Методика исследования опосредованного запоминания (по А.Н.Леонтьеву)
Цель: изучение произвольных форм запоминания, способности к опосредованному запоминанию, исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, запоминаемого опосредованно.
Стимульный материал:30 картинок с изображением предметов (полотенце, стул, велосипед, часы и т.д.)
Возраст обследуемых: от 4,5 до 8 лет, для детей старше 8-9 лет логичнее использовать методику «Пиктограмма».
Процедура проведения:
На столе перед ребенком раскладываются карточки в случайном порядке. При этом необходимо уточнить, все ли из них ему знакомы. Если какое-либо изображение не понятно ребенку, следует разъяснить его. Для работы с детьми от 4-4,5 лет до 5-5,5 лет можно использовать не все карточки, а наиболее понятные ребенку. Соответственно для запоминания выбираются наиболее простые и конкретные понятия, но в любом случае количество карточек должно как минимум в 3 раза превышать количество предъявляемых слов для запоминания.
С детьми этого возраста не стоит использовать для запоминания более чем 5-7 слов (дождь, пожар, день, обед, драка, подарок, ответ, праздник, сосед). С детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно использовать 7-8 слов, такие слова, как горе, дружба, сила.
Инструкция1: «Сейчас ты будешь запоминать слова, но необычно. Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы легче его запомнить, будешь выбирать картинку, которая тебе его напомнит, поможет вспомнить это слово. Слова, которые я буду тебе говорить, нигде здесь не нарисованы, но к любому слову можно найти такую картинку, которая его напомнит. Потом Ты поглядишь на картинку и вспомнишь само слово».
Если ребенок сомневается, сможет ли он сделать это, необходимо объяснить ребенку, что нет правильного или неправильного решения (выбора), важно только подобрать какую-либо «подходящую» картинку и объяснить, как она напомнит конкретное слово.
Инструкция 2: «Тебе надо запомнить слово «утро». Посмотри внимательно, какая карточка сможет напомнить тебе про утро».
После выбора каждой карточки необходимо спрашивать ребенка объяснение связи: «Как эта карточка напомнит тебе про слово…?»
В протоколе фиксируются все реакции ребенка и его объяснения.
Выбранные ребенком карточки откладываются в сторону изображением вниз для последующего предъявления при отсроченном воспроизведении. Через 20-40 минут ребенку по очереди предъявляют в случайном порядке выбранные им изображения.
Инструкция 3: «Посмотри на эту картинку. Какое слово Ты запомнил, когда выбирал ее? Вспомни это слово».
В протоколе регистрируются воспроизводимые ребенком слова, фиксируются ошибки воспроизведения и их особенности
Показатели:
- доступность опосредования как логической операции;
- адекватность подбора опосредующего звена;
- адекватность пояснения ребенком логической связи;
- характер воспроизведения (воспроизводится слово-стимул, сама логическая связь или какое-либо иное слово);
- количество правильно воспроизведенных слов
Возрастные нормативы выполнения
- опосредование как процесс доступно детям, начиная с 4,5-5 летнего возраста при небольшой организующей помощи взрослого;
- к 6-7 летнему возрасту ребенок в состоянии найти опосредующие образы с адекватным объяснением их выбора для большинства конкретных слов и отдельных отвлеченных понятий (например, «дружба», «труд»);
- после 7-8 лет детям в достаточном объеме доступно опосредование отвлеченных понятий.
Пример выполнения методики
Протокол обследования опосредованного запоминания К. (8 лет)
Слово | Выбираемая карточка | Объяснение связи | Воспроизводимое слово | Объяснение |
Свет | Лампа | Лампа светит | Лампочка | Как солнце |
Обед | Хлеб | Когда едят, берут хлеб | Есть | - |
Лес | Гриб | В лесу растут грибы | Лес | - |
Учение | Тетрадь | Когда учишься, пишешь | Писать | - |
Молоток | Лопата | Похожи | Совочек | - |
Одежда | Кровать | Тоже из материи | Кровать | Спать |
Поле | Поле | Оно изображено | Поле | - |
Игра | Кошка с клубком | Играет с клубком | Играет | - |
Птица | Корова | Тоже животное | Животное | - |
Лошадь | Экипаж | Везет лошадь | Лошадка | - |
Дорога | Автомобиль | Едет по дороге | Песок | Едет по песку |
Ночь | Дом | Спишь ночью в доме | - | - |
Мышь | Картина | Там как будто есть мышь | Ежик | Ежик |
Молоко | Стакан | Наливаем в стакан | Молоко | - |
Стул | Диван | На них сидят | Стул | - |
Картинки к словам К. подбирала в среднем темпе. Для двух слов при предъявлении карточки не может припомнить соответствующее слово, а называет изображение на ней. Такие ошибки свидетельствуют об отсутствии способности удерживать в памяти опосредованные связи и невозможности припоминания по ассоциациям. Объяснение связей нарушено в 7 словах. Это означает, что процесс установления опосредованных связей затруднен, а сами связи непрочны. Методика подтверждает, что процессы смысловой памяти (сохранения, а следовательно, и воспроизведения) у девочки нарушены.