Изучение учащихся на уроках в первые две недели
В тех случаях, когда учитель принимает новый класс учащихся, первые две недели должны носить диагностический характер. В этот период основная цель — изучение состава детей в классе. Необходимо получить максимальные сведения о сформированности базовых психических функций, эмоциональной сферы, способности к произвольности поведения. Изучение детей проходит в естественных условиях. Занятия строятся по принципу «выявляющих уроков»1 с включением в них специальных диагностических заданий. Не нарушая хода урока, учитель имеет возможность с помощью этих заданий получить необходимые ему сведения. От учителя не требуется особого времени, так как изучение проходит в ходе учебного процесса в соответствии с принятым учебным планом для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью первого года обучения. Важно только четко представлять, что мы хотим узнать о ребенке, и предлагать ему соответствующие задания. В помощь учителю приводим образцы уроков на первые две диагностические недели. Все уроки носят комбинированный характер. В них выявляются сведения из смежных областей знаний (например, на уроке письма можно держать ориентировку на листе бумаги, различение цвета, действия по образцу и т.д.). В уроках
лишь названы отдельные темы, позволяющие выявить у ребенка необходимые на первых этапах обучения сведения. В дальнейшем при систематическом обучении в соответствии с учебной программой эти темы получат свое развитие.
При построении выявляющих уроков мы учитывали одну из очень важных особенностей детей с тяжелой умственной отсталостью — несформированность потребности и умения вступать в эмоциональный контакт и сотрудничество со взрослым. Учитывая эту особенность, считаем целесообразным начинать знакомство с детьми с занятий, включающих в себя игровые ситуации, которые пробуждают у них интерес к различным видам деятельности и взаимному общению. В связи с тем, что задачей первых двух недель было выявление у детей того, что сформировано, получение максимального представления об актуальном уровне развития каждого ребенка, мы включали в уроки задания диагностического характера разной направленности и сложности.
При этом мы предполагаем, что эти задания не для всех учащихся окажутся посильными, так как психофизические возможности детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью крайне разнородны. Так, для одних детей достаточно помощи в виде показа и направляющих действий, для других даже совместное выполнение со взрослым непосильно, кто-то может пользоваться кистью и красками, а кто-то не умеет еще держать карандаш и т.д. Но именно это должен как можно раньше выявить учитель, чтобы в последующей работе предусмотреть трудности у детей и сделать более целенаправленной помощь каждому ребенку.
Следует подчеркнуть, что предложенные нами уроки являются лишь примерным образцом, которым может воспользоваться учитель. Безусловно, учитель в зависимости от состава учащихся в классе подбирает те или иные задания. В ряде случаев учитель использует свои аналогичные или другие задания.
Приводим примерные образцы конспектов уроков на первые две недели учебного года.
ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ
Понедельник
Развитие речи
Тема.Знакомство детей с педагогом, друг с другом, классом.
Оборудование:картина «Классная комната», фотографии детей.
Содержание занятия | Что выявляется |
1. Учитель сообщает детям свое имя, отчество, фамилию. Затем просит каждого ребенка назвать свое имя, фамилию, возраст (по возможности). | — понимание обращенной речи; — сведения ребенка о себе; |
2. Рассматривание классной комнаты (стен, потолка, окон, дверей, классной доски, парт, стульев). 3. Беседа педагога с детьми о назначении классной комнаты, ее частей и находящихся в ней предметов. | — умение распределять и удерживать внимание; — представления об окружающих вещах; |
4. Учитель вывешивает на доску картину «Классная комната». Рассматривание картины. Узнавание и называние некоторых предметов, нарисованных на картине. | — объем внимания; — словарный запас; — умение соотносить слова-названия с изображением предметов. |
Письмо
Тема. Формирование графо-моторных навыков.
Оборудование:плакаты с рисунками; листы бумаги с рисунками для каждого ученика, карандаши.
Содержание занятия | Что выявляется |
1. Учитель сообщает детям, что на уроке они будут учиться проводить карандашом линии в разных направлениях. Сначала дается задание поставить локти рук на парту и сжимать кулачки и разжимать пальчики. Учитель просит показать правую-левую руку. Затем предлагается пальчиковая игра, (учитель читает стихотворение и одновременно производит действия с пальцами). Ход игры: В орехе одном, В орехе лесном Вчера поселился Ореховый гном. В ореховый домик Он скрылся от всех, Но ветку пригнули, Сорвали орех. И вот он плывет В лукошке своем. Качается дом, Кувыркается гном. Гадает, куда принесут, Съедят или впрок запасут. | — понимание смысла задания; — различение правой-левой стороны; — мелкая моторика; |
На первые 2 строчки кончики пальцев правой руки поочередно соединяются с большим пальцем. На вторые 2 строчки — тоже самое с пальцами левой руки. На пятую, шестую строчки — сжимаем кулачок на одной руке, ладонью второй руки обнимаем. На седьмую, восьмую — кулаки разжимаем, руки опускаем. На девятую, десятую — плавные движения кистями рук перед собой. На одиннадцатую, двенадцатую — то же, что и на 1-4 строчки. | — мелкая моторика; — переключаемость движения; — возможность подражания; — волевые усилия; |
2. Следующий этап игры. На доске и на парте, у каждого ребенка круг. Учитель проговаривает первые 4 строчки и одновременно ставит точки карандашом в круге. Дети повторяют действия учителя. Учитель проговаривает пятую, шестую строчки, закрашивая на доске круг. Вслед за учителем тоже самое выполняют дети. На седьмую, восьмую строчку учитель, а затем дети проводят вертикальные линии сверху вниз. На девятую строчку нужно провести посередине дорожки линию слева направо, не отрывая карандаш. На десятую нужно провести посередине дорожки линию слева направо, не отрывая карандаш. | — понимание смысла задания; — способность действовать по образцу; — зрительно-моторная координация; — навык держания карандаша; — волевые усилия; |
Подвижная игра
Тема. Развитие движений и ориентировки в пространстве.
Оборудование: деревянные палочки.
Содержание занятия | Что выявляется |
1. Ритмическая игра в кругу. Дети, взявшись за руки, делают круг. Учитель произносит стихотворение, сопровождает его движениями. Дети подражают учителю. Наши, наши ножки Шагали по дорожке. Наши, наши ножки Бежали по дорожке. Скакали через кочки, Скакали через кочки. Прибежали на лужок, Потеряли сапожок. Потеряли, потеряли, Потеряли сапожок. | — понимание стихотворной речи и смысла задания; — желание играть вместе; — способность подражать; — волевые усилия; — интерес, эмоциональные реакции; |
На первые 2 строчки — делают четкие шаги по кругу на каждое слово. | — сформированность основных движений; — переключаемость движений; |
На вторые 2 строчки — бег на мысочках, но не быстро. На третьи 2 строчки — прыжки на месте. На последние 3 строчки — стоя на месте, повернувшись в круг, поочередно ставят на пятку правую и левую ноги. На последнюю строчку — руки на пояс, топают на месте. Повторить все движения еще раз в другую сторону. | — координация движений; — устойчивость внимания; |
2. Ритмические упражнения с деревянными палочками (выполняется сидя на стульчиках в кругу). У учителя и детей в каждой руке по деревянной палочке. Дети повторяют за учителем ритмы: один удар (короткий); два удара (короткий — длинный); три удара (длинный, короткий, короткий); три равномерных удара и т.д. | — понимание задания; — умение распределять мышечную силу; — произвольность движений; — слуховое восприятие; — особенности аналитико-синтетической деятельности; — слуховая память; |
3. Игра «Угадай». Учитель просит детей поднять руки вверх, опустить вниз, вперед, назад, направо, налево. Затем учитель объясняет игру. | — знание названий пространственных направлений; |
Вариант 1. В середине комнаты стоит ученик с закрытыми глазами. Учитель называет его имя. Необходимо показать направление, откуда доносился голос. Назвать его. Вариант 2. В середине комнаты стоят несколько детей с закрытыми глазами. Учитель звенит колокольчиком. Дети должны показать и назвать по очереди, откуда доносился звук. 4. Практическая работа. На доске вывешиваются две картины: на одной игровая комната, дети играют с игрушками; на другой детей нет, только игрушки. Инструкция: Посмотрите на картинку. Где ты хочешь играть? | — понимание смысла задания; — умение ориентироваться в пространстве; — слуховое восприятие; — желание и готовность детей к совместным действиям. |
Вторник
Счет
Тема.Геометрические фигуры.
