Пропорция золотого сечения. Правило одной трети
Пропорция золотого сечения. Правило одной трети
Правило и метод золотого сечения в дизайне.
Правило золотого сечения принес в научный мир Пифагор, позаимствовав его у египтян и вавилонян. Посмотрите на знаменитую пирамиду Хеопса, древние храмы и барельефы, и вы поймете, в чем заключается суть применения данного метода в архитектуре и дизайне. Люди использовали это правило сначала подсознательно, доверяя природе, а потом научились имитировать и воссоздавать идеальные формы при помощи математических расчетов. Они поняли, что все целое состоит из частей, которые всегда находятся в определенном соотношении между собой и самим целым. Если соотношение совершенно – то это и есть то самое «золотое сечение». А придумал столь поэтичное название для описания пропорций идеального образа, строения, предмета или изображения знаменитый художник Леонардо да Винчи, говоря о красоте человеческого тела.
Золотое сечение в дизайне основывается на таком принципе. Идеальное соотношение получается путем деления непрерывной величины на 2 неравные части, при этом весь отрезок должен так соотноситься к большей части, как данная большая часть относится к меньшей. Или же меньший отрезок так должен относиться к большему, как больший ко всему. Правило золотого сечения просматривается в строении человеческого тела, его всегда применяли лучшие архитекторы и художники мира. Сегодня его взяли на вооружение и веб-дизайнеры.
Математика и метод золотого сечения в дизайне
Оказывается, золотое сечение имеет численное выражение. Его легко определить при помощи ряда Фибоначчи. Возможно, кто-то помнит его еще из школьного курса. Так вот, отношение золотого сечения равно 1,618 – именно к нему стремятся соотношения чисел в ряде знаменитого итальянского математика. Поэтому дизайнеры чаще всего и применяют ряд Фибоначчи для вычисления идеальных пропорций. Но прогресс не стоит на месте, и сегодня появились специальные чрезвычайно удобные программы, позволяющие с легкостью вычислять золотое сечение. Вам нужно лишь задать число и получить соответствующее значение.
Как использовать правило золотого сечения в дизайне
В веб-дизайне правило золотого сечения помогает выполнять такие задачи:
Определять, какого размера должна быть картинка и все элементы на странице.
Владея методом золотого сечения, веб-дизайнер с легкостью может определять центры внимания на странице – т.е. именно те точки, куда направлены взгляды всех посетителей. Достаточно поместить туда нужную иллюстрацию или текст – и он попадет в поле зрения потенциальных клиентов.
Использование правила золотого сечения помогает находить баланс и оптимальное сочетание в расположении различных элементов на странице.
Правило одной трети
Состоит оно в том, что снимок делится на равные части двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями. При этом получаются три горизонтальные и три вертикальные полосы одинакового размера, а также четыре точки пересечения линий. Если скомпоновать кадр таким образом, чтобы сюжетно важная часть снимка располагалась вдоль любой из четырех линий, то это даст основу для правильного построения кадра. Если к тому же поместить какой-либо предмет в любую точку пересечения горизонтальных и вертикальных линий, то почти наверняка взгляд будет прикован к снимку.
Другими словами, если, например вы снимаете морской пейзаж, то не стоит проводить линию горизонта ровно по середине кадра. Если вы хотите передать шторм, высоту волн, бурю то лучше свинуть горизонт наверх (отступив снизу 2/3). Если вы снимаете рассвет или закат, то лучше всего показать все оттенки неба, то есть разместить горизонт на нижней трети.
Правило одной трети
Это одно из самых старых, но действенных правил композиции, которое особенно полезно знать при съемке пейзажа. Состоит оно в том, что снимок делится на равные части двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями. При этом получаются три горизонтальные и три вертикальные полосы одинакового размера, а также четыре точки пересечения линий. Если выбрать угол съемки таким образом, чтобы сюжетно важная часть снимка располагалась вдоль любой из четырех линий, то это даст основу для правильного построения кадра. Если к тому же поместить какой-либо предмет в любую точку пересечения горизонтальных и вертикальных линий, то почти наверняка взгляд будет прикован к снимку.
Расположение объекта
Правильный выбор точки или линии, на которой располагается основной объект съемки позволяет увеличить выразительность снимка.
При прочих равных условиях имеет место следующее:
если на снимке присутствует только один объект, его желательно расположить с левой стороны кадра. Рекомендация основана на выработанной чтением привычке просматривать образы слева направо (аналогично для читающих справа налево).
