Диагностика перцептивно-действенного компонента познавательной деятельности
Методика «Разрезные картинки» (А.Н.Берштейн)
Цель: выявление уровня сформированности конструктивного и пространственного мышления в наглядно-действенном плане, специфики сформированности пространственных представлений (способности соотнесения частей и целого).
Стимульный материал: Цветные изображения (рисунки), состоящие из различного количества частей, имеющих разную конфигурацию.
- изображения, разрезанные на 2 равные части;
- изображения, разрезанные на 3 равные части;
- изображения, разрезанные на 4 равные части;
- изображения, разрезанные на 4 неравные части;
- изображения из 4 частей, разрезанные «под углом 90 градусов по диагонали»;
- изображения, разрезанные на 8 секторов;
- изображения, разрезанные на 5 неравных частей
Возрастной диапазон: от 2,5 до 6-7 лет.
Процедура проведения:
Перед ребенком на столе кладется эталонное изображение и рядом, в случайном порядке, раскладываются детали этого же изображения, но разрезанного.
Инструкция: «Сложи из кусочков такую же картинку, как эта».
Методика позволяет выявить на только актуальный уровень развития перцептивно-действенного компонента мышления, но и оценить обучаемость ребенка новым для него видам деятельности.
Время проведения обследования зависит от возраста ребенка, темповых характеристик его психической деятельности и количества необходимой помощи со стороны взрослого.
Виды возможной помощи
- стимулирующая помощь;
- организующая помощь;
- обведение целого изображения рукой ребенка;
- полная обучающая помощь с определением возможности «переноса» на аналогичное задание.
Показатели:
Анализируется не только успешность выполнения, но и стратегия деятельности ребенка. Неадекватный способ действия выражается в том, что ребенок хаотично подкладывает части рисунка друг к другу, может «инертно зависнуть» на какой-либо детали, перестать манипулировать с остальными частями. Если ребенок не может воспользоваться помощью взрослого даже после нескольких развернутых обучений (при отсутствии негативизма или протестных реакций), это является достаточным дифференциально-диагностическим показателем для оценки характера познавательной деятельности ребенка.
Возрастные нормативы выполнения:
- дети 3-3,5 лет обычно справляются с заданием на складывание картинок, разрезанных пополам как по вертикали, так и по горизонтали, но часто встречаются зеркальные варианты «сборки»;
- дети 4-4,5 лет обычно справляются с заданием на складывание картинок, разрезанных на три равные части (вдоль рисунка или поперек его), на 4 равные прямоугольные части;
- дети 4,5-5,5 лет обычно справляются с заданием на складывании картинок, разрезанных на 3-5 неравных частей, на 4 равные диагональные части. При этом возможны единичные ошибки в виде несовпадения узора рисунка (например, на изображении мяча);
- дети старше 5,5 -6 лет обычно справляются с заданиями на складывание картинок, разрезанных на 4 и более неравных частей различной конфигурации.
Методика «Кубики Кооса»
Цель: определение уровня сформированности конструктивного пространственного мышления, возможностей пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса, исследование уровня притязаний.
Стимульный материал: 9 разноцветных кубиков, цветные узоры Коса, расположенные в порядке усложнения.
Возрастной диапазон : начиная с 3,5 до 9-10 лет.
Процедура проведения:
Перед ребенком на столе кладется узор, а рядом в случайном порядке находятся кубики. В зависимости от возраста ребенка и задач исследования можно ограничит количество кубиков в соответствии с предъявляемыми узорами (что облегчает задачу ребенка), а можно предоставить ребенку возможность самому выбрать нужное количество кубиков.
Инструкция: «Посмотри, на картинке нарисован узор. Его можно сложить из этих кубиков. Попробуй сложить такой же.»
Сами узоры ребенок должен складывать на столе, не накладывая кубики на узор, а рядом с ним. По мере успешного выполнения ему предлагают складывать следующие узоры, показывая их по одному с возрастающей сложностью.
Если ребенок затрудняется в складывании даже простого узора, психолог оказывает ребенку необходимую помощь (стимулирующую или организующую) для того, чтобы побудить его к началу работы или сам складывает этот же узор из других кубиков на глазах у ребенка (развернутая наглядная помощь). После этого следует попросить ребенка повторить действие из «его» кубиков, сложив такой же узор самостоятельно. При положительном результате ребенку предлагают сложить более сложный узор.
Показатели:
- сформированность пространственного анализа и синтеза;
- обучаемость ребенка (возможность переноса сформированного умения на аналогичный конструктивный материал);
- преимущественная стратегия деятельности (целенаправленная, хаотическая, методом проб и ошибок;
- критичность ребенка к собственным результатам
Возрастные нормативы выполнения:
- дети 3-3,5 лет обычно справляются с заданиями № 1,2. При этом допустимо использование стратегии проб и ошибок. Возможны ошибки зеркального типа или нарушения конструкции квадрата – когда узор складывается только из 2-х кубиков.
- дети 4-5 лет обычно справляются с несколько более трудными заданиями (№ 3,4,5) при небольшой помощи, допуская единичные ошибки, в том числе зеркальные и масштабные (например, в узоре №5: красные «бантик» складывается не из 4, а из 2 кубиков углами друг к другу);
- дети 5-6 лет способны выполнить задания вплоть до №6, но при этом возможны единичные ошибки «диагонального типа» (ошибки пространственного анализа, когда диагональные линии, которые получаются из сторон кубиков, раскрашенных пополам, пытаются складывать из целиком раскрашенных сторон кубиков, тем самым полностью нарушая логику узора);
- дети 7 лет самостоятельно справляются с заданиями № 1-7 (8), работая целенаправленно со зрительным соотнесением, но нуждаются в некоторой помощи при выполнении более трудных узоров № 9,10;
- начиная с 7,5-8 лет дети могут выполнять самостоятельно все задания, допуская единичные ошибки того или иного типа и, как правило, могут самостоятельно их исправить.
Задание 1.
На изучение какого психического процесса (или личности) направлена методика?
(В графе, где указана направленность данной методики, ставится знак «+»)
Методика | Предмет изучения | ||||||
Восприятие | Внимание | Память | Мышление | Речь | Воображение | Личность | |
1.Доски Сегена | |||||||
2.Разрезанные картинки | |||||||
3.Корректурная проба | |||||||
4.Кубики Коса | |||||||
5.Классификация предметов | |||||||
6.Тест Люшера | |||||||
7.10 слов Лурия | |||||||
8. ТАТ (САТ) | |||||||
9.Рисунок семьи | |||||||
10.Установление последовательности событий | |||||||
11. Пиктограмма | |||||||
12. Прогрессивные матрицы Равена | |||||||
13.Опосредованное запоминание по А.Н.Леонтьеву | |||||||
14.Методика Пьерона-Рузера | |||||||
15. Тест Торренса | |||||||
16.Методика «Дом-Дерево-Человек» |
Задание 2. Отметьте знаком «+» методики для изучения восприятия учащихся 1-4 классов:
- Заучивание 10 слов - Разрезные картинки
- Доски Сегена - Кубики Кооса
- Таблицы Шульте - Простые и сложные аналогии
- Тест Амтхауэра - Матрицы Равена
- Корректурная проба - Тест Озерецкого
Задание 3.
Напишите в два столбика методики изучения вербального и невербального интеллекта учащихся 1-4 классов.