Оборудование: коробки, карточки с изображением геометрических фигур соответствующей формы различных предметов, полоски бумаги с изображенными контурами фигур, шаблоны-формы, «чудесный мешочек» с набором предметов.
Содержание занятия | Что выявляется |
1. Пальчиковая игра. Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать! Крепкие, дружные, Все такие нужные. На другой руке опять: Раз, два, три, четыре, пять! Пальчики быстрые, Хотя не очень... чистые. На первую строчку — по очереди загибаем пальчики на правой руке. На следующие четыре строчки — ритмично сжимать и разжимать кулачки. На шестую строчку — загибать поочередно пальцы на левой руке. На последние строчки — помахать пальчиками обеих рук. | — понимание задания и способность выполнить действия по подражанию; |
2. Учитель предлагает детям разложить карточки в соответствующие три коробки. Затем детей просят показать круг, квадрат, треугольник. | — способность зрительно воспринять и соотнести форму; — знание формы; — умение выделить форму по названию; |
3. После этого необходимо разложить карточки с изображением предметов (шарик, пирамида, вишня, книга, пуговицы круглая и квадратная, коробка, башня и др.) в коробки, где лежат фигуры соответствующей формы. | — умение найти изображения, сходные по форме с образцом; |
4. Игра «Отгадай». Учитель на спине детей (поочередно) обводит одну из фигур. Следует соотнести воспринятое с лежащими на парте изображениями формы, по возможности назвать форму. | — тактильные ощущения; — возможности наглядно-образного мышления; |
5. Игра «Чудесный мешочек». Дети должны на ощупь соотнести предмет (в мешочке находятся пирамидка, конус, кубик, шарик, колесо и др.) с изображением соответствующих фигур | — тактильные ощущения; — умение соотнести объемную форму с плоскостной; |
6. Обведение шаблонов форм пальцем, карандашом на бумаге. | —зрительно-моторная координация; |
7. Раскрашивание. | — навык держания карандаша. |
Конструирование
Тема. Конструирование из геометрических форм.
Оборудование: геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, разрезанные на две части; шаблоны форм; полоски бумаги с нарисованными узорами.
Экскурсия по школе Тема.Знакомство детей со школой.
Содержание занятия | Что выявляется |
1. Экскурсия по зданию школы. Учитель знакомит детей с помещениями: классными комнатами, столовой, туалетными комнатами, спортивным залом, мастерскими. 2. Дети изучают путь от их класса в гардероб, столовую, туалетные комнаты и т.п.- | — наблюдательность; — ориентировка в пространстве; — способность к запоминанию, организованность |
Содержание занятия | Что выявляется |
1. Учитель вывешивает на доску квадрат. 2. Дети находят у себя на парте квадрат, называют его. То же самое с кругом и треугольником. | — знание названия геометрических фигур; — установление тождества; |
3. Детям раздаются полоски, на которых изображен узор из контуров фигур. Необходимо наложить фигуры на контур. | — понимание инструкции; — умение сличать контур и плоскостную фигуру; — возможность целенаправленной деятельности; |
4. Затем необходимо поочередно сложить разрезанные на две части фигуры | — комбинаторные способности мышления; — состояние мелкой моторики; — волевые усилия. |
Среда
Чтение
Тема. Школьные помещения.
Оборудование: картинки с изображением помещений школы.
Содержание занятия | Что выявляется |
1. Учитель вывешивает на доску поочередно картинки, на которых изображены помещения школы: столовая, туалетная комната, класс, гардероб, и спрашивает об их назначении. | — способность воспроизведения усвоенного; |
2. Учитель предъявляет детям два типа заданий: Отобрать картинки по их назначению: «Где едят?», «Где одеваются — раздеваются?» и т.д. Обозначить картинки: «Гардероб», «Класс», «Столовая» и т.д. | —особенности протекания аналитико-синтетической деятельности; — способность делать простейшие обобщения; — речевые возможности (понимание речи, наличие фразы, словарь); |
3. Игра: «Подбери, что подходит?» Учитель вывешивает на доску картину, где изображено то или иное помещение школы. На партах у детей карточки. Необходимо подобрать соответствующие картинки (к классу — парты, классную доску, счеты; к туалету — унитаз, раковину и т.д.). | — способность устанавливать смысловые связи в зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения; |
4. Практическая работа 1. Дети пробуют самостоятельно пройти от класса в различные помещения школы. 2. Детям предлагается выбрать из числа детей, с кем они хотели вместе пройти по школе. | — умение быть адекватным ситуации; — умение переносить и использовать знания в знакомой ситуации; — симпатии детей и желание общаться. |
Счет
Тема. Цвет.
Оборудование: демонстрационный материал педагога (квадраты, треугольники красного, желтого, синего цвета), индивидуальные конверты с набором квадратов и треугольников такого же цвета.
Содержание занятия | Что выявляется |
1. Учитель вывешивает на доску квадрат красного цвета и просит детей показать такой же. | — понимание инструкции; |
Затем вывешивается квадрат желтого цвета. Дети находят такой же. То же самое повторяется с квадратом синего цвета. Квадраты выкладываются в ряд. После этого дети сами называют цвета квадратов. Учитель называет цвет, дети должны показать соответствующий цвет. | — способность зрительно воспринимать и соотносить цвета; — состояние моторики; — умение различать цвета; — умение выделять цвет по названию; — знание цвета; |
2. Игра «Строим дом». Дети достают из конвертов треугольники трех цветов. Необходимо подобрать к домику такого же цвета крышу и приставить ее, следуя действиям педагога. Сосчитать дома. | — интерес; — умение действовать по инструкции, выделяя заданный цвет; |
3. Игра «Сильный ветер». Подул сильный ветер и перепутал крыши домов. Дети закрывают глаза, педагог меняет местами крыши-треугольники. Открыв глаза, учащиеся должны найти ошибку и устранить ее (при необходимости оказывается помощь.) | — способность пространственного восприятия; — возможности счета; |
Аппликация
Тема. «Собирание бус».
Оборудование: коробки с кругами-шаблонами трех цветов (красного, желтого, синего) для каждого ребенка; карточки с изображением контуров бус и три коробки красного, желтого и синего цвета.
Содержание занятия | Что выявляется |
1.На столах у детей три цветных круга-шаблона (красный, желтый, синий). Учитель вывешивает на доску поочередно красный, желтый, синий круги. Дети должны показать такой же и назвать цвет. Каждому ребенку предлагается коробка, в которой смешаны круги-шаблоны трех цветов и три коробки аналогичных цветов. | — способности зрительно воспринимать цвета; — знание названий цветов; — понимание задания; — возможность целенаправленной деятельности; — волевые усилия; — умение принять помощь взрослого |
2. Каждому ребенку предлагаются три карточки с готовыми рисунками бус-контуров. Необходимо выбрать цвет и выложить круги-шаблоны в заданном направлении. Сосчитать бусины | — наблюдательность; — способность распределять внимание; — знание цвета и умение назвать его. |
Четверг
Развитие речи
Тема.Учебные вещи, назначение и обращение с ними.