если на снимке присутствуют несколько объектов, доминирующий объект должен быть размещен в правой нижней точке. Эта техника особенно полезна при фотосъемке изображений с эмоциональным подтекстом. Рекомендация основана на усилении восприятия последней полученной информации.
История
Правило третей было впервые сформулировано в 1797 году и изначально применялось в пейзажных картинах
Критика
Правило третей является одним из наиболее простых правил композиции, но существуют и другие правила композиции. Так, известный советский и российский фотограф Александр Лапин считал, что «так называемое правило третей придумано для начинающих, которые просто не знают, как скомпоновать кадр».
Фирменные цвета и шрифт
Одним из ключевых аспектов является цветовое кодирование (color code), выбор цветовой гаммы важен для позиционирования бренда в конкурентной среде.
Изображение является очень наглядной и емкой формой представления информации. Человек легко оперирует со зрительными образами. Характерно, что в среднем, на цвет приходится около 80% информации, содержащейся в изображении.
Эмоциональное восприятие цвета тесно связано с биологическими процессами в организме человека. Разные цвета оказывают разное воздействие на нервную систему. Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Психологические характеристики цвета тесно связаны с культурным опытом человека. Например, в христианской культуре черный цвет ассоциируется со смертью и трауром. У индусов же наоборот, со смертью ассоциируется белый.
Если цвета расположить по степени воздействия на внимание покупателей, то распределение по степени эффективности привлечения внимания будет следующим (в %):
· сине-фиолетовый — 100;
· темно-синий — 90;
· бирюзовый — 85;
Примеры влияния цвета на восприятие товара
В фирменном стиле важнейшую роль играет фирменный цвет. Он настолько серьезно влияет на положение товара на рынке, что его используют как мощное орудие в конкурентной борьбе.
Компания Pepsi - Cola провела компанию по «перекрашиванию» банки Pepsi в синий цвет, который предпочли респонденты опроса, проводившегося компанией по всему миру в течение трех лет. Но особенно важным было для Pepsi то, что новая синяя гамма банок, постеров и рекламных роликов компании создали резкий контраст с «красной» рекламой Coca-Cola. Pepsi - Cola-постоянный конкурент Coca-cola, добились на российском рынке повышение узнаваемости на 10% и достигла 73% за счет изменения цвета банок на синий.
Цвет в упаковке сигарет способен сообщить очень многое. К примеру, преобладание красного цвета свидетельствует о том, что сигареты крепкие. Белый цвет в сочетании с другими цветами обозначает, что сигареты «чистые», «безвредные». Ведь только у нас могли придумать для сигарет такие названия, как «Дымок», «Уголек» и им подобные. Зеленый цвет на пачке сигарет свидетельствует, что сигареты с ментолом, синий цвет что сигареты «легкие» и т. д.
Существует масса примеров, доказывающих сильнейшее влияние цвета упаковки на выбор потребителя. Об этом свидетельствовали и такие интересные эксперименты: много лет назад фирма Procter & Gamble бесплатно разослала в разные концы Америки один и тот же стиральный порошок, но в упаковках разного цвета. Одна упаковка была желтая, другая - синяя, третья - желтая с синими разводами. Когда домохозяек спрашивали о качестве порошка, то ответы были такие: те, кто пользовался порошком из желтой коробки, жаловались, что порошок «слишком едкий» и в доказательство показывали дырки в стираном белье. Те, кто пользовались порошком из синий коробки, жаловались, что порошок «слишком слабый», и показывали оставшиеся пятна на белье. Те же, кто пользовался порошком из желто-синей коробки, были довольны результатом и давали порошку самую высокую оценку. Естественно, фирма выбрала для своего нового порошка последний вариант упаковки.
Или такой пример: домохозяйкам дали продегустировать четыре чашки кофе, стоящие рядом с коробками коричневого, голубого, желтого и красного цвета. Кофе во всех чашках был одинаковый, но дегустаторы об этом не знали. В результате 75% испытуемых отметили, что кофе стоящие рядом с коричневой коробкой, по их мнению, слишком сильный, около 85% испытуемых сочли кофе, стоящий рядом с красной коробкой, самым ароматным и вкусным. Почти все утверждали, что кофе стоящий рядом с голубой коробкой - мягкий, а тот, что стоял рядом с желтой коробкой - слабый.
