С тяжелой умственной отсталостью.

Содержание изучения: Методы изучения:
I. Общие сведения о ребенке: Фамилия, имя, дата рождения. Год поступления в данное учреждение, был ли до этого в детских учрежде­ниях и каких. Если прибыл из шко­лы, то в каких классах и сколько лет обучался. Изучение документации.
П. История развития: Здоровье родителей. Как протекала беременность, роды, вовремя ли ро­дился. Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания и трав­мы перенес в первые годы жизни. Беседа врача с родителями. Изучение документации.
Ш. Семья ребенка: Состав семьи; взаимоотношения ме­жду членами семьи. Материальные условия жизни; занятия родителей. Отношение членов семьи к ребенку. Беседа с родителями.
IV. Физическое состояние ребенка: Изменения в физическом развитии (рост, упитанность, особенности в осанке и т.д.). Нарушение движе­ний, паралич, парезы; стереотип­ные и навязчивые движения в жес­тах, мимике. Состояние органов чувств (слуха, зрения, обоняния, осязания); Наблюдение во время заня­тий, во время игр и т.д. Обследование врачом. Изучение медицинской до­кументации. Специальные исследования.
V. Особенности познавательной деятельности ребенка: 1) Особенности речи: Понимание устной речи (обращен­ных вопросов, указаний, объясне­ний). Наличие связной речи. Дефекты произношения. Запас слов, грамматический строй речи. Нет ли болтливости, нецеленаправленной речи. Эмоциональная окраска речи. Понимание письменной речи (тек­стов книг, таблиц и т.д.) Наблюдения за речью ре­бенка. Беседы с ребенком.
Изучение письменных ра­бот.
2) Особенности внимания. Концентрация взгляда на объекте, объем внимания, устойчивость. Легко ли переключается с одного вида деятельности на другой. Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время. Обследование с помощью экспериментально-психологических методик.
3) Особенности восприятия. Активность восприятия, объем вос­приятия. Восприятие величины, формы, цвета, положения в про­странстве, восприятие времени. На­личие иллюзий, галлюцинаций. Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время. Психолого-педагогическое обследование специальны­ми методиками.
4) Особенности мышления. Понимание окружающей обстанов­ки, нет ли помраченности сознания. Знание названий и назначения про­стейших предметов. Соотношение реальных предметов с их изображе­нием на картине. Понимание содер­жания картин. Умение самостоя­тельно понять содержание текста. Умение сравнивать предметы с це­лью выявления сходства и различий. Умение классифицировать предме­ты и делать простые обобщения. Понимание причинно-следственных зависимостей. Характер процессов анализа, синтеза, обобщения.   Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время. Беседы с ребенком. Психолого-педагогическое обследование специальны­ми методиками.
5) Особенности памяти. Преобладающий тип памяти (эмо­циональная, образная, словесно-ло­гическая), способность к произвольному запоминанию. Быстрота запоминания. Прочность запомина­ния. Что лучше запоминает: цифры, факты, описания. Характер припо­минания. Преобладает механиче­ская или словесно-логическая, опо­средствованная память. Наблюдения за ребенком на занятиях и в играх.
Обследование с помощью экспериментально-психологических методик.
6) Познавательные интересы. Отсутствуют, слабо выражены; чем интересуется (интересы к труду, к пению, к рисованию, к спорту, к танцам). Отношение к отдельным учебным занятиям. Индивидуальные беседы с детьми. Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время. Изучение творческих работ детей.
VI. Эмоционально-волевая деятель­ность. Преобладающие настроения ребенка (веселое, грустное). Реакция на про­исходящее вокруг. Свойственно ли чувство страха, восторга, удивления, сострадания. Адекватность эмоцио­нального реагирования. Способность к волевому усилию в занятиях, в игре и т.д. Умение сдерживать себя от недозволенных действий и т.д. Наблюдения за ребенком на занятиях, вне занятий, в иг­рах и т.д.
VII. Особенности личности. Нравственные качества: отношение к родным, близким, товарищам и пр. Наличие чувства долга и ответ­ственности. Соблюдение правил поведения. Как проявляет себя ребенок в учеб­ной, трудовой и игровой деятель­ности. Взаимоотношения с коллек­тивом. Самооценка и уровень при­тязаний. Разрушительные наклон­ности, склонность к бродяжничест­ву, онанизм и т.д. Наблюдения за ребенком в различных ситуациях.


Уточним некоторые разделы этой программы и раскроем ос­новные критерии, которые следует учитывать при оценке полу­ченных при изучении материалов.

При первой же встрече с ребенком следует отметить:

Наши рекомендации