Оборудование: картинки с изображением учебных вещей
Содержание занятия | Что выявляется |
1.Беседа учителя о назначении учебных вещей (ранец, рюкзак), ручка, тетрадь, карандаш, книга и т.п.). Предъявляется реальный предмет. | — способность слушать и понимать речь учителя; |
2. Учитель просит отобрать из набора картинок с изображением различных предметов только те, которые необходимы для школы («учебные вещи»). Дети должны разложить круги в коробки по цвету. | — знание назначения предметов; — способности устанавливать сходство, тождество изображения на картинке с реальным предметом на основе зрительного анализа; — способность соотносить одинаковые цвета; — дифференциация цвета; |
3. Найти и назвать предметы в классе, одежду детей, учителя по заданному цвету. | — сосредоточенность в процессе восприятия; |
4. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Учитель на доске вывешивает четыре картинки (на трех из них изображены учебные вещи). Дети должны выделить лишнюю и определить почему | — целенаправленность деятельности; — аналитико-синтетическая деятельность; — способность исключать предмет, не имеющий общие для остальных признаков; — умение делать обобщение; — логическая обоснованность принципа действия. |
Письмо. Подготовка к письму
Тема. Формирование навыков письма.
Оборудование: цветные полоски (из плотной бумаги, картона); трафареты геометрических фигур; карандаши.
Содержание занятия | Что выявляется |
1. Пальчиковая гимнастика: Идут четыре брата. Навстречу им старшой. — Здорово, Большак! —Здорово, Васька-указка, Мишка-середка, Гришка-сиротка и крошка-Тимошка. На первую строчку — большой палец согнут на ладони, на вторую строчку — большой палец противопоставлен остальным четырем, на третью и четвертую строчку — кончики большого пальца и остальных четырех пальцев соединяются вместе. На пятую строчку соединяются кончики большого пальца и указательного. На шестую строчку соединяются кончики большого пальца и среднего. На седьмую строчку соединяются кончики большого пальца и безымянного. На восьмую строчку соединяются кончики большого пальца и мизинца. | — способность действий по подражанию и образцу; |
2. Работа с цветными полосками. Учитель располагает в определенной последовательности цветные полоски. Дети на парте выкладывают полоски в той же последовательности. При необходимости оказывается помощь. (все полоски одного цвета) | —сформированность предметно- манипулятивных действий; — умение работать по образцу; — темп и последовательность действий; — интерес; — наличие положительной эмоциональной реакции; — моторные умения; — пространственное восприятие; — возможности счета. |
3. Обводка по трафарету квадрата и прямоугольника. Штриховка в заданных направлениях | — графомоторные навыки. |
Самообслуживание
Тема. Части тела.
Содержание занятия | Что выявляется |
1. Пальчиковая игра. Кран откройся, Кран откройся, Нос умойся, нос умойся, Щеки, уши, рот, глаза И конечно голова. Шея, шея умывайся, Плечи, грудь, живот, спина, Руки, ноги. Вот и я. На первые 2 строчки имитация пальцами правой руки открывания крана. При перечислении частей тела слегка обеими руками их поглаживаем. На последней строчке — руки складываем на груди и говорим «Вот и я». | — состояние моторики; —синхронность движений обеих рук; —координация движений; —возможности подражания; —произвольность движений; |
2. Учитель просит показать и назвать части тела. | — умение ориентироваться в схеме собственного тела; — знание и называние частей тела; — состояние речи; |
3. Игра «Найди у себя». Учитель показывает на себе, например, ухо. Дети показывают у себя. | — интерес; — внимание; —способность к целенаправленной деятельности. |
4. Игра «Угадай». Вариант 1. На столе у педагога находится корзина, покрытая салфеткой. Дети поочередно опускают руку в корзину под салфетку и по заданию педагога достают одну палочку (ракушку, орех и т.п.) или много палочек. Вариант 2. Поочередно каждому ученику платком завязывают глаза. На одной руке ребенка педагог зажимает своей рукой один палец, на другой 3-4 пальца. Ребенок должен определить на какой руке зажат один палец, а на какой много. | — интерес; — понимание задания; —умение быть последовательным в работе; — соотношение слова с реальным предметом и количеством; — особенности тактильного восприятия; — возможности концентрации внимания. |
Пятница
Счет
Тема.Один — много.
