Методика исследования опосредованного запоминания (по А.Н.Леонтьеву)

Цель: изучение произвольных форм запоминания, способности к опосредованному запоминанию, исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, запоминаемого опосредованно.

Стимульный материал:30 картинок с изображением предметов (полотенце, стул, велосипед, часы и т.д.)

Возраст обследуемых: от 4,5 до 8 лет, для детей старше 8-9 лет логичнее использовать методику «Пиктограмма».

Процедура проведения:

На столе перед ребенком раскладываются карточки в случайном порядке. При этом необходимо уточнить, все ли из них ему знакомы. Если какое-либо изображение не понятно ребенку, следует разъяснить его. Для работы с детьми от 4-4,5 лет до 5-5,5 лет можно использовать не все карточки, а наиболее понятные ребенку. Соответственно для запоминания выбираются наиболее простые и конкретные понятия, но в любом случае количество карточек должно как минимум в 3 раза превышать количество предъявляемых слов для запоминания.

С детьми этого возраста не стоит использовать для запоминания более чем 5-7 слов (дождь, пожар, день, обед, драка, подарок, ответ, праздник, сосед). С детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно использовать 7-8 слов, такие слова, как горе, дружба, сила.

Инструкция1: «Сейчас ты будешь запоминать слова, но необычно. Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы легче его запомнить, будешь выбирать картинку, которая тебе его напомнит, поможет вспомнить это слово. Слова, которые я буду тебе говорить, нигде здесь не нарисованы, но к любому слову можно найти такую картинку, которая его напомнит. Потом Ты поглядишь на картинку и вспомнишь само слово».

Если ребенок сомневается, сможет ли он сделать это, необходимо объяснить ребенку, что нет правильного или неправильного решения (выбора), важно только подобрать какую-либо «подходящую» картинку и объяснить, как она напомнит конкретное слово.

Инструкция 2: «Тебе надо запомнить слово «утро». Посмотри внимательно, какая карточка сможет напомнить тебе про утро».

После выбора каждой карточки необходимо спрашивать ребенка объяснение связи: «Как эта карточка напомнит тебе про слово…?»

В протоколе фиксируются все реакции ребенка и его объяснения.

Выбранные ребенком карточки откладываются в сторону изображением вниз для последующего предъявления при отсроченном воспроизведении. Через 20-40 минут ребенку по очереди предъявляют в случайном порядке выбранные им изображения.

Инструкция 3: «Посмотри на эту картинку. Какое слово Ты запомнил, когда выбирал ее? Вспомни это слово».

В протоколе регистрируются воспроизводимые ребенком слова, фиксируются ошибки воспроизведения и их особенности

Показатели:

- доступность опосредования как логической операции;

- адекватность подбора опосредующего звена;

- адекватность пояснения ребенком логической связи;

- характер воспроизведения (воспроизводится слово-стимул, сама логическая связь или какое-либо иное слово);

- количество правильно воспроизведенных слов

Возрастные нормативы выполнения

- опосредование как процесс доступно детям, начиная с 4,5-5 летнего возраста при небольшой организующей помощи взрослого;

- к 6-7 летнему возрасту ребенок в состоянии найти опосредующие образы с адекватным объяснением их выбора для большинства конкретных слов и отдельных отвлеченных понятий (например, «дружба», «труд»);

- после 7-8 лет детям в достаточном объеме доступно опосредование отвлеченных понятий.

Пример выполнения методики

Протокол обследования опосредованного запоминания К. (8 лет)

Слово Выбираемая карточка Объяснение связи Воспроизводимое слово Объяснение
Свет Лампа Лампа светит Лампочка Как солнце
Обед Хлеб Когда едят, берут хлеб Есть -
Лес Гриб В лесу растут грибы Лес -
Учение Тетрадь Когда учишься, пишешь Писать -
Молоток Лопата Похожи Совочек -
Одежда Кровать Тоже из материи Кровать Спать
Поле Поле Оно изображено Поле -
Игра Кошка с клубком Играет с клубком Играет -
Птица Корова Тоже животное Животное -
Лошадь Экипаж Везет лошадь Лошадка -
Дорога Автомобиль Едет по дороге Песок Едет по песку
Ночь Дом Спишь ночью в доме - -
Мышь Картина Там как будто есть мышь Ежик Ежик
Молоко Стакан Наливаем в стакан Молоко -
Стул Диван На них сидят Стул -

Картинки к словам К. подбирала в среднем темпе. Для двух слов при предъявлении карточки не может припомнить соответствующее слово, а называет изображение на ней. Такие ошибки свидетельствуют об отсутствии способности удерживать в памяти опосредованные связи и невозможности припоминания по ассоциациям. Объяснение связей нарушено в 7 словах. Это означает, что процесс установления опосредованных связей затруднен, а сами связи непрочны. Методика подтверждает, что процессы смысловой памяти (сохранения, а следовательно, и воспроизведения) у девочки нарушены.



Наши рекомендации