Зачастую цвет сам по себе создает товару определенный имидж. Весьма популярен золотой цвет, который обозначает высший сорт, высокую стоимость, и, следовательно, высокий престиж. Ассоциации вполне понятны. Даже нашли сигареты «Ява» стали выпускаться теперь в пачках цвета золота.
При выборе фирменного цвета необходимо учитывать особенности восприятия цвета, основанные на ассоциациях. Между цветовым решением рекламы и естественным восприятием человека существует определенная зависимость. Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Существуют даже определенные стереотипы восприятия цвета. Почти безо всякого исключения цвета определенным образом воздействуют на нервную систему, а затем - на наши чувства. Ассоциации же, касающиеся цветов, поначалу возникают у человека на уровне подсознания, но постепенно, с их повторением, человек начинает осознавать их. И тогда цвет воспринимается символически.
Во всем мире кран с горячей водой обозначается красным цветом, а краны с холодной – синим. Это обусловлено ассоциациями, связанными у нас с этими цветами, и возникающими на инстинктивном уровне2.
Цвет в рекламе широко используется для формирования запланированных ассоциаций. Вот пример: «бордо» - как известно это не только цвет, но и название популярного французского вина. Поэтому реклама вена «бордо» представлена в виде великолепного банта цвета бордо, помещенного на развороте французского журнала.
Специалисты исследовали влияние цвета на восприятие человека, ассоциации, вызываемые им в национальных средах разных стран. Оказалось, например, что цвет обозначает или символизирует:
-1 Красный: в Америке – любовь, в Китае – доброту, праздник, удачу, в России - высокую активность, агрессию, борьбу, в Индии - жизнь.
-2 Желтый: в Америке – процветание, в России – солнечность, разлуку, в Сирии – траур, смерть, в Индии – великолепие, в Бразилии – отчаяние.
-3 Зеленый: в Америке – надежду, в Китае – роскошную жизнь, в Индии – мир и надежду.
-4 Голубой: в Америке – веру, в индии – справедливость, в Китае один из траурных цветов.
-5 Синий: в России - ночной покой.
-6 Фиолетовый: в Индии – печаль и утешение, в Бразилии – печаль.
-7 Белый: в Америке – чистоту и мир, в Китае – подлость, опасность, траур, в Европе – молодость.
. Характеристики цветов, позаимствованные из разных источников, зачастую бывают даже противоречивы. Это лишний раз показывает, что восприятие цвета весьма индивидуализировано субъективно.
Красный цвет - символизирует силу воли активность агрессивность. В этом цвете звучат сексуальные обертона. Красный цвет особенно привлекает молодежь. Он ассоциируется с сигаретами «Marlboro» широко используется в рекламе косметических и парфюмерных фирм в частности фирмы «Revlon». В то же время красный цвет не подходит для рекламы нацеленной на старшее поколение, прежде всего из-за своей агрессивности.
Синий цвет - ассоциируется с пассивностью чувствительностью и спокойствием. Он обычно применяется в «романтической» рекламе. В сочетании с белым цветом он вызывает ассоциации с морем яхтой свежим ветром и свободой.
Серый и бордовый цвета - это цвета умеренности и солидарности.
Черный цвет- это классический «стильный» цвет. Стоит вспомнить «маленькое черное платье» от Коко Шанель или рекламу английских сигарет «John Player Special». В тоже время для старшего поколения черный цвет ассоциируется с бесцветностью и мягко говоря, с безжизненностью.
Сочетание чёрного с белым вызывает у потребителя мистическое чувство, которое ассоциируется с таинственностью и загадочностью.
Зелёный цвет - это как уже отмечалось цвет природы, естественности. Его, как и другие “природные” цвета - голубой, белый и даже коричневый - нередко используют в рекламе продуктов питания.
Принципы цветовой доминанты
Принцип доминанты – главный принцип, помогающий найти правильное соотношение контрастов, акцентов и противоположных сил в композиции, правильно разместить их на картинной плоскости и создать композиционный центр. Доминантными можно сделать любые объекты или части композиции, усиливать или ослаблять их доминантность -все зависит от желаемого визуального эффекта. Доминантные объекты или элементы композиции принято называть доминантной композицией. Такой доминантой может стать один из акцентов, если его визуальная сила будет наивысшей.
Вокруг доминанты на картинной плоскости возникает область, которая привлекает внимание зрителя в первую очередь и вокруг которой создается своеобразный центр повышенного визуального интереса. Эта область и называется композиционным центром. А объект этой области является доминантой композиции.
Принцип доминанты.
Внутреннее организующее начало в композиции с первого взгляда обнаруживается благодаря наличию доминанты — смыслового центра, где завязывается основное действие, возникают основные связи. С доминанты начинается восприятие произведения, она как бы точка отсчета, эмоционально смысловой и структурный центр. Смысловой центр часто совпадает со зрительным центром, т. е. располагается в центральной зоне картинного поля. Характеристики доминанты в более приглушенном звучании повторяются в отдельных частях формы, связывая их между собой. Е. Розенблюм так определяет доминанту: «Доминанта — преобладающий сквозной компонент темы, определяющий требуемое соответствие избираемых художником формальных приемов особенностям зрительного восприятия».
Цветовая дифференциация
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
(франц. differentiation, от лат. differentia — разность, различие), сторона процесса развития, связанная с разделением, расчленением развивающегося целого на части, ступени, уровни.
Правила сочетания цветов
Конечно, существуют модные сочетания цветов в каждом сезоне. Но когда Вы осуществляете подбор сочетаний цветов, следует все-таки основываться на таблицу сочетания цветов и собственные ощущения.
Не существует правильного сочетания цветов, существует только удачное сочетание цветов.
Для того, чтобы подобрать сочетания цветов, существует несколько подходов.
Первый тип – однотонный
Цветовая гамма варьируется в пределах основного цвета, он лишь становится темнее или светлее. Например, темно-синий, синий, голубой. Однако оформленную таким образом комнату можно слегка разбавить «вкраплениями» другого цвета, не слишком притягивающего к себе внимание. Например, помещение в голубых и синих тонах могут дополнить белый и светлый песочный.
Второй тип – гармоничный
Если вы хотите разнообразия, но не настолько радикального, чтобы говорить о контрастах, «раскрасьте» помещение по гармоничному сочетанию цветов. Самые выигрышные примеры сочетания цветов, которые можно смело сочетать друг с другом:
Для красного: розовый — фиолетовый и оранжевый — яичный желтый
Для оранжевого: красный – розовый и яичный желтый – желтый
Для желтого: оранжевый — яичный желтый и лайм – салатовый
Для зеленого: лайм – салатовый и цвет морской волны – синий
Для синего: зеленый – цвет морской волны и сиреневый – фиолетовый
Для фиолетового: синий – сиреневый и розовый – красный
Третий тип – игра на контрастах
Для любителей оригинального и яркого дизайна – игра на контрастах. У каждого цвета на палитре есть свой «антипод»:
Красный – зеленый
Оранжевый – цвет морской волны
Яичный желтый – синий
Желтый – сиреневый
Лайм – фиолетовый
Салатовый – розовый
Даже если вам кажется, что вы никак не реагируете на цвет (вам совершенно все равно, какого цвета окружающие вас предметы), ваш глаз улавливает малейшие его оттенки (до полутора миллионов!), а ваше подсознание и генетическая память фиксируют все цветовые «посылы».
В результате пребывание в определенной цветовой гамме комнат незримо руководит вашими эмоциями и поступками.
Желтый – оранжевый, теплый коричневый, шоколадный, сине-зеленый, болотный, бирюзовый, темно-синий, лиловый, фиолетовый, черный. Желтый цвет без добавления какого-либо другого цвета выглядит малопривлекательно.Бежевый – серый, серо-коричневый, какао, шоколадный, каштановый, ржаво-коричневый, терракотовый, желто-зеленый, болотный, хаки, оливковый, ярко-синий, баклажанный, фиолетовый. Бежевый цвет достаточно универсален: он сочетается как со спокойными, так и с насыщенными и яркими тонами.Золотистый – красный, пурпурный, фиолетовый, коричневый, темно-зеленый, оливковый.Оранжевый – ярко-желтый, бежевый, горчичный, коричневый, фиолетовый, черный.Абрикосовый – белый, бежевый, верблюжий, красный, коричневый, светло-коричневый, охра, небесно-голубой, серо-голубой, синий, серебристый, зеленый.Терракот, приглушенный оранжевый – бледно-желтый, коричневый, шоколад, каштановый, серо-зеленый, хаки, темно-серый, темно-синий.Верблюжий – белый, желтый, бежево-коричневый, красный, омарово-красный, охра, коричневый, сиреневый, фиолетовый, серо-голубой, синий, зеленый.Розовый – белый, нежно-голубой, светло-серый.Красный – белый, желтый, розовый, песочный, бурый, лиловый, синий, черно-коричневый, черный, серебристый. Отлично сочетаются между собой разные оттенки красного цвета.Бордо – темно-синий, сине-зеленый, черный, оливковый, зеленый, серый, любые оттенки красного. С цветом бордо хорошо смотрятся ягодные тона, например, бузина, черника, ежевика.Пурпурный, малиновый и цвет фуксии – желтый, оранжевый, ярко-синий, зеленый и темно-зеленый, фиолетовый, белый.