Оборудование:таблицы с изображением предметов, индивидуальные конверты с набором картинок; корзина, счетный материал
Содержание занятия | Что выявляется |
1. Учитель вывешивает на доске таблицы с изображением знакомых предметов (шар — шары, пирамидка — пирамидки, матрешка — матрешки и др.) и просит назвать их. | — знание названий знакомых предметов; |
2. Дети должны показать, где много, где один. Затем детям предлагается из своих конвертов вынуть картинки и по инструкции показать, где много, где один предмет. 3. После этого дети рассматривают учебные вещи. Показывают много карандашей — один карандаш; много тетрадей — одна тетрадь и т.д. | — сформированность понятий много-один; — зрительное восприятие; |
Письмо
Тема. Формирование навыков письма.
Оборудование: цветные полоски, карандаши.
Содержание занятия | Что выявляется |
1. Пальчиковая гимнастика. Вот как пальчики шагают — И мизинец, и большой, Указательный и средний, Безымянный — вот какой! Вот какие наши ручки, Лихо пляшут у ребят, Вот какие наши ручки, Веселятся и шалят. Кисти рук лежат на столе. На первую строчку кисти обеих рук поднимаются и опускаются. Затем руки сгибаются в кистях и на название каждого пальца производится постукивание по столу. На 6-7 строчки кисти рук поднимаются и опускаются. На 8 строчку хлопаем в ладоши. | — состояние моторики; —дифференцированность движений кистей обеих рук; — синхронность движений обеих рук; |
2. Учитель располагает на доске поочередно по два различных сочетания цветных полосок (количество полосок в каждом сочетании одинаково). Дети рассматривают, находят сходства, различия. Затем детям предлагают расположить у себя на парте цветные полоски в таких же сочетаниях (по образцу). Если дети не выполняют по образцу, то задание выполняется по подражанию. | — состояние аналитико-синтетической деятельности; — способность устанавливать тождества; — характер деятельности (по образцу); |
3. Письмо по точкам (соединение точек линиями). | — возможность целенаправленной деятельности; — навык держания карандаша. |
Рисование
Тема.Праздник.
Оборудование: бумага, кисточки, краски.
Содержание занятия | Что выявляется |
1.На столе стоят предметы для рисования. Дети называют и показывают их. По возможности говорят о их предназначении. На партах у детей лежат листы бумаги. Дети показывают по инструкции педагога верх, низ, середину листа, правую, левую стороны. | — интерес; — словарный запас детей; — состояние пространственной ориентировки на листе бумаги; — знание слов, обозначающих пространственные направления; |
2. Учитель осуществляет с детьми подготовительные упражнения: проведение кисточкой по тыльной стороне руки, ладони; по щеке; отрабатывает снятие воды с кисточки в банку, вытирание кисточки о тряпку и т.д. 3. Комментированное рисование. Затем учитель на листе, закрепленном на доске, краской одного цвета способом примакивания наносит пятна кистью на всю поверхность листа. Примерная речь учителя: «Начался учебный год. В школу пришли дети. Это большой праздник». 4. Подготовка рабочего места. Каждый ребенок выбирает понравившийся ему цвет. Учитель предлагает нарисовать то же самое на своих листах. Практическая деятельность детей. Учитель оказывает необходимую помощь. | — произвольность внимания; — интерес; — сформированность предметных действий; — состояние навыков рисования; — состояние движений кистей рук; — умение переключаться с одного действия на другое; — способность целенаправленной деятельности; |
5. Рассматривание готовых работ. Дети называют цвет, которым они рисовали, и цвет, выбранный их товарищами. | — самоконтроль; — умение адекватно оценивать собственную работу и работу своих товарищей; — знание цвета. |
ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ
Понедельник
Чтение
Тема.Русская народная сказка «Репка».
