Обследование звуковой культуры речи
Методика обследования ( по Стребелевой)
Средний возраст (4-5 лет)
- Методика «Будь внимательным»
Цель: диагностика умения выделять определенный гласный звук из ряда предложенных звуков.
Оборудование: экран.
Ход обследования: ребенку предлагают поднять руку, если он услышит гласный звук «а» («у, и»). Воспитатель за экраном произносит ряд звуков, например: а, м, у, с, а, п, и; а, у, о, ы, у и т.д.
- Методика «Повтори».
Цель: диагностика умения ребенка повторить слова, сохраняя правильность слоговой структуры.
Ход обследования: взрослый последовательно называет ряд слов и просит ребенка отраженно их произнести. Предлагаются следующие слова: машина, полотенце, бабочка, матрешка, пуговица, лягушка, мыльница.
3.Методика «Назови».
Цель: диагностика умения ребенка самостоятельно называть слова со сложной слоговой структурой.
Оборудование: картинки с изображением предметов: кастрюля, черепаха, корабль, памятник, аквариум.
Ход обследования: взрослый предлагает ребенку последовательно рассмотреть картинки и назвать их.
- Методика «Покажи картинку».
Цель: диагностика умения ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию.
Оборудование: предметные картинки.
Ход обследования: перед ребенком раскладываются парные картинки, его просят показать, где коса и коза, уточка и удочка, ложки и рожки, мышка и мишка, сабля и цапля.
- Игра «Эхо».
Цель:диагностика слухового внимания, восприятия и умения воспроизводить слоговые ряды в заданной последовательности.
Ход обследования: ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо».
Взрослый произносит следующие слоговые ряды и просит ребенка их повторить: па-ба, та-да, ка-га, па-па-ба, та-да-та, па-бапа, та-та-да.
Старший возраст (5-6 лет)
1.Методика «Назови правильно».
Цель: проверка звукопроизношения.
Оборудование. рисунки.
Ход обследования: ребенку предлагают повторить следующие слова
С: сад, коляска, глобус.
Сь: василек, такси.
3: замок, незнайка.
Зь: земляника, обезьяна.
Ц: цапля, кольцо, индеец.
Ш: шашки, ошейник, карандаш.
Ж: жираф, жук, лыжи.
IЦ: щука, щенок, плащ.
Ч: чайник, печенье, мяч.
Л: лампа, волк, стол.
Ль: лимон, плита, соль.
Р: рак, марки, мухомор.
Рь: река, пряники, фонарь.
И: лейка, яблоко, еж, крылья.
К: куртка, скрипка, шкаф.
Г: грядка, грелка, виноград.
Х: хлеб, ткачиха, петух.
- Методика «Повтори правильно».
Цель: проверка звукопроизношения.
Оборудование: сюжетные рисунки.
Ход обследования: ребенку предлагают повторить следующие, предложения: У сома усы.
У Зины зонт.
Кузнец кует цепь.
Шапка да шубка - вот и весь Мишутка.
У ежа ежата.
Дятел долбил ель.
К нам во двор забрался крот.
Майя и Юра поют.
- Методика «Считалки».
Цель: проверка звукопроизношения в процессе проговаривания текста-считалки.
Ход обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть в считалки: «Я начинаю считалку, а ты слушай, потом повторишь». Взрослый, ритмично произнося текст считалки, в такт словам указывает рукой то на себя, то на ребенка: «Начинается считалка: На дубу скворец и галка, улетел домой скворец, и считалочке конец».
«Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять, вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет, но охотник не попал, серый зайчик ускакал».
За стеклянными дверями стоит мишка с пирожками, сколько, мишенька-дружок, стоит вкусный пирожок?» (Каждую считалку можно повторить не более 2-3 раз).
- Методика «Назови»
Цель: проверка сформированности умения ребенка изолированно произносить слова различной слоговой структуры.
Оборудование: картинки со следующими словами - свинья, космонавт, аквариум, мотоцикл, квартира, скворечник, телевизор, вертолет, художница, фотограф, земляника, сковородка, мотоциклист, прямоугольник, стрекоза, снеговик, водопроводчик, милиционер.
Ход обследования: взрослый предлагает ребенку назвать изображения на картинках (предметы, персонажи, растения, насекомые, животные), при затруднениях взрослый просит повторить за ним следующие слова: свинья, космонавт, аквариум, мотоцикл, квартира, скворечник, телевизор, вертолет, художница, фотограф, земляника, сковородка, мотоциклист, прямоугольник, стрекоза, снеговик, водопроводчик, милиционер.
