, где мяч не катиться. Второй под наклонном, по которому мяч покатиться. Педагог показывает ребенку два мяча и ставит их на желобки, один мяч катиться по желобку: «Смотри. Мяч катиться. Как так?», - ребенку предлагается самому положить два мяча, и угадать, какой покатиться. Важно, поменять наклонность у желобков, чтобы ребенок сам убедился, что катиться мяч только по наклонному желобку.

6. Расслабление (разрядка) – ритуал.

Занятие 5

Ход занятия

Разминка – ритуал.

Раскрась одинаково»

Цели: развитие зрительного восприятия цвета и формы; развитие умения дифференцировать цвета, отвлекаясь от других признаков предмета; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование: цветные карандаши, простой карандаш, лист бумаги, на котором две банки, в одной из которых уже нарисованные геометрические фигурки разного цвета.

Речевой материал: банка, карандаш, раскрась, вверху, внизу, большой, маленький, молодец, одинаковая, названия цветов, Какой цвет? Что это?

Ход игры:Педагог вместе с ребенком рассматривает банку: «Что это? Покажи квадрат», - обращает внимание на свойства предметов, находящихся в банке. Затем педагог предлагает раскрасить самостоятельно ребенку: «Раскрась одинаково», - проговаривая месторасположения фигур.

Можно варьировать сложность этого задания в зависимости от возраста, пройденного материала и индивидуальными возможностями ребенка.

Какой игрушки не хватает?»

Цели: развитие умения сосредотачивать внимание на определенных объектах; развитие зрительной кратковременной памяти; развитие умения сравнивать; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование: две картинки; на первой – на коробке лежит 6 игрушек; на второй – на коробке лежит 5 игрушек.

Речевой материал: картинка, игрушки, посмотри внимательно, назови, запомни, вспомни, разные, верно, не верно, молодец, названия игрушек. Что это? Чего нет?

Ход игры:Педагог предлагает поиграть: «Смотри. Что это? Верно. Запомни», - педагог фиксирует внимание ребенка на том, какие игрушки лежат на коробке. Далее педагог показывает другую картинку: «Что разное? Вспомни. Чего нет?», - педагог помогает назвать (показать), что изменилось.

Можно варьировать сложность этого задания в зависимости от возраста, пройденного материала и индивидуальными возможностями ребенка.

Кто быстрее свернет ленту»

Цели: развитие точной координации и уверенности движений; развитие мелкой моторики рук и пальцев; развитие умения анализировать предметы; формировать умение выяснять причинно-следственные связи; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование: три ленты, разного цвета, две из них одинаковой длинны, третья короткая.

Речевой материал: лента, делай так, длинная, одинаковая, короткая, раз, два, три, ровно, не ровно, молодец, название цвета; кто быстрее? Кто первый? Какой цвет?

Ход игры:Педагог показывает ленты: «Будем играть. Это лента. Надо делать так.», - показывает как скручивают ленту(короткую). Затем педагог предлагает: «Будем делать вместе. Кто быстрее? Раз, два, три – можно», - выигрывает тот, у кого лента короче. Педагог обращает внимание, что ленты разные: «Смотри эта короткая. Эта длинная. Короткая быстро. Длинная долго», - педагог демонстрирует скрученные ленты. Далее педагог достает третью ленту, тоже короткую и спрашивает ребенка: «Какая лента? Короткая или длинная?». После проговаривания размера всех лент, повторно скручивают две одинаковые ленты. Далее можно проговорить цвет лент.

Можно варьировать сложность задания увеличением или уменьшением речевого материала, в зависимости от возраста, пройденного материала и индивидуальными возможностями ребенка.

Полей цветок»

Цели: учить анализировать условия практических задач; учить находить причинно-следственные зависимости; учить пользоваться методом проб и ошибок при решении практических задач; формировать положительную мотивацию, заинтересованность в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование: лейка, бумага (или тряпочка), комнатное растение.

Речевой материал:поливать, цветок, лейка, вода, верно, возьми, достань, молодец.

Ход игры: Педагог просит ребенка помочь полить цветы в комнате, набирает из ведра воду и поливает один цветок. Потом педагог закрывает отверстие в носике лейки и предлагает полить цветок: «Полей ты», - ребенок пытается полить, но вода не льется из носика лейки. Важно чтобы ребенок сам догадался в чем причина, можно привлечь внимание ребенка к носику, но необходимо чтоб ребенок обнаружил бумагу сам.

6. Расслабление (разрядка) – ритуал.