Эмоциональные ассоциации
Красный цвет - возбуждающий, оживляющий, активный, энергичный, богат ассоциациями. Желтый цвет - теплый, бодрящий, веселый, привлекательный. Оранжевый цвет - веселый, жизнерадостный, пламенный. Зеленый цвет - спокойный, создает приятное, мирное настроение, богат ассоциациями. Синий цвет - спокойный, серьезный, нежный, печальный, тоскливый, сентиментальный. Фиолетовый цвет - соединяет эмоциональное воздействие красного и синего цветов, одновременно притягивает и отталкивает, полон жизни и в то же время вызывает тоску и грусть.
Эмоциональное восприятие цвета
Можно ли описать словами музыку? Можно ли выразить словами значение взгляда? Как бедны привычные понятия, когда мы пытаемся описать словами чувства, переживаемые нами ярко и сильно!
Цветовое восприятие является общепонятным языком ощущений, не требующим словесного выражения – визуальный язык. Эмоциональное восприятие цвета – это и есть его объективное значение.
Темно-синий цвет вызывает ощущение глубочайшего умиротворения. Общепринятое значение темно-синего цвета – покой. Темно-синий цвет вызывает расслабленность и удовлетворение. Он дает чувство глубокой гармонии, упорядоченности, единения и защищенности. Поэтому покрывало Девы Марии синее. Синий соответствует чувству самосознания, а также удовлетворения или самоотдачи. Синий цвет символизирует вечность, отсутствие временных рамок, поэтому его выбирают как символ традиции, единения и сплоченности.
Зеленый, темный, с оттенком синего, как еловая хвоя, выражает стабильность, твердость, настойчивость и постоянство. Зеленый не обладает воздействующей на других экспансивной энергией (как оранжево-красный), а содержит накопленную внутри энергию напряжения, находящуюся не в состоянии покоя, а готовности к действию. Отдающий предпочтение такому зеленому, может быть охарактеризован как человек, твердый в своих убеждениях, умеющий противостоять внутренним и внешним воздействиям, в т.ч. соблазнам, искушениям; человек, обладающий глубоким чувством самоуважения.
Красный оказывает самое сильное активирующее действие. Значение этого цвета – возбуждение, стимуляция, активность. Это также реакция на требования и вызов. Человек, выбирающий красный, воспринимает его как стимуляцию, захват, сильное движущее желание. Это «аппетит» во всех его проявлениях: от страстной любви до жадного обладания. Красный – это вера в собственные силы, уверенность в себе.
Желтый – самый яркий цвет. Подобно солнцу, светлый и сияющий. При попадании света на желтый цвет, за счет сильного отражения создается впечатление скольжения по поверхности. Желтый соответствует чувству свободного развития, поэтому желтый предпочитают люди, ищущие саморазвития, меняющиеся, любящие свободу. Желтый – это решение, освобождение, изменение, развитие, широкий простор. Это поиск нового. Желтый также считается цветом «освещения» и избавления. Беззаботное веселье можно назвать «желтым настроением».
Фиолетовый цвет получается при смешивании красного и синего. Красный – это импульс для завоевания и переживания. Его удовлетворение осуществляется в синем. Красный стремится достигнуть согласия и единства путем борьбы и захвата. Синий же стремится к тому же путем спокойной самоотверженности. Оба пути, и красного, и синего нацелены на единение. Оба цвета переходят свои границы и трансформируются. Поэтому фиолетовый можно охарактеризовать как разрушающий барьеры. Фиолетовый цвет– это единство противоположностей. Фиолетовый является также выражением любознательности, увлеченности, впечатлительности (колебания от красного к синему, от импульсивного желания до осторожной чувствительностью). Подходит для творчески личностей.
Белый из всех цветов – самый светлый. Он может восприниматься как ослепительный. Радикально противоположные цвета черный и белый отражают полярность (черный – отрицание; белый – подтверждение). Белый является цветом чистоты и невинности (подвенечное платье невесты), часто используется в рекламе моющих средств; в христианских традициях представляет собой цвет святости.
