Вздутия и грядки красочного слоя.

На изображении лика Святого, нимба - грядки красочного слоя и ниже, по центральной части иконы, на изображении Евангелия (18х9 см).

Присутствует пробное раскрытые в нижней левой четверти иконы, в результате, которого можно увидеть цвета авторского красочного слоя:

1) Опушь – авторская красная охра.

2) Поле – авторская охра светлая с белильной тонкой линией, разделяющей голубой фон с изображаемым полем. Белильная линия и голубой фон являются записью.

3) Гиматий – красно-коричневый, с разбелённой охрой на внутренней стороне гиматия.

Записи красочного слоя:

1) Изображаемые поля-тёмно-коричневый красочный слой.

2) Фон-разбелённый голубой красочный слой.

3) Нимб-жёлтый, с красной обводкой.

4) Позём-зелёный.

Помимо пробного раскрытия (на левой стороне-в серединной части) неизвестным, присутствует так же раскрытие головы изображаемого Святого Апостола Павла, размывшее контурные, чёрные линии бороды и волос Святого, эта область смыта до подмалевка, разделка отсутствует. Белильное вохрение частично утрачено на теменной, лобной части и на шее. Раскрытие затронуло нимб исключительно вокруг головы, слой записи не поврежден, удалено лишь загрязнение. Так же слой загрязнения смыт с изображения шеи и с воротничка одежд Святого, авторский красочный слой пострадал, так как поверхностно затерт.

До утверждения Реставрационным советом иконы на диплом студентке Улянченко А. П., было сделано после укрепления пробное раскрытие до красочного слоя, располагающееся с левого края в центральной части иконы выше места утраты в виде неосторожного смытого удаления записи с повреждением авторского красочного слоя. Пробное раскрытие на момент утверждения составляло (12 х 9 см) и выявляло авторский красочный слой живописи с частично сохранившимся авторским покровным лаком. Цвет авторской живописи по сравнению с нижележащей расчисткой более насыщенный, сохранившаяся лаковая пленка давала глубокий желто-коричневый тон. Лаковый слой тонкий, лежит неравномерно, просматриваются сгустки на авторском поле и фоне.

Покровный лак:

Лак поздний, лежит на слое записи и на авторском изображении фигуры Апостола, потемневший от времени лак, скрывший и исказивший истинные цвета красочного слоя. Лежит по всей поверхности тонким равномерным слоем. Утраты лака соответствуют утратам красочного слоя.

Присутствует сгрибленность покрывного лака с мелкосетчатыми разрывами, которые наблюдаются на рукавах, изображении груди и руках Святого. По одеждам - к ногам, справа от изображения меча, имеется среднесетчатый кракелюр. На изображении фигуры Святого лежит лак с въевшимися загрязнениями.

Дата 3 октября 2015 год Студентка VI курса Улянченко Александра

б) по данным лабораторных исследований:

№   пп.   Цель и вид   исследования     Описание и результат исследования   Место хранения,   № и дата заключения   Исполнитель,   должность(ф. и. о.)  
              6. Визуальное исследование под микроскопом МБС-10   Исследование в REN-лучах, с целью изучения структуры произведения   Исследование в отражённых ИК - лучахс целью выявления рисунка и точных контуров изображения, нечитаемых под олифой и записями     Исследование в свете видимой УФ люминесценции     Микрохимические исследования качественного состава минеральных и органических составляющих слоев иконы.     Приложение к паспорту реставрации – 2, 3. На некоторых участках, на изображении поля, нимба в утратах верхнего красочного слоя просматриваются нижележащие слои живописи различного цвета. В разрывах кракелюра верхнего красочного слоя на изображении полей просматривается нижележащий авторский слой охристого цвета с красной опушью. В разрывах кракелюра записи голубого фона просматривается авторский слой живописи нежно-фисташкового цвета. Авторский лаковый слой в месте пробного раскрытия сохранился хорошо, тонкий, лежит неравномерно, просматриваются сгустки на авторском поле и фоне   1) В грунте и красочном слое просматривается разнохарактерный кракелюр. 2) Контур авторского нимба не совпадает с контуром нимба в записи, он лежит шире. 3) Просматривается характер наложения красок записи на изображении фона. 4) На левом и правом фоне выявлены «скрытые» утраты грунта, которые не были видны без рентгена. 5) На изображении Евангелия, правой руки, гиматия и ног выявлены «скрытые» утраты красочного слоя, которые не были видны без рентгена.     Просматривается авторская надпись иконы. По контуру рисунка он не совпадает с контуром надписи в слое записи, лежит ниже надписи в слое записи.   1. Обнаружены сгустки лаковой плёнки на изображении фигуры, позёма и полей. 2. Тонкая, равномерная лаковая плёнка на изображении фона. 3. Хорошо виден авторский лаковый слой в месте пробного раскрытия. Тонкий, лежит неравномерно, просматриваются сгустки на авторском поле и фоне.   1. Образец голубого фона состоит из берлинской лазури с примесью свинцовых белил и темперы (масла с животным клеем) в качестве связующего. 2. Ярко-желтый красочный слой с записи изображения нимба представляет собой желтый органический пигмент (азо-пигмент), осажденный на каолин на синтетическом связующем (типа акрилового или алкидного). 3. Коричневая запись – охра на синтетическом связующем (типа акрилового или алкидного. 4. Зеленая запись с позема – смесь берлинской лазури и азо-пигмента на синтетическом связующем (типа акрилового или алкидного).   Исследования прилагаются Иллюстрационный материал прилагается в исследованиях №3   Иллюстрационный материал прилагается в исследованиях №2.     Иллюстрационный материал прилагается в исследованиях №2   Иллюстрационный материал прилагается в исследованиях №2   Экспертное заключение прилагается к исследованиям №2     УлянченкоА.П. студентка VI курса кафедры Живописи и реставрации СПГХПА   ЛЭТИ, кафедра электронных приборов и устройств. Профессор Грязнов А.Ю.     УлянченкоА.П. студентка VI курса кафедры Живописи и реставрации СПГХПА     УлянченкоА.П. студентка VI курса кафедры Живописи и реставрации СПГХПА     УлянченкоА.П. студентка VI курса кафедры Живописи и реставрации СПГХПА   Саватеева Е. М. С.н.с. ХБИ ГРМ   УлянченкоА.П. студентка VI курса кафедры Живописи и реставрации СПГХПА  


в) общее заключение о состоянии памятника:

Икона находится в аварийном состоянии:

На лицевой стороне: многочисленные вздутия, грозящие осыпями красочного слоя и левкаса. Авторская живопись лежит под слоем поздних записей и неравномерной лаковой плёнкой (кроме раскрытых участков в нижней левой четверти иконы и на лике Святого). Поздняя лаковая плёнка потемневшая от времени, с въевшимися загрязнениями и исказившая цвета красочного слоя.

Икона нуждается в консервации, восполнении утрат грунта, удалении поздних записей, утоньшении и выравниванию авторской лаковой плёнки.

Дата 3 октября 2015г. Студентка VI курса, А. Улянченко

Наши рекомендации