С тяжелой умственной отсталостью.
Содержание изучения: | Методы изучения: |
I. Общие сведения о ребенке: Фамилия, имя, дата рождения. Год поступления в данное учреждение, был ли до этого в детских учреждениях и каких. Если прибыл из школы, то в каких классах и сколько лет обучался. | Изучение документации. |
П. История развития: Здоровье родителей. Как протекала беременность, роды, вовремя ли родился. Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания и травмы перенес в первые годы жизни. | Беседа врача с родителями. Изучение документации. |
Ш. Семья ребенка: Состав семьи; взаимоотношения между членами семьи. Материальные условия жизни; занятия родителей. Отношение членов семьи к ребенку. | Беседа с родителями. |
IV. Физическое состояние ребенка: Изменения в физическом развитии (рост, упитанность, особенности в осанке и т.д.). Нарушение движений, паралич, парезы; стереотипные и навязчивые движения в жестах, мимике. Состояние органов чувств (слуха, зрения, обоняния, осязания); | Наблюдение во время занятий, во время игр и т.д. Обследование врачом. Изучение медицинской документации. Специальные исследования. |
V. Особенности познавательной деятельности ребенка: 1) Особенности речи: Понимание устной речи (обращенных вопросов, указаний, объяснений). Наличие связной речи. Дефекты произношения. Запас слов, грамматический строй речи. Нет ли болтливости, нецеленаправленной речи. Эмоциональная окраска речи. Понимание письменной речи (текстов книг, таблиц и т.д.) | Наблюдения за речью ребенка. Беседы с ребенком. |
Изучение письменных работ. | |
2) Особенности внимания. Концентрация взгляда на объекте, объем внимания, устойчивость. Легко ли переключается с одного вида деятельности на другой. | Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время. Обследование с помощью экспериментально-психологических методик. |
3) Особенности восприятия. Активность восприятия, объем восприятия. Восприятие величины, формы, цвета, положения в пространстве, восприятие времени. Наличие иллюзий, галлюцинаций. | Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время. Психолого-педагогическое обследование специальными методиками. |
4) Особенности мышления. Понимание окружающей обстановки, нет ли помраченности сознания. Знание названий и назначения простейших предметов. Соотношение реальных предметов с их изображением на картине. Понимание содержания картин. Умение самостоятельно понять содержание текста. Умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различий. Умение классифицировать предметы и делать простые обобщения. Понимание причинно-следственных зависимостей. Характер процессов анализа, синтеза, обобщения. | Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время. Беседы с ребенком. Психолого-педагогическое обследование специальными методиками. |
5) Особенности памяти. Преобладающий тип памяти (эмоциональная, образная, словесно-логическая), способность к произвольному запоминанию. Быстрота запоминания. Прочность запоминания. Что лучше запоминает: цифры, факты, описания. Характер припоминания. Преобладает механическая или словесно-логическая, опосредствованная память. | Наблюдения за ребенком на занятиях и в играх. |
Обследование с помощью экспериментально-психологических методик. | |
6) Познавательные интересы. Отсутствуют, слабо выражены; чем интересуется (интересы к труду, к пению, к рисованию, к спорту, к танцам). Отношение к отдельным учебным занятиям. | Индивидуальные беседы с детьми. Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время. Изучение творческих работ детей. |
VI. Эмоционально-волевая деятельность. Преобладающие настроения ребенка (веселое, грустное). Реакция на происходящее вокруг. Свойственно ли чувство страха, восторга, удивления, сострадания. Адекватность эмоционального реагирования. Способность к волевому усилию в занятиях, в игре и т.д. Умение сдерживать себя от недозволенных действий и т.д. | Наблюдения за ребенком на занятиях, вне занятий, в играх и т.д. |
VII. Особенности личности. Нравственные качества: отношение к родным, близким, товарищам и пр. Наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения. Как проявляет себя ребенок в учебной, трудовой и игровой деятельности. Взаимоотношения с коллективом. Самооценка и уровень притязаний. Разрушительные наклонности, склонность к бродяжничеству, онанизм и т.д. | Наблюдения за ребенком в различных ситуациях. |
Уточним некоторые разделы этой программы и раскроем основные критерии, которые следует учитывать при оценке полученных при изучении материалов.
При первой же встрече с ребенком следует отметить: