Основание «мосфильма» и джо шенк
КАК ПЕРВАЯ ЕГО ЛЕГЕНДА
Эта история одновременно и легендарная и вполне правдивая. Потому что в ее основе лежат свидетельства уважаемых людей: режиссеров Сергея Эйзенштейна, Григория Александрова, искусствоведов Наума Клеймана и Кирилла Разлогова.
В 1926 году Джозеф Шенк сидел в своем личном кинозале и смотрел фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин». Он дал самую высокую оценку кинофильму, отмечая великолепные массовые сцены, обжигающее дыхание лихо закручивающего действа. Его оценки были скорее рациональными, чем эмоциональными. Потом об этих впечатлениях одного из крупнейших продюсеров Голливуда расскажут многие газеты и журналы.
У него возникло желание сначала отправить в Москву, на Мосфильм делегацию во главе с Фербэнксом и Пикфорд, а позже и посетить Советский Союз.
История Мосфильма шла параллельным курсом с историей крупнейших киностудий Голливуда. Сам Мосфильм зарождался как бы в несколько этапов.
В начале 20-х в Москве существовали две крупные киностудии. Одна из них принадлежала Александр Алексеевич Ханжонкову (1877-1945), российскому кинодеятелю, организатору и руководителю первого российского кинопредприятия, выпускавшего (с 1907) отечественные фильмы.
Выходец из донских казаков, Ханжонков - сын казачьего офицера, окончил Новочеркасское юнкерское училище (1896) и в чине подхорунжего был принят на службу в один из лучших казачьих полков, в составе которого участвовал в русско-японской войне. Знакомство с кинематографом определило дальнейшую судьбу Ханжонкова, он оставил воинскую службу и связал свою жизнь с кино.
Как представитель фирмы братьев Пате, открыл в Москве в 1906 году «Торговый дом А. Ханжонкова» — первое российское кинематографическое предприятие по продаже зарубежных фильмов, а затем и их прокату. В 1907 году предприятие Ханжонкова приступает к производству русских картин.
В то время в России было немало кинопредпринимателей, тем удивительнее, что уже в 1909 году, через три года после основания, «Торговый дом Ханжонкова» выпускал по числу и метражу столько же картин, сколько создавали все русские и иностранные киноконторы, вместе взятые.
В 1911 году «Торговый дом Ханжонкова» преобразован в «Акционерное общество А. Ханжонкова». Ханжонков расширяет материально-техническую базу, превращает свое предприятие в одно из самых совершенных в мировом кинопроизводстве. Его фирма становится лидером в России по объему производства картин и их качеству.
В 1911 году выпущен в прокат первый русский полнометражный фильм «Оборона Севастополя», в котором Ханжонков выступил не только как предприниматель, но и как сорежиссер и автор сценария.Ханжонков первым в России занялся производством научно-популярных, документальных и мультипликационных фильмов, уделял большое внимание созданию хроникальных и этнографических картин (финансировал поездку оператора Ф. Бремера из Одессы, через Индийский океан, к Чукотскому полуострову).
У Ханжонкова начинали свой творческий путь режиссеры: П. Чардынин, Е. Бауэр, Л. Кулешов; актеры И. Мозжухин, В. Холодная, В. Полонский; художники: Б. Завелев, А. Рылло; первый русский аниматор В. Старевич. Совместно с А. Ханжонковой (под общим псевдонимом — Анталек) он написал ряд сценариев осуществленных постановок.
С 1924 года Ханжонков работал консультантом производственного отдела Госкино, с 1925 года заведовал производством «Пролеткино».
Автор мемуаров «Первые годы русской кинематографии» (книга вышла в сокращенном варианте в 1937 году).
Фильмография Ханжонкова:
1908 ПЕСНЬ ПРО КУПЦА КАЛАШНИКОВА сопостановщик;
1911 КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ каскадер;
1911 ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ режиссер, автор сценария
1915 ИРИНА КИРСАНОВА сценарист;
1916 ЯМЩИК, НЕ ГОНИ ЛОШАДЕЙ
1916 ЖИЗНЬ ЗА ЖИЗНЬ
Другая киностудия принадлежала кинопредприятию «И.Ермольев» со съемочным павильоном. Иосиф Николаевич ЕРМОЛЬЕВ (1889 — 1962), один из первых русских кинопредпринимателей.
В 1907—1912 —работал служащим Московского отделения французской прокатно-производственной фирмы «Братья Пате».