Занятие 6

Ход занятия

Разминка – ритуал.

Тактильная коллекция»

Цели: развитие тактильной чувствительности; развитие мелкой моторики рук; развитие умения соотнесение предмета в разных образах; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование: коробочка с образцами (разных по структуре тряпочек; мех; кожа, разных на ощупь камушков; картон гладкий, шершавый, наждачная бумага и т.д.)

Речевой материал: сравни, ткань, пальцы, гладкий, ощупать, картон, бумага, металл, стекло, дерево, тяжелый, легкий, поставь, осторожно, опасно, шершавый попробовать, запомни, делай как я, назови, молодец, названия предметов, Что это?

Ход игры: Педагог предлагает попробовать на ощупь разные предметы «Делай как я. Ощупать руками», - комментируя какие они на ощупь. Подложить под таблички предметы вместе с ребенком.

Можно варьировать сложность этого задания в зависимости от возраста, пройденного материала и индивидуальных возможностей ребенка. С детьми старшего возраста, угадывать с закрытыми глазами предметы на ощупь и т.д.

Лови шарик»

Цели: учить анализировать условия практических задач; учить учитывать причинно-следственные связи; учить методам проб ошибок при решении практических задач; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование: две коробочки, воздушный шарик, лента.

Речевой материал: шарик, лента, коробочка, дуть, играть, кидать, лови, молодец, Что там? делай так,

Ход игры: Педагог показывает коробочку: «Что там? Будем играть шариком. Дуй», - педагог предлагает надуть ребенку до половины, потом надувает сам. Затем педагог демонстрирует, что шарик быстро сдувается: «Что там?», - просит ребенка открыть вторую коробочку. Ребенок достает ленту, а педагог молчит, важно чтобы ребенок сам понял, что шарик нужно завязать ленточкой, чтобы он не сдувался. Потом можно поиграть шариком.

Варежки»

Цели: развитие зрительного восприятия цвета и формы; коррекция и развитие сосредоточенности и переключения внимания; развитие объема внимания и памяти; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование: маленькие плоские фигурки (круг, квадрат, треугольник) разного цвета, лист бумаги с нарисованной парой варежек.

Речевой материал: варежки, одинаково, коврик, молодец, названия цветов, Какой цвет? Что это?

Ход игры: Педагог вместе с ребенком рассматривает рисунок: «Что это?». Затем педагог раскладывает на варежке друг под другом, цветные фигуры. Ребенку предлагается: «Назови фигуры. Какого цвета круг», - педагог обращает внимание ребенка на расположение фигур.

Можно варьировать сложность этого задания в зависимости от возраста, пройденного материала и индивидуальными возможностями ребенка.

Можно сделать самостоятельно пособие «Варежки». Вырезать из белого картона варежки – 21 штуку. Сделать десять пар одинаковых варежек (одна пара – круг красный, под ним зеленый квадрат, под ним синий треугольник), меняя цвет и расположение фигур, которые будут приклеены. Одна варежка белая, на которой ребенок цветными фигурами будет выкладывать фигуры по образцу из этих десяти пар.

6. Расслабление (разрядка) – ритуал.

Занятие 7.

Ход занятия

Разминка – ритуал.

Разложи картинки»

Цели: развивать мышление, закреплять представления об окружающем мире; развитие умения анализировать и обобщать предметы; развитие внимания и памяти; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование: картинки с изображением предметов (посуды, продуктов питания, мебели, одежды) – по четыре картинки каждого вида.

Речевой материал:положить одинаковые вместе, посуда(тарелка, чашка, кастрюля, чайник), продукты питания (хлеб, молоко, конфета, суп, каша), кровать, стол, шкаф, стул), трусы, майка, платье, брюки), верно, не верно, молодец, Что это?

Ход игры: Педагог показывает большую стопку картинок: «Будем играть. Смотри. Делай как я. Одинаковые вместе», - кладет 2-3 картинки, формируя группы. Далее педагог предлагает: «Теперь ты», - ребенку необходимо самому найти сформировать группы и дать им название. При затруднении педагог помогает ребенку.

Можно варьировать сложность в зависимости от возраста, пройденного материала и индивидуальными возможностями ребенка.

Продолжи ряд»

Цели: развитие умения сосредотачивать внимание на определенных объектах; обучать запоминать и узнавать одинаковые изображения и соотносить их мысленно; развитие умения сравнивать; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование:серия картинок с цепочкой последовательно расположенных предметов.

Речевой материал: посмотри внимательно, найди одинаковые, верно, не верно, молодец. Что дальше?