- Методика «Повтори за мной».
Цель: проверка сформированности умения ребенка произносить слова различной слоговой структуры в предложениях.
Оборудование: сюжетные картинки:
1 .Милиционер стоит на перекрестке.
- Золотые рыбки плавают в аквариуме.
- Фотограф фотографирует детей.
- Саша сушила мокрое белье на веревочке.
- Часовщик чинит часики.
- 6. Птичка вывела птенцов в гнезде.
- Мотоциклист едет на мотоцикле.
- Повар печет блинчики на сковородке.
Ход обследования:
Взрослый показывает ребенку картинку и предлагает повторить следующие предложения:
Милиционер стоит на перекрестке.
Золотые рыбки плавают в аквариуме.
Фотограф фотографирует детей.
Саша сушила мокрое белье на веревочке.
Часовщик чинит часики,
Птичка вывела птенцов в гнезде.
Мотоциклист едет на мотоцикле.
Повар печет блинчики на сковородке.
- Методика «Эхо»
Цель: проверка слухового внимания, восприятия в умения произнести слоговые ряды в заданной последовательности.
Ход обследования: ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо»: логопед произносит следующие слоговые ряды: па-ба, та-да, ка-га, па-па-ба, та-да-та, па-ба-па.
- Методика «Повторю».
Цель: проверка слухового внимания, восприятия и умения воспроизвести предлагаемые слова в заданной последовательности.
Ход обследования:взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов: кот-год-кот; том-дом-ком; удочка-уточка.
- Методика «Будь внимательным».
Цель: проверка уровня сформированности фонематического слуха.
Ход обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть: «Я буду называть слова, если услышишь звук «ш», хлопни в ладоши».
Взрослый называет слова: домик, зайка, шапка, мишка, лиса, шишка, елка, машина. Затем ребенку поочередно предлагают выделить следующие звуки: «к», «л» из предлагаемых слов: обезьяна, зонтик, кошка, стул, халат, мак; кулак, зайка, майка, мыло, ромашка, лампа.
- Методика «Назови правильно».
Цель: проверка звукопроизношения.
Оборудование: рисунки.
Ход обследования: ребенку предлагают повторить следующие слова:
С: сад, коляска, глобус.
Сь: василек, такси.
3: замок, незнайка.
Зь: земляника, обезьяна.
Ц: цапля, кольцо, индеец.
Ш: шашки, ошейник, карандаш.
Ж: жираф, жук, лыжи.
IЦ: щука, щенок, плащ.
Ч: чайник, печенье, мяч.
Л: лампа, волк, стол.
Ль: лимон, плита, соль.
Р: рак, марки, мухомор.
Рь: река, пряники, фонарь.
И: лейка, яблоко, еж, крылья.
К: куртка, скрипка, шкаф.
Г: грядка, грелка, виноград.
Х: хлеб, ткачиха, петух.
- Методика «Повтори правильно».
Цель: проверка звукопроизношения.
Оборудование: сюжетные рисунки.
Ход обследования: ребенку предлагают повторить следующие, предложения: У сома усы.
У Зины зонт.
Кузнец кует цепь.
Шапка да шубка - вот и весь Мишутка.
У ежа ежата.
Дятел долбил ель.
К нам во двор забрался крот.
Майя и Юра поют.
- Методика «Считалки».
Цель: проверка звукопроизношения в процессе проговаривания текста-считалки.
Ход обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть в считалки: «Я начинаю считалку, а ты слушай, потом повторишь». Взрослый, ритмично произнося текст считалки, в такт словам указывает рукой то на себя, то на ребенка: «Начинается считалка: На дубу скворец и галка, улетел домой скворец, и считалочке конец».
«Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять, вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет, но охотник не попал, серый зайчик ускакал». За стеклянными дверями стоит мишка с пирожками, сколько, мишенька-дружок, стоит вкусный пирожок?» (Каждую считалку можно повторить не более 2-3 раз).
Старший возраст (6-7 лет)
1.Методика «Назови правильно».
Оборудование: картинки по обследованию звукопроизношения.
С:сад, коляска, глобус.
Сь: василек, такси.
З: замок, Незнайка.
Зь: земляника, обезьяна.
