Андрей Вознесенский, советский поэт.1963 г.
Это был 1947 год. Вторая мировая война закончилась. Закончилась она и для Голливуда. Самый длинный город Земли - Лос-Анджелес, протянувшийся на 80 километров вдоль Тихоокеанского побережья, возвращался к мирной жизни.
Что бы там ни говорили, но именно война внесла в его облик те самые характерные черты, которые сделали его не похожим ни на один другой город мира.
Хотя справедливости ради надо сказать, что Лос-Анджелес стал известен всему миру намного раньше — в начале 20-х годов, когда в одном из его окрестных селений возникла кинофабрика Голливуд, объединившая в своих пределах несколько крупнейших кинокомпаний страны. Этот район кинематографисты облюбовали совсем не случайно. Здесь триста дней в году можно снимать фильмы на открытой натуре, под чистым небом и ярким солнцем.
Исследователь творчества Мэри Пикфорд Айлин Уитфилд писала: «Лос-Анджелес тогда бурно развивался, но еще сохранял в себе природное изобилие. «Трава там такая крепкая, — вспоминала Агнес Де Милль, прибывшая в Калифорнию в 1914 году, - такая живая, что это волнует кровь. А в траве растут люпин и мак — все это так превосходно, цветы цветут даже в канавах». Сам воздух, пропитанный ароматами океана, запахами эвкалиптов и цитрусовых, казался наполненным чувственностью.
«В Лос-Анджелесе, — вспоминала Де Милль, — городские улицы переходят в совершенно дикие холмы. По ночам к нашему дому приходили койоты и дикие олени».
Грязная дорога, торжественно названная Бульваром заходящего солнца, соединяла Лос-Анджелес с Голливудом, пригородным ранчо, на котором его владелица, миссис Уилкокс, собирала скромный урожай. В городке в изобилии росли лимоны и апельсины, на многочисленных огородах выращивались овощи. «Кажется, там даже не было городов, — вспоминает Пикфорд. — Повсюду одни сады, огороды и цветы у дорог». Здесь хорошо дышалось, и царила тишина. Местные законы запрещали гнать по улицам более двухсот лошадей, коров или мулов, или более двух тысяч овец, коз и свиней. И кому могло прийти в голову, что в этих местах начнут снимать кино?
А в самом начале войны преимущества географического положения Лос-Анджелеса по-своему оценили уже военные. И по всему городу под тем же открытым небом и палящим солнцем стали возникать промышленные предприятия, работающие на оборону. У них была одна особенность - они не имели ни стен, ни крыш, а станки, на которых производилось оружие победы, устанавливались на бетонные фундаменты и после подключения электричества уже могли работать на полную мощность.
Вот так и сошлись в этом городе "конь и трепетная лань", искусство и промышленность, сосуществуя и дополняя друг друга. Сегодня Лос-Анджелес - крупный промышленный центр. Имеет он и свою природно-метеорологическую особенность, не очень приятную для местных жителей: город почти что не проветривается, поскольку массы холодного воздуха с континента и теплого воздуха с океана встречаются здесь и устремляются вверх, не продувая его.
Итак, в один из теплых дней 1947 года шикарный белый "Линкольн" вывернул с бульвара Заходящего Солнца и покатил по нешироким и полупустынным улицам Лос-Анджелеса.
Не проехав и двух километров, притормозил у обочины на Харпер-авеню. Приспустилось тонированное стекло огромного салона, но из глубины полутемного пространства не доносилось ни звука.
А буквально в двух шагах от лимузина, словно бы не замечая, или намеренно не обращая внимания на автомобильную оказию, на тротуаре пыхтела от досады и напряжения молодая красотка, пытаясь скрепить руками расползающееся по боковому шву умопомрачительно-узкое платье. Красотка вертелась ужом, наклонялась, чуть ли не упираясь своим пышным задом в приоткрытое стекло, распрямляясь и отдуваясь, повторяла обиженным голосом: "Ах, черт, ну надо же, опять на этом же месте, пропади совсем!"
В этот момент прозвучал из машины хрипловатый, насмешливый баритон: "Я могу чем-нибудь помочь?».
От неожиданности, при первых же словах, донесшихся из окна автомобиля, пышка вздрогнула, и платье тут же сползло с ее плеч, открывая любопытному взгляду таинственного незнакомца, сидящего в машине, прелести ее тела.
Вместо того чтобы огорчиться такому повороту событий, молоденькая женщина, едва успев подхватить у самой земли спадающий верх платья, рассмеялась своим обворожительным и громким голосом и воскликнула, давясь от смеха; "О, привет! Кто тут? Вас случайно не Синяя борода зовут?"
Наконец из машины вылез среднего роста, пожилой, плотного телосложения господин с крупными чертами лица, массивным носом, в дорогом светло-сером костюме, белоснежной рубашке с бабочкой на шее.
- Джо Шенк, — представился незнакомец, глядя на девушку таким взглядом, каким хозяин смотрит на вновь приобретенную скаковую лошадь. - Могу предложить свои услуги не только в качестве таксиста, но и в качестве портного. Но для этого нам придется проехать ко мне домой
Незнакомка грациозным кошачьим движением коснулась автомобиля.
- И куда же мы с вами отправимся на этом фантастическом авто? Надеюсь, не в гарем
- Если мисс не испугают настойчивые ухаживания не молодого и не очень красивого таксиста и портного - тогда мы отправимся с ней на бульвар Заходящего Солнца.
