Тест «Запоминание и воспроизведение предложений»

Цель: оценка объема кратковременной слухоречевой памяти, ее устойчивости, полноты и быстроты вспоминания.

Процедура: Предложения произносятся парами. Ребенок должен повторить предложения в правильной последовательности.

Инструкция: «Внимательно слушай и повторяй предложения в том же порядке, как их называю я».

Материал: три пары предложений:

1 пара – два предложения из трех слов: Мальчик учит уроки. Девочка моет пол.

2 пара – два распространенных предложения, связанных по смыслу: Дети принесли из леса ягоды. Маша сварила из ягод вкусное варенье.

3 пара – два распространенных предложения, не связанных по смыслу. В городе много машин и автобусов. Полянка покрылась зеленой травой.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов – правильное воспроизведение всех предложений;

4 балла – перестановка и пропуск слов в предложениях третьей пары;

3 балла – перестановка и пропуск слов в предложениях третьей пары, перестановка слов в предложениях второй пары;

2 балла – перестановка и пропуск слов в предложениях второй и третьей пары;

1 балл – перестановка и пропуск слов во всех парах предложений.

Тест «Исправь ошибки»

Цель: оценка объема кратковременной слухоречевой памяти, ее устойчивости и внимания при исправлении ошибок в представленном стихотворении.

Инструкция: «Прослушай стихотворение. Что перепутано в нем?» Исправь ошибки.

Если ребенок не может выявить ошибки, ему необходима помощь, то в качестве подсказки необходимо показать ребенку картинку на сюжет данного стихотворения.

Дым на улице стоит, - Дом из труб его валит.

На чердак залезла ложка, - Со стола упала кошка.

В день весенний у ворот - Начал дружно таять мед.

Пироги пекутся в речке, - Рыбаки сидят у печки.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов - инструкция понята и выполнена, ошибок не допущено;

4 балла - инструкция понята и выполнена при организующей помощи, без ошибок;

3 балла - инструкция понята и выполнена при организующей помощи, возможны небольшие ошибки (1-2);

2 балла - инструкция понята и выполнена после многочисленных повторов и при значительной организующей помощи взрослого, с многочисленными ошибками;

1 балл - не смог выполнить задания.

Тест «Перескажи текст»

Цель: оценка объема и глубины слухоречевой памяти на материале связного текста.

Инструкция: «Прослушай небольшой рассказ и постарайся пересказать его как можно точнее».

«Зима»

Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу.

Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью.

Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов – ребенок смог воспроизвести текст;

4 балла – смог воспроизвести текст с незначительными ошибками;

3 балла – смог воспроизвести текст с помощью взрослого и наводящих вопросов;

2 балла – в пересказе ребенка много ошибок;

1 балл – ребенок не смог воспроизвести текст.

Тест «Запомни фразы»

Цель. Оценка полноты и глубины слухоречевой памяти на материале не связанных между собой предложений.

Процедура: Ребенку читают фразы:

1. Осенью идут дожди.

2. Дети любят играть.

3. В саду растут яблони и груши.

4. В небе летит самолет.

5. Девочка помогает своей бабушке.

Ребенка просят повторить те фразы, которые ему удалось запомнить.

При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять не обязательно. Фразы повторяются еще 1 раз. Результат оценивается после 2 попыток.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов - ребенок запомнил 5 фраз;

4 балла - ребенок запомнил 4 фразы;

3 балла - ребенок запомнил 3 фразы;

2 балла - ребенок запомнил 2 фразы;

1 балл - ребенок запомнил 1 фразу.

Тест «Вспомни слова»

Цель: оценка состояния кратковременной слухоречевой памяти детей с ОНР, удержание следов на материале глаголов.

Материал: ряд разнообразных глаголов, не имеющих между собой ни­какой связи: бежать, мыть, прыгать, сидеть, читать, спать.

Инструкция: «Послушай внимательно слова, которые я назову, и запомни их». Слова можно воспроизвести в любом порядке.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов – ребенок запомнил все 6 слов;

4 балла – ребенок запомнил 5 слов;

3 балла – ребенок запомнил 3-4 слова;

2 балла – ребенок запомнил 1-2 слова;

1 балл - не смог назвать ни одного слова.

Тест «Запомни и назови»

Цель: оценка состояния долговременной слухоречевой памяти детей с ОНР, длительности удержания следов на материале прилагательных.

Материал: ряд разнообразных прилагательных, не имеющих между со­бой связи: красный, веселый, вкусный, круглый, кислый, добрый.

Процедура: Ребенку предлагается запомнить ряд знакомых ему слов. Слова повторяются экспериментатором 4 раза. После всех повторов ребенка отвлекали игрой, а через час без повторного предъявления предлагалось вспомнить эти же слова в любой последовательности.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов – ребенок запомнил все 6 слов;

4 балла – ребенок запомнил 5 слов;

3 балла – ребенок запомнил 3-4 слова;

2 балла – ребенок запомнил 1-2 слова;

1 балл - не смог назвать ни одного слова.

Наши рекомендации