Ход игры:Педагог предлагает поиграть: «Будем играть. Смотри. Это ряд фигур. Круг, квадрат, треугольник», - педагог фиксирует внимание ребенка на том, два узор должен повторяться. Рисует совместно с ребенком: «Круг. Что тут? Квадрат, треугольник. Верно», - важно, чтоб ребенок понял принцип действия. Далее педагог показывает следующий ряд предметов и просит ребенка самостоятельно нарисовать (или показать) цепочку предметов.

Наступай на кружочки»

Цели: коррекция статического и динамического равновесия; развитие амплитуды движений, координации движений; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование: маленькие круги.

Речевой материал: круг, делай так, иди, верно, тихо, нога, упал, да, нет, игра, молодец.

Ход игры: Педагог раскладывает на полу от одной игры к месту, где лежит другая игра, маленькие круги. Предлагает ребенку: «Будем идти. Вот так. Встать на круг. Смотри!», - идет на носочках, наступая на каждый круг, выложенный дорожкой до другой игры. Далее предлагает ребенку пройти этот путь. Если у ребенка не получается пройти на носочках с первого раза, помогает ему, держа за две или одну руку ребенка

Что перепутал художник?»

Цели: развивать мышление, закреплять представления об окружающем мире; развитие умения анализировать и сравнивать предметы; развитие внимания и памяти; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование: две сюжетные картинки: на первой – светит яркое солнце, кругом зелень и цветы, девочка прыгает через скакалку; на второй – те же природные явления, только вместо девочки – мальчик, одетый в шубу, лепит снеговик.

Речевой материал: картинки, верно, не верно, молодец, Что это?

Ход игры: Педагог показывает первую картинку: «Смотри», - можно назвать что происходит. Далее педагог кладет рядом вторую картинку: «Что не так? Что не бывает?», - если ребенок не может ответить, то можно помочь.

Можно варьировать сложность в зависимости от возраста, пройденного материала и индивидуальными возможностями ребенка.

6. Расслабление (разрядка) – ритуал.

Занятие 8.

Ход занятия

Разминка – ритуал.

Цветные фигуры»

Цели: развитие зрительного восприятия цвета и формы; развитие умения дифференцировать цвета, отвлекаясь от формы и размера предмета; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование: цветные листы картона, плоские геометрические цветные фигуры.

Речевой материал: коврик, молодец, одинаковая, большой, маленький.названия цветов, Какой цвет? Какая фигура?

Ход игры: Педагог вместе с ребенком рассматривает коврики: «Какой это цвет?». Далее педагог достает цветные фигуры и предлагает их разложить ребенку. Первые две-три картинки педагог помогает ребенку разложить, необходимо обратить внимание на сходство в цвете.

Пособие можно сделать своими руками из цветного картона, в котором будут цветные фигуры разного цвета и размера.

Вариант более сложный. К объемным фигурам (шар, кубик, треугольник) необходимо подобрать такой же формы плоские фигуры. Проговаривая, какого они цвета.

Эта игра варьируется по сложности в зависимости от возраста, пройденного материала и индивидуальными возможностями ребенка.

Накинь кольцо»

Цели: коррекция статического и динамического равновесия; развитие амплитуды движений кистей рук; формирование точности движений; развитие координации зрительного внимания; закрепление речевого материала.

Оборудование: кольцеброс.

Речевой материал: кольцо, делай так, встань тут, бросай, попал, не попал, спокойно, рука, игра, молодец.

Ход игры:Педагог предлагает ребенку поиграть: «Будем бросать кольцо. Вот так. Встань тут. Бросай». Педагог показывает как нужно бросать. Если у ребенка не получается с первого раза, можно сократить расстояние между кольцебросом и ребенком.

Плавает или тонет?»

Цели: учить анализировать условия практических задач; учить находить причинно-следственные зависимости; учить пользоваться методом проб и ошибок при решении практических задач; формировать положительную мотивацию, заинтересованность в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование: разные маленькие предметы из металла и дерева (гвоздь, металлическая пуговица, шарик, линейка, колечко; карандаш, деревянная пуговица, линейка, колечко).

Речевой материал: положи, тонет, плавает, дерево (деревянный), металл (металлический), возьми, играть, молодец

Ход игры: На столе стоит емкость с водой. Педагог предлагает рассмотреть предметы, лежащие рядом: «Смотри. Что это?», - ребенок может назвать или подложить таблички. Затем, педагог предлагает в случайном порядке положить в воду предметы: «Смотри. Этот тонет. Этот плавает. Как так?», - можно попробовать несколько раз дать ребенку положить предметы в воду, пока ребенок не догадается сам, что они разные. Педагог сообщает: «Эти – деревянные. Они плавают. Эти – металлические. Они тонут».