Ц: цапля, кольцо, индеец.
Ш: шашки, ошейник, карандаш.
Ж: жираф, жук, лыжи.
Щ: щука, щенок, плащ.
Ч: чайник. печенье, мяч.
Л: лампа, волк, стол.
Ль: лимон, плита, соль.
Р: рак, марки, мухомор.
Рь: река, пряники, фонарь.
И: лейка. яблоко, еж, крылья.
К: куртка, скрипка, шкаф.
Г: грядка, виноград.
Х: хлеб, ткачиха, петух.
Ход обследования: ребенку предлагают назвать картинки.
2.Методика «Повтори предложения».
Оборудование: сюжетные картинки.
У сома усы. У Зины зонт.
Кузнец кует цепь.
Шапка да шубка - вот в весь Мишутка.
У ежа ежата.Дятел долбил ель.
К нам во двор забрался крот.
Майя и Юра поют.
- Методика «Повтори за мной».
Цель: проверка сформированности умения ребенка произносить слова различной слоговой структуры в предложениях.
Ход обследования: взрослый предлагает ребенку повторить следующие предложения:
В магазине продаются полотер, пылесос.
Листья падают - наступает листопад.
Мотоциклист едет на мотоцикле.
Фотограф фотографирует детей.
Бабушка вяжет внучке воротник.
Рыбу ловит рыболов.
Пчел разводит пчеловод.
На стройку приехал самосвал.
3.Методика «Эхо».
Цель: проверка слухового внимания, восприятия и умения воспроизвести слоговые ряды в заданной последовательности.
Ход обследования: ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо»: взрослый произносит следующие слоговые ряды: па-па-ба, та-да-та; па-ба-па; па-ба, па-ба, на-ба; ка-ха-ка; са-за, са-за, са-за; са-ша. са-ша, са-ша.
4.Методика «Повтори»
Цель: проверка слухового внимания, восприятия и умения правильно воспроизвести предлагаемые слова в заданной последовательности.
Ход обследования: взрослый предлагает ребенку повторить Ряд слов: крыша-крыса; полено-колено; земля-змея: дочка-точка -коч-ка; бабушка-кадушка-подушка мишка-миска-мьшка.
5.Методика «Будь внимательным»
Цель: проверка уровня сформированности фонематического слуха.
Ход обследовании: взрослый предлагает ребенку поиграть.Я буду называть слова, если услышишь звук «з», хлопни в ладоши», взрослый называет слова: дерево, зайка, василек, речка, корзина, Зина, кустик, звонок.
Затем ребенку предлагают определенные звуки, с которыми он должен придумать слова: «ш», «с», «л». При затруднениях взрослый сам называет несколько слов.
6.Методика «Угадай, сколько звуков».
Цель: проверка уровня сформированности фонематического слуха и умения выполнять звуковой анализ слова.
Ход обследования: взрослый называет ребенку слово и предлагает ответить на вопрос: «Сколько звуков в этом слове? Назови первый звук, третий, второй». Например, «дом». При затруднениях взрослый сам выделяет звуки, объясняя ребенку место каждого звука в этом слове. Затем предлагаются другие слова: ваза, машина, ручка, пенал, книга.
Методика обследования по Ушаковой О.С., Струниной Е.М)
Средний возраст (4-5 лет)
(Методика может быть использована и для младшего возраста)
- Проверка звукопроизношения. Это задание проводится так же, как и для младших дошкольников; отмечаются звуки, которые ребенок не произносит.
1) Ребенок произносит все звуки;
2) не произносит сложные звуки: сонорные или шипящие;
3) не произносит ни сонорные, ни шипящие.
- Выявляются сила голоса, темп речи, дикция и интонационная выразительность Ребенку предлагается произнести потешку (чистоговорку, скороговорку) быстро, медленно, громко, тихо:
1) Ребенок произносит текст отчетливо;
2) нечетко произносит фразы, недостаточно регулирует силу голоса;
3) имеет серьезные недостатки в произнесении текста.
- 3. Воспитатель спрашивает: «Все ли звуки ты произносишь правильно?»
1) Ребенок произносит все звуки и осознает это;
2) не произносит некоторые звуки, но осознает это;
3) не произносит и не осознает.
Старший возраст (5-6 лет)
- В названии каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка); звук ль? (Лев, лиса, леопард.)
- В названии каких животных слышится звук р? (Тигр, корова, баран, жираф.) Звук рь! (Черепаха, курица.)
- Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж и з? (Железо.)
1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;
2) называет более двух слов;
3) называет одно слово.
- Дается скороговорка, которую надо произнести быстро — медленно, тихо — громко — шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).
1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;
2) недостаточно четко произносит;
3) не владеет умением замедлять, убыстрять темп.
- Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.
1) Ребенок передает заданные интонации;
2) передает только вопросительную интонацию;
3) повторяет повествовательную интонацию.
Методика обследования по программе « Из детства в отрочество».
Средний возраст
В среднем дошкольном возрасте проверяется умение правильно произносить следующие звуки: [с—с’], [з—з’], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [р—р’], [л—л’], [й], [к—к’], [г—г’], [х - х ’],[б—б’], [д—д’].
На каждый проверяемый звук педагог подбирает по три предметные картинки. В названиях предметов, изображенных на картинках, изучаемый звук находится в трех разных позициях: в начале, середине и конце слова. Исключение составляют звуки [г], [б], [д], [з], [ж]. Эти звонкие согласные звуки на конце слова оглушаются. Поэтому для их проверки подбираются по две картинки, где звук встречается в начале и середине слова.
Педагог последовательно показывает ребенку картинки и предлагает назвать, что на них изображено.
Задание 1. Самостоятельный отбор картинок на определенный звук.
Воспитатель выкладывает перед ребенком 12 предметных картинок и просит отобрать те из них, в названии которых встречается звук [с], а затем —звук[ш]. Если ребенок выполнил задание правильно (указал 1—2 картинки), то на другие звуки он картинки не отбирает. Если ребенок с заданием не справился, то педагог предлагает указать картинки на другие дополнительные звуки. Дополнительные звуки даются в следующей последовательности: [з], [ж], [к], [г].
Задание 2. Выбор из двух картинок одной, в названии которой есть заданный звук.
Педагог показывает ребенку две картинки, называет их и просит дать ему ту, в названии которой есть звук [з] ([ж]). Если ребенок выполнил задание правильно, то на другие звуки он картинки не отбирает. Если ребенок с заданием не справился, то педагог предлагает выбрать картинки на другие дополнительные звуки, дополнительные звуки даются в следующей последовательности: [с], [ш], [к], [г].
Задание 3. Проверка слоговой структуры слова.
Педагог по очереди показывает ребенку 3 картинки с изображением холодильника, велосипеда и вертолета и просит назвать их: Что это такое? Если ребенок произносит слово неверно, переставляет слоги, упрощает конструкцию слова, то воспитатель произносит слово сам и вновь просит ребенка повторить его. Если после этого ребенок произносит слово правильно, то это означает, что слоговая структура у него сохранена. Внимание! При проверке слоговой структуры слова воспитатель не учитывает неправильное произнесение звуков.
Цель: обследовать речевой слух ребенка.
Изучая речевой слух ребенка, педагог предлагает ему следующие задания.
Задание 1. Определение звука в слове.
Ход обследования: Педагог показывает ребенку картинку с изображением предмета, название которого начинается с гласного звука, стоящего под ударением. Произнося слово, воспитатель голосом выделяет звук (а-а-а-стра, у-у-у-тка и т. п.). Затем предлагает ответить на вопрос: «Какой первый звук в этом слове ты, слышишь?» или «С какого звука начинается слово?». При обследовании согласных звуков, которые находятся в словах в разных позициях (в начале, середине или конце слова), воспитатель голосом старается выделить звук (жу – к),после чего спрашивает: «Какой звук ты слышишь в конце слова?»;(л – л – л- л-ожка) – «С какого звука начинается слово?»; (Ромаш – ш –ш –ш-ка) – «Какой я выделила голосом?».
Задание2. Проверка звукопроизношения.
Цель: обследование звукопроизношения.
Внимание! данное обследование проводится только с теми детьми, у которых были проблемы в произнесении определенных звуков или какие-то звуки находились в стадии становления. Звуки, которые ребенок при первичном обследовании (или при обследовании в конце предыдущего учебного года) произносил в норме, не изучаются. Воспитатель предлагает ребенку картинки на следующие звуки: [с — с’], [з — з’], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [р — р’], [л — л’], [й], [к — к’], [г — г’], [х — х’), [д — д’], [б — б’]. Педагог показывает ребенку картинки и предлагает назвать, что на них изображено. Педагог предлагает ребенку по три картинки на каждый исследуемый звук, который должен находиться в трех позициях: в начале, середине и конце слова. Исключение составляют звонкие согласные, которые оглушаются в конце слова. На звуки [г], [б], [д], [з], [ж] воспитатель предлагает по две картинки, в которых звуки стоят в начале и в середине слова.