Черный – самый темный из всех цветов, практически отсутствие цвета. Белый - излучение, черный - поглощение. Черный – противоположность всему позитивному, абсолютное отрицание, безоговорочное «нет». Проявляется также как воля к уничтожению существующего, оппозиция, авторитарное давление по отношению к любому другому мнению и образу жизни.
В то же время, по нынешним представлениям, воздействие цвета на человека принято подразделять на две составляющие — культурную и физиологическую.
Культурная составляющая, фигурально выражаясь,— величина переменная, меняющаяся в зависимости от этнических особенностей.
К примеру, в Америке, как и у нас, красный цвет означает любовь. В Китае тот же красный ассоциируется с добротой, праздником, удачей. В Индии — с жизнью.
Для американцев желтый цвет — цвет процветания, для нас — разлуки и одновременно солнечности, для сирийцев — траура, для индусов — великолепия, для бразильцев — отчаяния.
Зеленый цвет и у нас, и в Америке ассоциируется с надеждой, в Китае — с роскошью, в Индии — с миром и надеждой.
Голубой цвет в Америке означает веру, в Индии — правдивость, в Китае — траур. Фиолетовый цвет для индусов и бразильцев — цвет печали, но для индусов — еще и утешения.
Белый цвет в Америке символизирует чистоту и мир, в Европе — молодость, в Китае — подлость, опасность, траур.
Черный цвет у американцев ассоциируется со сложной ситуацией, у китайцев — с честностью.
В отличие от культурной, физиологическая составляющая вне зависимости от этнических особенностей определяется исключительно реакцией нервной системы на цвет: активизацией симпатической нервной системы под влиянием ярких, теплых цветов (к примеру, красного или оранжевого) и парасимпатической нервной системы под действием холодных, спокойных цветов (к примеру, голубого или синего). Другими словами, цветам теплым, ярким свойственно повышать тонус, вызывать прилив активности, а спокойным, холодным, напротив, действовать успокаивающе.
Характерно, при движении по цветовому кругу от самого агрессивного и самого активного — красного — в сторону оранжевого и желтого на смену ощущению активности и агрессивности приходит нарастающее чувство легкости и радости. При продвижении в сторону фиолетового и синего постепенно увеличивается успокаивающее действие. Зеленый же цвет, сочетающий в себе легкость и живость желтого со спокойствием и тяжестью синего, приносит с собой ощущение полного покоя.
И что интересно, восприятие одной и той же картинки разнится в зависимости от ее цвета. Как писал Гете в «Избранных сочинениях по естествознанию», при взгляде на зимний пейзаж через желтый фильтр «глаз радуется, сердце расширяется, настроение просветляется, кажется, что повеяло теплом». Тот же самый пейзаж в красном варианте вызывал у него впечатление грубого насилия. В синем — печали. В фиолетовом — невыносимой тоски. В пурпурном — ужаса. В зеленом — покоя. А в оранжевом — радости.
При этом цвета желто-красной части спектра вызывают ощущение тепла, а цвета сине-голубой части спектра — холода. Именно ощущение, а не истинное изменение температуры: как показали исследования, проведенные в США, при совершенно одинаковых температурах синей и оранжевой поверхностей оранжевая поверхность воспринималась испытуемыми как более теплая и при одном взгляде на нее (не говоря уже об «ощупывании») у людей учащался пульс, повышалось артериальное давление.
Кроме того, цвета влияют на восприятие времени, пространства, веса и вкуса.
Сине-голубые цвета как бы увеличивают пространство, замедляют ход времени вплоть до полной его остановки и порождают ощущение тяжести.
Оранжево-желтые, наоборот, как бы приближают предмет к наблюдателю, заставляют время течь быстрее и вызывают ощущение легкости.
Синий создает ощущение горечи, желтый и зеленый усиливают кислый вкус, красный придает продукту сладость. (К слову, в литературе описана история одного фабриканта, который, заметив, что красные леденцы кажутся несколько слаще желтых и намного слаще зеленых, уменьшил в красных леденцах содержание сахара и совсем неплохо заработал на этом.)
И еще известно, что светлые и темные цвета воспринимаются по-разному: светлые — как более веселые и легкие, темные — как печальные и тяжелые. С учетом этого обстоятельства на одном американском заводе решили перекрасить тяжелые черные ящики в светло-зеленый цвет. И не ошиблись: после перекраски они стали казаться рабочим более легкими.
Пропорция золотого сечения. Правило одной трети