В 1912 становится совладельцем прокатной фирмы «Ермольев, Зархин и Сегель» (Ростов-на-Дону).
В 1915 создает кинопредприятие «И.Ермольев» со съемочным павильоном в Москве, где было выпущено более 120 фильмов. Среди них «Отец Сергий», «Пиковая дама».
В 1918 открыл филиал в Ялте. С 1920 жил за границей, был продюсером в США.
В 1914 в фильме «В ОМУТЕ МОСКВЫ» снялся как актер.
История « Мосфильма » началась в тот момент, когда киностудии Ханжонкова и Ермольева были национализированы, объединены и переданы в ведение Всероссийского фотокиноотдела. Весь штат кинофабрики И. Н. Ермольева из Брянского переулка, перевели в небольшое здание на Житной улице, где располагалось киноателье А. А. Ханжонкова. Съемки проходили на территории Нескучного сада.
Официальная же история киностудии ведётся с 24 января 1924 года, дня выхода на экраны первого полнометражного фильма «На крыльях ввысь» режиссёра Бориса Михина.
А в 1927 году на Воробьёвых горах, недалеко от деревни Потылиха, состоялась торжественная закладка киногорода.
Со слов некоторых наших киноведов и искусствоведов стало известно, что именно в 1927 году, а не в 1922 и прочих годах Президент компании «Юнайтед Артистс»Джозеф Шенк и приезжал в Советский союз и принял участие в какой-то не слишком шумной церемонии открытия «Мосфильма». Но более убедительные доказательства этого еще предстоит найти.
Ни в американской прессе того периода, ни в специальных изданих подтверждений сего факта нам найти не удалось.
В январе 1931 года началось переселение на Воробьевы горы Первой и Третьей кинофабрик «Мосфильма». С февраля уже шла кинематографическая работа, а в марте кинофабрики объединились с Московской звуковой фабрикой на Лесной улице. Новое предприятие получило название «Московская объединенная фабрика „Союзкино“ имени Десятилетия Октября».
В 1934 году фабрика переименовывается в «Москинокомбинат».
Свое современное название «Мосфильм» получил в 1936 году.
Осенью 41-го все крупнейшие киностудии СССР по решению правительства должны были эвакуировать на восток.
Кстати, знаменитую речь Сталина на параде 1941-го снимали в мосфильмовских декорациях. Подлога не заметил никто, в том числе и иностранные журналисты, сообщившие миру: «оборона Москвы крепка».
В Алма-Ате совместными усилиями « Мосфильма» и «Ленфильма» (который тоже был эвакуирован) создана Центральная объединённая киностудия художественных фильмов.
В 1947 году родилась знаменитая эмблема киностудии — скульптура «Рабочий и колхозница» на фоне Спасской башни. Впервые ее представили на суд зрителей в фильме «Весна» режиссёра Григория Александрова.
Расцвет киностудии наступил в 50 — 60-е годы, когда на «Мосфильме» одновременно делалось до 30 картин.
«Мосфильм» пережил самое трудное время в начале девяностых. По пустым коридорам киностудии тогда стаями бродили бездомные собаки.
Например, Карен Шахназаров «Американскую дочь», в 1994 году снимал в США, а монтировал на «Мосфильме». Это была единственная картина, которая делалась в эти годы на киностудии.
А всего за время своего существования «Мосфильм» выпустил более 2500 фильмов, многие из которых вошли в золотой фонд мирового киноискусства, завоевали многочисленные награды на различных кинофестивалях и конкурсах у нас в стране и за рубежом.
В настоящее время на «Мосфильме» 13 павильонов общей площадью около 10000 кв. м, современное кинооборудование, в том числе с уникальными возможностями записи звука по системе «Долби Диджитал» с использованием компьютерной техники, новейшее кинотехническое оборудование, включающее в себя десятки осветительных приборов для съемок в интерьере и на натуре, современные киносъемочные аппараты.
На киностудии собраны и сохранены уникальные коллекции костюмов — более 400 тысяч единиц, реквизита — около 300 тысяч единиц, а также коллекции ретро-автомобилей и военной техники.
На студии существует подразделение — «Мосфильм-Инфо», которое включает в себя огромные коллекции рабочих моментов и кадров из фильмов студии, иллюстративный материал по истории « Мосфильма», а также все виды изобразительных, справочных, литературных, исторических материалов по всем эпохам.
«Мосфильм» сегодня — это крупнейшая в Европе киностудия, оснащенная самым современным высокотехнологическим оборудованием.