Полученные данные педагог заносит в таблицу.
Задание 3.Обследование речевого слуха
Цель: обследование речевого слуха.
При обследовании речевого слуха педагог предлагает ребенку следующие задания: Выделение слова с заданным звуком из цепочки слов.
Ход обследования: Педагог называет несколько слов (например: соловей, цапля, зяблик) и просит ребенка определить слово с заданным звуком. Перечень звуков и слов:
[с] — соловей, цапля, зяблик;
[з] — заяц, слон, зебра;
[ш] — жакет, шарф, плащ;
[ж] — щенок, жеребенок, кукушонок.
Задание 2.Расроложение звука в слове.
Цель: выявление распознания детьми места звука в слове (в начале, середине, конце).
Ход обследования:
Педагог предлагает ребенку игровое упражнение «Звуки играют в прятки и объясняет правила: «Сначала я назову звук, который будет играть с нами в прятки. Затем я покажу тебе картинку и назову, что на ней изображено. Ты внимательно слушаешь и определяешь, где спрятался звук: в начале, середине или конце слова.
Примерный перечень картинок: самолет — на звук [с] в начале слова; зонт — на звук [з] в начале слова; карандаш — на звук [ш] в конце слова; мак — на звук [к] в конце слова; топор на звук [р в конце слова; пиджак — на звук [ж] в середине слова; рога — на звук [г] в середине слова; полка — на звук [л] в середине слова.
Задание 3. Последовательность звуков в слове.
Цель: определение последовательности звуков в слове.
Ход обследования:
Педагог показывает ребенку картинку и называет ее. Слово должно быть односложным, т. е. состоять из одного слога (например: мак, лук). Воспитатель просит ребенка назвать первый звук в слове, затем второй, третий. Звуковой состав предлагаемого слова должен соответствовать речевым возможностям ребенка, т. е. подбирается слово со звуками, которые ребенок умеет правильно произносить.
Задание4. Дифференциация звуков
Цель: определение умения дифференцировать звуки.
Обследование включает три серии однотипных заданий. И каждой серии педагог выкладывает перед ребенком по десять (двенадцать) картинок, называет их и просит разделить между двумя куклами. Куклам даются имена с теми звуками в начале слова, которые ребенок будет дифференцировать. Ребенок раздает картинки куклам.
[с] — [з] Соня Зоя | [ш) — [ж] Шура Жанна | [р) — [л] Рая Лариса |
самолет | шапка | рак |
зонт | жук | лампа |
лиса | подушка | рога |
коза | пиджак | дятел |
ананас | машина | ведро |
стол | карандаш | полка |
заяц | башня | стол |
санки | медвежонок | топор |
замок | камыш | карандаш |
роза бусы парус | желуди вишня жираф | пила руль белка |
Задание 5. Слоговая структура слова.
Цель: проверка слоговой структуры слова.
Ход обследования:
Педагог по очереди показывает ребенку три картинки (термометр, сковорода, аквариум) и просит назвать, что это такое. Если при выполнении задания ребенок неправильно произносит сложный для него звук (например, звук [р]), но сохраняет при этом ритмический рисунок слова, т. е. последовательность слогов, то в таком случае считается, что слоговая структура сохранена. Если ребенок упрощает слоговую структуру или переставляет слоги местами, то в этом случае фиксируется нарушение слоговой структуры слова. При проведении заданий 2—5 используется набор картинок.
Старший возраст (6-7 лет)
Обследование речевого слуха (предлагается пять заданий).
Задание 1.
Цель: определение согласного звука в слове.
В отличие от старшей группы детям предлагаются слова, в которых звучат не только твердые согласные звуки, но и мягкие. Оборудование (на каждого ребенка). Цветок с семью лепестками, десять картинок (семь основных и три дополнительные).
Основные картинки:
№ 1 на звук [с] — мост;
№ 2 на звук [з’] — зебра;
№ З на звук [ц] — кольцо;
№ 4 на звук [щ] щетка (щука);
№ 5 на звук [ч] — чайник (чашка);
№ 6 на звук [р’] — рябина (ремень);
№ 7 на звук [л] — волк (елка).
