История отдельных представителей
Для своей работы я решил отобрать трех представителей кайдзю разных по происхождению, физиологии и мотивациям.
Годзилла
Годзилла — гигантский монстр-мутант, дайкайдзю, персонаж комиксов, мультфильмов и кинофильмов. Это вымышленный доисторический гигантский ящер-самец, проснувшийся из анабиоза после испытаний водородной бомбы и вследствие этого мутировавший. Ростом от 50 до 110 метров, обладает способностью извергать синий (в некоторых фильмах желтый или красный) тепловой луч (плазма), очень хорошо плавает.
Название — Gojira — происходит от японских «горилла» и «кит» и было дано чудовищу в честь клички одного из работников японской студии Toho, на которой снимались фильмы про Годзиллу. В 1953 году продюсер японской кинокомпании Toho Томоюки Танака посмотрел фильм «Чудовище с глубины 20 000 саженей» о динозавре, пробудившемся в результате испытаний атомной бомбы и решил, что Годзилла будет динозавром.
За шестьдесят лет Годзилла стал невероятно популярным персонажем, оттеснив на второй план Кинг-Конга, Мотру, Гамеру и других киномонстров. Всего о Годзилле было снято 30 фильмов, не считая сериалы.
Жанры фильмов с Годзиллой очень разнообразны: от комедий («Кинг-Конг против Годзиллы»), детских («Атака Годзиллы») иприключенческих фильмов («Годзилла против морского монстра») до фантастики («Годзилла против Космического Годзиллы», «Годзилла против Кинга Гидоры», «Годзилла: Финальные войны», «Годзилла против Монстра Зеро»), мистики(«Годзилла, Мотра, Кинг Гидора: Монстры атакуют»), криминал («Годзилла против Биолланте»), триллеров («Годзилла против Мегагируса», «Годзилла: Миллениум») и ужасов («Возвращение Годзиллы»). Выпускаются игрушечные модели Годзиллы и его врагов-монстров.
Оригинальный Годзилла, по мнению большинства его поклонников, самец. Внешне он здорово смахивает на динозавра — или скорее на комбинацию из нескольких видов динозавров, да к тому же огнедышащую. Более всего он напоминает тираннозавра, но, с другой стороны, шипы по хребту вроде бы положены стегозаврам. В разных фильмах дизайн чудища претерпевал метаморфозы: менялся размер ящера, уменьшались или увеличивались шипы на спине.
Как рассказывал продюсер «Годзиллы» Томоюки Танаки, первый толчок вдохновения он ощутил во время перелёта через Тихий океан. Посмотрев вниз, кинематографист подумал: «Что могут скрывать эти волны?» Учитывая, что в 1952 году в кинотеатрах Японии с феноменальным успехом прошёл «Кинг-Конг», а ещё через год кассовым хитом стало «Чудовище с глубины в 20 000 саженей», неудивительно, что под волнами Танаки тоже решил поискать чудо — на этот раз своё, японское. И в 1954 году кинозрители узнали историю Годзиллы — огромного ящера, которого разбудила атомная бомбардировка. Разъярённое чудовище сначала топило корабли, а потом напало на Токио, принеся множество бед и разрушений.
Практически каждый, кто писал о Годзилле, обязательно проводил связь между ним и ядерной бомбардировкой Хиросимы и Нагасаки. Эта ассоциация верна лишь отчасти: режиссёр первого фильма о Годзилле и многих других картин жанра, Исиро Хонда, во время Второй мировой войны действительно служил в армии. В «Официальном своде знаний о Годзилле» написано: «Он посетил место бомбардировки в Хиросиме и хотел как-то преобразовать в кинематографическую форму ужас и запустение, которые он там обнаружил». Но как раз в 1954 году перед глазами японцев возникло более свежее напоминание о ядерной угрозе. Когда писался сценарий будущего суперхита, во всех японских газетах обсуждали «вторую атомную бомбардировку Японии» — катастрофу с рыболовецким судном «Фукурю-Мару № 5». 1 марта 1954 года возле атолла Бикини американцы испытывали водородную бомбу, и под удар попал экипаж проходившего мимо корабля. Двадцать три человека получили тяжелейшие лучевые ожоги, а один из них, радист, через полгода скончался. Эти события, хоть и не сравнимого с Хиросимой масштаба, повлияли на создателей знаменитого монстра не меньше, чем эхо войны. Недаром исполинского ящера пробудили и разозлили именно ядерные испытания.
Последним появлением великого во всех смыслах ящера в кино до перезапуска 2014 года стал фильм «Годзилла: Финальные войны». В нём на экране предстают едва ли не все основные чудовища франшизы. Картина получилась масштабной, немного запутанной по сюжету, но бесспорно зрелищной: как-никак, это была попытка подвести черту под всем кино-сериалом. Любопытно отметить, что одну из ролей в «Финальных войнах» сыграл Кейн Косуги — сын знаменитого Шона Косуги, звезды классических фильмов о ниндзя. У Кейна за плечами к тому времени были съёмки в нескольких фантастических сериалах — в частности, в одной из версий «Ультрамена».
Японская серия фильмов
Все фильмы о Годзилле принято разбивать на три периода:
Сёва (1954—1975)
Первый период начался с пилотной ленты 1954 года и закончился в 1975 году. Он получил название Сева.
Хэйсэй (1984—1995)
После провала «Террора Мехагодзиллы» было запланировано более эффектное продолжение, но новая эра циклов фильмов о Годзилле началась лишь спустя девять лет, в 1984 году и завершилась в 1995 году. Она получила название Хэйсэй.