- Не извольте беспокоиться, для меня всякий мужчина симпатичнее крокодила - уже красавец. А в сочетании с таким автомобилем - он просто бог. Хм, хм, бульвар Заходящего Солнца, - продолжала она, кокетничая, не переставая вертеть задом, - и где же это? Что-то такое знакомое...
- Это в Голливуде, - сухо пояснил Джо, помогая своей новой знакомой сесть в автомобиль.
- Вы... трудитесь в Голливуде? Кем же?
- Гм, - ухмыльнулся польщенный Шенк, - "трудитесь" - это то слово, которое мне больше всего подходит. Если ты так настаиваешь - Джозеф Шенк, владелец кинокомпании "XX век Фокс".
Незнакомка, похоже, лишилась дара речи, а может, просто сыграла впечатлительную дамочку, намеревавшуюся бухнуться в обморок. Но и в этот момент она была очаровательна, а глаза ее лучились тем же необыкновенным, небесным светом.
- Гол-л-ли-вуд! - простонала она. - А я-то думаю, где этот чертов бульвар? Я же по нему каждый день хожу. Я же работаю на вашу компанию. Я же — актриса!
- Вот как? - удивился Джо. - Ну, тогда у нас с тобой есть повод не только отправиться ко мне, но и отметить наше знакомство. Надеюсь, ты не откажешь в этом своему боссу, девочка?
Он чуть наклонился вперед, взял ее за подбородок, посмотрел ей в глаза своим пристальным взглядом.
Она опять рассмеялась, и, не очень-то заботясь о своем полуобнаженном теле, откинулась на сидении.
Машина развернулась и двинулась в обратном направлении.
- Ну, прелесть моя, ты уже могла бы и свое имя назвать.
"Прелесть" вертела головой во все стороны, рассматривая интерьер машины.
- Я бы так хотела, чтобы мое имя поразило вас как удар молнии, но ах, ах, ах, оно ни о чем не говорит. Я всего лишь Норма Джин Бейкер, работаю по контракту на вашей студии за 75 долларов в неделю. Правда, у меня уже есть свой псевдоним...
- Норма... - перебил Джо, — ну почему же, это имя о многом говорит. Так звали мою первую жену.
- Нет, нет, это имя мне дала моя мать. Она назвала меня в честь звезды немого кино Нормы, как ее… - Талмедж. Я ее имею в виду.
- Я тоже, - сказал, усмехнувшись, Джо, — именно она и была моей первой женой. И это совпадение кажется мне вдвойне примечательным.
- Невероятно! Вы такой непредсказуемый мужчина. И, наверное, ужасный бабник. Признайтесь.
- Ты права. Между деловой и сексуальной потенцией очень много общего. Я не всегда могу с уверенностью сказать, что лежит в основе моего делового успеха - мужское тщеславие и карьеризм, или простое влечение к женскому полу...
- Вы мне кажетесь ужасным пожирателем женских душ. Как тот римский бог Сатурн, который слопал своих детей. Но я согласна жить в мире, которым правят мужчины, до тех пор, пока могу быть в этом мире женщиной.
- Я не чудовище и не маньяк. Я - простой американский бабник.
- Хи, хи, хи, — смеялась Джин, прикрывая ладошкой свой сочный ротик, — "простой американский". Так я и поверила. Вы, наверное, берете плату за те услуги, которые вы предоставляете молоденьким актрисам, плату натурой... И с меня, наверное, потребуете плату, если я вас попрошу о протекции?
- Ну, не пугай себя раньше времени, детка. Какая там плата? Самое большое, что от тебя потребую - это обещание дружбы и покровительства, дружбы и покровительства до последних моих дней.
- Ой, шутник же вы. Кто тут из нас киномагнат, а кто начинающий актер...
- И все же...
- Ну, как хотите. Это же такой пустяк. Тем более что я не верю в чистую дружбу между мужчиной и женщиной. Самая невинная дружба женщины и мужчины все равно заканчивается постелью. А, - вдруг вспомнила она о другой части соглашения, — я дарю вам свое дружеское расположение и с сего дня покровительствую вам, — произнесла она торжественно и церемонно, изобразив из себя царственную особу, и тут же захохотала, откинув голову и падая на спинку кожаного сидения, словно забыв о своем ненадежном наряде.
- Небезопасно быть такой соблазнительной и легкомысленной, — назидательно произнес Джо, доставая из автомобильного бара бутылку с шотландским виски. Разлив в два массивных хрустальных бокала янтарный напиток, спросил:
- Где ты училась актерскому мастерству?
- В актерской лаборатории при студии "Фокс".
- Тогда ты должна была знать мою племянницу Марти Шенк.
- Неужели Марти ваша племянница?
- Без всяких сомнений.
- Так это вы и есть тот таинственный и могущественный дядя Джо, который замолвил словечко за бедную начинающую актрису перед этим чудовищем Гарри Коном?
- А ты — та бедная Мэрилин, которую, как рассказала моя племянница, обидели на "Коламбии"?
- Без всяких сомнений.
Они громко рассмеялись, одновременно прихлопнув друг друга по коленке.
- Вы много пьете, как какой-нибудь грузчик. Я вас боюсь.
- Как русский грузчик, — уточнил он. Она пропустила его уточнение мимо ушей.
Вдруг она, совершенно не меняя выражение глаз, положила свою руку ему между ног.
- Если виски вам необходимо как сексуальный допинг, то я предлагаю заменить его собой.
Старик побагровел. Он в жизни этой видел многое, но легкость и естественность манер Мэрилин, непринужденность в переходе от светской беседы к интимному контакту поразила его.
- Ты мне послана богом или дьяволом. В этом предстоит еще разобраться, — пробормотал он и притянул ее голову к своим коленям...