6. Расслабление (разрядка) – ритуал.

Занятие 9.

Ход занятия

Разминка – ритуал.

Найди отличия»

Цели: развитие умения сосредотачивать внимание на определенных объектах; обучать запоминать и узнавать одинаковые изображения и соотносить их мысленно; развитие умения сравнивать; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование: серия картинок: два гриба, две бабочки, два дерева, имеющие отличия.

Речевой материал: посмотри внимательно, найди, разные, одинаково, верно, не верно, молодец. Что это?

Ход игры: Педагог предлагает поиграть: «Будем играть. Смотри. Что это? Бабочки. Верно», - педагог фиксирует внимание ребенка на том, что бабочки разные и нужно найти в чем отличие. Затем педагог показывает следующую картинку, а ребенок самостоятельно находит отличия в рисунке.

Фрукты»

Цели: коррекция мелкой моторики рук и пальцев; развитие зрительного восприятия цвета; точной координации и уверенности в движении; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование: лист бумаги, на котором нарисована пустая тарелка, трафарет «Фрукты» или шаблоны яблока и груши, простой карандаш, цветная бумага и клей карандаш.

Речевой материал: фрукты, тарелка, груша, яблоко, зеленое, красное, желтое, синее, клей, приклей, делай так, верно, молодец.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку: «Будем рисовать! Смотри!», - показывает рисунок с тарелкой. Педагог показывает шаблон (трафарет): «Что это?», - предлагает нарисовать яблоко и грушу, которые лежали бы на тарелке. Далее педагог предлагает из набора цветной бумаги выбрать цвет для яблока (предположим зеленый) и груши (желтый цвет). «Делай так.», - педагог показывает как нужно порвать бумагу, которую ребенок дальше приклеит на грушу.

Задание можно усложнять в зависимости от возраста, пройденного речевого материала и индивидуальных особенностей ребенка.

Вариант более легкий: пальчиковыми красками раскрасить фрукты.

Другой вариант: Яблоко нужно обвести по нарисованным точкам, грушу обвести по шаблону. Рисунок намазать клеем и обсыпать грушу манкой, яблоко пшеном

Картинка «Достань мяч»

Цели: учить анализировать условия практических задач; учить находить причинно-следственные связи; учить отвечать на вопрос по сюжетной картинке; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование:сюжетная картинка: комната, в которой находиться высокий шкаф, детский стол, большой и маленький стулья. На полу, на ковре, сидит маленький мальчик, игрушек у него нет. Мяч лежит на шкафу. Мальчик сидя на полу, тянет ручки к мячу.

Речевой материал:картинка, шкаф, стол, стул, мяч, мальчик, достать, встать, большой, маленький, сказать, что делать,

Ход игры: Педагог показывает ребенку картинку: «Смотри. Что нарисовано?», - помогает ребенку составить рассказ. Далее педагог просит: «Мальчик хочет играть. Как достать мяч?», - педагог предлагает найти способ достать мяч. Важно чтобы ребенок сам догадался, зачем нужно взять большой стул. Если ребенок не может догадаться, то можно создать аналогичную ситуацию в реальности.

6. Расслабление (разрядка) – ритуал.

Занятие 10.

Ход занятия

Разминка – ритуал.

Картинка «Ветреная погода»

Цели: учить находить причинно-следственные связи; учить отвечать по сюжетной картинке; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.

Оборудование:сюжетная картинка: ветки деревьев, листья и трава наклонены в левую сторону. В эту сторону летит шляпа. В правом углу – девочка с протянутыми руками бежит за шляпой. (причина – сильный ветер; следствие – ветер сорвал с головы шляпу)

Речевой материал: погода, дует ветер, шляпа улетела, дерево, цветок, девочка картинка, девочка.

Ход игры: Педагог показывает ребенку картинку: «Смотри. Какая погода?», - помогает ребенку описать погоду по характерным признакам. Далее педагог спрашивает: «Что делает девочка? Почему?», - главное чтобы ребенок сам понял, что ветер сдул шляпу. В случае затруднения можно посмотреть картинки с разными признаками погоды (идет дождь, дует ветер, идет снег, нет ветра).

Шумящие коробочки»

Цели: развитие ви

Наши рекомендации