Использование специальных заданий диагностического характера
Для получения сведений о ребенке и затем на основе их составления индивидуальной программы обучения и развития предлагаем использовать следующие примерные задания, которые желательно проводить в игровой занимательной форме, включая их в групповые и индивидуальные занятия с детьми. Наша главная задача показать, что может быть выявлено у ребенка с помощью данного задания.
Пирамида из шести колец
Оборудование: две пирамиды с кольцами разной величины, разного цвета и конфигурации (в одной кольца круглые, в другой — квадратной формы).
Процедура проведения: | Что выявляется: |
Перед ребенком ставится пирамида. | — эмоциональная реакция (проявляет интерес, выраженное удовольствие, безразличие); |
Кольца снимаются на глазах ребенка, после чего дается устная инструкция («Надеть колечки») или с показом. | — понимание инструкции (начинает надевать кольца на стержень или бессмысленно перекладывает их, бросает, сначала надевает колпачок и т.п.); — нет ли отказа от работы; — ручная умелость (как берет кольца, может ли надеть кольцо на стержень пирамиды, ловкость движений, нет ли тремора и т.д.); — способ собирания пирамиды (зрительное соотнесение, путем проб, наугад); — учитывает величину колец (понимание признака величины); |
Если ребенок не учитывает признак величины при собирании пирамиды, ему оказывается помощь: предлагают разложить на столе кольца от большого к маленькому. Показать самое большое, самое маленькое. Сделать выбор из двух близких по величине колец. | — сравнение и дифференциация по одному признаку; |
Ребенка просят показать красное, синее, зеленое, желтое, белое кольцо. | — различение цветов; |
Затем просят сказать, какого цвета это кольцо (показываются все кольца поочередно). | — знание названий основных цветов; |
Для того чтобы уточнить способен ли ребенок осуществить перенос показанного способа действий на аналогичное задание, ему предлагается другая пирамида. | — влияние помощи, обучаемость; — способность найти и исправить ошибочные действия. |
Предметные и геометрические вкладки
Оборудование: две доски-вкладки с изображением на одной знакомых предметов, на другой — геометрических фигур.
Процедура проведения: | Что выявляется: |
Перед ребенком кладут доску с изображением предметов | — проявление интереса, эмоциональная реакция; |
Вкладки вынимаются и ребенку предлагают положить их на свое место. | — понимание инструкции; — нет ли отказа от работы; — какой инструкции достаточно для понимания задания (устной, с показом образца начала действий); — какая помощь требуется (организующая, направляющая, совместное выполнение); — способ деятельности (зрительное соотнесение, путем проб, неадекватное заталкивание в прорези); — состояние моторики: ловкость захвата выкладок; — сосредоточенность в процессе работы; — способность находить сходство выкладки-изображения предмета с его контурными прорезями на доске; |
Ребенка просят показать изображение каждого предмета на вкладке. | — запас сведений об окружающем; |
Ребенка просят назвать предъявляемый ему предмет. | — словарный запас; |
Аналогичная работа проводится с доской, имеющей геометрические вкладки (называть фигуры не требуется, только найти похожую фигуру и положить ее в соответствующую прорезь). | — способность устанавливать сходства фигур с разрезами на доске и осуществлять выбор геометрических фигур. |
Найти такую же картинку
Оборудование: набор парных картинок с изображением знакомых детям предметов (из лото)
Процедура проведения: | Что выявляется: |
Перед ребенком раскладывают 4 знакомых изображения (мяч, собака, шапка, кружка). | — проявление интереса, эмоциональная реакция; |
Ребенка просят показать по названию предмета его изображение. Затем спрашивают: «Что это?» | — понимание инструкции; — привлекается ли внимание и насколько оно стойко; — соотносит ли слово с изображением и может ли дифференцировать изображения; |
Затем показывают парную картинку (например, мяч) и просят дать такую же. | — сформированность понятия тождества; — находит ли общее в одинаковых изображениях на основе зрительного анализа; — процессы сравнения; — целенаправленность в работе; |
Эту работу можно проводить на реальных предметах (игрушках). | — понимание названия используемых предметов (игрушек) и словесного обозначения действий с ними. |
Разрезные картинки
Оборудование: 4 картинки с изображением знакомых детям предметов, разрезанные на две, три и четыре части.
Процедура проведения: | Что выявляется: |
Перед ребенком кладут картинку, разрезанную на две части и спрашивают, что изображено. | — проявление интереса, эмоциональная реакция на сам факт обследования; |
— узнавание предметов, которые ребенок уже видел раньше; | |
Затем картинку «ломают» и кладут части отдельно в разном положении на плоскости. Инструкция: «Сложи картинку», «Что должно получиться?» (это уже первая доза помощи, если ребенок не начинает работу). | — понимание инструкции и цели задания; — умение оперировать образами, видеть целое на основе составляющих частей; — сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, комбинаторных способностей; — использование помощи (достаточно организующей или нужен показ, разъяснение, совместное выполнение, постоянная стимуляция). — способ деятельности (нет ли нелепых попыток); — наличие и стойкость интереса; — волевые усилия (доводит ли до конца начатую работу); — эмоциональная реакция на результат (радуется, огорчается, злится и т.д.); — состояние мелкой моторики (захват картинки всеми пальцами, сменная или ловко тремя пальцами); |
После этой картинки предлагаются другие, разрезанные на три и четыре части по вертикали и горизонтали, с которыми строится аналогичная работа. | — нет ли тех же ошибок, что и в работе с предыдущей картинкой. |