Результаты изучения речевого слуха вносятся в таблицу.
Задание 2.
Цель: определение места звука в слове (начало, середина, конец)
Задание выполняется с подгруппой детей!.
Оборудование (на каждого ребенка). Полоска бумаги,поделенная на три части разного цвета: желтую, белую, коричневую ; картинки (9 шт.)на звук [щ] - щука, ящик, плащ; на звук
[к] - курицы, стакан, мак; на звук
[р] – рак, ведро, топор.
Белый цвет желтый цвет коричневый цвет
Педагог предлагает детям игровое упражнение «Звуки играют в прятки» и объясняет правила: «Вы помните, что слова состоят из звуков. Один и тот же звук может слышаться в одних словах в начале, в других — в середине или в самом конце слова.
Посмотрите на полоску. Представим, что это слово. Желтый цвет на полоске обозначает звук в начале слова, белый цвет — звук в середине слова, коричневый цвет — звук в конце слова.
Теперь я буду называть (по очереди) звуки, которые станут играть с нами в прятки, и место, где они прячутся в словах. Вы находите картинку, на которой изображен предмет с названным звуком, и кладете ее на тот цвет полоски, который обозначает место звука в слове (начало, середина, конец). Итак, начинаем».
Образцы инструкций: «Найдите на картинках предмет, в названии которого звук [щ] стоит в начале слова. Положите эту картинку на желтую часть полоски»; « Найдите на картинках предмет, в названии которого звук [к] стоит в середине слова. Положите эту картинку на белую часть полоски»; « Найдите на картинках предмет, в названии которого звук [р] стоит в конце слова. Положите эту картинку на коричневую часть полоски».
При правильном выполнении задания на полоске должны быть выложены следующие картинки: на желтой части — щука, на белой — стакан, на коричневой — топор.
Задание 3.
Цель: определение последовательности звуков в слове
Задание проводится в индивидуальной форме.
Оборудование. Картинка, на которой изображена муха.
Воспитатель показывает ребенку картинку, просит назвать, что изображено на ней; назвать первый, второй, третий и четвертый звуки в слове муха.
Задание 4.
Цель: обследование выявления дифференциации звуков .
Задание проводится в индивидуальной форме. В процессе обследования выявляется, как дети дифференцируют следующие пары звуков: [т — д], [с — ш], [л — р], [с — з], [ж — з], [г — к], [б — п].
Оборудование. Картинки (14 шт.): точка, девочка (дочка), крыса, крыша, лак, рак, сайка, зайка, куски кожи (кожи), две козы (козы), глаз, класс, бочка, почка (на ветке дерева).
Предварительно (накануне обследования) педагог показывает детям картинки и называет, что на них изображено.
При этом обращает внимание детей на то, как он назвал некоторые изображения, например: «Я сказала не «заяц», а «зайка»; «На этой картинке изобразили куски кожи, из которой потом будут шить кожаные вещи (портфели, сумки, сапоги, туфельки и пр.)»;
«Это класс. Сюда скоро придут дети, и начнется урок» и т. д.
При обследовании воспитатель раскладывает на столе картинки парами: точка — дочка, крыса — крыша, лак — рак, сайка — зайка, кожи — козы, глаз — класс, бочка — почка.
Образец инструкции: «В каждой паре картинок нужно указанную картинку положить на другую. Слушай внимательно. Положи точку на дочку. Положи крысу на крышу. Положи сайку на зайку и т. д.»
После выполнения задания ребенок уходит. Воспитатель фиксирует правильно выполненные задания (во время выполнения задания или после).
Задание 5.
Цель: проверка слоговой структуры слова
Обследование проводится в индивидуальной форме.
Оборудование. Картинки с изображением термометра, двух снеговиков, гнезда, парикмахерской.
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть каждую картинку. При этом педагог называет, что на ней изображено.
Обращает внимание ребенка на то, как он назвал выражение: термометр, снеговички, гнездышко, парикмахерская.
Далее ребенку предлагается упражнение «Закончи предложение (фразу)». Ребенок должен вставить слово и показать соответствующую картинку. Слова необходимо повторить так же, как они звучали в образце воспитателя.
Примеры предложений (фраз):
На окне висит ... (термометр).
Во дворе стоят ... (снеговички).
Птичка свила ... (гнездышко).
На вашей улице есть ... (парикмахерская).