Оборудование:фланелеграф, трафареты персонажей сказки, картинки с изображением животных, экран
Содержание занятия | Что выявляется |
1.На доске фланелеграф. Учитель читает сказку «Репка», сопровождая чтение показом на фланелеграфе трафаретов персонажей. Учитель задает вопросы по содержанию. | — интерес; — умение слушать; — устойчивость внимания; — понимание речи взрослого; — состояние фразовой речи, фразы; — словарный запас; |
2. Игра «Чей голос?» На трафаретах у детей картинки с изображением собаки, кошки, мышки. За экраном педагог имитирует голос одного животного (например, мышки «пи-пи» и т.д.). Необходимо показать соответствующую картинку и назвать чей голос. | — концентрация внимания; — слуховое восприятие; — состояние произносительной стороны речи; — запас сведений об окружающем. |
Письмо
Тема.Письмо линий различных конфигураций.
Оборудование:Индивидуальные настольные доски, ящик с мокрым песком, губки, карандаши, листы бумаги.
Содержание занятия | Что выявляется |
1. Пальчиковая игра. Землю мы копаем, Репу сеем там, Затем мы поливаем, И конечно ждем, | — координация движений обеих рук, моторика, переключаемость движений; — внимание; |
Репа вырастает, И мы ее возьмем. На первую строчку — имитация копания земли. На вторую — пальцы собраны в щепотку, сеем. На третью — плавные движения руками слева направо. На четвертую — руки скрестили на груди. На пятую — смыкаем руки в большой круг перед грудью. На шестую — руки опущены вдоль тела. | |
2. Игра «Пройди по дорожке». На полу нарисованы линии: Дети должны пройти по ним. | — координация крупных движений; — сформированность зрительно-моторной координации; — волевые усилия, произвольность движений; — пространственное восприятие; — сформированность моторных умений. |
3. Учитель предлагает каждому ребенку провести указательным пальцем по мокрому песку в ящике дорожки такой же конфигурации, как и в игре. 4. На парте у каждого ученика настольная доска. На доске нарисованы мелом две дорожки: прямая и волнистая. Дети обводят пальцем дорожки. Затем ведут по ним влажной губкой (стирают). | |
5. Усложненный вариант. Дети обводят дорожки на листе бумаги карандашом, а некоторые пробуют изображать их самостоятельно. |
Ритмическая игра
Оборудование: бубны, погремушка, барабан, колокольчик, деревянные палочки.
