Не связывайте панорамные сюжеты
Панорамные сюжеты не рекомендуется соединять вместе, если у них разные направления и темп.
Эмпирические правила съемки и монтажа (Эти правила не всегда относятся к экспериментальным фильмам и видеоклипам).
§ Не связывайте вместе сцены, в которых движется камера. Панорамирование, наезды/отъезды и другие эпизоды с движущейся камерой рекомендуется разделять статическими эпизодами.
§ Идущие друг за другом эпизоды следует снимать с различных точек установки камеры. Точка съемки должна меняться, по крайней мере, на 45 градусов.
§ Последовательность лиц должна всегда сниматься попеременно с различных точек зрения.
§ Изменяйте перспективу при съемке зданий. При наличии аналогичных сюжетов одинакового типа и размера диагональ картинки должна переходить от переднего левого до заднего правого объекта и наоборот.
§ Выполняйте монтаж во время движения людей. Зритель будет отвлечен продолжающимся движением, и монтаж останется почти незаметным. Другими словами, можно вставить что-то в общий план в середине движения.
§ Делайте гармоничными монтажные стыки, избегайте визуальных рассогласований.
§ Чем меньше движения в эпизоде, тем он должен быть короче. Эпизоды с быстрым движением могут быть подлиннее.
§ Общие планы более содержательны, поэтому они также должны быть длиннее.
Методы передачи чувств с помощью монтажа
Ассоциативный монтаж
Эпизоды связываются вместе в определенном порядке, чтобы вызвать у зрителя определенные ассоциации, но действительная идея не показывается (человек делает ставку на скачках, а в следующей же сцене покупает дорогую новую машину).
Параллельный монтаж
Два действия показываются параллельно. Фильм перепрыгивает между двумя линиями действия; эпизоды становятся короче, пока в конце не достигается кульминация (две автомашины несутся с различных направлений к точке пересечения).
Контрастный монтаж
Фильм намеренно неожиданно перепрыгивает от одного к другому, сильно отличающемуся эпизоду, чтобы подчеркнуть для зрителя контраст (пример: турист нежится на пляже, а следующий эпизод показывает голодающих детей).
Замещающий монтаж
События, которые невозможно или не следует показывать, заменяются другими событиями (рождается ребенок, но вместо собственно рождения показывается, как распускается цветок).
Монтаж причины и следствия
Эпизоды связаны причинно-следственной связью, без первого эпизода второй становится непонятным (мужчина дерется с женой, в следующем эпизоде видим его спящим под мостом).
Монтаж по форме
Эпизоды, отличающиеся по содержанию, можно соединять, если у них есть что-то общее, например, одинаковые формы, цвета, движения (хрустальный шар и Земля; желтый плащ и желтые цветы).
Создание звуковой дорожки – короткие, информативные комментарии часто очень полезны для зрителя. Комментарий должен звучать естественно. Слишком дубовый или тщательно прописанный дикторский текст часто кажется неестественным, а этого по возможности следует избегать.
Приемы монтажа. Панорамирование фотоизображений. Фильтры. Нарастание и затухание фильтра. Ключевые кадры. Хроматический ключ.
27.Кадр в кадре. Маскирование части видеоизображений, комбинированные съемки. Основные рекомендации по созданию титров.
"Кадр в кадре", он же PIP (picture in picture) - возможность отображать одновременно изображение из двух (и более) источников. Как правило, изображение от второго источника показывается на фоне изображения из основного источника.
Комбинированная съемка
Рирпроекция. Снятый заранее фон проецируется на экран, перед которым играют актеры. Наиболее частое применение — в сценах, где герои ведут автомобиль. В этом случае автомобиль — макет, построенный на съемочной площадке, а придорожный пейзаж спроецирован на экран.
Двойная экспозиция. Необходимые элементы доснимаются на пленку с уже отснятой последовательностью кадров. В наиболее сложных сценах используется многократная экспозиция, когда на одну пленку снимают три раза и более.
Хромакей. Например необходимо показать телеведущего на фоне карты прогноза погоды, сначала ведущего, снимают отдельно на фоне одноцветной декорации (обычно синей, зелёной или красной — важно только чтобы этот цвет не совпадал с цветом одежды, лица и волос). Затем специальный аппарат для компьютерного монтажа «вырезает» из изображения этот однотонный цвет и вместо него «накладывает» погодную карту территории, о которой рассказывает ведущий. При наличии достаточно мощного аппарата компьютерного монтажа этот процесс наложения может происходить прямо в реальном времени в прямом эфире.
Контроль движения (Моушен контрол). применяется, когда необходимо снять несколько макетов, движущихся по одной траектории. Специальная система автоматических приводов позволяет оператору управлять камерой дистанционно и программировать ее движения. Потом в кадр помещается другой макет, и камера делает новый проход, в точности повторяющий предыдущий. Полученные изображения совмещаются. В ряде случаев предотвратить попадание "личного пространства" в область обзора камеры невозможно. В качестве решения этой проблемы предлагают технологию маскированиечасти изображения. Она позволяет определить внутри поля зрения камеры область так называемого “личного пространства” и наложить на нее черную маску. Последняя фиксируется на этой области независимо от изменений поля зрения устройства, то есть поворот, наклон или увеличение изображения с помощью функции Zoom не нарушат расположения маски. Область, скрытая маской, будет также скрыта и при просмотре видеозаписи.
Титры — надписи в фильме; бывают заглавные, или вступительные, промежуточные и заключительные титры, а также внутрикадровые надписи — субтитры, использующиеся при демонстрации кинокартин на иностранных языках, выпускаемых без дублирования.
Основные рекомендации по созданию титров
Титры должны быть короткими и набранными крупным, отчетливым шрифтом.
Эмпирическое правило: титр должен находиться на экране достаточно долго, чтобы его можно было прочесть дважды. Титр из десяти букв может находиться на экране около 3 секунд. На каждые дополнительные 5 букв можно добавить еще одну дополнительную секунду экранного времени.
Интересные возможности предоставляют естественные титры – указатели, уличные знаки, передовицы местных газет.
Для исключения мерцания срок на телеэкране и чересстрочных бликов изображения не должны иметь тонких линий или мелких деталей, например мелких шрифтов или шрифтов с засечками. Толщина горизонтальных линий должна быть больше 2 пикселей. В Photoshop можно использовать античересстрочный фильтр De-Interlace и применять для надписей режим anti-aliasing.
Не следует использовать частые параллельные линии, окна и концентриче-ские окружности.
Лучше темный предмет на светлом фоне, чем наоборот. Тем не менее, не следует использовать черный или цветной текст на белом фоне, а также насыщенные цвета, например, чистый красный цвет. Лучше выбирать цвета, вместе встречающиеся в природе. Соседние цвета должны заметно отличаться по интенсивности. Например, светлый голубой и темный красный, а не средний голубой и средний красный.
Заголовки должны появляться в безопасной рабочей области экрана. Для отделения заголовков от фонового изображения можно использовать падающие тени.