Избегуние сексуальной тематики
Уход от тем, связанных с сексуальной сферой, проявляется в отсутствии изображения нижней половины тела человека или в изображении только лица. Обычно это относится к рисунку человека противоположного пола (рис. 57, 58).
Шестнадцатилетняя Софья нарисовала девушку во весь рост, юношу же расположила так, что нижняя часть его тела оказалась скрытой столом. В изображении юноши имеются признаки эмоциональной нагрузки (повышенный нажим на карандаш, исправления). Это говорит о том, что уход от сексуальной проблематики связан у Софьи с напряженным отношением к данной сфере. Оно может иметь различные причины: неблагоприятный предшествующий опыт, общие представления о нежелательности или запретности сексуальных отношений, недоверие к представителям противоположного пола.
Сходное сочетание ухода от сексуальной проблематики с напряженным отношением к данной сфере наблюдается и в рис.58.
Одним из часто встречающихся признаков серьезного неблагополучия в сексуальной сфере служит проявление особо значительной эмоциональной нагрузки при изображении груди, бедер, генитальной области. На рис. 59 грудь изображена множественными линиями с повышенным нажимом. Подробно прорисована также генитальная область, которая в первом (впоследствии стертом) варианте рисунка была скрыта юбкой.
Рисунок в целом содержит ярко выраженные признаки тревоги (исправления, множественные линии), высокой эмоциональной напряженности (повышенный нажим), страхов (темные очки). Тщательно вырисованная прическа, бусы и серьги говорят о высокой демонстративности.
Можно говорить о существенном ускорении психосексуального развития, сопровождаемом серьезным неблагополучием в сексуальной сфере. Это может быть следствием либо физиологических нарушений, приведших к сверхраннему половому развитию (гормональные нарушения, органическое поражение гипоталамической области мозга), либо совершавшихся с ребенком развратных действий. Установить причину отклонений в психосексуальном развитии не удалось. Рекомендована консультация эндокринолога.
В восприятии Ильи женщина – источник угрозы; она агрессивна (по меньшей мере, вербально) и потенциально опасна. Изображена скорее взрослая женщина, нежели девушка. Это наводит на предположение о том, что за представлениями о женщине у мальчика стоит образ его матери. Однако ярко выраженная сексуальная символика (подчеркнутая грудь) свидетельствует о том, что рисунок следует толковать и более обобщенно – как образ «женщины вообще».
Связь обобщенного образа женщины с материнской фигурой подчеркивал З.Фрейд. Она особенно сильна в случаях неизжитого Эдипова комплекса. Можно предполагать, что нарушения во взаимоотношениях с матерью (гиперопека, чрезмерное давление) привели к выраженной боязни женщин вообще. Вместе с тем, в подростковом возрасте проблема взаимоотношений с противоположным полом всегда высоко значима. Весьма вероятно, что именно значимость этих отношений в сочетании с крайне негативными ожиданиями явилась одной из причин, вызвавших неблагоприятное психологическое состояние Ильи (отмеченные выше тревогу и аутизацию).
Мать характеризует Илью как нервозного ребенка, испытывающего серьезные трудности в контактах с людьми.
По ее словам, неблагоприятные проявления имелись и раньше, но резко усилились в последние полгода. Эти сведения вполне соответствуют гипотезе, выдвинутой в результате психологического обследования. Для преодоления имеющихся трудностей рекомендована семейная психотерапия.