Содержание занятия | Что выявляется |
1. Упражнение на развитие координации движений обеих рук, моторики пальцев рук. Педагог рассказывает детям стихотворение «Овощи» Ю. Тувима, сопровождая его движениями. Дети повторяют. Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!.. Вот овощи спор завели на столе — Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох!.. Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!.. Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. Ох!.. На первые две строчки строфы — ритмические хлопки в ладоши. При произношении слова «картошка» — вытягивают два кулачка перед собой; «капуста» — смыкают руки в большой круг перед собой; «морковка» — ладони обеих рук плотно прижаты друг к другу; «горох» — делаем «горошины», поочередно соединяя большой пальцем с остальными (сначала на правой руке, потом на левой); «петрушка» — вращение перед собой кистями рук; «свекла» — кулачок правой руки обнимаем левой ладонью. | — способность выполнять действия по подражанию; — координация движений обеих рук, моторика, переключаемость движений; |
2. Игра «Повтори». Учитель ударяет по бубну рукой. Дети повторяют услышанное. (Один удар; два удара; короткий-короткий-длинный; длинный-короткий-короткий и т.п.) | — слуховое восприятие; — способность соблюдать ритм; — сосредоточенность и устойчивость внимания; |
3. Игра «Отгадай, что звучит». На столе у учителя две пары: колокольчик-погремушка; барабан-деревянные палочки. 4. Учитель спрашивает названия инструментов. При затруднении называет их сам. Затем учитель знакомит детей со звучанием каждого инструмента. На столе остаются два инструмента одной из пар. Дети закрывают глаза. Учитель играет на одном из инструментов. Нужно назвать этот инструмент и по возможности назвать его. | — знание названий предметов; — эмоциональная реакция; — наличие интереса; — слуховая память. |
Вторник
Развитие речи
Тема. Русская народная сказка «Репка».
Оборудование: картина; фланелеграф, фигурки персонажей сказки
Содержание занятия | Что выявляется |
1. Пальчиковая игра «Мои веселые пальчики». Мои пальчики расскажут, Все умеют, все покажут. Пять их на моей руке. Все делать могут, Всегда помогут. Они на дудочке играют, Мячик бросают, Белье стирают, Пол подметают, Они считают, Щиплют, ласкают, Мои пальцы на руке. На первые две строчки — поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу. Затем хлопать в ладоши. Далее подражать движениям, соответствующим содержанию текста. | — состояние мелкой моторики; — интерес; — адекватность эмоциональной реакции; |
2. Учитель вывешивает на доску картину с изображением сказки «Репка». Рассматривание картины. Воссоздание детьми содержания сказки по поставленным педагогом вопросам с опорой на картину. | —внимание при рассматривании; — возможности воспроизведения знакомого содержания с опорой на наглядный образец; |
3. Работа с фигурками персонажей сказки «Репка». На сюжетной картинке изображены все персонажи сказки, стоящие друг за другом и тянущие репку. Ребенку нужно выложить на фланелеграфе фигурки персонажей в правильной последовательности (образец-картина перед глазами). | — сформированность пространственного восприятия, аналитико-синтетической деятельности; — зрительное восприятие; — умение пользоваться образцом; — состояние речи (словарь, фраза, произношение). |
Счет
Тема. Понятия большой, маленький.
Оборудование: натуральные овощи; коробки с предметами разных размеров, карточки.
Содержание занятия | Что выявляется |
1.Учитель демонстрирует две натуральные репки разных размеров. Показать большую репку. «А это какая?» Затем дети определяют величину остальных овощей — огурцов, помидоров, картошки и т.п. «Что это такое?» | — зрительное восприятие; — сформированность понятий большой, маленький; — способность различать величину; — знание названий величины; — знание названий рядовых категорий; |
2. На партах у детей коробки с предметами (пуговицы, расчески, ложки, матрешки и т.п.). Необходимо разложить их на две группы по величине. | — различение величины; — зрительно-моторная координация; — способность делать обобщение с учетом величины; |
3. Детям поочередно раздаются карточки. Необходимо закрасить только маленькие, только большие фигуры. | —аналитико-синтетические способности мышления. |
Конструирование
Тема. Выкладывание фигур из палочек.
Оборудование: счетные палочки; картинки у педагога, карточки у детей с изображением предметов школьной комнаты.
Содержание занятия | Что выявляется |
1. Учитель вывешивает на доске, а дети у себя на столе находят и называют картинки с изображением стола, стула, окна. Учитель просит показать эти предметы в комнате. | — Способность воспроизведения усвоенного; — пространственная ориентировка; — способность соотносить реальный предмет и его изображение; |
2. Затем учитель под картинкой с изображением стола строит стол из палочек. Дети должны выложить из палочек стол на парте. Сохраняя по |